3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее
– программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом
выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но
и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по
программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
–
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
–
–
–
–
–
в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
4
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Указ
Президента
Российской Федерации от 9.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г.
№2/20).
3. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован
05.07.2021 № 64100).
4. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован
05.07.2021 № 64101).
5. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69676).
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования».
5
8. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
Письмо
9.
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций по
проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"». 10.Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023
№ 74229).
11. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023).
12. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228).
13. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования» (Зарегистрирован
22.02.2024 № 77331).
14. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
6
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования»
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–
7, 8–9 и 10–11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся
1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные
беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует
отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание
должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности территории, где функционирует данная образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся,
целесообразно
уточнить
(изменить,
скорректировать)
7
и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением)
Государственного
гимна
Российской
Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная,
вторая часть – основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение
разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой
(обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит
понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни определённость,
8
наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее России – это образ
сильного и независимого государства, благополучие которого напрямую зависит от
наших действий уже сегодня. День знаний – это праздник, который напоминает нам
о важности и ценности образования, которое является основой позитивного образа
будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться
на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со временем.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее
мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство
неоднократно меняло названия, но всегда неизменными оставались его
государственный статус и функции – быть источником достоверной информации о
России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию,
распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны. Железнодорожный
транспорт
–
самый
устойчивый
и
надёжный для пассажиров:
всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы России.
Профессии, связанные с железнодорожным транспортом.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности
нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по
обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют
обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это
отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными
технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами.
Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение
9
учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего
поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально
значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Учитель –
советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти –
основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в
мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя,
своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход
к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в
соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого
человека. Проекты, в которых младший школьник может проявлять свою
ответственность и заботу о других.
Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны.
Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи о своих близких. Образ
крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность поколений:
семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном
хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о
них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство –
качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей,
кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с
культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это
вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью
знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни
одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
10
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека,
способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело:
кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России:
благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об
окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это счастье
и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни.
«Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в
её праздник – День матери?
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из
истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров.
Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское,
цифровое и т. д. Зооволонтёрство – возможность заботы и помощи животным.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего
других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других.
Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества:
смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских
законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. Что
такое права и обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как
появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные
примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы
России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового
года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек.
11
О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной
степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история
праздника. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей
многих профессий. Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции.
История основания Московского государственного университета имени М.В.
Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность
для творчества и самореализации. Наука: научные открытия позволяют улучшать
жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые,
творческие, увлечённые люди.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в
современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать
торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни
общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и
партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для
успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь
в дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на
использование новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая
процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект –
помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает
хорошими знаниями и критическим мышлением. Правила безопасного
использования цифровых ресурсов.
Что
значит служить Отечеству?
280 лет со
дня рождения Ф.
Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина
12
Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и
воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф.
Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России:
представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая холодная,
снежная и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи Арктики. Россия
– мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного
морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица,
мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся
женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в
благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни,
забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного
человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека.
История
и
традиции
Артека.
После
воссоединения
Крыма и Севастополя
с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей,
работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и
самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и
народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с
рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать
музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих
композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия –
великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим
своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному
краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне.
13
Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её
историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты
в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении
космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные
научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении
новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиковиспытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских
лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет
ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний,
но и человеческого сочувствия, служения обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и
развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и
настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),
находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много
трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту? 80-летие
Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память
о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о
подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу
историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк.
Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
14
общественные
организации
разных
поколений
объединяли и объединяют
активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций
находят друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого
коллектива. Знакомство с проектами «Орлята России» и Движение Первых.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России,
объединяющие всех граждан страны. Планируемые результаты освоения программы
внеурочных занятий
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и
российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому,
настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим
народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности
каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для
себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
15
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека
и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные
объекты;
находить
закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного
педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
устанавливать
причинно-следственные
алгоритма;
связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать
выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации,
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную
информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим
работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических
работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в
сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
16
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное
отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии,
признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в
соответствии
с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты
(описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные
выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту выступления;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины
успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для
преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном».
Русский
язык:
формирование
первоначального
представления о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как
одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка
как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как
языка
межнационального общения;
осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными
видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности
17
норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного
овладение
элементарными
умениями
творчества;
анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой
России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение
опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме,
развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать
выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и
семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе;
формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
формирование первоначальных представлений о природных и социальных объектах
как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о
связи мира живой и неживой природы; формирование основ рационального
поведения и обоснованного принятия решений; формирование первоначальных
представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и
массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и
родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного
наследия в России, важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого
и настоящего России, основных правах и обязанностях гражданина Российской
Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные
природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения
между объектами и
следственных
явлениями;
понимание
простейших
причинно-
связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и
культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной
информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе,
безопасного использования электронных ресурсов образовательной организации и
18
сети Интернет, получения информации из источников в современной
информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в
том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации
при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил
безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта
положительного эмоционально-ценностного отношения
действовать в
к
природе, стремления
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами
поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных
усилий человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку
поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному
самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера,
раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения
человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного
вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть
нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности
человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо
человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие»,
«сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить примеры
проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре,
истории России, современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность
оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства,
знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное
искусство:
выполнение
творческих
работ с
использованием различных материалов и средств художественной выразительности
изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры
19
изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности
художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре
и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно
важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях;
развитие умения взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой
деятельности, соблюдая правила честной игры.
20
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(3–4 классы)
№
п/п
1
Темы занятий
Образ
будущего.
Ко Дню знаний
Виды
Количество
Основное содержание
часов
1
деятельности
Электронные ресурсы
обучающихся
Иметь позитивный образ
Познавательная
будущего – значит понимать, к чему беседа,
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
стремиться, и осознавать, что это видеофрагментов,
придаёт
жизни
определённость, выполнение
наполняя её глубокими смыслами
интерактивных
и ценностями. Будущее России –
заданий, работа
это образ сильного и независимого
с текстовым
государства, благополучие которого
и
напрямую
материалом
зависит
от
наших
иллюстративным
действий уже сегодня.
День
знаний
– это праздник,
который напоминает нам
о
важности
и
ценности
образования, которое является
основой позитивного образа
21
будущего,
ведь
в
условиях
стремительных изменений в мире
крайне важно учиться
на протяжении всей жизни, чтобы
идти в ногу со временем.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
2
Век
информации.
Информационное телеграфное
Познавательная
120
лет
агентство России (ИТАР-ТАСС) –
беседа,
Информационному
это крупнейшее мировое агентство,
видеофрагментов,
агентству
одна
выполнение
ТАСС
России
1
из
самых
цитируемых
просмотр
новостных служб страны.
интерактивных
Агентство неоднократно меняло
заданий, работа
названия, но всегда неизменными
оставались его государственный
с текстовым
и иллюстративным
статус
материалом
и
источником
функции
–
быть
https://razgovor.edsoo.ru
достоверной
информации о России для всего
мира.
В век информации крайне важен
навык критического мышления.
Необходимо уметь анализировать
и оценивать информацию,
22
распознавать фейки
и
не
распространять
Формирующиеся
историческая
их.
ценности:
память
и
преемственность поколений
3
Дорогами России
1
«Российские железные дороги» –
Познавательная
крупнейшая российская компания,
беседа,
с большой историей,
видеофрагментов,
обеспечивающая пассажирские
выполнение
и транспортные перевозки.
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
Вклад РЖД в совершенствование заданий, работа
экономики страны.
