2 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Пояснительная записка………………………………………………………………………..……………………………………….. 3 2. Содержание программы…………………………………………………………………………………………………….….………. 5 2.1. Учебно-тематический план……………………………………………………………………………...…………………………… 5 2.2.Содержание учебного плана…………………………………………………………………………………………………………11 3. Формы аттестации и оценочные материалы……………………………………….………………………………………...…..….. 22 4. Организационно-педагогические условия реализации программы………………………………………………….…………...…24 5. Список литературы………………………………………………………………………………………………….………….…….. 24 6. Приложение 1 – комплекс упражнений……………………………………………………………………………………………….25 3 Пояснительная записка Модифицированная программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Закона Российской Федерации «Об образовании» программы по мини-футболу МБОУ ДОД «СДЮСШОР «Факел» г. Лесной авторов-тренеров преподавателей : Снегирев В.И., Снегирев Ю.В., Рычаков А.В. Программа составлена с учетом потребностей родителей, обучающихся и с учетом возможностей школы. Актуальность: Мини-футбол завоевывает все большую популярность в мире. Сегодня более80 стран развивают эту игру. Развивается мини-футбол и в России. В нашей стране создана разветвленная организационная структура этого вида спорта. В программе отражены основные задачи на этапах годичного цикла тренировки и построение учебно-тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки, учебно-тренировочного этапа распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значимости. Направленность – спортивная Возраст учащихся - 12-17 лет Срок реализации программы – 1 год (68 часов) Программа по мини-футболу является программой дополнительного образования, предназначенной для занятий минифутболом в общеобразовательном учреждении. Цели и задачи 4 Игра в мини-футбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Цель программы – углубленное изучение спортивной игры футбол (мини-футбол). Основными задачами программы являются: укрепления здоровья; содействие правильному физическому развитию; приобретение необходимых теоретических знаний; овладение основными приёмами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы; привитие ученикам организаторских навыков; повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (мини-футбол); подготовка учащихся к соревнованиям по футболу (мини-футбол). Основными формами работы являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участие соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований). Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях. Режим: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность -1 час. Ожидаемый результат В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивным играм. 5 Содержание программы № урока Учебно-тематическое планирование 1,2 Тема – количество часов Содержание Вводное занятие. Объяснение техники безопасности, правил игры, основ игры в футбол. 3.4 Стойки футболистов, передвижение на поле. 5.6 Обучение: передачи мяча внутренней частью стопы, остановка мяча. теория Краткий возникновения мини-футбола. и практика обзор Техника передвижений развития футболиста (бег, прыжки, повороты, остановки). Год рождения мини-футбола. Основатель игры в футбол. Родина мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в стране Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Техника безопасности Правила соревнований по футболу Измерители, виды и формы контроля Сроки проведения план факт Опрос Сентябрь Техника передвижений футболиста (бег, прыжки, повороты, остановки). Текущий. Сентябрь Техника передвижений футболиста (бег, прыжки, повороты, остановки). Текущий. Сентябрь 6 7.8 9.10 11.12 13.14 Повторение: передачи мяча внутренней частью стопы, остановка мяча. Подвижная игра с мячом (Точная передача). Обучение передача мяча подъемом. Совершенствование: передачи мяча внутренней частью стопы, остановка мяча. Правила соревнований по футболу Техника передвижений футболиста (бег, прыжки, повороты, остановки). Контроль результата Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Техника безопасности передача мяча внутренней частью стопы, остановка мяча. Текущий Обучение передача мяча навесом. Совершенствование ранее изученного материала. Игра в квадрат двумя-тремя касаниями мяча. Техника безопасности передача мяча навесом. Контроль результата октябрь Правила соревнований по футболу Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Техника безопасности Игра в квадрат двумя-тремя касаниями мяча. Текущий октябрь Игра в футбол по упрощенным правилам. Контроль результата октябрь Правила соревнований по футболу Учебно-тренировочная игра в футбол. Текущий Техника безопасности Удары по воротам с 12 метров по катящемуся мячу. Удары по неподвижному мячу. Текущий ноябрь Правила соревнований по футболу Удары по летящему мячу. Учебно-тренировочная игра в футбол. Двухсторонняя игра в футбол по основным правилам. Текущий. ноябрь Текущий. ноябрь передача и прием летящего мяча (грудью, головой, бедром, стопой). Текущий. 15.16 Игра в квадрат одним касанием мяча. Игра в футбол по упрощенным правилам. 17.18 Учебно-тренировочная игра в футбол. 19.20 Удары по воротам с 12 метров по катящемуся мячу. Удары по неподвижному мячу. 21.22 Удары по летящему мячу. Учебнотренировочная игра в футбол. 23.24 Повторение раннее изученного материала. Двухсторонняя игра в футбол по основным правилам. 25.26 Обучение: навесная передача и прием летящего мяча (грудью, головой, бедром, стопой). Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Техника безопасности Техника безопасности Сентябрь октябрь ноябрь декабрь 7 Повторение: навесная передача и прием летящего мяча (грудью, головой, бедром, стопой). Обучение: угловой удар (расстановка игроков). Совершенствование раннее изученного материала. Обучение: удар головой по воротам. Изучение технико-тактических действий. Учебно-тренировочная игра в футбол. Групповые действия в атаке (игра в одно касание, забегания игроков). Индивидуальные действия в атаке (финты, обманные движения, игра корпусом). Учебно-тренировочная игра. Правила соревнований по футболу Текущий. декабрь Текущий. декабрь Учебно-тренировочная игра в футбол. Текущий. декабрь игра в одно касание, забегания игроков Учебно-тренировочная игра. Текущий. Текущий. январь Повторение технико-тактических действий в атаке. Игра в квадрат. Групповые действия в защите (игра в линию, подстраховка игроков и вратаря, опека игроков). Техника безопасности Игра в квадрат. Текущий. январь Правила соревнований по футболу игра в линию, подстраховка игроков и вратаря, опека игроков Контроль. январь 41.42 Быстрый переход из обороны в атаку (расстановке игроков, выход со своей половины поля). Игра в баскетбол. Правила соревнований по футболу Игра в баскетбол. Текущий. январь 43.44 Индивидуальные действия игроков в защите (персональная игра, обманные действия). Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Техника безопасности персональная игра, обманные действия Текущий. 45.46 Повторение технико-тактических действий в защите. Учебнотренировочная игра в футбол. Изучение игры вратаря (стойки, перемещения). Учебнотренировочная игра в футбол. Техника безопасности Учебно-тренировочная игра в футбол. Контроль. февраль Правила соревнований по футболу Учебно-тренировочная игра в футбол. Текущий. февраль 27.28 29.30 31.32 33.34 35.36 37.38 39.40 47.48 навесная передача и прием летящего мяча (грудью, головой, бедром, стопой). Обучение: угловой удар (расстановка игроков). Правила соревнований по футболу Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Техника безопасности Техника безопасности Правила соревнований по футболу январь февраль 8 49.50 Игра вратаря (ловля, отбивание, парирование мяча, игра ногами). Игра в пас через вратаря. Выходы на мяч. Техника безопасности Игра в пас через вратаря. Выходы на мяч. Текущий. февраль 51.52 Технико-тактические действия вратаря. Игра в футбол по основным правилам. Развитие скоростно-силовых качеств (челночный бег 5 x 10 метров). Повторение раннее изученного материала. Учебно-тренировочная игра в футбол. Правила соревнований по футболу Игра в футбол по основным правилам. Текущий. март Техника безопасности челночный бег 5 x 10 метров Контроль март Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Техника безопасности Техника безопасности Учебно-тренировочная игра в футбол. Контроль март Игра в квадрат. Текущий. март Техника безопасности штрафной, угловой, свободный удары Текущий. Правила соревнований по футболу Игра в футбол по определенному сюжету. Текущий. апрель Техника безопасности Игра в футбол. Текущий. апрель Техника безопасности Товарищеская игра в футбол. Текущий. май 53.54 55.56 57.58 Развитие координационных способностей (жонглирование мячом, резкие развороты). Игра в квадрат. 59.60 Изучение розыгрыша стандартных положений (штрафной, угловой, свободный удары). 61.62 Повторение раннее изученного материала. Обучение игре в меньшинстве – большинстве. Игра в футбол по определенному сюжету. 63.64 65.66 Совершенствование различных ударов приемов мяча, технических и тактических действий. Игра в футбол. Товарищеская игра в футбол. 67.68 Подведение итогов. Текущий. апрель май Содержание учебного плана Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футболу (мини-футбол), правила соревнований. 9 В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества. В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры. Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки. Методы и формы обучения Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных . Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: - методы упражнений; - игровой; - соревновательный; - круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: - в целом; 10 - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. 1. Теоретические знания 1) Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. Год рождения мини-футбола. Основатель игры в футбол. Родина мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в стране. Развитие мини-футбола среди школьников. Описание игры. 2) Значение занятий физической культурой и спортом. Физическая подготовка и ее роль в футболе. Рациональный суточный режим. Режим дня и питание. Личная гигиена: уход за телом, закаливание, простейшие приемы самомассажа. Утренняя гимнастика. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям. Понятие о тренировке и спортивной форме. Общее понятие о строении и функциях организма человека, взаимодействие систем организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции.Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий футболом. Подвижность суставов. Спортивная тренировка, как процесс совершенствования функций организма. Профилактика травм, оказание первой медицинской помощи. Травмы и их разновидности. Причины возникновения травм. Ушибы, растяжения, разрывы мышц, связок, сухожилий. Кровотечения, их виды и меры остановки. Восстановительные процессы и их активизация. Врачебный контроль и самоконтроль. 