1 «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». А.С. Пушкин I. Пояснительная записка. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Программа направлена на развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу, имеет научно-познавательную направленность и реализуется в рамках программы курса «Наглядная геометрия». Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно». Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие УУД учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления. Реализация данной цели связана с решением следующих задач: Развивающая: развивать восприятие, внимание, память, воображение, образное мышление, способность мыслить творчески; формировать у детей элементарных пространственных представлений; обеспечение умственного и психического саморазвития. 2 Образовательная: научить детей различать геометрические фигуры и объёмные тела; формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по замыслу; овладение навыками пространственного ориентирования. Воспитательная: воспитывать осознанное отношение к исследовательской деятельности и моделированию; вовлечение учащихся в активную творческую деятельность; способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности. Основополагающими моментами при изучении курса «Наглядная геометрия» является следующее: а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда; б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности; в) формирование картины мира. II. Общая характеристика программы курса «Наглядная геометрия» Программа курса является продолжением уроков математики, технологии, изобразительного искусства. Программа курса «Наглядная геометрия» построена в соответствии с принципами: 1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом. 2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности. 3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. 4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить содержание по минимальному уровню. 5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в группе и на занятиях такой атмосферы, которая расковывает обучающихся, и, в которой они чувствуют себя «как дома». У обучающихся не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка. 6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи 3 и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления. 7. Принцип творчества (креативность) предполагает максимальную , ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Участники программы: дети от 7 до 11 лет. Сроки реализации: 1-4 класс Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из двух видов деятельности: 1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления. 2. Работа по теме занятия (аппликация, конструирование или графический диктант – рисование по клеткам) Механизм реализации программы осуществляется через систему занятий, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение и систему диагностирования. Механизм управления Родители учащихся Учитель школы Социальный педагог школы Обеспечение необходимым Проведение занятий, праздников, Проведение инвентарём для занятий в викторин . тестирований и кружке. Проведение диагностики диагностик. Контроль за выполнением усвоения материала Оказание учащимися индивидуальных и учащимися. психологической творческих задании. Проведение праздников. поддержки Участие в проведение занятий учащимся и кружка. родителям. Консультации для родителей по возникающим вопросам Занятия по программе курса «Наглядная геометрия» помогают расширить представления детей о геометрических фигурах и объёмных телах, 4 формируют навыки пространственного ориентирования, способствуют психическому саморазвитию и формированию межличностных отношений. Занятия в соответствии с возрастными особенностями учащихся (от 7 до 11лет) – это уроки в форме познавательных и ролевых игр, уроковпутешествий, практических занятий, микроисследований, КВНов, праздников, викторин; создание проектов, рекламных роликов, выпуск газет. Обобщение изученного материала проходит в форме праздников: «Гость Волшебной поляны», «Хвала геометрии!», «Морской бой», а в конце 4-го года обучения – в форме создания и защиты проектов на тему «Геометрические тела». Ребёнок, рождаясь, не знает ничего о своих возможностях. А эти возможности, как правило, исключительно велики. Особенно в области интеллекта. Раскрыть перед младшими школьниками эти возможности – одна из важнейших задач именно геометрии, ибо для активной работы в ней важны обе половины головного мозга, и это даёт шанс получить творческое удовлетворение человеку любой интеллектуальной направленности. III. Описание места программы курса «Наглядная геометрия» в учебном плане. Преподавание курса «Наглядная геометрия» проводится во второй половине дня. Важность курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Курс наглядная геометрия изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. 