Железнодорожный транспорт –
с текстовым
и иллюстративным
самый устойчивый и надёжный
материалом
для пассажиров: всепогодный,
безопасный и круглогодичный.
Развитие транспортной сферы
России. Профессии, связанные
с
железнодорожным
транспортом.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм, патриотизм,
единство народов России
23
4
Путь зерна
1
Российское
сельское Познавательная
хозяйство – ключевая отрасль беседа,
промышленности нашей страны,
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
главной задачей которой является интерактивных
производство продуктов питания. заданий, работа
комплекс с текстовым
Агропромышленный
России выполняет важнейшую
миссию по обеспечению всех
и иллюстративным
материалом
россиян продовольствием, а его
мощности
позволяют
обеспечивать
всего
пшеницей
населения
треть
планеты.
Сельское хозяйство - это отрасль,
которая
объединила
в
нашего
народа
традиции
современными
роботами,
системами,
себе
с
технологиями:
информационными
цифровыми
устройствами.
24
Разноплановость
и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий, технологичность и
экономическая
привлекательность
(агрохолдинги,
отрасли
фермерские
хозяйства и т. п.).
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
5
День учителя
1
Учитель – одна из важнейших
Познавательная
в обществе профессий. Назначение беседа,
учителя
–
образование
социальное
и
просмотр
служение, видеофрагментов,
воспитание выполнение
подрастающего поколения.
интерактивных
В разные исторические времена
заданий, работа
труд учителя уважаем, социально
с текстовым
значим, оказывает влияние
и
на
развитие
https://razgovor.edsoo.ru
образования
иллюстративным
членов материалом
общества. Учитель – советчик,
помощник, участник
25
познавательной деятельности
школьников.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, гражданственность
6
Легенды о России
1
Любовь к Родине, патриотизм
– Познавательная
качества гражданина России.
беседа,
Знание
видеофрагментов,
истории
страны,
просмотр
историческая правда, сохранение
выполнение
исторической памяти – основа
интерактивных
мировоззренческого суверенитета
заданий, работа
страны.
Попытки исказить роль России
с текстовым
и иллюстративным
в мировой истории – одна
материалом
из
стратегий
войны
против
https://razgovor.edsoo.ru
информационной
нашей
Формирующиеся
страны.
ценности:
патриотизм
7
Что
значит
взрослым?
быть
1
Быть взрослым – это нести
ответственность
за
близких и свою страну.
себя,
Познавательная
своих беседа,
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
26
Активная
жизненная
созидательный
позиция, интерактивных
подход
к
жизни, заданий, работа
умение принимать решения
с текстовым
и осознавать их значение,
и
жить в соответствии с духовно-
материалом
нравственными
общества
–
иллюстративным
ценностями
основа
взрослого
человека.
Проекты, в которых младший
школьник
может
проявлять
свою
ответственность и заботу о других.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы
8
Как создать крепкую
семью
1
Семья как ценность для каждого
Познавательная
гражданина
беседа,
страны.
Крепкая
семья – защита и забота каждого
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
члена семьи о своих близких. Образ выполнение
крепкой
семьи
в
литературных интерактивных
произведениях.
заданий, работа
Преемственность поколений:
с текстовым
семейные
ценности
и
традиции и
(любовь, взаимопонимание, участие
иллюстративным
материалом
27
в семейном хозяйстве, воспитании
детей).
Особое
отношение
к
старшему
поколению, проявление
действенного уважения, внимания
к бабушкам и дедушкам, забота
о них.
9
Гостеприимная
Россия.
Ко
1
Дню
народного единства
Формирующиеся
крепкая семья
ценности:
Гостеприимство
–
качество,
Познавательная
объединяющее все народы России.
беседа,
Семейные традиции встречи гостей,
видеофрагментов,
кулинарные
выполнение
традиции
народов
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
России.
интерактивных
Путешествие по России – это
заданий, работа
знакомство с культурой, историей
с текстовым
и традициями разных народов.
