3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей. Педагог помогает обучающемуся: – в формировании его российской идентичности; – в формировании интереса к познанию; – в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других; – в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм; – – – – – в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности; в развитии у школьников общекультурной компетентности; в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор; в осознании своего места в обществе; в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей; 4 – в формировании готовности к личностному самоопределению. Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы: 1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. №2/20). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675). 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». 5 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034). Письмо 9. Министерства просвещения Российской Федерации от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"». 10.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023). 12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228). 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331). 14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы 6 Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830). Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5– 7, 8–9 и 10–11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов. Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) 7 и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи. Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать. Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть – заключительная. Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия. Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество). В заключительной части подводятся итоги занятия. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни определённость, 8 наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее России – это образ сильного и независимого государства, благополучие которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со временем. Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и функции – быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их. Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом. Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.). День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение 9 учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны. Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Проекты, в которых младший школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других. Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны. Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи о своих близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций. Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело? 10 С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих. День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День матери? Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство – возможность заботы и помощи животным. День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны. Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. Что такое права и обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. 11 О чём люди мечтают в Новый год. День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Школьные средства массовой информации. День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации. Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира. Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на использование новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было. Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Правила безопасного использования цифровых ресурсов. Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина 12 Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование. Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России: представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая холодная, снежная и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики. Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию. Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового спорта в России. День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и самореализации. Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством. Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. 13 Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и культуру. Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий. Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиковиспытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу. Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту? 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать. Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские 14 общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с проектами «Орлята России» и Движение Первых. Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны. Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 15 В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного устанавливать причинно-следственные алгоритма; связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей. 16 В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат. В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности 17 норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного овладение элементарными умениями творчества; анализа и интерпретации текста. Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России. Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы. Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе; формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование первоначальных представлений о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; формирование первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России, важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и следственных явлениями; понимание простейших причинно- связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов образовательной организации и 18 сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения действовать в к природе, стремления окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения. Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина. Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры 19 изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России. Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки. Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры. Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры. 20 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (3–4 классы) № п/п 1 Темы занятий Образ будущего. Ко Дню знаний Виды Количество Основное содержание часов 1 деятельности Электронные ресурсы обучающихся Иметь позитивный образ Познавательная будущего – значит понимать, к чему беседа, https://razgovor.edsoo.ru просмотр стремиться, и осознавать, что это видеофрагментов, придаёт жизни определённость, выполнение наполняя её глубокими смыслами интерактивных и ценностями. Будущее России – заданий, работа это образ сильного и независимого с текстовым государства, благополучие которого и напрямую материалом зависит от наших иллюстративным действий уже сегодня. День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является основой позитивного образа 21 будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со временем. Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд 2 Век информации. Информационное телеграфное Познавательная 120 лет агентство России (ИТАР-ТАСС) – беседа, Информационному это крупнейшее мировое агентство, видеофрагментов, агентству одна выполнение ТАСС России 1 из самых цитируемых просмотр новостных служб страны. интерактивных Агентство неоднократно меняло заданий, работа названия, но всегда неизменными оставались его государственный с текстовым и иллюстративным статус материалом и источником функции – быть https://razgovor.edsoo.ru достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, 22 распознавать фейки и не распространять Формирующиеся историческая их. ценности: память и преемственность поколений 3 Дорогами России 1 «Российские железные дороги» – Познавательная крупнейшая российская компания, беседа, с большой историей, видеофрагментов, обеспечивающая пассажирские выполнение и транспортные перевозки. интерактивных https://razgovor.edsoo.ru просмотр Вклад РЖД в совершенствование заданий, работа экономики страны. Железнодорожный транспорт – с текстовым и иллюстративным самый устойчивый и надёжный материалом для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом. Формирующиеся ценности: коллективизм, патриотизм, единство народов России 23 4 Путь зерна 1 Российское сельское Познавательная хозяйство – ключевая отрасль беседа, промышленности нашей страны, https://razgovor.edsoo.ru просмотр видеофрагментов, выполнение главной задачей которой является интерактивных производство продуктов питания. заданий, работа комплекс с текстовым Агропромышленный России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех и иллюстративным материалом россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать всего пшеницей населения треть планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в нашего народа традиции современными роботами, системами, себе с технологиями: информационными цифровыми устройствами. 24 Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность (агрохолдинги, отрасли фермерские хозяйства и т. п.). Формирующиеся ценности: созидательный труд 5 День учителя 1 Учитель – одна из важнейших Познавательная в обществе профессий. Назначение беседа, учителя – образование социальное и просмотр служение, видеофрагментов, воспитание выполнение подрастающего поколения. интерактивных В разные исторические времена заданий, работа труд учителя уважаем, социально с текстовым значим, оказывает влияние и на развитие https://razgovor.edsoo.ru образования иллюстративным членов материалом общества. Учитель – советчик, помощник, участник 25 познавательной деятельности школьников. Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность 6 Легенды о России 1 Любовь к Родине, патриотизм – Познавательная качества гражданина России. беседа, Знание видеофрагментов, истории страны, просмотр историческая правда, сохранение выполнение исторической памяти – основа интерактивных мировоззренческого суверенитета заданий, работа страны. Попытки исказить роль России с текстовым и иллюстративным в мировой истории – одна материалом из стратегий войны против https://razgovor.edsoo.ru информационной нашей Формирующиеся страны. ценности: патриотизм 7 Что значит взрослым? быть 1 Быть взрослым – это нести ответственность за близких и свою страну. себя, Познавательная своих беседа, https://razgovor.edsoo.ru просмотр видеофрагментов, выполнение 26 Активная жизненная созидательный позиция, интерактивных подход к жизни, заданий, работа умение принимать решения с текстовым и осознавать их значение, и жить в соответствии с духовно- материалом нравственными общества – иллюстративным ценностями основа взрослого человека. Проекты, в которых младший школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы 8 Как создать крепкую семью 1 Семья как ценность для каждого Познавательная гражданина беседа, страны. Крепкая семья – защита и забота каждого https://razgovor.edsoo.ru просмотр видеофрагментов, члена семьи о своих близких. Образ выполнение крепкой семьи в литературных интерактивных произведениях. заданий, работа Преемственность поколений: с текстовым семейные ценности и традиции и (любовь, взаимопонимание, участие иллюстративным материалом 27 в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. 