1 класс -33часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, КВНы, викторины, конкурсы). Продолжительность занятий: 7 лет – 30 минут, 8 –11 лет – 40 минут. Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения. Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы. IV. Описание ценностных ориентиров содержания программы курса «Наглядная геометрия» Одним из результатов преподавания программы курса «Наглядная геометрия» является осмысление младшими школьниками системы ценностей. 5 Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Наглядная геометрия» Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию пространственного представления являются: умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; развитие высокой мотивации учебного процесса; развитие всех форм мышления младшего школьника; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления следующие умения: обучение умению ставить цели; 6 характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; организовывать свою деятельность; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; формирование картины мира. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения: Ожидаемый результат: 1 класс (7 – 8 лет) По окончании дети должны знать и уметь: иметь представление о простых геометрических объектах (точке, прямой кривой линиях, отрезке и т.д); ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед; анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам (цвет, размер, форма); конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу; уметь рисовать по клеткам различные плоскостные фигуры (выполнять графические диктанты); иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов. Ожидаемый результат: 2 класс (8 - 9 лет) По окончании дети должны знать и уметь: Иметь представление о различных видах многоугольников; конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба; ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»; вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников; придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему. Ожидаемый результат: 3 класс (9 - 10 лет) По окончании дети должны знать и уметь: уметь работать со схемами и лабиринтам; уметь строить окружность по известному радиусу и диаметру; уметь строить параллельные прямые; 7 знать свойства прямоугольника и ромба, у которых противоположные стороны параллельны; находить периметр геометрической фигуры; моделировать из бумаги; иметь представление о разных видах углов; вычерчивать геометрические фигуры при помощи чертёжных инструментов; строить диагонали геометрической фигуры; уметь работать с циркулем, делить окружность на равные части, выполнять узор из окружностей; составлять топологический план местности; знать, что такое площадь фигуры, уметь находить и сравнивать площади. Ожидаемый результат: 4 класс (10 - 11 лет) По окончании дети должны знать и уметь: конструировать по образцу и по собственному замыслу; иметь представление о различных видах призм и пирамид; измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид; измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда; иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»; конструировать различные виды призм и пирамид; решать задачи логического характера; иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры; конструировать симметричные фигуры; иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах; конструировать фигуры с центром симметрии; уметь различать и сравнивать различные виды многогранников; уметь работать по схемам различной сложности. VI. Содержание программы курса «Наглядная геометрия» Название блоков Задачи 1-й год – 1. Формировать умение «Путешествие в ориентироваться на листе страну Геометрию» бумаги. 2. Формировать внимание, речь, память, мышление. 3. Формировать пространственное представление. Формы мероприятий Игры, путешествия, исследования, моделирование, викторины, КВНы. Обобщение изученного проводится в форме выставки «Волшебная поляна». 8 2-й год – «Гости Волшебной поляны» 3-й год – «В мире геометрических фигур». 4. Формировать умение находить выход из лабиринтов, строить лабиринты на бумаге. Формировать умение ориентироваться на местности, определять местоположение одного объекта по отношению к другому. 1. Формировать умение строить треугольники, находить их периметры. 2. Формировать чёткое знание о том, что такое прямоугольник. 3. Формирование у учащихся понятия композиции, плоскостного воображения, художественной фантазии. 4. Формирование понятий «круг» и «окружность» 1. Формировать умение ориентироваться в пространстве. 2. Формировать умение моделировать фигуры из бумаги. 3. Формировать представление учащихся о разных видах углов. 4. Формировать умение строить диагонали геометрической фигуры. 