РП В мире музыки 5 класс по специальной (коррекционной) программе 8 вида

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, примерными программами по музыке Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида для 5-9 классов, 2000 г., под редакцией
В.В. Воронковой, и программы Евтушенко И.В. (сборник «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»)
и на основе программы специального образования для детей, имеющих умеренную степень умственной отсталости «Особый ребенок».
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном
учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности,
нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных
обучающимся специальных заведений.

Цель музыкального воспитания - формирование музыкальной культуры обучающихся, развитие эмоционального, осознанного восприятия
музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствует развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения
музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий

Задачи образовательные:
-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкальноисполнительской деятельности;
-формировать музыкально-эстетический словарь;
-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
-совершенствовать певческие навыки;
-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкальноисполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;
-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать
уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала урока состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу
содержания программного материала составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и
композиторская; детская, классическая и современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел пение включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений обучающихся в зависимости от уровня певческого
развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового
репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на выработку стройности и чистоты интонации,
красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и
подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет
«концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их
участие в хоровом пении. Обучающимся не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала,
доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания обучающимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной
школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях
музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении

народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных
композиторов.
Наряду с освоением обучающимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это
поможет обучающимся вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на
школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.

Содержание программы.

5 класс (1 час в неделю)

Пение.
Исполнение песенного материала в диапазоне: си-ре2.
Развитие навыков концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале
вокально-хоровых упражнений во время распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.
Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая
слаженность, динамические оттенки.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.
Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.
Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
Повторение песен, разученных в 4-м классе.
Слушание музыки.

Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как
отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.
Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказаться о ней.
Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина,
баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т.д.
Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.

Музыкальная грамота.

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.
Формирование элементарных понятий о размере: 2/4,3/4,4/4.

Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников).

Обучающиеся должны знать:

- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);
- паузы (долгие, короткие);
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь,
трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).

Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.

Содержание учебного предмета, курса (5 класс, VIII вид)
№ Наименование разделов Количество Характеристика основных видов учебной
Формы организации учебных
п/п
часов
деятельности
занятий
1 «Особенности
9
Хоровое,
ансамблевое
и
сольное
пение; Индивидуальная, беседа,
национального
пластическое интонирование и музыкально- фронтальная. (урокфольклора».
ритмические
движения;
различного
рода путешествие; урок
импровизации
(ритмические,
вокальные, фантазирования урок-диалог;
пластические
и
т.д.),
инсценирование урок-викторина; урок
(разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес творчества).
программного характера, фольклорных образцов
музыкального искусства, рисунок.
2 «Оркестр русских
7
Хоровое,
ансамблевое
и
сольное
пение; Индивидуальная, беседа,
народных музыкальных
пластическое интонирование и музыкально- фронтальная. (урокинструментов».
ритмические
движения;
различного
рода путешествие; урок
импровизации
(ритмические,
вокальные, фантазирования урок-диалог;
пластические
и
т.д.),
инсценирование урок-викторина; урок
(разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес творчества).
программного характера, фольклорных образцов
музыкального искусства, рисунок.
3 «Музыка, различная по 18
Хоровое,
ансамблевое
и
сольное
пение; Индивидуальная, беседа,
характеру».
пластическое интонирование и музыкально- фронтальная. (урокритмические
движения;
различного
рода путешествие; урок
импровизации
(ритмические,
вокальные, фантазирования урок-диалог;
пластические
и
т.д.),
инсценирование урок-викторина; урок
(разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес творчества).
программного характера, фольклорных образцов
музыкального искусства, рисунок.

Формы
контроля
Беседа,
устный
опрос.

ЭОР

Беседа,
устный
опрос.

Синтезатор,
компьютер,
презентации.

Беседа,
устный
опрос.

Синтезатор,
компьютер,
презентации.

Компьютер,
синтезатор,
презентации.

Календарно-тематическое планирование для обучающихся VIII вида (5 класс)
№
п/п
1

Наименование тем, уроков

Особенности национального
фольклора.
Интонационное
своеобразие русской

Колво
часов
1

Дата проведения
По
Фактически
плану

Виды деятельности
учащихся c ОВЗ
Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические

Планируемые результаты.

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в

Дом. задание

Учить песню.

народной музыки.

движения. Рисунок.

2

Музыкальный разговор.
Интонационное своеобразие
русской народной музыки.

1

3

Жанры и характерные
особенности русской народной
музыки.

1

4-5 Детские
песни, обрядовые песни,
песни-плачи.

6

Эпические песни, частушки.

7-8 Маршевость, танцевальность,
песенность в русской
народной музыке.

9

Подведение итогов.

2

1

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения. Рисунок.
Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения. Рисунок.

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения. Рисунок
как эмоциональный
отклик на
услышанное
произведение.
Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения.

2

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения.

1

Слушание музыки.

песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
Представлять многообразие русской
народной музыки.
Знать основные четры.

Повторить
слова песни.

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

Учить песню.

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
Уметь отличать марш, песню, танец.
Знать основные различия этих жанров.
Уметь: найти нужную речевую интонацию
для передачи характера и настроения
песни.

Сочинить
частушку.

Уметь слушать музыку.

Закончить
рисунок,
выучить
песню.

Подобрать
пластические
движения к
русской
народной
песне.
Повторить

Обобщение знаний учащихся.

Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения.
Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения.

10

Домра, балалайка.
Ознакомление с
музыкальными
инструментами.

1

11

Гармонь, баян. Ознакомление
с музыкальными
инструментами.

1

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения. Рисунок.

12

Свирель, трещотки.
Ознакомление с
музыкальными
инструментами.

1

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения.

1

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения. Рисунок.

2

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Просмотр
мультфильма.

