ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Наглядная геометрия» для обучающихся 5 класс с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе следующих нормативных документов: - Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012. Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с интеллектуальными нарушениями(вариант 1); -Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015г. -Рабочей программы по учебному предмету. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Математика/ Т.В. Алышева, А.П. Антропов, Д.Ю. Соловьева.М.: Просвещение, 2018.-164 с. - Учебного плана ОГБОУ «Скопинская школа-интернат» - Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате и нацелена на образование детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уровня основного общего образования. Основная цель обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения по учебному предмету предполагается решение следующих задач, в том числе коррекционно-развивающего характера: Задачи программы: - дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; -использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; - развивать речи обучающихся благодаря математической терминологией; -воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Реализация рабочей программы обеспечивается УМК «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой: 5 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 5 класс. Капустина Г.М., Перова М.Н. Просвещение В линии УМК для 5 класса распределение математического материала по классам представлено концентрически с учётом познавательных и возрастных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения используется постепенный переход от чисто практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Материал учебников для 5 класса подобран таким образом, что обучение математике тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами и имеет предметно-практическую направленность. В учебнике много интересных вопросов и заданий, заставляющих думать, развивающих мышление и память. Обучение математике по АООП с УО (вариант1) носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. В программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении математических знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания. Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах; определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Геометрический материал в 5 классе из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Повторение геометрических знаний, формирование графических умений происходит и на других уроках математики. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Необходима тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами. Предмет «Наглядная геометрия» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений. 1. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» 5 класс Личностные результаты: проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания; желание выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя; умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания; умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности (с помощью учителя); умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя); элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам; умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания; умение корригировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи; знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных) при выполнении математического задания; элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания; элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами; понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессиональнотрудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя); элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения. Планируемые предметные результаты Минимальный уровень: различение видов треугольников в зависимости от величины углов; знание радиуса и диаметра окружности, круга. Достаточный уровень: знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон; умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки; знания радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных обозначений; вычисление периметра многоугольника. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « Наглядная геометрия» 5 класс: Геометрический материал Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольника по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки. Диагонали прямоугольника (квадрата), их свойства. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение: радиус (R), диаметр (D). Масштаб: 1:2; 1:5;1:10;1:100. Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S их использование для обозначения геометрических фигур. Система оценки планируемых результатов. Оценка устных ответов Оценка «5» ставится ученику, если он: - дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; - умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения; - умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; - правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; - правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но: - при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; - при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; - при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; - с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; - выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Оценка «3» ставится ученику, если он: - при помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; - производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; - понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; - узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; - правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов выполнения. Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся. Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям, не преступает к выполнению заданий. Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок. Оценка «4» ставится, если в работе имеются 1-2 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые. Оценка «2» ставится, если допущены 3-5 грубые ошибки и ряд негрубых. Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий. Содержание учебного предмета «Наглядная геометрия» Тематическое планирование № п/п Раздел Количество часов Линия, отрезок, луч, угол Треугольники Круг, окружность Масштаб Итоговое повторение. Итого (34 ч.) 9 16 3 2 4 3. Календарно-тематическое планирование 5 класс (34 часа в год) № п/п. Название раздела, тема урока. Количество часов. Линия, отрезок, луч, угол. 9 ч. Линия. Прямая. Отрезок. Луч Углы. Прямой угол. Острые и тупые углы Буквенное обозначение углов. Ломаная Контрольная работа Геометрический материал. (Углы, луч, прямая , отрезок) Работа над ошибками. Решение задач: Углы, луч, прямая, отрезок. Треугольники. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Геометрические фигуры. Прямоугольник. Квадрат. Многоугольники. 1ч. 1ч. 14. Решение задач. Геометрический материал. Периметр (Р) 15. Решение задач по теме 1ч. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 1ч. 1ч. Дата проведения по по плану факту Основные понятия Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности. Строить прямую линию, луч, отрезок заданной длины. 1ч. 16 ч. 1ч. 1ч. 1ч. Выполнять построение треугольника. Выполнять вычисление периметра треугольника. Различать треугольники по видам углов: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Выполнять построение прямоугольного треугольника. Различать треугольники по длинам сторон: разносторонний, равнобедренный, равносторонний Выполнять построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника; с помощью чертежного угольника и циркуля. Выполнять построение диагоналей прямоугольника (квадрата) 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. «Периметр» Нахождение периметра квадрата, прямоугольника. Треугольник. Стороны треугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов Классификация треугольников по длинам сторон Равносторонние треугольники. Равнобедренные треугольники. Равносторонние треугольники. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки Построение треугольников. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Круг, окружность. 3 ч. 26. Окружность. 1ч. 27. Радиус, диаметр окружности. Круг 1ч. 28. 1ч. Пользоваться обозначением радиуса окружности, круга, диаметра окружности, круга. Выполнять построение, дифференциация радиуса, диаметра, хорды. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Масштаб. 2 ч. Понятие масштаба Построение отрезков, прямоугольников в масштабе. Итоговое повторение. Построение геометрических фигур. Прямоугольник, квадрат Построение геометрических фигур. Треугольник. Геометрические тела. Куб. Брус. Геометрические тела. Шар. Итого: 34 часа. 1 ч. 1ч. 4 ч. 1ч. Выполнять построение отрезков в масштабе М 1: 2; М 1: 5. Изображать длины и ширины предметов с помощью отрезков в масштабе. Выполнять построение прямоугольника в масштабе. Выполнять построение заданных геометрических фигур Различать геометрические фигуры и геометрические тела 1ч. 1ч. 1ч. 4. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Материально-техническая база реализации адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к классу для осуществления образовательного и коррекционно- развивающего процесса. Временной режим образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ РФ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами общеобразовательной организации. Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Учреждение использует УМК В.В. Воронковой. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в старших ― иллюстративной и символической). Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Математика»: учебно-методических комплексов, включающих учебники на печатной основе; дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства; демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел; видеофрагментов и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики; настольных развивающих игр; электронных игр развивающего характера.