5. Формировать понятие о площади фигуры, умения находить площадь фигуры по палетке и измеряя её в квадратных сантиметрах. 6. Формировать умение выполнять измерение длины и ширины прямоугольника и вычислять его площадь. 7. Формировать умение Обобщение изученного проводится в форме праздника «Хвала геометрии!». Обобщение изученного проводится в форме театрализованной викторины «Загадки Геометрии», «Морского боя». 9 4-й год – «Геометрические тела» ориентироваться на местности. 8. Формировать умение составлять узоры, повторять и усложнять изображаемый предмет. 1. Формировать навыки выполнения простейших доказательств. 2. Формировать умения, необходимые для моделирования. 3. Формировать умение строить и сравнивать отрезки, делить их на части. 4. Формировать умение моделировать из бумаги. Обобщение и углубление знаний, полученных за три года обучения. Обобщение изученного проводится в форме защиты проектов «Геометрические тела». VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся 1 класс «Путешествие в страну Геометрию» (33 часа из расчёта 1 час в неделю) № Содержание 1 Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Весёлой Точкой 2 Цветы радуги. Их очередность. 3 Сравнение величин. Взаимное расположение предметов. 4 Прямая линия. Кол –во Виды деятельности учащихся часов 1 Пользоваться чертёжными принадлежностями: линейкой, карандашом. Ориентация на листе линованной и нелинованной бумаги. Ставить точки, проводить линии. Аппликация из кругов «Слоненок». 1 Запоминание цветов радуги. Работа с ножницами. Аппликация из геометрических фигур «Лисичка». 1 Ориентирование в пространстве «направо», «налево», «узкий», «широкий», «под», «около», «над», «за», «перед», «между». Правильно обращаться с тетрадью. Графический диктант № 1 «Узор» 1 Пользоваться линейкой-помощницей. Чертить прямую по линейке. Графический диктант № 2 «Узор» 10 5 Линии. Прямая линия и её свойства. 1 6 Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. Кривая линия 1 8 Замкнутые и незамкнутые кривые линии. 1 9 Кривая линия. Точка пересечения кривых линий. 1 7 1 10 Замкнутые и незамкнутые кривые линий. 1 11 Решение топологических задач. 1 12 Пересекающиеся линии. 1 13 Решение топологических задач. Лабиринт. 1 14 Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. 1 15 Вертикальные и горизонтальные прямые линии 1 16 Первоначальное знакомство с сетками. 1 Разучивание правила-рифмовки. Иллюстрировать основное свойство прямой. Проводить прямую по линейке. Показывать на чертеже различные расположения прямых на плоскости. Графический диктант № 3 «Узор» Аппликация из геометрических фигур «Кошка». Изображение кривой на плоскости разными приёмами. Аппликация из геометрических фигур «Лошадка». Различать замкнутые и незамкнутые кривые. Строить замкнутые и незамкнутые линии. Графический диктант № 4 «Слоник» Выкладывать кривые линии из шнурка, нитки, тесьмы. Самостоятельное моделирование. Аппликация из геометрических фигур «Лошадка» Различать замкнутые и незамкнутые кривые линии. Свободное моделирование этих линий. Аппликация из геометрических фигур «Волк» Ориентация в окружающем пространстве. Знакомство с понятием «внутренняя область», «граница объекта», «внешняя граница». Графический диктант № 5 «Машина» Определять точку пересечения двух прямых. Графический диктант № 6 «Домик» Строить лабиринты нас бумаге. Ориентация на местности (в классе, коридоре). Определять местоположение объекта на местности, по отношению к другому. Аппликация из геометрических фигур «Рыбки в аквариуме» Уметь пользоваться отвесом (совмещать контрольную линию с вертикальной линией отвеса). Графический диктант № 7 «Ключик» Рисовать цветные орнаменты на клетчатой бумаге. Графический диктант 11 17 Обобщение изученного 1 18 Решение нестандартных задач. 1 19 Отрезок. 1 20 Отрезок. Имя отрезка. 1 21 Отрезок. Закрепление изученного. 1 22 Сравнение отрезков. Единицы длины. 1 23 Ломаная линия 1 24 Ломаная линия 1 25 Ломаная линия. Длина ломаной 1 26 Решение задач на развитие пространственных представлений. 27 Обобщение изученного материала. 1 28 Решение нестандартных задач. 1 1 № 8 «Цветок» Вычерчивание геометрических фигур и составление аппликации. Решение задач геометрического характера (сравнение отрезков, геометрических фигур). Аппликация из геометрических фигур «Медвежонок». Строить отрезки, находить отрезки в составе различных фигур. Моделировать их из бумаги. Графический диктант № 9 «Жираф». Строить геометрические узоры на нелинованной бумаге. Сравнивать отрезки. Графический диктант № 10 «Зайчик». Применять знания об отрезках при вычерчивании геометрических фигур. Вычерчивание квадрата, треугольника. Составление аппликации. Единицы длины. Уметь сравнивать отрезки разными способами. Графический диктант № 11 «Осиновый лист». Знать части ломаной. Моделировать ломаную линию на нелинованной бумаге. Строить ломаные линии. Различать ломаные линии в окружающих предметах. Аппликация из геометрических фигур « Собачка». Находить длину ломаной линии. Периметр замкнутой ломаной линии (геометрической фигуры). Графический диктант № 12 «Уточка». Пространственная ориентация. Составление плана классной комнаты. Вычерчивать отрезки, геометрические фигуры. Сравнивать отрезки. Аппликация из геометрических фигур «Белка». Пространственная ориентация. 