9 Гостеприимная Россия. Ко 1 Дню народного единства Формирующиеся крепкая семья ценности: Гостеприимство – качество, Познавательная объединяющее все народы России. беседа, Семейные традиции встречи гостей, видеофрагментов, кулинарные выполнение традиции народов https://razgovor.edsoo.ru просмотр России. интерактивных Путешествие по России – это заданий, работа знакомство с культурой, историей с текстовым и традициями разных народов. и иллюстративным Гастрономический туризм – это вид материалом путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства 28 с особенностями местной кухни и кулинарных традиций. Формирующиеся ценности: единство народов России, крепкая семья 10 Твой вклад в общее дело 1 Уплата налогов – это коллективная Познавательная и личная ответственность, вклад беседа, гражданина видеофрагментов, в благополучие просмотр государства и общества. выполнение Ни одно государство не может интерактивных обойтись без налогов, это основа заданий, работа бюджета с текстовым страны, основной и источник дохода. Своим небольшим вкладом https://razgovor.edsoo.ru иллюстративным мы материалом создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело? Формирующиеся ценности: гражданственность, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России 29 11 С заботой к себе 1 и окружающим Доброта и настоящего оказывать забота – человека, помощь качества Познавательная способного беседа, и просмотр поддержку, видеофрагментов, проявлять милосердие. выполнение Доброе дело: кому оно необходимо интерактивных и для кого предназначено. заданий, работа Добрые дела https://razgovor.edsoo.ru граждан России: с текстовым благотворительность и пожертвование как проявление и иллюстративным материалом добрых чувств и заботы об окружающих. Формирующиеся ценности: жизнь, взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм 12 День матери 1 Мать, мама – главные в жизни Познавательная человека слова. Мать – хозяйка беседа, https://razgovor.edsoo.ru просмотр в доме, хранительница семейного видеофрагментов, очага, воспитательница детей. выполнение Материнство – это счастье интерактивных и ответственность. Многодетные заданий, работа матери: примеры из истории с текстовым и современной жизни. и иллюстративным 30 «Мать-героиня» – высшее звание материалом Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День матери? Формирующиеся ценности: крепкая семья 13 Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра) 1 Кто такой волонтёр? Деятельность Познавательная волонтёров беседа, как социальное просмотр служение в военное и мирное видеофрагментов, время: примеры из истории выполнение и жизни. интерактивных Милосердие и забота – качества заданий, работа волонтёров. с текстовым и иллюстративным современной Направления деятельности: социальное, волонтёрской https://razgovor.edsoo.ru материалом экологическое, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство – возможность заботы и помощи животным. Формирующиеся ценности: милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение 31 14 День Героев 1 Отечества Герои Отечества – это Познавательная самоотверженные и мужественные беседа, люди, которые любят свою Родину видеофрагментов, и трудятся во благо Отчизны. выполнение https://razgovor.edsoo.ru просмотр Качества героя – человека, ценою интерактивных собственной жизни и здоровья заданий, работа спасающего других: смелость с текстовым и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других. и иллюстративным материалом Проявление уважения к героям, стремление воспитывать волевые качества: у себя смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу 15 Как пишут законы? 1 Для чего нужны законы? Как Познавательная менялся свод российских законов беседа, https://razgovor.edsoo.ru просмотр видеофрагментов, 32 от древних времён до наших выполнение дней. интерактивных Законодательная власть в России. заданий, работа Что такое права и обязанности с текстовым гражданина? и От инициативы людей до закона: материалом как появляется закон? иллюстративным Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Формирующиеся ценности: жизнь и достоинство 16 Одна страна – одни традиции 1 Новогодние традиции, объединяющие все народы Познавательная беседа, https://razgovor.edsoo.ru просмотр видеофрагментов, России. Новый год – любимый семейный выполнение праздник. История возникновения интерактивных новогоднего праздника в России. заданий, работа Участие детей в подготовке с текстовым и встрече Нового года. Подарки и и пожелания на Новый год. материалом иллюстративным История создания новогодних игрушек. 33 О чём люди мечтают в Новый год. Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России 17 День российской 1 печати Праздник посвящён работникам Познавательная печати, в том числе редакторам, беседа, журналистам, видеофрагментов, издателям, корректорам, – всем, кто в той https://razgovor.edsoo.ru просмотр выполнение или иной степени связан с печатью. интерактивных Российские традиции издательского заданий, работа дела, история праздника. Издание печатных с текстовым средств и иллюстративным информации – коллективный труд материалом людей многих профессий. Школьные средства массовой информации. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, гуманизм 18 День студента 1 День российского студенчества: Познавательная история праздника и его традиции. беседа, История основания Московского https://razgovor.edsoo.ru просмотр видеофрагментов, 34 государственного университета выполнение имени М.В. Ломоносова. интерактивных Студенческие годы – это путь заданий, работа к с текстовым овладению профессией, возможность для творчества и и самореализации. материалом Наука: научные иллюстративным открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Формирующиеся служение ценности: Отечеству и ответственность за его судьбу, коллективизм 19 БРИКС (тема о международных отношениях) 1 Роль нашей страны в современном Познавательная мире. беседа, БРИКС – символ просмотр многополярности мира. Единство видеофрагментов, и многообразие стран БРИКС. выполнение Взаимная интерактивных поддержка помогает https://razgovor.edsoo.ru государствам развивать торговлю заданий, работа и экономику, обмениваться с текстовым 35 знаниями и опытом в различных и сферах жизни общества. иллюстративным Россия материалом успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира. Формирующиеся ценности: многонациональное единство 20 Бизнес и 1 технологическое предпринимательство Что сегодня делается Познавательная для успешного развития экономики беседа, просмотр России? видеофрагментов, Учиться сегодня нужно так, чтобы выполнение суметь в дальнейшем повысить интерактивных уровень заданий, работа своего образования, перестроиться на использование с текстовым новых цифровых технологий там, и где их раньше никогда не было. материалом Формирующиеся https://razgovor.edsoo.ru иллюстративным ценности: патриотизм, созидательный труд 36 21 Искусственный 1 Искусственный интеллект интеллект и человек. стратегическая отрасль Стратегия оптимизирующая процессы взаимодействия и повышающая в – Познавательная России, беседа, просмотр видеофрагментов, эффективность выполнение производства. интерактивных Искусственный интеллект – заданий, работа помощник человека. ИИ помогает с текстовым только при условии, если сам и иллюстративным материалом человек обладает знаниями https://razgovor.edsoo.ru и хорошими критическим мышлением. Правила безопасного использования цифровых ресурсов. Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие нравственные идеалы 22 Что значит служить 1 День защитника Отечества: Познавательная Отечеству? 280 лет исторические традиции. Профессия беседа, со дня рождения военного: кто её выбирает сегодня. видеофрагментов, Ф. Ушакова Защита Отечества – https://razgovor.edsoo.ru просмотр обязанность выполнение гражданина Российской Федерации, интерактивных заданий, работа 37 проявление любви к родной земле, с текстовым Родине. Честь и воинский долг. и 280-летие со дня рождения материалом великого Ф.Ф. русского флотоводца Ушакова. Качества российского героизм, воина: иллюстративным смелость, самопожертвование. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу 23 Арктика – территория развития 1 Многообразие и красота природы Познавательная России: представление беседа, о видеофрагментов, природных особенностях просмотр Арктики. Зима в Арктике самая выполнение холодная, снежная и суровая. интерактивных Животные Арктики. заданий, работа Российские с текстовым исследователи Арктики. и Россия – мировой лидер атомной материалом отрасли. Атомный https://razgovor.edsoo.ru иллюстративным ледокольный флот, развитие Северного морского пути. 38 Знакомство с проектами развития Арктики. Формирующиеся ценности: патриотизм 24 Международный 1 женский день Международный женский день – Познавательная праздник благодарности и любви беседа, к женщине. видеофрагментов, Женщина обществе в – воспитатель женщины современном труженица, детей. в истории просмотр выполнение мать, интерактивных Великие заданий, работа России. Выдающиеся женщины ХХ века, с текстовым и иллюстративным прославившие Россию. материалом Формирующиеся приоритет https://razgovor.edsoo.ru ценности: духовного над материальным, крепкая семья 25 Массовый спорт в России 1 Развитие массового спорта – вклад Познавательная в благополучие и здоровье нации, беседа, будущие поколения страны. видеофрагментов, Здоровый образ жизни, забота выполнение о собственном здоровье, спорт как интерактивных https://razgovor.edsoo.ru просмотр 39 важнейшая часть жизни заданий, работа современного человека. Условия с текстовым развития и массового спорта в России. иллюстративным материалом Формирующиеся ценности: жизнь 26 День воссоединения 1 История и традиции Артека. После Познавательная Крыма и Севастополя воссоединения Крыма беседа, с Россией. 100-летие и Севастополя с Россией Артек – видеофрагментов, Артека это уникальный и современный выполнение комплекс из 9 лагерей, работающих интерактивных круглый год. Артек – пространство заданий, работа для творчества, саморазвития с текстовым и и самореализации. Формирующиеся историческая ценности: память https://razgovor.edsoo.ru просмотр иллюстративным материалом и преемственность поколений 27 Служение 1 творчеством. людям Зачем искусство? 