и
иллюстративным
Гастрономический туризм – это вид материалом
путешествий,
основой
которого
являются поездки туристов по
стране с целью знакомства
28
с особенностями местной кухни
и кулинарных традиций.
Формирующиеся
ценности:
единство народов России, крепкая
семья
10
Твой вклад в общее
дело
1
Уплата налогов – это коллективная
Познавательная
и личная ответственность, вклад
беседа,
гражданина
видеофрагментов,
в
благополучие
просмотр
государства и общества.
выполнение
Ни одно государство не может
интерактивных
обойтись без налогов, это основа
заданий, работа
бюджета
с текстовым
страны,
основной
и
источник дохода.
Своим
небольшим
вкладом
https://razgovor.edsoo.ru
иллюстративным
мы материалом
создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет
мой личный вклад в общее дело?
Формирующиеся
ценности:
гражданственность,
взаимопомощь и взаимоуважение,
единство народов России
29
11
С заботой к себе
1
и окружающим
Доброта
и
настоящего
оказывать
забота
–
человека,
помощь
качества Познавательная
способного беседа,
и
просмотр
поддержку, видеофрагментов,
проявлять милосердие.
выполнение
Доброе дело: кому оно необходимо
интерактивных
и для кого предназначено.
заданий, работа
Добрые
дела
https://razgovor.edsoo.ru
граждан
России: с текстовым
благотворительность
и пожертвование как проявление
и иллюстративным
материалом
добрых чувств и заботы
об окружающих.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимопомощь,
взаимоуважение,
коллективизм
12
День матери
1
Мать, мама – главные в жизни Познавательная
человека слова. Мать – хозяйка
беседа,
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
в доме, хранительница семейного видеофрагментов,
очага, воспитательница детей.
выполнение
Материнство – это счастье
интерактивных
и
ответственность.
Многодетные заданий, работа
матери: примеры из истории
с текстовым
и современной жизни.
и иллюстративным
30
«Мать-героиня» –
высшее звание материалом
Российской Федерации.
Как поздравить маму в её
праздник – День матери?
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
13
Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра)
1
Кто такой волонтёр? Деятельность
Познавательная
волонтёров
беседа,
как
социальное
просмотр
служение в военное и мирное
видеофрагментов,
время: примеры из истории
выполнение
и
жизни.
интерактивных
Милосердие и забота – качества
заданий, работа
волонтёров.
с текстовым
и иллюстративным
современной
Направления
деятельности:
социальное,
волонтёрской
https://razgovor.edsoo.ru
материалом
экологическое,
медицинское,
цифровое и т. д.
Зооволонтёрство
–
возможность
заботы и помощи животным.
Формирующиеся ценности:
милосердие,
взаимопомощь
и
взаимоуважение
31
14
День
Героев
1
Отечества
Герои Отечества – это
Познавательная
самоотверженные и мужественные
беседа,
люди, которые любят свою Родину
видеофрагментов,
и трудятся во благо Отчизны.
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
Качества героя – человека, ценою интерактивных
собственной
жизни
и
здоровья заданий, работа
спасающего других: смелость
с текстовым
и отвага, самопожертвование
и ответственность за судьбу других.
и иллюстративным
материалом
Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать
волевые
качества:
у себя
смелость,
решительность, стремление прийти
на помощь.
Участники
СВО
–
защитники
будущего нашей страны.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, служение Отечеству
и ответственность за его судьбу
15
Как пишут законы?
1
Для чего нужны законы? Как
Познавательная
менялся свод российских законов
беседа,
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
32
от древних времён до наших
выполнение
дней.
интерактивных
Законодательная власть в России.
заданий, работа
Что такое права и обязанности
с текстовым
гражданина?
и
От инициативы людей до закона:
материалом
как
появляется
закон?
иллюстративным
Работа
депутатов: от проблемы –
к решению (позитивные примеры).
Формирующиеся ценности: жизнь
и достоинство
16
Одна страна –
одни традиции
1
Новогодние
традиции,
объединяющие
все
народы
Познавательная
беседа,
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
России.
Новый год – любимый семейный выполнение
праздник.
