1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основы социальной жизни, как коррекционный предмет, направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся. Развитие социально-экономических отношений в современном мире требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для коррекционной школы, а особенно остро она стоит перед учителем основ социальной жизни, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит обучающихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях. а) Программа предмета «Основы социальной жизни» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов: Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273(в редакции от 26.07.2019); Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции от 07.06.2017); б) Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» разработана на основе программ: Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год; Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год; Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год; Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994 год; Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год; в) Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем: - расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; 2 - формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; - ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; - практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; - усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); - развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. г) Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы социальной жизни» Программа по основам социальной жизни, определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по программе коррекционной школы. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Для обеспечения целенаправленного личностного развития обучающихся, подготовки их к самостоятельной жизни, программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по следующим разделам: 1. Личная гигиена 2. Одежда и обувь 3. Питание 4. Жилище 5. Культура поведение 6. Торговля 7. Транспорт д) Данный учебный предмет входит в обязательную часть образовательного процесса, предмет «Основы социальной жизни» рассчитан на 68 часов (5 классы) – 2 часа в неделю. Настоящая программа по предмету «Основы социальной жизни» разработана для обучающихся 5 классов коррекционной школы. В тексте программы используется система условных обозначений: БУД – базовые учебные действия. 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни. Задачи: овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе; развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду; развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач; формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе; формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства; коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи. При проведении занятий по основам социальной жизни осуществляется деление классов на подгруппы согласно списку класса. Каждый из разделов, основываясь на академической и жизненной компетенции, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. В процессе обучения необходимо дать обучающимся представление о предмете основ социальной жизни, назначение кабинета, правила поведения в кабинете. Эта программа направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье. После вводного занятия по программе следуют разделы «Личная гигиена», «Одежда и обувь». Изучение этих тем не вызывает трудностей. «Питание» - является одним из наиболее любимых разделов всей программы. Раздел содержит несколько тем разной сложности усвоения. Особое внимание нужно уделять изучению правил техники безопасности. Нарезка бутербродов и овощей для салата требует правильного обращения с кухонным ножом. Также важно соблюдение санитарно-гигиенических правил. При сервировке стола надо обращать внимание не только на последовательность работы, но и на эстетическую сторону. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение к продуктам, оборудованию; Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии. Следующие разделы «Культура поведения», «Жилище» - эти темы несложные для изучения, однако определенную трудность представляет выполнение практического задания. Тематика разделов программы «Транспорт», «Торговля» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, дает представление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюдении правил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые 4 игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. Большое внимание на занятиях по основам социальной жизни отводится эстетическому воспитанию обучающихся, развитию их фантазии, художественного вкуса. В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у обучающихся специфических нарушений. При обучении основам социальной жизни используются следующие принципы: принцип коррекционной направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации обучающихся. При работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. На уроках «Основы социальной жизни» используются следующие методы урока: словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр; практические: карточки, тесты. Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций. В зависимости от задач урока и оснащении кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение обучающимися всех операций под руководством учителя). На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка. Беседа на занятиях по основам социальной жизни, является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетноролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью, она 5 может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний заключительные беседы. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и приёмы. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Типы уроков: урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала; урок закрепления знаний, умений, владений (практический урок); урок обобщения и систематизации знаний (тестирование); комбинированный урок; нестандартные уроки (экскурсия, урок - ролевая игра и другие). Задания для обучающихся создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого обучающегося. Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных работ, текущих и итоговых контрольных работ. Диагностика основных знаний, умений и владений проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в портфолио обучающихся. Программа по предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения обучающимися во время уроков развития речи, чтения, русского языка, природоведения, математики. Логические связи предмета «Основы социальной жизни» с остальными предметами (разделами) учебного плана Занятия по основам социальной жизни тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, технологии, естествоведения. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно базисному учебному плану примерной адаптированной основной общеобразовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения МОУ «Бендерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, составленной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всего на изучение предмета «Основы социальной жизни» выделяется в 5 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Материал регионального компонента используется на каждом уроке. 6 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» Введение (1 час) 1. Основные вопросы Кабинет основ социальной жизни и его оборудование. Название учебного курса; цель нового учебного предмета, его назначение; инструкции по технике безопасности при нахождении в кабинете, правила обучающихся школы. 2. Самостоятельная (лабораторная) работа Работа в тетради. 3. Тематика практических работ Беседа. Личная гигиена (3 часа) 1. Основные вопросы Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями. Правила ухода за полостью рта; предметы личной гигиены по уходу за полостью рта; правила ухода за ушами. Правила освещенности рабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. Правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы. 2. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. 3. Тематика практических работ Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз. Одежда и обувь (6 часов) 1. Основные вопросы Виды одежды и головных уборов, их назначение. Правила ухода за одеждой. Виды обуви и их назначение; правила ухода за кожаной обувью. Правила повседневного ухода за обувью из замши, текстиля, шерсти. Правила подготовки обуви к хранению посезонно. 2. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование. 3. Тематика практических работ Чистка и сушка повседневной одежды, обуви. Питание (13 часов) 1. Основные вопросы Посуда и столовые приборы, их назначение. Значение питания в жизни и деятельности людей; правила составления рациона питания. Правила безопасной работы режущими инструментами; место приготовления пищи и его оборудование. Правила сервировки стола с учетом 7 различных меню; чайную посуду. Способы заваривания чая. Виды блюд, не требующих тепловой обработки; виды бутербродов. Значение вторых блюд; использование механических и электробытовых приборов, для сил и времени при приготовлении пищи. 2. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Работа с рецептами. Тестирование. 3. Тематика практических работ Сервировка стола к завтраку. Практическая работа по завариванию чая. Приготовление бутербродов. Приготовление вторых блюд. Жилище (2 часа) 1. Основные вопросы Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; виды отопления в городе и селе; жилой дом, домашние помещения: зал (гостиная), спальня, кухня, ванная, прихожая; их названия, функциональное назначение. Гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Гигиенические требования к жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств, используемых при уборке. 2. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование. 3. Тематика практических работ Сухая и влажная уборка помещений. Культура поведения (4 часа) 1. Основные вопросы Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях. Правила поведения за столом; правила этикета. 2. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование. 3. Тематика практических работ Правила поведения за столом. Торговля (2 часа) 1. Основные вопросы Основные виды магазинов; правила поведения в магазине. Назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции. Специализированные продуктовые магазины. Правила покупки товаров в продовольственном магазине. 2. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование. 3. Тематика практических работ Правила поведения в магазине. Оплата покупки. 8 Транспорт (3 часа) 1. Основные вопросы Основные виды транспортных средств, имеющихся в городе. Стоимость проезда на всех видах городского транспорта (разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок приобретения билетов. Правила поведения в транспорте и на улице. Транспортный и пешеходный маршрут до школы и обратно. Правила дорожного движения. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице. 2. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование. 3. Тематика практических работ Составление маршрута от дома до школы. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ. В результате освоения предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе обучающиеся должны: знать: последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач; виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью; санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи; различные меню завтрака; правила поведения за столом; правила поведения при встрече и расставании; почтовый адрес своего дома и школы-интерната; наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; виды магазинов и их назначение. уметь: совершать утренний туалет; подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны; накрывать стол с учетом конкретного меню; тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками; обучающиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках; соблюдать правила дорожного движения; соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); соблюдать правила поведение в магазине; оплачивать покупку; 9 выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню. владеть: совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности; соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач; соблюдать правила поведения в общественных местах; производить сухую и влажную уборку помещений; строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами; распределять кухонные принадлежности по назначению; использовать предметы для сервировки стола к завтраку; правильно заваривать чай; пользоваться нагревательными приборами; правильно сидеть за столом; пользоваться столовыми приборами, салфеткой; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице (правила посадки, поведения в салоне и при выходе из транспорта); культурно вести себя с работниками торговли; соблюдать правила поведения в магазине; приготавливать бутерброды; приготавливать вторые блюда из вареных овощей; различать одежду в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; подбирать одежду и головные уборы по сезону, в зависимости от назначения; сушить и чистить одежду и обувь; подготавливать одежду и обувь к хранению. Минимальный уровень: представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях). 