12 29 Луч. 1 30 Луч. Солнечные и 31 несолнечные лучи. Спектральный анализ света. 32 Луч. Закрепление изученного материала 2 33 Выставка «Волшебная поляна» 1 Дать определение геометрическим фигурам. Находить сходство и различия, периметр геометрических фигур. Уметь построить геометрическую фигуру при помощи чертёжных принадлежностей. Выставка детских работ. 33 Практических – 22 1 ИТОГО: Знать, что такое луч. Строить луч на бумаге, из пластилина, ниток, тесьмы, шнурка. Приводить примеры солнечных и несолнечных лучей. Разучивание загадок и стихов о Солнце. Рисование солнца. 2 класс « Гости Волшебной поляны» (34 часа из расчёта 1 час в неделю) № Содержание Кол –во Виды деятельности учащихся часов 1 Различать виды углов 1 Угол 2 Прямой угол. Вершины угла. Его стороны. 1 3 Острый угол . Имя острого угла. Имя прямого угла 1 4 Тупой угол . Имя тупого угла 1 5 Развернутый угол. Имя развёрнутого угла. Развёрнутый угол и прямая линия 1 Строить прямой угол. Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла. Сравнивать острый угол с прямым. Дать имя угла. Свободное моделирование прямых и острых углов Сравнивать тупой угол с прямым. Свободное моделирование прямых, острых и тупых углов Сравнивать развёрнутый угол с линией. 13 6 Острый, прямой и тупой углы 1 7 Многоугольники 1 8 Математическая викторина «Гость Волшебной поляны» Треугольник. 1 10 Треугольник. Имя треугольника. Условие его построения 1 11 Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный 12 Треугольник. Виды треугольников 13 Четырёхугольник. Прямоугольник. Трапеция. 14 Четырёхугольники. Прямоугольник 1 15 Равносторонний прямоугольный четырёхугольник – квадрат. Ромб 16 Квадрат 1 17 Обобщение изученного 1 9 1 Уметь дать название угла в зависимости от размеров. Выделять углы разных видов в разных фигурах Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы, стороны и вершины. Строить многоугольники разными способами. Строить многоугольники разными способами. Строить треугольники разными способами и из разных материалов. Различать треугольники по их видам (тупоугольные, остроугольные, равносторонние, равнобедренные и разносторонние) Уметь видеть треугольные формы в предметах повседневной жизни. Строить треугольники, строить модели различных треугольников. Создавать геометрические узоры из треугольников 1 1 1 1 Выкладывать на бумаге четырёхугольник. Дать ему имя. Строить прямоугольник на нелинованной и линованной бумаге, из пластилина и проволоки. Находить в предметах фигуры прямоугольной формы Называть признаки квадрата и ромба. Аппликация из квадратов и ромбов. Вычерчивать квадрат, находить его периметр. Моделировать квадрат из пластилина и проволоки. Вычерчивать изученные геометрические фигуры, моделировать их из разных материалов, различать в предметах окружающего мира эти фигуры. 14 18 «Весёлые игрушки». Плоские фигуры и объёмные тела 19 Многоугольники 1 Отличать плоские фигуры от объёмных. Создавать аппликацию игрушек. 1 20 Примеры многоугольников 1 21 Окружность. Круг. Циркуль-помощник 22 Окружность и круг 1 Освоение понятия «многоугольник. Развивается творчество. Находить периметр любого геометрического многоугольника Чертить окружность (круг), игра «На что похожа фигура», вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию 1 23 Круг. Окружность, диаметр 1 и радиус окружности. 24 Радиус, диаметр круга 1 25 Касательная 1 26 Закрепление изученного материала 1 27 Обобщение материала изученного во 2 классе 1 28 Урок – праздник «Хвала геометрии!» 29 2 30 Повторение материала, изученного во 2 класс 31 Геометрический КВН 32 2 33 Экскурсия в природу «Геометрия вокруг нас» 34 ИТОГО: Строить касательную через заданную точку, изобразить на бумаге окружность и линии пересечения. Чертить окружность произвольного радиуса, игра «Проведи прямую так», творческие задания «Путешествие с Весёлой точкой в мир линий». Выполнение творческих заданий по составлению узоров и геометрических фигур. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки Театрализованный праздник. Развитие творчества. Конкурсы «Геометрические художники», «Выложи фигуру», «Запомни порядок», «Музыкальная геометрия», «Найди лишнее», «Геометрический диктант». 1 2 34 Практических - 23 3класс « В мире геометрических фигур» (34 часа из расчёта 1 час в неделю) 15 № Содержание 1 5 Решение задач. Узлы и зацепления Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. Радиус и диаметр окружности Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга Сектор. Сегмент. 