ДОП Ловкие ладошки

Пояснительная записка
Направленность и уровень программы. В наши дни возрождается
интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Сейчас
всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из
солёного теста.
Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр
применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения,
панно, рамки для фотографий и вышивки, и многие другие удивительные
вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а
также простота техники.
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко
рекомендовать его для работы с детьми.
Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и
получить определённые практические навыки, но и научит терпению и
аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка, даст толчок
творческому проявлению его индивидуальности.
Актуальность эта программа является ещё и потому, что работа с
солёным тестом это - доступный, экологически чистый и приятный на ощупь
материал, который не пачкает одежду, лёгок в обработке , а ещё это отличное
«лекарство для души» . И несомненно поделки из солёного теста могут стать
прекрасным подарком и украсить интерьер любого дома.
Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа).
С самого начала процесса обучения нужно обратить внимание на
соблюдение правил
техники безопасности труда при работе с
инструментами необходимыми для работы с тестом (нож, скалка, формочки,
кисти и др.)
Программа рассчитана на получение основных теоретических и
практических сведений. Дети должны аккуратно и правильно замешивать
тесто, лепить узоры и сами их составлять, уметь оформить изделие.
Работа с тестом очень кропотливая, требует большого терпения,
поэтому программа составлена так, чтобы дети могли на каждом занятии
увидеть результаты своего труда. Изучив несколько приёмов работы с
тестом, они уже могут изготовить несложные изделия, украшения на свой
вкус. Большое внимание уделяется сохранению здоровья детей. С этой целью
используется чередование видов деятельности для снятия утомляемости.
Цель и задачи. Цель - создание условий для духовно-нравственного
развития личности ребёнка и раскрытие творческого потенциала посредством
приобщения к тестопластике
Основные задачи:
1. Ознакомление с различными видами работ с тестом
(изготовление теста и окрашивание, лепка простых и сложных
деталей, создание фактуры), с помощью
которых можно
изготовить различные украшения;

2. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира,
трудолюбие и умение доводить начатое до конца;
3. Расширение и совершенствование знаний и навыков в области
лепки;
4. Изготовление различных украшений, сувениров, элементов
оформления рамок для фотографий и картин);
5. Воспитывать уважительное и бережное отношение к
традиционной и народной культуре;
6. Ознакомление с историей возникновения лепки, развитием
искусства в России;
7. Ознакомление с правилами подбора различных цветовых гамм;
8. Правила хранения и восстановления изделий из теста;
9. Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность.
Группа/категория учащихся. Возраст обучающихся 7 лет.
Формы. Для достижения поставленных целей и задач используются
различные формы и методы работы. Обучение построено по принципу: от
простого к сложному. В основном при проведении занятий применяются
объяснительно-иллюстративный, наглядный метод и сочетание фронтальной
и индивидуальной форм работы с учащимися. Практические занятия
различаются по степени сложности и распределяются в зависимости от
индивидуальных особенностей детей. Дети учатся работать не только по
образцу, но и создавать свой вариант изделий, всячески развивая фантазию и
воображение.
Для расширения кругозора и развития эстетического вкуса проводятся
беседы, выставки.
Для установления благоприятного психологического климата в
коллективе работа проводится под музыку, а для стимуляции интереса к
ручному труду и демонстрации достигнутых успехов проводятся выставки
работ.
Занятия строятся таким образом, чтобы теоретические вопросы по
каждой теме предшествовали практическим работам. Перед практическими
работами проводится инструктаж по правилам безопасности труда.
Подтверждением итогов в конце учебного года является выставка
работ учащихся.
Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа (в неделю по
1 час.)
Срок реализации. Спецкурс рассчитан на 1 год обучения.
Планируемые результаты. Обучающиеся должны знать и уметь:
Знать:
Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и
цветного), особенности соленого теста. Приемы соединения деталей в
поделках из соленого теста. Как работать самостоятельно с опорой на
рисунок-план. Основные приемы лепки. Способы соединения деталей из
различных материалов. Особенности сушки и соединения небольших
вертикальных изделий. Правила выполнения сборных конструкций из
соленого теста. Последовательность изготовления картины из соленого теста;

операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек. Приемы
разметки по тесту. Приемы использования каркаса.
Уметь:
Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто. Работать с
опорой на рисунок-план. Соединять детали из соленого теста различными
способами. Применять основные приемы лепки как для небольших поделок,
так и для составных конструкций, картин и т.д. Правильно сушить и
оформлять изделие, покрывать его лаком. Использовать при оформлении и
изготовлении поделки подручные средства. Собирать сборные конструкции
из соленого теста. Изготовлять небольшую картину из соленого теста.
Самостоятельно определять технологию изготовления поделки. Работать как
под руководством воспитателя, так и самостоятельно, опираясь на
полученные ранее знания и выработанные умения. Анализировать готовое
изделие. Творчески подходить к выполнению работы.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
Количество часов
№
п/п

2.

Водные занятия. Инструктаж ТБ.
«Королева Мука в гости детей
позвала»
Вкусное печенье.

3.

1.

Формы
аттестации
(контроля)

Наименование раздела, темы
Всего
1

Теория
1

Практика

1

1

Фруктовое мороженое

1

1

4.

«Выставка готовых работ»

1

1

5.

Хлеб душистый, тёплый,
золотистый
« Выпекали мы в печи пироги и
калачи».
« Не красна изба углами, а красна
пирогами».
Лепим посуду для чаепития.

1

1

1

1

1

1

1

1

Осень – время собирать урожай.
Витаминки с грядки (лепка овощей
и фруктов)
Лучок, чесночок и перчик
(оформление общей связки)
Корзинка с грибами.

1

1

1

1

1

1

Осенний листопад (коллективная
композиция)

1

1

6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.

Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ

13.

« Снеговик»

1

1

14.

1

1

15.

«Праздник в дом к нам спешит».
Ёлочные украшения.
«Снегурочка»

1

1

16.

Дед Мороз

1

1

17.

1

1

18.

Лепка по мотивам сказки «Три
медведя»
«Сказочная птица»

1

1

19.

Панно «Репка»

1

1

20.

«Праздник круглый год. То грустно,
то смешно…»
«Валентинки»

1

1

1

1

«Рамка для фотографии (подарок
папе)»
Сделаем игру своими руками
(коллективная работа)
«Праздник мам. Букет в вазочке»
(подарок мамам и бабушкам)

1

1

1

1

1

1

« Бусы и браслеты» (в подарок
девочкам)
«Маленькие штучки для настоящей
принцессы»
«Роспись готовых фигурок»

1

1

1

1

1

1

1

1

29.

Праздник круглый год. Лепка и
роспись пасхальных яиц
«Насекомые» (улитка)

1

1

30.

«Бабочка и пчелка»

1

1

31.

1

1

32.

В гостях у Феи цветов. «Ромашки и
маки»
«Васильки и одуванчики»

1

1

33.

Макет «Весенние цветы»

1

1

34.

Подготовка и проведение выставки

1

21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.