3) Правила соревнований. Состав команды, замена игроков. Права и обязанности игроков. Правила игры. Основы судейской терминологии и жеста. Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Соревнования по волейболу среди школьников. 11 2. Практические занятия Современный мини-футбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям спортсмена. Для этого необходимо всестороннее развитие физических качеств. Физическую подготовку подразделяют на общую и специальную. Значение общей и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры. Общая физическая подготовка. Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания, перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом. Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг), гантелями. Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа -поднимание ног с мячом. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами. Упражнения на гимнастических снарядах. Лазанье по гимнастической стенке, канату. Ходьба по бревну. Смешанные висы. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов, индивидуальные, в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). 12 Упражнения для мышц ног, таза, брюшного пресса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки. Акробатические упражнения.Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках. Соскоки в глубину со снарядов (высота снаряда 50-60 см). Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в строну из положения лежа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед, назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры рук. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180 градусов из седа ноги врозь с захватом ноги. Из положения, стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми прямыми ногами о стену (для мальчиков с 13 лет и старше). Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки, кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь и сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперед. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад. Кувырок назад прогнувшись через плечо. Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки, коня, козла. «Мост» с помощью партнера и самостоятельно. Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега (с 14 лет). Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации. Упражнения на батуте. Легкоатлетические упражнения.Бег: бег с ускорением 30-40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3x20-30 м, 3x30-40 м, 4x50-60 м. Эстафетный бег с этапами до 40м и до 50-60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 минут (мальчики) и до 2 минут (девочки). Бег или кросс до 2000 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метания малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места, с разбега. Упражнения в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание. Из упора лежа сгибание и разгибание рук. 13 Подвижные игры.Игры без предметов: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Салки», «Караси и щука», «Волк во рву», «Третий лишний», круговые и комбинированные эстафеты. Игры с предметами: «Удочка», «Гонка мячей», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч среднему», «Встречная эстафета» и т.д. Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий. Программа общей физической подготовки должна быть направлена на индивидуальные особенности. Тем не менее, есть определенные области тела, которым должно быть уделено особенное внимание. Это – ноги, пресс, спина. Важно иметь сильные руки и торс, но не перекаченные. Чем меньший вес придется носить ногам, тем быстрее они смогут двигаться. Специальная физическая подготовка. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из различных исходных положений. Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег 15 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок в начале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной и т.д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой 1-3 кг, в зависимости от возраста и пола), с поясом-отягощением или в куртке с весом. Упражнения для развития силы. 1.Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2—4 кг, мешочки с песком 3—5 кг, диск от штанги, штанга для средней и старшей групп, вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. 2. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. 3.Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх. 4.Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра). 5. Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. 14 6. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность. 7. Вбрасывание футбольного и наживного мяча на дальность. 8.Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте). 9. В упоре лежа хлопки ладонями. 10.Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. 11. Сжимание теннисного (резинового) мяча. 12.Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев). 13.Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. 14. Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками. Упражнения для развития силы мышц и скоростно-силовых качеств. 1. Выпрыгивание вверх с двух ног в заданном темпе. 2. Закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять упражнения, которые по своей структуре сходные с техническими приемами. 3. Вращательные движения туловищем с отягощением (гриф штанги, диски, гантели, мешок с песком). 