10 Достаточный уровень: знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.). 11 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» четверть 1 2 3 4 Итого № Раздел, тема урока часы 16 16 20 16 68 Региональный компонент экскурсии 2 0 4 2 0 Кол-во БУД часов (базовые учебные действия.) Область развития жизненных компетенций I четверть: Общее количество часов: 16 часов Введение – 1час 1 Вводный урок. Знакомство с предметом. Вводный инструктаж по охране труда. Личная гигиена – 6 часа 2 Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила личной гигиены в течение дня 3 Сельская общественная баня. 1 Знание названия учебного курса, цель нового учебного предмета, его назначение, правила обучающихся в кабинете. Слушать собеседника, вступать в контакт. Развитие связной речи через умение вести диалог. Осознанно действовать для решения конкретных задач. формирование представлений о кабинете для уроков, его оборудовании; соблюдение правил по охране труда 1 Формирование и развитие умений и навыков по выполнению и соблюдению правил личной гигиены. Развитие гигиенических навыков. Развитие речи. Формирование и развитие эстетических качеств личности. Развитие самостоятельности. Привитие умений и навыков ухода за предметами личной гигиены. последовательное выполнение утреннего и вечернего туалета 1 12 Дата Экскурсия 4 Предметы и средства личной гигиены. 5 Практическая работа. Подбор средств личной гигиены для разных типов кожи 1 6 Гигиена зрения 1 7 Экскурсия в аптеку 1 Одежда и обувь – 9 часов 8 Виды одежды 9 Чистка одежды, сушка Магазины продающие средства и предметы личной гигиены 1 Магазины 1 продающие одежду 1 Развитие связной речи через умение вести диалог. Осознанно действовать для решения конкретных задач. Привитие умений и навыков ухода за предметами личной гигиены. Устанавливать и выявлять причинноследственные связи. Воспитание аккуратности, опрятности. Привитие умений и навыков ухода за предметами личной гигиены. Развитие связной речи через умение вести диалог. Осознанно действовать для решения конкретных задач Становление мотивационной сферы гигиенического поведения. Выработка навыков гигиены зрения. Расширение активного словарного запаса и кругозора. Воспитание чувства взаимопомощи и самостоятельности. Расширение активного словарного запаса и кругозора. Воспитание чувства взаимопомощи и самостоятельности. Развитие внимания, мышления, связной речи через умение вести диалог. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса. Формирование и развитие умений и навыков по выполнению правил и приемов по уходу за одеждой. Умение работать в группах. Воспитание аккуратности, опрятности. 13 знание и соблюдение правил личной гигиены знание и соблюдение правил личной гигиены умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения 10 Практическая работа. Уход за одеждой. стирка 1 11 Практическая работа. Уход за одеждой. Глажка 1 12 Виды обуви 1 13 Уход за обувью 1 14 Правильный подбор обуви 1 15 Практическая работа. Мытье и сушка обуви 1 16 Тест «Одежда и обувь» 1 Формирование и развитие умений и навыков по выполнению правил и приемов по уходу за одеждой. Умение работать в группах. Воспитание аккуратности, опрятности. Формирование и развитие умений и навыков по выполнению правил и приемов по уходу за одеждой. Умение работать в группах. Воспитание аккуратности, опрятности. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Воспитание толерантности. Осознанно действовать для решения конкретных задач. Формирование и развитие умений и навыков по выполнению правил и приемов по уходу за одеждой. Умение работать в группах. Воспитание аккуратности, опрятности. Формирование и развитие умений и навыков по выполнению правил и приемов по уходу за одеждой. Умение работать в группах. Воспитание аккуратности, опрятности. Формирование и развитие умений и навыков по выполнению правил и приемов по уходу за одеждой. Умение работать в группах. Воспитание аккуратности, опрятности. Осознанно действовать для решения знание правил ухода конкретных задач. Воспитание за одеждой и обувью, аккуратности, опрятности, эстетического осуществление ухода вкуса. Воспитание чувства взаимопомощи и самостоятельности. 14 II четверть: Общее количество часов: 16 часов Питание – 16 часов 1 Значение питания в жизни человека 1 2 Практическая работа. Составление меню на день 1 3-4 Кухонные принадлежности 2 5-6 Уход за посудой 2 7 Практическая работа. Мытье кухонной посуды 1 8 Чайная посуда. Столовая посуда. 1 9 Практическая работа. Мытье чайной посуды 1 Формирование представлений о значения питания в жизни и деятельности людей. Расширение активного словарного запаса и кругозора. Формирование представлений о значения питания в жизни и деятельности людей. Расширение активного словарного запаса и кругозора. Умение аргументировать свое мнение. Воспитание коммуникативных навыков. Развитие логического мышления, эстетического вкуса. Умение аргументировать свое мнение. Воспитание коммуникативных навыков. Развитие логического мышления, эстетического вкуса. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности. Умение аргументировать свое мнение. Воспитание коммуникативных навыков. Развитие логического мышления, эстетического вкуса. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности. Осознанно действовать для решения конкретных задач. Воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус. Уметь оценивать себя. Умение аргументировать свое мнение. Воспитание коммуникативных навыков. Развитие логического мышления, эстетического вкуса. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности. 15 знание правил и умение составления рациона питания умение составления рациона питания умение выполнять правила и приемы ухода за посудой умение выполнять правила и приемы ухода за посудой умение выполнять правила и приемы ухода за посудой 10 Практическая работа. Мытье столовой посуды 11 Правила заваривания чая 1 12 Заваривание чая 1 13 Повторный инструктаж по охране труда. Завтрак 14 Сервировка стола к завтраку 1 15 Нарезка хлеба, овощей 1 16 Приготовление бутербродов 1 Места 1 общественного питания: «Долина роз», «Пять звезд»» 1 Осознанно действовать для решения конкретных задач. Воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус. Уметь оценивать себя. Формирование умения приготовления чая. Развитие способностей к обобщению, классификации. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса. Формирование умения приготовления чая. Развитие способностей к обобщению, классификации. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса. Развивать умение планировать свою деятельность. Формирование навыков по приготовлению завтрака. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Развивать умение выполнять упражнения по аналогии, по готовым образцам. Формирование навыков по сервировке стола. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Умение планировать свою работу. Ознакомление с правилами работы режущими предметами. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Умение планировать свою работу. Ознакомление с видами бутербродов, технологией их приготовления. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. 16 умение выполнять правила и приемы ухода за посудой умение заваривать чай соблюдение правил по охране труда; формирование навыка по приготовлению завтрака умение сервировать стол к завтраку развитие практических умений по нарезке хлеба, овощей III четверть: Общее количество часов: 20 часов Питание – 4 часа 1 Приготовление бутербродов 1 2 Приготовление салата 1 3 Приготовление салата 1 4 Тест по теме «Питание» 1 Транспорт – 6 часов 5 Виды транспорта: грузовой, пассажирский, водный, наземный, воздушный, железнодорожный, гужевой 1 Умение планировать свою работу. Ознакомление с видами бутербродов, технологией их приготовления. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Формирование знаний о разнообразии блюд из овощей. Умение приготовления салатов. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Формирование знаний о разнообразии блюд из овощей. Умение приготовления салатов. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса. Формирование представлений о значения питания в жизни и деятельности людей. Расширение активного словарного запаса и кругозора. Развитие умения правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. Развитие способности к обобщению и классификации. 17 формирование умений и навыков по приготовлению бутербродов развитие практических умений обработки овощей, приготовления салатов развитие практических умений обработки овощей, приготовления салатов знание правил и умение составления рациона питания умение ориентироваться в видах транспорта осуществлять поездку в общественном транспорте 6 Виды транспортных средств 1 Развитие умения правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. Развитие способности к обобщению и классификации. 7 Экскурсия на предприятие «Пять звезд» 1 Развитие умения правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. Развитие способности к обобщению и классификации. 8 Поведение в транспорте 1 Воспитание культуры поведения. Развитие способности к обобщению и классификации. 9 Ролевая игра «В автобусе» 1 Воспитание культуры поведения. Развитие способности к обобщению и классификации. 10 Ролевая игра «Едем в город» 1 Пассажирский транспорт «Пять звезд» Развитие умения правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. 18 умение ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте умение ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте умение правильно вести себя в общественном транспорте умение правильно вести себя в общественном транспорте умение ориентироваться в Развитие способности к обобщению и классификации. 11 Правила дорожного движения 1 12 Итоговый тест по теме «Транспорт» 1 Жилище – 2 часа 13- Виды жилых 14 помещений 2 15 Почтовый адрес дома .1 16 Почтовый адрес школы .1 Развитие наблюдательности, мышления, внимания на дорогах. Формирование системы знаний и умений по правилам дорожного движения. Развитие умения правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. Развитие способности к обобщению и классификации Развитие представлений о видах жилых помещений. Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи, внимания. Воспитание чувства любви к дому. Ознакомление с правилами написания почтового адреса. Развитие эстетического вкуса. Умение анализировать, обобщать, воображать. Воспитание чувства ответственности, аккуратности, инициативности, трудолюбия Ознакомление с правилами написания почтового адреса. Развитие эстетического вкуса. Умение анализировать, обобщать, воображать. Воспитание чувства 19 услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте соблюдение правил дорожного движения знание видов жилых помещений; соблюдение порядка в жилом помещении умение заполнять почтовый конверт умение заполнять почтовый конверт ответственности, аккуратности, инициативности, трудолюбия Культура поведения – 4 часа 17 Поведение в музее, краеведческий библиотеке музей с. Богородское, межпоселенческая библиотека с. Богородское 18 Экскурсия в музей 1 умение правильно вести себя в учреждениях культуры Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям. Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям. Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям IV четверть: Общее количество часов: 16 часов умение правильно вести себя в учреждениях культуры 1 Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям. умение правильно вести себя в учреждениях культуры 1 Воспитание культуры поведения. Развитие умение правильно 1 19 Экскурсия в районную библиотеку 1 20 Виртуальная экскурсия по краеведческому музею г. Хабаровска 1 Культура поведения – 6 часов 1 Поведение в кино, Районный Дом театре Культуры с. Богородское Детская музыкальная школа. 