6 Параллельные прямые 1 7 Виды четырёхугольников 1 8 Обобщение изученного 1 9 Построение на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. Диагонали квадрата. 1 Вычерчивание геометрических фигур при помощи чертёжных инструментов. Игра «Дорисуй из частей» 1 Построение чертежей с помощью линейки и карандаша. Алгоритм построения квадрата. Оригами «Собачка» Игра «Одним росчерком», «Два домика» 2 3 4 10 11 12 Кол –во Виды деятельности учащихся часов 1 Игра «Пластилиновый шарик» 1 1 1 1 1 1 Игра «Спичечные головоломки», строение геометрических фигур, изготовление моделей полукруга и овала. Игра «Ковёр-самолёт», графический диктант «Тюлень», моделирование фигур Блиц-турнир. Построение геометрических фигур, практическая работа.Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей Деление на сегменты и сектора различных геометрических фигур. Игра «Параллельные прямые» Выделять прямоугольник из множества четырёхугольников, изображать прямоугольник на клетчатой бумаге. Изготавливать заготовки прямоугольной формы заданных размеров. Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге, преобразовывать бумажную модель прямоугольника в модель квадрата. Алгоритм строения параллелограммов Моделирование фигур из бумаги. Работать в технике оригами .Оригами «Кошка» 16 Деление окружности на 4,6 равных частей. Вычерчивание «розеток» Решение топологических задач Обобщение изученного материала Многоугольники выпуклые и невыпуклые 1 Выполнение «Розеток», игра «Спичечная головоломка» 1 17 Периметр многоугольника 1 18 Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников 1 19 Площадь 1 Моделирование из бумаги, оригами «Волк».Работать в технике оригами Игра «Собери подставку для ёлки», «Укрась ёлку игрушками» Построение замкнутых ломаных, выпуклых и невыпуклых многоугольников, игра «15 мостов» Вычислять периметр многоугольника. Моделирование из бумаги, оригами «Дед Мороз» Алгоритм построения равностороннего треугольника. Различать треугольники по сторонам и по углам. Строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Изготавливать модели треугольников разных видов Геометрическая мозаика 20 Площадь. Единицы площади. 1 Решение геометрических задач, моделирование фигур 21 1 Определять площадь равностороннего треугольника .Игра «Цепочка» 22 Нахождение площади равностороннего треугольника Плоскость 1 Геометрические построения 23 Угол. Угловой градус 1 24 Сетки 1 Построение углов по градусной мере, графический диктант «Белка и Стрелка» Составление узоров по клеточкам. 25 1 26 Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объёмных тел.. Обобщение изученного 27 Куб 1 28 Прямоугольный 1 параллелепипед. Куб. Развёртка параллелепипеда 13 14 15 16 1 1 1 Игры в домино, игра «Почтальон». Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки Зрительный диктант, графический диктант, составление узоров Построение геометрических фигур, игра «Не пройди дважды» Изготавливать моде ли прямоугольных параллелепипедов с использованием развёрток и каркасной модели из кусков 17 проволоки 29 Каркасная модель куба. Развёртки куба. 1 30 Куб. Площадь полной поверхности куба. 1 Знакомство со свойствами игрального кубика 32. Закрепление изученного материала 33. 1 34. Театрализованная викторина «В гостях у королевы Геометрии» ИТОГО: 1 Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки. Путешествие по кубу, игра «Угадай фигуру», графический диктант «Ваза», «Бабочка» Геометрический праздник 34 Практических - 23 31 2 Изготавливать модели куба с использованием развёрток и каркасной модели из счётных палочек. Игра «Одним росчерком» Графический диктант «Лампа», вычисление площади полной поверхности. Кубик 4класс « Геометрические тела» (34 часа из расчёта 1 час в неделю) № Содержание 1 Повторение материала, изученного в 3-м классе (урок-путешествие) 2 3 Геометрический КВН 4 Равносторонний и равнобедренный треугольники Измерение углов. 5 Кол -во Виды деятельности учащихся часов 1 Построение чертежей с помощью 1 линейки и карандаша. Алгоритм построения квадрата. Оригами «Кораблик», графический диктант «Пирамида» 1 Работать в группе: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки. Конкурс «Зачеркни лишнее», «Кто быстрее доплывёт до берега», «Соберика!», «Прояви фантазию», «Сочини сказку». 1 Построение на линованной бумаге равнобедренного, равностороннего и прямоугольного треугольников 1 Нахождение величины угла при помощи 18 Транспортир 6 7 8 Построение углов заданной 1 градусной меры. Построение треугольника 1 по трём заданным сторонам Построение 1 равнобедренного и равностороннего треугольников Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации 10 Обобщение изученного 1 11 Площадь. Измерение площади палеткой. 