1 Пояснительная записка Рабочая программа составлены на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273(в редакции от 26.07.2019); Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции от 07.06.2017); Примерных программ основного общего образования по изо, географии, музыке, технологии Учебный план по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательных классов и индивидуального обучения на дому Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Шишкинской средней общеобразовательной школы Вагайского района Тюменской области; Авторской программы: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2000. /под редакцией Воронковой В.В. Занятия проводятся 1 час в неделю, 34 часа в год. Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности учащихся среднего звена. Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений. Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях – коррекции речи, особенно для детей, которые заикаются. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей: Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка, о музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся. Учебно-тематическое планирование 7 класс № темы 1 2 3 4 Название темы по программе Легкая и серьезная музыка. Жанры музыкальных произведений. Программная музыка. Музыка и живопись Музыкальный образ Количество часов 9 7 10 8 1 Всего 34ч Содержание «В мире музыки» 7 класс Пение Исполнение песенного репертуара в диапазоне си – ре второй октавы. Формирование певческого звучания в условиях мутации: щадящий голосовой режим. Исполнение песен одновременно с фонограммой, вокальной и инструментальной. Исполнение вокально-хоровых упражнений, попевок. Повторение песен, разученных в 6 классе. Слушание музыки Понятия легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь, принципиальные отличия. Лучшие образцы легкой музыки в различном исполнении. Программная музыка: инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Литературная и музыкальная драматургия, оперное искусство. Особенности творчества композиторов: П.И.Чайковского, В А.Моцарта, Ж.Бизе, М.П.Мусоргского, А. Вивальди, Л.В.Бетховена. Сведения о жанрах музыкальных произведений: сюита, опера, симфония, концерт. Названия и звучание современных электронных музыкальных инструментов. Музыкальная грамота: Интонация в разговорной и музыкальной речи. Электронные музыкальные инструменты. Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: затакт, музыкальная фраза, пунктирный ритм, акцент, бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка. Бардовская (авторская) песня. Музыкальный материал для пения: 1 четверть 1. М. Минков « Дорога добра»; 2. Р.Паулс «Листья желтые»; 2 четверть 1.Т. Хренников «Московские окна»; 2. А.Зацепин «Волшебник-недоучка»; 3 четверть 1. А.Фадин «Память»; 2. М. Дунаевский «Песенка Д,Артаньяна»; 3 А. Пахмутова «Надежда»; 4 четверть 1. Ю.Визбор «Солнышко лесное»; 2. М.Ножкин «Последний бой»; Музыкальный материал для слушания: 1 четверть 2 1.Примеры современной эстрадной музыки: рок – музыка, рэп, популярная музыка; 2. Ж. Бизе Фрагменты из оперы «Кармен»; 3. Бизе-Щедрин «Кармен-сюита»; 2 четверть 1.П.И.Чайковский. Концерт для ф-но с оркестром № 1; 2. В.А.Моцарт Симфония № 40 1 ч.; 3 четверть 1.М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»; 2.А. Вивальди «Времена Года»; 4 четверть 1. М.Равель «Болеро»; 2.Л.В.Бетховен. Симфония № 5 1 ч. Календарно-тематическое планирование «В мире музыки» 7 класс № п/п 1. 2. Наименование раздела/темы урока Музыкальная грамота Понятие о музыкальных профессиях. Разучивание песни «Наташкапервоклашка» - муз. Ю. Чичкова, сл.К. Ибряева. Знакомство с музыкальными специальностями. Разучивание песни «Весёлый марш монтажников» из к/ф «Высота». колич ество часов (2 ч.) Тип урока Основные виды деятельности, формы работы план Комбинированный Формирование голосов Комбинированный Отработка произношения. Комбинированный Отработка звучания. певучего чёткого, 3. Пение Разучивание песни «А в Подмосковье водятся лещи» из мультфильма «Старуха Шапокляк»- муз.В. Шаинского, сл. Э. Успенского. 4. Повторение песни «Весёлый марш монтажников» из к/ф «Высота», «А в подмосковье водятся лещи». Слушание В. Моцарта. Комбинированный Отработка произношения. 5. Разучивание песни «Ты у меня одна» - муз. и сл. Ю. Визбора Разучивание песни «Лесной олень» из к/ф «Ох, уж эта Настя» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. Повторение изученных песен. Слушание музыки Э. Григ. «Песня Сольвег» из Комбинированный Отработка чёткого, ясного произношения. Отработка чёткого, ясного произношения. 6. 7. (4 ч.) Комбинированный (2ч.) Дата проведения Комбинированный 3 ровности, чёткого, звучания ясного напевности ясного Учить умению понимать музыкальные факт 8. музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Повторение песни «Лесной олень» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. Слушание музыки. Л. Бетховен «Адажио sjstemuto». Из сонаты №14. Повторение песни «Сестрёнка Наташка». образы в произведениях. Комбинированный Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. 9. ОбобщениеМузыкальная викторина. Повторение песни «Ты у меня одна»-муз. Ю. Визбора. (1 ч.) Комбинированный Развития умения выразительного пения. 10. Пение Разучивание песни «Большой хоровод» - муз.Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хайта. Слушание музыки Д. Россини «Увертюра» из оперы «Вильгельм Телль». Духовые деревянные инструменты симфонического оркестра (гобой, кларнет, фагот). Картины природы в музыке и живописи. Разучивание песни «Непогода» -Муз. М. Дунаевского. Ударные музыкальные инструменты симфонического оркестра. (1 ч.) Комбинированный (1ч.) Комбинированный Коррекция умения петь, выразительно произносить текст песен. Отработка чёткого, ясного произношения. (2 ч.) Комбинированный 11. 12. 13. Повторение песни «Непогода». Струнные музыкальные инструменты симфонического оркестра. 14. Музыка, театр, киноискусство и анимация Беседа. Слушание. Е. Дога «Вальс»из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь». Творчество Э. Грига. Разучивание песни «Куда уходит детство» 2,3 купл. 15. 