Итого 34

1
2

32

Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ

Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие.
Ознакомление детей с планом работы в кружке.
Организация рабочего места.
Инструктаж по ТБ
Инструменты и материалы.
Материалы для лепки. Инструменты и приспособления. Правила поведения
на занятиях, техника безопасности труда.
Беседа «История возникновения лепки из солёного теста».
Как появилась идея и первые изделия. Разновидности изделий из теста
(украшения, сувениры, различные фигурки).
Виды работ с тестом:
Готовим тесто.
Теоретические сведения: состав теста, классический рецепт теста, способы
замеса. Добавки, полезные советы по приготовлению теста. Вымешивание
теста. Цветное тесто: полезные советы по окрашиванию. Хранение теста.
Практика: замешивание теста, количество воды необходимое для
качественного теста. Сравнение разного состава теста. Подбор различных
цветовых гамм.
Техника лепки.
Теоретические сведения: техника и порядок работы с тестом, инструменты.
Зарисовка шаблонов для изделий.
Практика:
определение количества нужного теста для изделия,
распределение окрашенного теста для отдельных деталей. Освоение простых
приёмов изготовления элементов; освоение сложных приёмов и лепка
элементов. Создание фактуры. Сушка.
Лепка изделий.
Теоретические сведения: просмотр образцов и иллюстраций, образец
готового изделия, подбор инструментов, определение количества теста.
Практика: лепка простых и сложных изделий, изготовление шаблонов,
освоение различных способов скрепления деталей.
Комбинирование изделий.
Теоретические сведения: повторение различных приёмов изготовления
отдельных деталей, просмотр картин и сложных работ из теста,
изготовленных из плоских и объёмных деталей. Знакомство с композицией.
Сочетание цветовой гаммы в картине, подбор фона, драпировки и рамки.
Практика: выбор иллюстрации для картины, изготовление шаблонов,
подбор цветов. Лепка деталей, склеивание их в одно целое, составление
композиции. Раскрашивание работы, оформление в рамку.
Хранение и восстановление изделий.
Теоретические сведения: условия хранения изделий из теста, температура
воздуха, необходимая для хранения. Уход за изделиями. Причины
повреждения и способы их устранения.
Практика: ремонт и восстановление повреждённых изделий.
Заключительное занятие.

Итоговая выставка. Подведение итогов за год. Задания и рекомендации на
период летних каникул.
Формы аттестации и оценочные материалы
Умения и навыки проверяются в ходе занятия. Уровень подготовки учащихся
проверяется при демонстрации достигнутых успехов во время выставки
работ. Выставки работ проводятся после практических занятий по мере их
выполнения.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Для проведения занятий необходим кабинет, мебель: столы, стулья в
количестве 15 штук, мультимедиа-проектор, ноутбук или компьютер.
Средства, необходимые для данной программы:
- разработки по темам занятий
- образцы изделий
- набор для лепки (доска, приспособления)
- фартук, нарукавники
- материалы для лепки (соль, мука, вода и т. д.)
- краски, кисти
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
1. Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО
«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
2. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом
«Кристалл», 2001.
3. Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
4. Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.
5. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.:
Педагогическое общество России, 2000.
6. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
7. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.:
СпецЛит, 2000.
8. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя
детского сада. М.: Просвещение, 1986.
9. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду:
Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984

Оформление календарного учебного графика
№ Меся Числ Время Форма Количест Тема занятия
п/
ц
о проведен занят во часов
п
ия
ия
занятия
1.
фронтал
Водные
1
ьная

индив
идуаль
ная
индив
идуаль
ная
группо
вая

1

5.

индив
идуаль
ная

1

6.

индив
идуаль
ная
индив
идуаль
ная

1

индив
идуаль
ная
индив
идуаль
ная

1

индив
идуаль
ногруппо
вая
индив
идуаль
ная
индив
идуаль

1

2.

3.

4.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

занятия.
Инструктаж
ТБ.«Королева
Мука в гости
детей позвала»
Вкусное
печенье.

Место
Форма
проведен контроля
ия
Кабинет 308

Выставка
работ

Кабинет 308

Выставка
работ

1

Фруктовое
мороженое

Кабинет 308

Выставка
работ

1

«Выставка
готовых
работ»
Хлеб
душистый,
тёплый,
золотистый
« Выпекали мы
в печи пироги
и калачи».
« Не красна
изба углами, а
красна
пирогами».
Лепим посуду
для чаепития.