История
возникновения интерактивных
новогоднего праздника в России.
заданий, работа
Участие детей в подготовке
с текстовым
и встрече Нового года. Подарки
и
и пожелания на Новый год.
материалом
иллюстративным
История создания новогодних
игрушек.
33
О чём люди мечтают в Новый год.
Формирующиеся
ценности:
крепкая семья, единство народов
России
17
День
российской
1
печати
Праздник посвящён работникам
Познавательная
печати, в том числе редакторам,
беседа,
журналистам,
видеофрагментов,
издателям,
корректорам, – всем, кто в той
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
выполнение
или иной степени связан с печатью. интерактивных
Российские традиции издательского заданий, работа
дела, история праздника.
Издание
печатных
с текстовым
средств и иллюстративным
информации – коллективный труд материалом
людей многих профессий.
Школьные
средства
массовой
информации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, гуманизм
18
День студента
1
День российского студенчества:
Познавательная
история праздника и его традиции. беседа,
История основания Московского
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
34
государственного
университета
выполнение
имени М.В. Ломоносова.
интерактивных
Студенческие годы – это путь
заданий, работа
к
с текстовым
овладению
профессией,
возможность для творчества
и
и самореализации.
материалом
Наука:
научные
иллюстративным
открытия
позволяют улучшать жизнь людей,
обеспечивают прогресс общества.
Науку
делают
талантливые,
творческие, увлечённые люди.
Формирующиеся
служение
ценности:
Отечеству
и
ответственность за его судьбу,
коллективизм
19
БРИКС (тема
о
международных
отношениях)
1
Роль нашей страны в современном
Познавательная
мире.
беседа,
БРИКС
–
символ
просмотр
многополярности мира. Единство
видеофрагментов,
и многообразие стран БРИКС.
выполнение
Взаимная
интерактивных
поддержка
помогает
https://razgovor.edsoo.ru
государствам развивать торговлю
заданий, работа
и экономику, обмениваться
с текстовым
35
знаниями и опытом в различных и
сферах
жизни
общества.
иллюстративным
Россия материалом
успешно развивает контакты
с широким кругом союзников
и партнёров.
Значение российской культуры
для всего мира.
Формирующиеся
ценности:
многонациональное единство
20
Бизнес
и
1
технологическое
предпринимательство
Что сегодня делается
Познавательная
для успешного развития экономики беседа,
просмотр
России?
видеофрагментов,
Учиться сегодня нужно так, чтобы
выполнение
суметь в дальнейшем повысить
интерактивных
уровень
заданий, работа
своего
образования,
перестроиться на использование
с текстовым
новых цифровых технологий там,
и
где их раньше никогда не было.
материалом
Формирующиеся
https://razgovor.edsoo.ru
иллюстративным
ценности:
патриотизм, созидательный труд
36
21
Искусственный
1
Искусственный
интеллект
интеллект и человек.
стратегическая
отрасль
Стратегия
оптимизирующая процессы
взаимодействия
и
повышающая
в
– Познавательная
России, беседа,
просмотр
видеофрагментов,
эффективность выполнение
производства.
интерактивных
Искусственный
интеллект
–
заданий, работа
помощник человека. ИИ помогает
с текстовым
только при условии, если сам
и иллюстративным
материалом
человек
обладает
знаниями
https://razgovor.edsoo.ru
и
хорошими
критическим
мышлением.
Правила безопасного
использования цифровых ресурсов.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
высокие
нравственные идеалы
22
Что значит служить
1
День
защитника
Отечества: Познавательная
Отечеству? 280 лет
исторические традиции. Профессия беседа,
со дня рождения
военного: кто её выбирает сегодня. видеофрагментов,
Ф. Ушакова
Защита
Отечества
–
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
обязанность выполнение
гражданина Российской Федерации,
интерактивных
заданий, работа
37
проявление любви к родной земле, с текстовым
Родине. Честь и воинский долг.
и
280-летие со дня рождения
материалом
великого
Ф.Ф.