16. Обобщение (1ч.) Музыкальная викторина «Угадай мелодию». 17. Музыка, театр, киноискусство и анимация Беседа. Слушание. Е. Дога «Вальс»из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь Пение (4 ч) Разучивание «Кабы не было зимы»-из мультфильма «Зима в Простоквашино» - муз.Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. Разучивание песни «Дорогою добра»- из мультфильма «Приключения Маленького Мука». 18. 19. 20. Сага «Я тебя никогда не забуду…» из рок-оперы «Юнона и авось»-муз.А. Рыбникова, сл. А.Вознесенского. Повторение изученных песен Комбинированный (3 ч.) (4 ч.) Углубление пения. навыков контиленного Учить умению понимать слышимую реальность и пространственные соотношения Комбинированный Комбинированный Коррекция умения петь, выразительно произносить текст песен. Комбинированный Обобщение материала Комбинированный Слушание и создание словесной характеристики произведения Комбинированный Отработка звучания. Комбинированный Слушание и создание словесной характеристики произведения. Комбинированный Отработка произношения. 4 ровности, чёткого, напевности ясного («Волшебный цветок», «Большой хоровод»). 21. Слушание музыки «Мерси боку» из телефильма Д*Артаньян и три мушкетёра»- муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева. (1 ч.) Комбинированный Слушание и создание словесной характеристики произведения 22. Разучивание песни «Песенка про папу» -муз. В. Шаинского, сл. М. Танича. (1 ч.) Комбинированный 23. Народные музыкальные инструменты. Разучивание песни «Погоня» из к/ф «Новые приключения неуловимых» -муз. Я. Френкеля, сл. Р. Рождественского (4ч) Комбинированный Коррекция диктационных трудностей, анализ слов, выразительное чтение текста песен. Коррекция диктационных трудностей, анализ слов, выразительное чтение текста песен. 24. Разучивание песни «Мы желаем счастья вам» -муз. С. Намина, сл. И. Шаферана 1 купл., прип. Творчество В. Моцарта. Комбинированный Коррекция диктационных трудностей, анализ слов, выразительное чтение текста песен. 25. Разучивание песни «Мы желаем счастья вам» -муз. С. Намина, сл. И. Шаферана 2,3 купл. Комбинированный Коррекция умения петь, выразительно произносить текст песен. 26. Обобщающий урок.(1ч.) Комбинированный Учить умению слушать музыку 27. Музыка и изобразительное искусство М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», С. Прокофьев «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта». (1 ч.) Комбинированный Слушание и создание словесной характеристики произведения 28. Образы по воспоминаниям о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны «До свидания, мальчики» Б. Окуджава. (2 ч.). Комбинированный Развития умения выразительного пения Комбинированный Слушание и создание словесной характеристики произведения Комбинированный Слушание и создание словесной характеристики произведения Комбинированный Отработка произношения. 29. Разучивание «Три танкиста» из к/ф «Трактористы» -муз. Дм. Покрасса, сл. Б. Ласкина. 30. Слушание музыки «Последняя поэма» из к/ф «Вам и не снилось»- А. Рыбникова, сл. Р. Тагора.. 31. Разучивание «Песенка для тебя» из т/ф «Про Красную шапочку» - муз. Т. Хренникова, сл. Ю. Михайлова (2 ч.) 5 чёткого, ясного 32. Пение Разучивание «Песенка для тебя» из т/ф «Про Красную шапочку» - муз. Т. Хренникова, сл. Ю. Михайлова. 2,3 купл. 33. Повторение изученных песен. «Буратино» -муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина. Творчество Л. В. Бетховена. 34. Обобщающий урок (2ч.) (1 ч.) Комбинированный Отработка произношения. Комбинированный Отработка звучания. Комбинированный чёткого, ровности, ясного напевности Обобщение материала Требования к результатам обучения обучающихся Учащиеся должны знать: - несколько песен и самостоятельно исполнять их; - музыкальные профессии, специальности; - инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна),ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты. - правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности. уметь: - эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; - распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии, песни; - различать на слух звучания отдельных инструментов; - устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства; - использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках; - размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней; -определять свое отношение к музыкальным явлениям. - самостоятельно начинать пение после вступления; - осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне; - контролировать слухом пение окружающих; - применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений. - самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью; - сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений; - инсценировать песни. 1. 2. 3. 4. 5. Список литературы 1. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2013. – 320С.- (В помощь школьному учителю). Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972. Могилевская С.А. У лиры семь струн. – М.: Детская литература, 1981.- 79с. – с илл. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя. Богданова И.В. и др., от. Ред. Полякова И.Ф.- Архангельск: АО ИППК РО, 2012 Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах \ науч. Ред. Э.И.Николаева; сост., И.Ф.Полякова- Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010 – 168с. 6 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Песенные сборники. Рокитнянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трёх до 9 лет – Ярославль: Академия развития, 2002. – 128с. Рыбак Е.В. Северное солнышко. Песни, стихи, загадки для детей. - Архангельск: «АО ИППК РО», 2000 – 33с. Слово о музыке: Рус.композиторы XIX века: Хрестоматия\ СОСТ. В.Б.Григорович, - м.: Просвещение, 1990.- 319с.: ил. Фадин В.В. Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников – Волгоград: Учитель, 2003.- 139с. Шеповалова Н.В. Уроки музыки (из опыта работы учителей музыки и МХК) - Архангельск: «АО ИППК РО», 2000 – 72с Экспериментальной программы для специальных (коррекционных) школ для детей со сложными дефектами в развитии. - Архангельск, 1997г. 7