1 12 Числовой луч 1 13 Числовой луч (закрепление) 14 Сетки. Игра «Морской бой» 1 15 Сетки. Координатная плоскость. 16 Координатная плоскость. Построение фигур по заданным точкам 17 Обобщение изученного 1 18 Осевая симметрия 1 19 Симметрия 1 20 Симметрия (закрепление) 1 21 Поворотная симметрия 1 22 Прямоугольный параллелепипед 23 Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртка параллелепипеда 1 9 транспортира, построение угла по заданной мерке. Игра «Шоколадные конфеты». Игрушка – оригами Различать треугольники по сторонам и по углам. Строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Изготавливать модели треугольников разных видов Построение на бумаге геометрических фигур. Вычислять площади фигур сложной конфигурации 1 1 Построение фигуры при помощи чертёжных принадлежностей. Игра со спичками. Графический диктант «Белочка» Определять координаты точки и строить их на числовом луче. Игра «Мышка бежала» Игра «Морской бой», блиц-турнир. Игра «Вырежи из бумаги», «Кошка в сетке» 1 1 1 Проводить практическими и графическими способами оси симметрии в фигурах Моделирование из бумаги, игра «Симметрия». Построение симметричных фигур на бумаге в клетку. Оригами «Ёжик». Графический диктант «Киска» Определение количества вершин, граней. Вырезание объёмной модели прямоугольного параллелепипеда из клубня картофеля. 19 24 Цилиндр. 1 25 Цилиндр. Закрепление изученного 26 Обобщение изученного материала 1 27 Конус. 1 28 Пирамида. 29 2 30 Шар. 1 31 Обобщение изученного материала по теме 32 «Геометрические тела» 2 33 Урок-игра «Геометрия» 2 1 Находить в окружающей действительности предметы цилиндрической формы .Изготавливать по чертежу модели объектов, имеющих цилиндрическую форму. Игра «Избушка, стань ко мне передом, а к лесу – задом!». Графический диктант «Кувшин». Построение фигур Задачи на построение геометрических фигур. Моделирование геометрических фигур. Изготавливать различные модели правильной треугольной пирамиды ИТОГО: 34 Моделирование плоских предметов из деталей «Колумбова яйца». Игра «Жук» Работать в группе: распределение объектов для изготовления, составления композиции. Игра «Узнай по описанию», «Узнай по развёртке» Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки. Игры «Река Лени», «Море Окружности», «Горы Построения», «Город Вычисления», «Город Многоугольники», «Город Координат», «Озеро Симметрия», «Город Геометрических Тел» Практических – 23 Всего: 135 Практических - 91 34 VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Наглядная геометрия» в частности. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах окружающей среды человека. 20 В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) объёмные пособия – модели геометрических фигур. 2) набор цветной бумаги, цветного картона, ватных дисков, клей, ножницы 3) изобразительные наглядные пособия – таблицы; 4) рабочая тетрадь для школьников Саченко В. «Наглядная геометрия». Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVDпроектор) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Наглядная геометрия». Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Наглядная геометрия» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению объектов окружающей среды, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Наглядная геометрия», насыщенного сведениями о пространственном представлении мира, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса «Наглядная геометрия», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Для фиксирования результатов исследований и практической работы учащихся с конструктором рекомендуется включать в 3 – 4 классах работу в тетрадях. В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование Обеспечение программы методическими видами продукции: 1. Мультимедийные презентации занятий – - «Многоугольники» 21 - «Четырехугольники» - «Логический квадрат» - «Периметр многоугольника» - «Куб» - «Объем» - «Симметрия» - «Каталог геометрических фигур и тел» - «Моделирование многогранников. Правильные многогранники» - «Моделирование многогранников. Архимедовы тела». Дидактический материал представлен: Схемы плоскостных фигур Схемы разверток многогранников Библиотечный фонд программы курса «Наглядная геометрия»: 1. Е.А. Богданова Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии. Нач. школа. 2001г., №10 2. С.И. Волкова, Н.Н. Столярова Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики. Нач. школа 1993г., № 8 3. А,П. Тонких и другие. Логические задачи на уроках математики. Ярославль: Академия развития , 1997г. 4. И.В. Шадрина. Обучение геометрии в начальных классах. М.: Школьная Пресса, 2002г. 5. С.В. Соколова. Оригами для дошкольников. СПб., 2003г. 6. В.Н. Рудницкая. 2000 задач по математике. М.:Дрофа, 2009 г. 7. Н.С. Подходова и др. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях. СПб., 2000г. 22