Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по литературному чтению, планируемых результатов начального общего образования, учебно – методического комплекта О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом» (Издательство «Экзамен», 2013). Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. Цели и задачи курса: Основные цели работы с текстом: – совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации; – приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений; – обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру; – введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами. Задачи: - освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; - помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой; - воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе; - воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений. Общая характеристика учебного предмета, курса Работа с текстом ориентирована на совершенствование всех видов коммуникативно речевой деятельности: умение читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно – речевых задач. Содержание программы направленно на освоение различных видов текстов (текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно – познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов ( с помощью учителя). Работа с текстом начинается с обучения грамоте продолжается на уроках литературного чтения, на занятиях внеурочной деятельности. Чтение художественного произведения рассматривается как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Учащиеся ведут диалоги с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В системе вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы учащиеся: - определяют главную мысль текста; - озаглавливают текст; - определяют последовательность событий; - различают абзацы; - считают количество предложений в тексте; - подбирают антонимы и синонимы к словам; - определяют сравнение; - вставляют пропущенные буквы, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова. Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи. Данный материал используется с учебниками русского языка и литературного чтения (УМК «Перспектива») Описание места учебного предмета в учебном плане Реализуется через часть, формируемую участниками образовательного процесса. 0,5 часа (17 часов в первом или втором полугодиях). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Данный курс имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На занятиях учащиеся знакомится с художественными произведениями, нравственный потенциал которых высок. Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. На уроках продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями. Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации; эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев; эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки; первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях; формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым; способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений). Учащиеся научатся: выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; стремиться к успешной учебной деятельности, развивать речевое внимание и внимание к деталям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся научатся: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом; принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей. понимать цель и смысл выполняемых заданий; самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи; самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений; самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов. Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений; читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои); определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь; представлять книги, группировать их на основе существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей; использовать знаковосимволические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания. Учащиеся научатся: самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами; выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям). Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения: слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу; принимать участие в обсуждении прочитанного; принимать различные точки зрения на прочитанное произведение; работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий. Учащиеся научатся: задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению; следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты обучающихся рассматриваются в соответствии с основными разделами Примерной программы по литературному чтению и Рабочей программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура); круг детского чтения; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность. Результатом формирования предметных действий будут являться следующие умения: воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу; читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения; самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события); участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста); представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги); создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений; придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными; создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.; иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение; разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя. Учащиеся научатся: читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом; самостоятельно определять главную мысль произведения; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; участвовать в организации выставки книг в классе; находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке; придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств; инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности. Содержание учебного предмета, курса Чтение Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Использование различных видов чтения: ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Работа с текстом: оценка информации Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1 класс № урока Тематическое планирование Тест по тексту «Ёжик» 1 Ударение. Текст Л. Толстой «Птичка». Главная мысль текста. Заголовок. Текст Л.Толстой «Кукла». О ком или о чём говорится в тексте. Словарная работа. Текст Е. Чарушин «Медведь». Лексическое значение слова. 2 Работа по содержанию текста. Характеристика деятельности учащихся Материал к уроку Личностные: Формирование позитивного отношения к чтению, формирование умения представлять свое творчество Регулятивные: Освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию Коммуникативные: Формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой Чтение: входные тесты: 1 класс. Портрет Л. Толстого, презентация к тексту. Л. Толстой «Галка». Звуки и буквы. Изменение слов по числам. Значение слова. Заголовок. Работа по содержанию текста. Определение последовательности событий. Тест по тексту Е. Бехлеровой 3 «Капустный лист» Проверка навыка чтения Л. Толстой «Старик и яблоня». Главная мысль текста. Фонетический разбор слова. Работа с иллюстрацией 4 к тексту. Орфографический словарь, иллюстрация предметов: кофта, шуба, платье, юбка, сапоги, чулки. Толковый словарь Портрет Е. Чарушина , Презентация к тексту, толковый словарь, цветные карандаши Портрет Л. Толстого, толковый словарь, презентация к тексту Чтение: входные тесты: 1 класс Текст Ориентироваться в учебном пособии. Находить произведение в содержании учебного пособия. Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. Портрет л. Толстого, Презентация к тексту, цветные карандаши Tекст «Лиса» Е. Чарушин. Перенос слов. Ь ( мягкий знак), правописание слов с ь (мягким знаком). Определение последовательности событий. Работа со значением слова «Мышкует». Текст «Скворец» А. Тихонов. Озаглавить текст. Работа со схемой предложения. Вопросительное 5 предложение. Текст «Весна» А. Тихонов. Продолжи предложение. Выбор иллюстрации к содержанию текста. Орфографическая работа со словами. Тест по тексту «Волчишко» Е. Чарушин. 6 Проверка навыка чтения Текст «Пошла Катя по утру по грибы» Л. Толстой. Работа по вопросам. Предлоги. Подбор синонимов. Определение последовательности событий. Текст «Слон» Е. Чарушин. Определение сравнения. Работа с иллюстративным материалом. Слог. Определение количества слогов в 7 словах. Текст «Надя приехала к бабушке в колхоз…» Я. Тайц. Работа по обучению извлекать информацию по вопросам. Главный герой текста. Определение последовательности событий. 8 Презентация «Лисица зимой», толковый словарь, портрет Е. Чарушина Схема предложения, презентация к тексту, иллюстрация «фрак», толковы словарь. Орфографический словарь, презентация к тексту «Весна», Чтение: входные тесты: 1 класс Текст Словарь синонимов, иллюстрации к тексту, презентация , орфографический словарь Презентация «Дикий слон», схема слов, карточки со словами. карточки со словами, таблица , предметные картинки: бабушка, девочка, гуси. Тест по тексту «Рассказы о животных» (ежик Пушок) Текст « Издали горы кажутся строгими и молчаливыми» А. Тихонов. Главная мысль текста. 9 Выбор заголовка. Текст «Кит на берегу» С. Сахарнов Главный герой текста. Работа по схеме предложения. Работа по составлению предложения из слов. Определение последовательности событий по иллюстрациям. Текст «Всё здесь» Я. Тайц. Вопросительные и восклицательные предложения. Главный герой текста. 10 Диалог. Проверка навыка чтения Текст «Просто старушка» В. Осеева. 11 Главная мысль текста. Главный герой Текст «По пояс» Я. Тайцу. Составление предложения по схеме. Парные согласные на конце. Работа со словосочетаниями. Определение последовательности событий. Текст «Зимой» С. Редозубов. Главные члены предложения. Главная мысль текста. Проверочные 12 слова. Работа с иллюстрациями птиц. Текст «Почему с тополей падает «снег»? Проверка безударных гласных букв. Синонимы. 