2 Посещение Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям. 20 умение правильно вести себя в учреждениях культуры мероприятия в районном Доме Культуры 3 Посещение концерта в музыкальной школе 4 Поведение за столом 5 Ролевая игра «Мы приглашены на чай» 6 Правила приема пищи Места 1 общественного питания: «Долина роз», «Пять звезд»» 7 Ролевая игра «Мы ждем гостей» 1 1 1 1 коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям. Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям. Совершенствование умений по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарногигиенических, эстетических, практических требований. Развитие мышления через решение проблемных ситуаций. Воспитание культуры поведения, чувство коллективизма. Совершенствование умений по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарногигиенических, эстетических, практических требований. Развитие мышления через решение проблемных ситуаций. Воспитание культуры поведения, чувство коллективизма. Совершенствование умений по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарногигиенических, эстетических, практических требований. Развитие мышления через решение проблемных ситуаций. Воспитание культуры поведения, чувство коллективизма. Совершенствование умений по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарногигиенических, эстетических, практических требований. Развитие мышления через 21 вести себя в учреждениях культуры умение правильно вести себя в учреждениях культуры умение правильно вести себя за столом умение правильно вести себя за столом умение правильно вести себя за столом умение правильно вести себя за столом 8 Обобщающий урок по теме: «Культура поведения» Торговля – 2 часа 9Основные виды 10 магазинов. Отделы 1 решение проблемных ситуаций. Воспитание культуры поведения, чувство коллективизма. Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям. 2 Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи. Осмысление уже известных знаний. Умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы. Воспитание самостоятельности. 11 Порядок покупки товара 1 Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи. Развитие аналитико-синтетических способностей. Воспитание самостоятельности, культуры поведения. 12 Правила поведения в магазине. 1 Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи. Развитие аналитико-синтетических способностей. Воспитание самостоятельности, культуры поведения. 13 Ролевая игра «Идем 1 Развитие кругозора, логического 22 умение правильно вести себя в учреждениях культуры умение ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями торговли (магазин, рынок, киоск) умение правильно вести себя в учреждениях, умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках умение правильно вести себя в учреждениях, умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках умение правильно за покупками» мышления, культуры речи. Развитие аналитико-синтетических способностей. Воспитание самостоятельности, культуры поведения. 14 Экскурсия в продуктовый магазин «Родник» ИП Сидага Т.В. 1 Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи. Развитие аналитико-синтетических способностей. Воспитание самостоятельности, культуры поведения. 15 Экскурсия в магазин промышленных товаров ИП. Портнов О.А. 1 Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи. Развитие аналитико-синтетических способностей. Воспитание самостоятельности, культуры поведения. 16 Итоговый тест по теме «Торговля 1 Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи. Развитие аналитико-синтетических способностей. Воспитание самостоятельности, культуры поведения. 23 вести себя в учреждениях, умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках умение правильно вести себя в учреждениях, умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках умение правильно вести себя в учреждениях, умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках 4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Нормативно-правовые документы 1.Приказ Министерства просвещенияПриднестровской Молдавской Республики от 15 мая 2018 года № 459 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»регистрационный № 8392 от 13 августа 2018 годаопубликован на сайте Министерства юстиции ПриднестровскойМолдавской Республики 13 августа 2018 года № 2018000749(САЗ 18-33) 2. Программы: Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год; Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год; Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год; Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994 год; Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год. 3.Основной список литературы 1. Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год. 2. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год – 136 с. 4.Дополнительный список литературы 1. Веретенников И.В. Методика коррекционно-развивающей работы: Социальнобытовое ориентирование, М., 2000 год. 2. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год – 247 с. 3. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» ШколаПресс, 1994 год. 4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 год – 92 с. 5. ДевятковаТ.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год. 6. Мусская И.А. Домоводство, - Ижевск: ДОК, Урал-БИ-СИ, 1991 год. 5.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. 24 Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность: создания и использования информации; физического развития; планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, защиты проектов, творческих работ); размещения материалов и работ в информационной среде организации; организации отдыха и питания. Пространство, в котором осуществляется обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области: соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности; обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; соблюдения пожарной и электробезопасности; соблюдения требований охраны труда. Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые спецификой предмета «Основы социальной жизни». Занятия проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий жизни человека. Технические средства обучения 1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения. 2. Карточки с заданиями, перфокарты. 3. Раздаточный материал. 4. Дидактический материал. 5. Презентации. 6. Оборудование кабинета. Компьютерные технологии 1. Компьютер. 25