Деревянные
ложки.
Ознакомление
с
музыкальными
инструментами.
Ритмическое эхо.
14- Инструментальный
состав
15 оркестра.
Закрепление
представлений о составе и
звучании оркестра народных
инструментов.
13

16

Подводим итоги. Обобщение
знаний учащихся.

1

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения. Рисунок.

17

Средства музыкальной
выразительности. Музыка,

1

Слушание музыки.
Работа в тетради.

Определять музыкальные инструменты.

песни.

Знать/ понимать: что домра и балалайка
относятся к русским народным
инструментам.
Уметь их узнавать.
Уметь слушать музыку.
Знать/ понимать: что гармонь и баян
относятся к русским народным
инструментам.
Уметь их узнавать.
Уметь слушать музыку.
Знать/ понимать: что свирель и трещотки
относятся к русским народным
инструментам.
Уметь их узнавать.
Уметь слушать музыку.
Знать/ понимать: что деревянные ложки
относятся к русским народным
инструментам.
Уметь их узнавать.
Уметь слушать музыку..
Уметь: передавать собственные
музыкальные впечатления с помощью
какого-либо вида музыкально-творческой
деятельности, выступать в роли
слушателей, эмоционально откликаясь на
исполнение музыкальных произведений
Знать/ понимать: характер и настроение
прослушанного произведения.
Уметь: узнавать изученные произведения,
участвовать в коллективном пении,
исполнение ритма, изображение
звуковысотности мелодии движением рук.
Знать/ понимать: основное настроение
произведения.

Нарисовать
изученные
музыкальные
инструменты.
Нарисовать
изученные
музыкальные
инструменты.
Нарисовать
изученные
музыкальные
инструменты.
Нарисовать
изученные
музыкальные
инструменты.
Повторить
названия
изученных
инструментов.
Повторить
песни.

Рассказать
какая бывает

какая она бывает?

Пение. Пластические
движения. Рисунок.

18- Средства
музыкальной
19 выразительности. Мелодия.

2

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения.

20- Средства
музыкальной
21 выразительности.
Лад.
Ладовая окраска музыки.
Мажор, минор.

2

Слушание музыки.

22- Средства
музыкальной
23 выразительности. Темп. Темп
– скорость движения
в музыке, основные виды
темпов.

2

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения. Рисунок.

24- Средства
музыкальной
25 выразительности. Сила звука.
Сила звука в музыке.
Динамические оттенки.

2

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения. Просмотр
мультфильма.
Слушание музыки.
Работа в тетради.

26

Обобщающий урок.

1

Уметь: узнавать изученные произведения,
участвовать в коллективном пении,
исполнение ритма, изображение
звуковысотности мелодии движением рук.
Знать что такое мелодия.
Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
Знать/ понимать: что музыка бывает
грустной и весёлой.
Уметь: выказывать свое отношение к
различным музыкальным сочинениям,
отличать мажор и минор.

Знать: что темпы бывают разные.
Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль
Принимать участие в играх, танцах,
песнях.
Уметь слушать музыку, определять
настроение, исполнять песни с разными
динамическими оттенками.
Принимать участие в играх, танцах,
песнях.
Знать/ понимать: что у музыки есть
свойство - без слов передавать чувства,

музыка.

Повторить
мелодии
изученных
песен.

Выполнить
рисунок к
мажорной
музыке.
Выполнить
рисунок к
минорной
музыке.
Повторить
определение
термина
«темп».

Повторить
песни.

Учить слова
песни.

Пение. Пластические
движения. Рисунок.
27- Средства
музыкальной
28 выразительности. Ритм. Виды
ритма.
Ритмический рисунок.

2

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения.

29- Средства
музыкальной
30 выразительности.
Тембр.
Тембровая окраска
музыки.

2

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения. Рисунок.

Средства
музыкальной
выразительности.
Музыкальный цветиксемицветик.

1

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения.

2

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения. Рисунок.

31

32- «Лицо» музыкального
33 произведения.

мысли, характер человека, состояние.
Слушать и слышать музыкальное
произведение, проникнуться чувством
сопереживания.
Уметь: прохлопать простой ритмический
рисунок; по звучавшему
фрагменту определять музыкальное
произведение, находить нужные слова для
передачи настроения.
Знать/ понимать: что у музыки есть
свойство - без слов передавать чувства,
мысли, характер человека, состояние
природы, как связаны между собой
разговорная речь и музыкальная речь
Уметь: по звучавшему
фрагменту определять музыкальное
произведение, проникнуться чувством
сопереживания природе, находить нужные
слова для передачи настроения
Знать/ понимать: что у музыки есть
свойство - без слов передавать чувства,
мысли, характер человека.
Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни.
Знать/ понимать: понимать и
воспринимать интонацию как носителя
образного смысла музыки.
Определять начало и конец музыкальной
фразы, элементарное понятие о
музыкальной грамоте :нотный стан, нота,
звук, пауза(долгая, короткая)
Уметь: уметь различать звуки и
длительности, по звучавшему
фрагменту определять музыкальное
произведение,. Уметь
сопоставлять, сравнивать, различные
жанры музыки.

Придумать
свой
ритмический
рисунок..
Выполнить
работу в
карточке.

Нарисовать
рисунок по
теме урока.
Исполнять
песню в
характере.

34

Урок-концерт. Исполнение
учащимися песен, выученных
в течение года.

1

Слушание музыки.
Работа в тетради.
Пение. Пластические
движения. Рисунок.

Знать/ понимать: что виды искусства музыка, литература, живопись, имеют
общую основу- жизнь. У каждого вида
искусства свой язык, свои
выразительные средства.
Уметь: воспринимать художественные
образы классической музыки, передавать
настроение музыки в пластическом
движении, пении.

Повторить
песни.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».