Пояснительная записка. Рабочая программа по ОСЖ составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: - Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально — бытовая ориентировка» авторы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова ). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1; - «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. № 212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; - Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»; - Программа соответствует Учебному плану школы, Сан Пину 2.4.2821 «Санитарно – эпидемиологического требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», Постановление Главного Санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №03-600 - СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. N 19993 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10"), - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07. 15СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15.Санитарноэпидемиологические правила и нормативы. Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. «Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их. Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии — тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся. Цель курса предмета основы социальной жизни: подготовка обучающихся,с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в мир производственных, деловых человеческих отношений. Задачи предмета ОСЖ: Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям. Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии — тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся. I. Основное содержание предмета. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др. По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя). На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка. В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по ОСЖ, так и на занятиях по другим предметам. Беседа на занятиях по ОСЖ является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.). Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два (сдвоенные часы). Эти занятия требуют от учителя серьезной подготовки и имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний-умений и навыков учащихся (правила поведения, навыки приготовления тех или иных блюд, сервировка стола, уборки помещения и т.д.). Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии — повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т.д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия. На занятиях по ОСЖ следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отводить время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка. Занятия по ОСЖ тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным детям языком четко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия. Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения (например, место работы родителей, их должность и т.д.). 2.Общая характеристика учебного предмета Характерными особенностями учебного предмета являются: * практико-ориентированная направленность содержания обучения; * применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; * применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. Изучение предмета ОСЖ в школе обеспечивает работу: * коррекционно – обучающую; * коррекционно – развивающую; * коррекционно – воспитательную; воспитание положительных качеств личности; развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы). Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы. Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: * разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете ОСЖ, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы. В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии. Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. 3.Описание места учебного предмета, в учебном плане. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом для 7 класса и рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. 4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Личностные результаты изучения курса - формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; - воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; - привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду; - развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки; - развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь). Метапредметные результаты изучения курса отражаются: - владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; - получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию. Русский язык и р.р. (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ); Чтение и р.р. (осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций, закрепление навыков чтения, при выполнении устных работ, чтение дополнительной литературы, презентаций); Математика (овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни, математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов); Биология (практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем, знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления). География (усвоение элементарных знаний по экономической географии России, знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий Расширение географических представлений о родном крае); Технология (овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире выполнение практических заданий по уходу за одеждой). Предметные результаты. - в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Критерии оценки достижения учащихся: В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии. Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать: правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ; самостоятельность ответа; Умение переносить полученные знания на практику; Степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений. ОЦЕНКА «5» при выполнении 100% заданий - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания. ОЦЕНКА «4»при выполнении от 60 до 90% заданий – ответ полный, но нарушена последовательность изложения. не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается. ОЦЕНКА «3» если верно выполнено от 40до 60% заданий – ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе. ОЦЕНКА «2» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ ЗА ЧЕТВЕРТЬ – выставляется как среднеарифметическое оценок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла. Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года. Тематическое планирование №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Разделы темы Личная гигиена Одежда и обувь Питание Семья Культура поведения Транспорт Жилище Торговля Средства связи Медицинская помощь Учреждения, организации, предприятия ИТОГО количество часов 6 68 Содержание учебного предмета № Личная 1 дата Тема Практические работы Особенности личной гигиены в жизни подростка. мытье тела и волос под присмотром взрослых; — подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния (жирные, сухие, нормальные). гигиена 2 3 4 5 6 Одежда и обувь 7 8 9 Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Тест по теме: Личная гигиена» Значение продления срока служения одежды. Виды штопки, наложение заплат. Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей ремонт одежды: штопка и наложение заплат; стирка мелких изделий из белой хлопчатобумажной ткани с помощью 10 Правила стирки изделий из шелка в ручную. 11 Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной. 12 Питание 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Семья 22 23 24 Культура поведения 25 Виды питания. Значение первых, вторых блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных продуктов. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Правила техники безопасности при пользовании бытовыми приборами Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю. Чтение рецептов и подбор продуктов для приготовления первых и вторых блюд Приготовление щей из свежей капусты Приготовление киселя Приготовление компота стиральной машины, соблюдая правила безопасности в работе. Стирка изделий из шелка — вручную; — знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами; — чтение рецептов и подбор продуктов; — приготовление щей из свежей капусты; — приготовление киселя, компота; — соблюдение правил безопасности при работе режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами. Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми — умывание, одевание, обувание, причесывание; — в соблюдении чистоты и порядка в школе, интернате, дома. Организация игр на переменах с младшими школьниками Выход в детский сад. Оказание помощи во время одевания малышей на прогулку — оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку; — разучивание с ними тихих и подвижных игр; — проведение игр с младшими школьниками. — правила ухода за младшими детьми; — различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки. Правила приема приглашения в гости и формы отказа — ухаживать за младшими детьми; — объяснять им правила игры и играть с 26 Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа); подарки. 27 Выход в детский сад. Помощь малышам в уборке игрушек Изготовление сувениров для гостей Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости» Сюжетно-ролевая игра «Мы ждем гостей» 28 29 30 Жилище 31 32 33 34 35 36 37 Транспорт 38 39 40 41 42 43 Торговля 44 45 46-47 ними в тихие и подвижные игры; — помогать младшим при уборке игрушек; — рассказывать им сказки; — петь с ними детские песенки. -изготовление несложных сувениров. --сюжетно ролевая игра «В гости». Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости Уход за полом, в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом Средства, используемые при уборке помещений Мытье окон с использование специальных средств Мытье пола с использованием специальных средств — последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения; — способы и периодичность ухода за окнами; — виды моющих средств, используемых при уборке и мыте окон; — способы утепления окон; — правила топки печей и заготовки топлива; Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Определить пункт назначения. Выбрать вид поезда (пассажирский, скорый) и типы вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий). Уточнить стоимость проезда с учетом вида поезда и типа вагона, выяснить свои возможности. Виды камеры хранения багажа. Порядок сдачи и получения его. Универмаги и универсамы, их назначение. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, — назначение универмага и универсама; — различия между ними; — за какими товарами лучше обратиться в 48 Средства связи 49 50 51 52 53 54 Медицинская помощь 55 принципа действия; примерка одежды, обуви, головного убора; оплата в кассе, получтение чека, сдачи. Хранение чека или его копии. Отделы, распродажа товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения. Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость Заполнение бланков на отправку бандеролей Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления. Посылки, бандероли, отправляемые наложенным платежом. Заполнение бланка на отправку посылки Экскурсия на почту Виды доврачебной помощи, измерение температуры, обработка ран при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы укусы насекомыми и др.) Лекарственные растения в домашней аптечке. 56 Ролевая игра «Собираем аптечку» 57 Экскурсия в аптеку 58 Первая медицинская помощь при травмах: вывих, 59 перелом, наложение повязки на раны. Наложение повязок при вывихах, шин при 60 переломах Сюжетно-ролевая игра «Оказание помощи при 61 несчастном случае» Меры по предупреждению переломов. 62 Сюжетно-ролевая игра «Вызываем врача на дом» 63 Учреждения, организации и предприятия 64 65 Предприятия нашей местности, их значение для жителей села. Экскурсия в администрацию для знакомства с отделами универмаг, чем в универсам; — стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров. Сюжетно-ролевая игра «Отправляем посылку, бандероль». Экскурсия на почту. Выбор названия города для отправки посылки, бандероли, знакомство с тарифом. Сюжетная игра — оказание помощи при несчастном случае: промывание предполагаемой раны, наложение повязки на руку, ногу, голову; оказание помощи спасенного из водоема. — экскурсия администрацию для знакомства с отделами и их возможностями оказания помощи. 66 67 68 Ролевая игра «Куда обратиться за помощью» Экскурсия в Центр занятости населения Куда пойти учиться. 7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Нормативно-правовые документы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации: от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 4. Программы: Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год; Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год; Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год; Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994 год; Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год. 5. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новорогачинская средняя школа». 6. Календарно-учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новорогачинская средняя школа». 7. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2014 год. 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 10. Локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса). Основной список литературы 1. Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год. 2. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год – 136 с. Дополнительный список литературы 1. Веретенников И.В. Методика коррекционно-развивающей работы: Социально-бытовое ориентирование, М., 2000 год. 2. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год – 247 с. 3. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994 год. 4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 год – 92 с. 5. ДевятковаТ.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год. 6. Мусская И.А. Домоводство, - Ижевск: ДОК, Урал-БИ-СИ, 1991 год. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность: создания и использования информации; физического развития; планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, защиты проектов, творческих работ); размещения материалов и работ в информационной среде организации; организации отдыха и питания. Пространство, в котором осуществляется обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области: соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности; обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; соблюдения пожарной и электробезопасности; соблюдения требований охраны труда. Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые спецификой предмета «Основы социальной жизни». Занятия проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий жизни человека. Технические средства обучения 1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения. 2. Карточки с заданиями, перфокарты. 3. Раздаточный материал. 4. Дидактический материал. 5. Презентации. 6. Оборудование кабинета. Компьютерные технологии 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор (интерактивная доска). Интернет-ресурсы 1. http://www.ed.gov.ru, 2. http://www.rfh.ru, 3. http://www.int-edu.ru, 4. http://www.rsl.ru, 5. http://www.gnpbu.ru, 6. http://www.pedlib.ru, 7. http://dic.academic.ru, 8. http://ditionary.fio.ru 8.Основные требования к знаниям и умениям обучающихся. В 6 классе: 1 Обучающиеся, воспитанники должны знать: Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани. Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье. Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками. Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия. Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета. Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов. Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте. Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях. Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества. 2. Обучающиеся, воспитанники должны уметь: Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи. Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ. Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки. Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани. Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье. Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми. Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом. Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов. Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города. Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылку. Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои, отвары, обрабатывать раны, накладывать повязки. Обращаться с вопросами к работникам ДЮЦ, правильно вести себя на занятиях, соблюдать правила поведения.