русского
флотоводца
Ушакова.
Качества
российского
героизм,
воина:
иллюстративным
смелость,
самопожертвование.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
и ответственность за его судьбу
23
Арктика – территория
развития
1
Многообразие и красота природы Познавательная
России: представление
беседа,
о
видеофрагментов,
природных
особенностях
просмотр
Арктики. Зима в Арктике самая
выполнение
холодная, снежная и суровая.
интерактивных
Животные Арктики.
заданий, работа
Российские
с текстовым
исследователи
Арктики.
и
Россия – мировой лидер атомной
материалом
отрасли.
Атомный
https://razgovor.edsoo.ru
иллюстративным
ледокольный
флот, развитие Северного морского
пути.
38
Знакомство с проектами развития
Арктики.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм
24
Международный
1
женский день
Международный женский день –
Познавательная
праздник благодарности и любви
беседа,
к женщине.
видеофрагментов,
Женщина
обществе
в
–
воспитатель
женщины
современном
труженица,
детей.
в
истории
просмотр
выполнение
мать,
интерактивных
Великие
заданий, работа
России.
Выдающиеся женщины ХХ века,
с текстовым
и иллюстративным
прославившие Россию.
материалом
Формирующиеся
приоритет
https://razgovor.edsoo.ru
ценности:
духовного
над
материальным, крепкая семья
25
Массовый спорт
в России
1
Развитие массового спорта – вклад
Познавательная
в благополучие и здоровье нации,
беседа,
будущие поколения страны.
видеофрагментов,
Здоровый образ жизни, забота
выполнение
о собственном здоровье, спорт как
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
39
важнейшая
часть
жизни
заданий, работа
современного человека. Условия
с текстовым
развития
и
массового
спорта
в
России.
иллюстративным
материалом
Формирующиеся ценности: жизнь
26
День
воссоединения
1
История и традиции Артека. После Познавательная
Крыма и Севастополя
воссоединения Крыма
беседа,
с Россией. 100-летие
и Севастополя с Россией Артек –
видеофрагментов,
Артека
это уникальный и современный
выполнение
комплекс из 9 лагерей, работающих
интерактивных
круглый год. Артек – пространство
заданий, работа
для творчества, саморазвития
с текстовым
и
и
самореализации.
Формирующиеся
историческая
ценности:
память
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
иллюстративным
материалом
и
преемственность поколений
27
Служение
1
творчеством.
людям
Зачем
искусство?
185 лет со дня
Искусство – это способ общения
Познавательная
и диалога между поколениями
беседа,
и народами. Роль музыки в жизни
видеофрагментов,
человека:
музыка
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
сопровождает выполнение
человека с рождения до конца
интерактивных
40
рождения
жизни.
Способность
П.И. Чайковского
воспринимать и понимать музыку.
с текстовым
Россия
и
–
страна
с
слушать,
богатым
культурным наследием, страна
великих
композиторов,
заданий, работа
иллюстративным
материалом
писателей,
художников, признанных
во всём
мире. Произведения
П. И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Формирующиеся
приоритет
ценности:
духовного
над
материальным
28
Россия – великая и уникальная
Познавательная
(региональный
страна, каждый из её регионов
беседа,
и
прекрасен и неповторим своими
видеофрагментов,
природными, экономическими
выполнение
и
интерактивных
Моя
малая
Родина
местный
компонент)
1
другими
ресурсами.
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
Любовь к родному краю,
заданий, работа
способность любоваться природой
с текстовым
и беречь её – часть любви
и
к Отчизне. Патриот честно
материалом
иллюстративным
трудится, заботится о процветании
41
своей страны, уважает её историю
и культуру.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, приоритет духовного
над материальным
29
Герои
отрасли
космической
1
Исследования космоса помогают
Познавательная
нам понять, как возникла наша
беседа,
Вселенная. Россия – лидер
видеофрагментов,
в развитии космической отрасли.
выполнение
Полёты в космос – это результат
интерактивных
огромного
труда
заданий, работа
коллектива
учёных,
большого
рабочих,
и
первенство нашей Родины
материалом
освоении
пространства.