Кабинет 308

Выставка
работ

Кабинет 308

Выставка
работ

Кабинет 308

Выставка
работ

Кабинет 308

Выставка
работ

Кабинет 308

Выставка
работ

Осень – время
собирать
урожай.
Витаминки с
грядки (лепка
овощей и
фруктов)
Лучок,
чесночок и
перчик
(оформление
общей связки)
Корзинка с
грибами.

Кабинет 308

Выставка
работ

Кабинет 308

Выставка
работ

Кабинет 308

Выставка
работ

Осенний
листопад

Кабинет 308

Выставка
работ

1

1

1
1

13.

14.

15.

16.

17.

ногруппо
вая
индив
идуаль
ная
индив
идуаль
ногруппо
вая
индив
идуаль
ная
индив
идуаль
ная
индив
идуаль
ная

(коллективная
композиция)

1

« Снеговик»

Кабинет 308

Выставка
работ

1

Кабинет 308

Выставка
работ

1

«Праздник в
дом к нам
спешит».
Ёлочные
украшения.
«Снегурочка»

Кабинет 308

Выставка
работ

1

Дед Мороз

Кабинет 308

Выставка
работ

1

Лепка по
мотивам
сказки «Три
медведя»
«Сказочная
птица»

Кабинет 308

Выставка
работ

Кабинет 308

Выставка
работ

1

Панно «Репка»

Кабинет 308

Выставка
работ

1

«Праздник
круглый год.
То грустно, то
смешно…»
«Валентинки»

Кабинет 308

Выставка
работ

Кабинет 308

Выставка
работ

«Рамка для
фотографии
(подарок
папе)»
Сделаем игру
своими руками
«Праздник
мам. Букет в
вазочке»
(подарок
мамам и
бабушкам)
« Бусы и
браслеты» (в
подарок
девочкам)
«Маленькие
штучки для
настоящей

Кабинет 308

Выставка
работ

Кабинет 308

Выставка
работ
Выставка
работ

индив
идуаль
ная
индив
идуаль
ная
индив
идуаль
ная

1

индив
идуаль
ная
индив
идуаль
ная

1

коллек
тивная
индив
идуаль
ная

1

25.

индив
идуаль
ная

1

26.

индив
идуаль
ная

1

18.

19.

20.

21.

22.

23.
24.

1

1

Кабинет 308

Кабинет 308

Выставка
работ

Кабинет 308

Выставка
работ

принцессы»
27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

индив
идуаль
ная
индив
идуаль
ная

1

«Роспись
готовых
фигурок»
Праздник
круглый год.
Лепка и
роспись
пасхальных
яиц
«Насекомые»
(улитка)

Кабинет 308

Выставка
работ

Кабинет 308

Выставка
работ

индив
идуаль
ная
индив
идуаль
ная
индив
идуаль
ная

1

Кабинет 308

Выставка
работ

1

«Бабочка и
пчелка»

Кабинет 308

Выставка
работ

1

В гостях у Феи
цветов.
«Ромашки и
маки»
«Васильки и
одуванчики»

Кабинет 308

Выставка
работ

индив
идуаль
ная
коллек
тивная

1

Кабинет 308

Выставка
работ

Макет
«Весенние
цветы»
Подготовка и
проведение
выставки

Кабинет 308

Выставка
работ

коллек
тивная

1

Кабинет 308

Выставка
работ

1

1

Уровни дифференциации дополнительных общеразвивающих программ
3.1 Данная общеразвивающая программа реализуется по направлениям
дополнительного декоративно-прикладного образования, которое определяется
предметно-тематическим содержанием и результатами освоения программы.
3.2 Данная общеразвивающая программа разработана в соответствии с развивиающим
уровнем.
3.3. В отношении учащихся используется дифференцированный подход с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей.

Организационно-педагогические условия реализации программы
Требования к организации образовательного процесса установлены СанПин
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года №
41)
Рекомендуемый режим занятия детей
№ п/п

Направленность
объединения

Число занятий в
неделю

1

Декоративноприкладное

1

Число и
продолжительность
занятий в день
1 по 40 минут


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».