4. Приседания и вставания со штангой на плечах (6-8 раз за подход). 5. Выпрыгивание из полуприседа и приседа со штангой на плечах. Вес - 50% максимального (6-8 выпрыгиваний за подход). 6. Сидя на гимнастической скамейке - наклоны назад с помощью партнера, который держит за голеностопные суставы. Упражнение можно выполнять с отягощением в руках. 7. Прыжки через скакалку. 15 8. Напрыгивание на предметы различной высоты. 9. Серия прыжков с преодолением препятствий. Упражнения для развития быстроты. 1. Упражнения для развития стартовой скорости: рывки на 5-10 м и 10-15 м из положений стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии из приседа, широкого выпада, седа, лежа. по зрительному сигналу. 2. Упражнения для развития дистанционной скорости: ускорение на 15,30 и 60 м без мяча и с мячом. 3. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Обводка стоек на скорость. 4. Бег с быстрым изменением скорости. Бег с изменением направления до 180 градусов. Бег боком и спиной вперед на перегонки. 5.Рывок с мячом с последующим ударом по воротам. 6. Быстрые перемещения с последующей имитацией технического приема или выполнением его. 7. Быстрые переключения от одних действий к другим, различным по характеру. 8. Эстафеты с заданием на быстроту выполнения. В тренировочном занятии целесообразно чередовать упражнения, направленные на совершенствование техники, с сериями упражнений, требующих больших физических напряжений, или имитационными упражнениями большой интенсивности. Такие переключения способствуют развитию специальной выносливости и повышению эмоционального состояния занимающихся. Упражнения для развития специальной выносливости. 1. Переменный и повторный бег с мячом. 2. Двусторонние игры (для старшей группы). Двусторонние игры (команды играют в уменьшенном по численности составе). Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т. п.) большой интенсивности. 3. Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-10 мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками. 16 Тренировочные занятия должны строиться так, чтобы создавался запас прочности в выполнении отдельных технических приемов, их стабильности на протяжении игры. В ходе игры возникают различные двигательные задачи, требующие быстроты ориентировки и моментального решения. Некоторые технические приемы приходится выполнять в безопорном положении, для чего необходимо развитие специальной ловкости и точности движений. Для развития этих качеств используют следующие упражнения: Упражнения для развития ловкости. 1. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90—180°. 2. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. 3. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. 4.Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. 5.Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. 6.Ведение мяча головой. Развития гибкости (подвижности в суставах). Гибкость развивают с помощью упражнений, которые делят на активные — выполняемые с отягощениями и без них, и пассивные — выполняемые с помощью партнера. Используют их сериями по 4-5 движений, постепенно увеличивая амплитуду. Для развития специальной гибкости (на гибкость для запястья, для плечевых суставов, для голеностопных суставов, для коленных суставов, для тазобедренных суставов)особенно важны упражнения, способствующие увеличению подвижности в суставах, укреплению мышечно-связочного аппарата и развитию эластичности мышц и связок. Для этого используют упражнения на растягивание, по структуре сходные с движениями или отдельными их частями, характерными для технических приемов игры. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть большой. Основные средства для развития этих качеств — гимнастические упражнения, упражнения с помощью партнера. Целесообразно использовать небольшие отягощения. 17 Умение произвольно расслаблять мышцы значительно повышает работоспособность. Начинать обучение расслаблению мышц нужно со специальных упражнений — встряхивание, свободное размахивание руками и ногами, расслабление мышц лежа, семенящий бег и т.п. Растягивающие упражнения прекрасны для увеличения диапазона движений определенных групп мышц. Если их выполнять регулярно, мышцы станут более гибкими. Это сочетание увеличенного диапазона и гибкости сильно поможет в улучшении движений и также даст возможность ученику вложить дополнительную силу в удар. Для развития физических качеств следует подбирать доступные и в то же время интересные для занимающихся упражнения. Основы техники и тактики. Техника передвижений. Бег: по прямой, изменяя направление и скорость, приставным и скрестным шагом (вправо, влево).Прыжки: вверх толчком двух ног с места и толком двух ног с места и с разбега.Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега: выпадом и прыжками (на обе ноги). Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары носком, пяткой (назад). Удары на точность: в ноги партнеру, по воротам, в цель, на ходу двигающемуся партнеру. Удары на дальность. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве. Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу, направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на средние и короткие расстояния. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность. 18 Остановка мяча. Остановка подошвой, внешней и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч к последующим действиям. Остановка внутренней и внешней стороной стопы и грудью летящего мяча на месте, в движении вперед и назад, поворотом в сторону, опуская мяч в ноги для последующих действий. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей. Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней стороной стопы: правой, левой ногой и поочередно; по прямой, меняя направление, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ведение серединой подъема и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом. Обманные движения (финты). Обучение финтам после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону), во время ведения мяча внезапная отдача мяча назад, откидывая его подошвой партнеру, находящемуся сзади: показать ложный запах для сильного удара по мячу, а вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком, имитируя передачу партнеру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъема правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону. При ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперед; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнеру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая соперника («скрещивание») и др. Выполнение обманных движений в единоборстве. Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, выбивая и останавливая мяч в выпаде. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определенные действия с мячом. Отбор в подкате – выбивая и останавливая мяч ногой. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе, с шагом вперед до боковой линии. Вбрасывание мяча на точность: под правую, левую ногу партера, на ходу партнеру. Вбрасывание на точность и на дальность. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону приставными и скрестными шагами и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего 19 навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивания мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Отбивание в сторону, за линию ворот ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Бросок мяча одной рукой с боковым замахом снизу. Выбивание мяча ногой: с земли по неподвижному мячу, с рук с воздуха по выпущенному из рук мячу и подброшенному перед собой мячу на точность. Тактика игры в футбол. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг влево или вправо): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок 5м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом. 8-6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнеру). Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться и реагировать правильным образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки: с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты в зависимости от игровой ситуации. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнеру, на свободное место, под удар: короткую или среднюю передачу, верхом или низом. Комбинация «игра в стенку». 20 Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: в начале игры, при угловом, при штрафном и при свободном ударах, вбрасывание мяча(не менее одной в каждой группе). Уметь взаимодействовать с партнером при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений. Командные действия. Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению к опекаемому игроку и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценивать игровую ситуацию и осуществлять отбор мяча изученными способами. Противодействие маневрированию, т.е. осуществлять «закрывание». И препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученными способами. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Уметь противодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь противодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинации с участием вратаря. Командные действия. Уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте согласно тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр. Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру после ловли открывающемуся партнеру. Занимать правильную позицию при угловом, штрафном, свободном ударах вблизи своих ворот. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и 21 свободного ударов вблизи своих ворот, играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию. Выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот, введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру. Учебные и тренировочные игры: применяя в них изученный программных материал. Контрольные упражнения по общей физической подготовке. 22 Формы аттестации и оценочные материалы 23 Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьном этапе соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (сентябрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы. Организационно-педагогические условия реализации программы Материально-техническое обеспечение- Спортзал на 1 этаже, площадь 153,9 кв. м.: основное оборудование: - ворота для минифутбола, - мячи для минифутбола - 4 шт., - медицин болы- 31 шт., - скалки- 32 шт., - мячи футбольные – 14 шт. Литература: Список рекомендуемой литературы для учащихся. 1. А.Власов «Мини-футбол в школу!», «Спорт в школе», № 23,2006 2. С.Андреев, Э.Алиев «История развития мини-футбола», «Спорт в школе», № 5,2007 3. А.Полозов «Обучение футболу в разных странах», «Спорт в школе», № 6,2006 4. Ю.И.Портных «Спортивные и подвижные игры» - М, 1987 Список рекомендуемой литературы для учителя. 24 1. И.А. Швыков. Футбол, Москва, 2002 2. 3. А.А. Сучилин. Футбол во дворе, Москва, «Физкультура и спорт», 1982 Всероссийский научно-методический журнал «Физическая культура. Всё для учителя», 2016