В
условиях
космонавты
научные
просмотр
с текстовым
космонавтов, которые обеспечили
в
https://razgovor.edsoo.ru
иллюстративным
космического
невесомости
проводят
сложные
эксперименты,
что
позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых
42
материалов
и
создании
новых
технологий.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, служение Отечеству
30
Гражданская
авиация
1
России
Значение
авиации
для
жизни
Познавательная
общества и каждого человека.
беседа,
Как мечта летать изменила жизнь
видеофрагментов,
человека.
выполнение
Легендарная
просмотр
развития
интерактивных
российской гражданской авиации.
заданий, работа
Героизм конструкторов, инженеров
с текстовым
и иллюстративным
и
история
лётчиков-испытателей
первых
материалом
российских самолётов.
Мировые
рекорды
https://razgovor.edsoo.ru
российских
лётчиков.
Современное
авиастроение. Профессии,
связанные
с
авиацией.
Формирующиеся
ценности:
служение Отечеству
31
Медицина России
1
Охрана здоровья граждан России –
Познавательная
приоритет государственной
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
43
политики
страны.
Современные видеофрагментов,
поликлиники и больницы.
выполнение
Достижения российской медицины. интерактивных
Технологии
будущего
в
области заданий, работа
медицины.
с текстовым
Профессия врача играет ключевую и
иллюстративным
роль в поддержании и улучшении материалом
здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия,
это
настоящее
призвание,
требующее не только знаний,
но и человеческого сочувствия,
служения обществу.
Формирующиеся
историческая
ценности:
память
преемственность
и
поколений,
милосердие
32
Что такое успех?
(ко Дню труда)
1
Труд – основа жизни человека
Познавательная
и развития общества.
беседа,
Человек должен иметь знания
видеофрагментов,
и умения, быть терпеливым
выполнение
и настойчивым, не бояться
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
44
трудностей
(труд
однокоренные
и
слова),
трудно
–
находить
заданий, работа
с текстовым
пути их преодоления.
и
Чтобы
материалом
добиться
долгосрочного
иллюстративным
успеха, нужно много трудиться.
Профессии будущего – что будет
нужно стране, когда я вырасту?
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
33
80-летие Победы
День Победы – священная дата,
Познавательная
в Великой
память о которой передаётся
беседа,
Отечественной войне
от поколения к поколению.
видеофрагментов,
Историческая память: память
выполнение
о подвиге нашего народа в годы
интерактивных
Великой Отечественной войны.
заданий, работа
Важно помнить нашу историю
с текстовым
и чтить память всех людей,
и
перенёсших тяготы войны.
материалом
1
https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
иллюстративным
Бессмертный полк. Страницы
героического
прошлого,
которые
нельзя забывать.
45
Формирующиеся
единство
ценности:
народов
историческая
России,
память
и
преемственность поколений
34
Жизнь в Движении
1
19
мая
–
День
детских
Познавательная
общественных организаций.
беседа,
Детские общественные
видеофрагментов,
организации
разных
поколений
просмотр
выполнение
объединяли
и
объединяют
интерактивных
активных,
целеустремлённых
заданий, работа
ребят. Участники детских
общественных организаций находят
с текстовым
и иллюстративным
друзей, вместе делают полезные
материалом
дела
и
ощущают
себя
https://razgovor.edsoo.ru
частью
большого коллектива.
Знакомство с проектами «Орлята
России» и Движение Первых.
Формирующиеся
ценности:
дружба, коллективизм
35
Ценности, которые
нас объединяют
1
Ценности – это важнейшие
Познавательная
нравственные ориентиры
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
46
для
человека
и
общества.
видеофрагментов,
Духовно-нравственные ценности
выполнение
России,
интерактивных
объединяющие
всех
граждан страны.
заданий, работа
Формирующиеся ценности:
с текстовым
традиционные российские духовно- и
нравственные ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
иллюстративным
материалом
35
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
20