185 лет со дня Искусство – это способ общения Познавательная и диалога между поколениями беседа, и народами. Роль музыки в жизни видеофрагментов, человека: музыка https://razgovor.edsoo.ru просмотр сопровождает выполнение человека с рождения до конца интерактивных 40 рождения жизни. Способность П.И. Чайковского воспринимать и понимать музыку. с текстовым Россия и – страна с слушать, богатым культурным наследием, страна великих композиторов, заданий, работа иллюстративным материалом писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения П. И. Чайковского, служение своей стране творчеством. Формирующиеся приоритет ценности: духовного над материальным 28 Россия – великая и уникальная Познавательная (региональный страна, каждый из её регионов беседа, и прекрасен и неповторим своими видеофрагментов, природными, экономическими выполнение и интерактивных Моя малая Родина местный компонент) 1 другими ресурсами. https://razgovor.edsoo.ru просмотр Любовь к родному краю, заданий, работа способность любоваться природой с текстовым и беречь её – часть любви и к Отчизне. Патриот честно материалом иллюстративным трудится, заботится о процветании 41 своей страны, уважает её историю и культуру. Формирующиеся ценности: патриотизм, приоритет духовного над материальным 29 Герои отрасли космической 1 Исследования космоса помогают Познавательная нам понять, как возникла наша беседа, Вселенная. Россия – лидер видеофрагментов, в развитии космической отрасли. выполнение Полёты в космос – это результат интерактивных огромного труда заданий, работа коллектива учёных, большого рабочих, и первенство нашей Родины материалом освоении пространства. В условиях космонавты научные просмотр с текстовым космонавтов, которые обеспечили в https://razgovor.edsoo.ru иллюстративным космического невесомости проводят сложные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых 42 материалов и создании новых технологий. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству 30 Гражданская авиация 1 России Значение авиации для жизни Познавательная общества и каждого человека. беседа, Как мечта летать изменила жизнь видеофрагментов, человека. выполнение Легендарная просмотр развития интерактивных российской гражданской авиации. заданий, работа Героизм конструкторов, инженеров с текстовым и иллюстративным и история лётчиков-испытателей первых материалом российских самолётов. Мировые рекорды https://razgovor.edsoo.ru российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. Формирующиеся ценности: служение Отечеству 31 Медицина России 1 Охрана здоровья граждан России – Познавательная приоритет государственной беседа, просмотр https://razgovor.edsoo.ru 43 политики страны. Современные видеофрагментов, поликлиники и больницы. выполнение Достижения российской медицины. интерактивных Технологии будущего в области заданий, работа медицины. с текстовым Профессия врача играет ключевую и иллюстративным роль в поддержании и улучшении материалом здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу. Формирующиеся историческая ценности: память преемственность и поколений, милосердие 32 Что такое успех? (ко Дню труда) 1 Труд – основа жизни человека Познавательная и развития общества. беседа, Человек должен иметь знания видеофрагментов, и умения, быть терпеливым выполнение и настойчивым, не бояться интерактивных https://razgovor.edsoo.ru просмотр 44 трудностей (труд однокоренные и слова), трудно – находить заданий, работа с текстовым пути их преодоления. и Чтобы материалом добиться долгосрочного иллюстративным успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего – что будет нужно стране, когда я вырасту? Формирующиеся ценности: созидательный труд 33 80-летие Победы День Победы – священная дата, Познавательная в Великой память о которой передаётся беседа, Отечественной войне от поколения к поколению. видеофрагментов, Историческая память: память выполнение о подвиге нашего народа в годы интерактивных Великой Отечественной войны. заданий, работа Важно помнить нашу историю с текстовым и чтить память всех людей, и перенёсших тяготы войны. материалом 1 https://razgovor.edsoo.ru просмотр иллюстративным Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать. 45 Формирующиеся единство ценности: народов историческая России, память и преемственность поколений 34 Жизнь в Движении 1 19 мая – День детских Познавательная общественных организаций. беседа, Детские общественные видеофрагментов, организации разных поколений просмотр выполнение объединяли и объединяют интерактивных активных, целеустремлённых заданий, работа ребят. Участники детских общественных организаций находят с текстовым и иллюстративным друзей, вместе делают полезные материалом дела и ощущают себя https://razgovor.edsoo.ru частью большого коллектива. Знакомство с проектами «Орлята России» и Движение Первых. Формирующиеся ценности: дружба, коллективизм 35 Ценности, которые нас объединяют 1 Ценности – это важнейшие Познавательная нравственные ориентиры беседа, просмотр https://razgovor.edsoo.ru 46 для человека и общества. видеофрагментов, Духовно-нравственные ценности выполнение России, интерактивных объединяющие всех граждан страны. заданий, работа Формирующиеся ценности: с текстовым традиционные российские духовно- и нравственные ценности ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО иллюстративным материалом 35 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 20