13 Чтение: входные тесты: 1 класс «Звуки леса», презентация «Горы»,схемы слов, орфографический словарь Презентация к тексту, схема предложения. Иллюстрация героев текста, словарная работа по орфографическому словарю. Текст Портрет автора, иллюстрация героев текста, карточки со словами. Текст, схема предложения, презентация к уроку. Синица, снегирь. Орфографический словарь. Энциклопедия «Хочешь знать почему?», презентация к тексту, словарь синонимов. «Надя и куры» Я. Тайц. Определение последовательности событий . Составление предложения из слов. «Про ворону» А. Тихонов. Работа по 14 содержанию текста. «По грибы» Я. Тайц. Антонимы. Главные члены предложения. Главная мысль текста. «Три товарища» В. Осеева. Определение последовательности событий с помощью иллюстраций. 15 Основная мысль текста. «Собака – близкий родственник волку» И. Шустовой . Сочетания – жи -. Ударение. Синонимы. «Муравьи» Н. Юрцевич. Озаглавить текст. Главная мысль текста. Работа 16 по содержанию текста. «Каменная соль» Н. Юрцевич. Анализ текста по вопросам. Орфографическая работа над словами из текста. Итоговый тест «Курица и утята» К. 17 Ушинский Карточки со словами, презентация к тексту Презентация к тексту, словарная работа, таблица Словарь антонимов, орфографический словарь Презентация к тексту, словарная работа, таблица Презентация «Волк и собака», породы собак, карточки со словами, орфографический словарь Таблица, карточки со словами, иллюстрации к тексту, презентация «Жизнь Муравья» Энциклопедия «Хочешь знать почему?», презентация к тексту, словарь синонимов. Чтение: входные тесты: 1 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 2 класс Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Личностные: Входной тест «Что легче?» Формирование позитивного отношения к В.А. Осеева чтению, формирование умения представлять И. Соколов – Микитов «Летом в свое творчество лесу» Регулятивные: Освоение способов выбора книг, умение В. Осеева «Плохо» выбрать нужный источник информации Проверка навыка чтения Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию Коммуникативные: Л. Толстой «Два товарища» Формирование конструктивных способов В. Бурлаков. На рассвете в снегу я взаимодействия с книгой увидел следы лисицы Проверочный тест 8 А. Тихонов «Где вода, там жизнь» 9 С Михалков «Аисты и лягушки» И. Пузанов «Вот речка – широкая, 10 спокойная.» 11 В. Бахревский «Терпеливый Мишка» И. Соколов – Микитов « На лесной 12 дороге» 13 Проверка навыка чтения 14 Л. Яхтин «Силачи» Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание почитанного текста, передавать настроение автора с Материал к уроку страницы Чтение: входные тесты: 2 класс «Звуки леса», презентация «Лето в лесу», словарь синонимов. Карточки со словами к тексту, словарь антонимов Текст 8-11 12-15 Портрет Л. Толстого, словарь синонимов 16-19 Презентация «Лиса», орфографический словарь Чтение: входные тесты: 2 класс 20-23 №1 Презентация «Зимородок – заядлый рыболов», «Оляпка», энциклопедия энциклопедии 24-27 28-31 Словарь антонимов, кроссворд к тексту 32-35 текст 36 -39 Презентация «Лось», карточки со словами Текст 40-43 Карточки со словами: дом, грузовик, слон, старушка, вагоны, таблица 44-47 15 А. Тихонов « Сороки – белобоки» По материалам энциклопедии для детей. 16 «Солнечный зимний день» 17 К. Ушинский « Играющие собаки» И. Соколов – Микитов «Широко раскинулось глубокое лесное озеро 18 …» помощью интонации, темпа чтения, силы голоса, упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака. Определять тему и главную мысль текста; делить текст на смысловые части, составлять план текста 19 Е. Пермяков « Первая рыбка» 20 Проверочный тест 21 И. Соколов – Микитов «Осень в лесу» С. Михалков « Не стоит 22 благодарности» 23 Г. Цыферов «Жил на сете слонёнок» Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Составлять план, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. 24 В. Кологрив « Кузнечики» 25 С. Аксаков «Щенок» 26 Ш. Перро «Золоушка» 27 Тест. Проверка навыка чтения Н. Юрцевич «Красавица русских 28 лесов» С. Юцзунь «Как светлячок друга 29 искал (сказка)» Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения Соотносить факты с общей идеей Иллюстрация сороки, презентация к тексту. 49-51 Энциклопедия, иллюстрация сосульки, презентация к тексту 52-55 Иллюстрация собак, кроссворд Презентация к тексту, орфографический словарь, Карточки со словами Портрет автора, презентация к уроку «Стили речи», карточки с отдельными словами. 56-59 Чтение: входные тесты: 2 класс Презентация «Осень в лесу», типы текстов, иллюстрация «белочки», Карточки со словами, орфографический словарь №2 60-63 64-67 68-71 Словарь антонимов, кроссворд, Карточки со словами, Презентация к тексту, 72-75 76-79 Презентация к тексту, словарь антонимов 80-83 Презентация к тексту, словарь антонимов 84-87 Презентация к тексту, словарь антонимов Чтение: входные тесты: 2 класс 89-92 №3 Презентация к тексту, 93-97 Презентация к тексту, разрезанные пословицы 98-101 30 В. Танасийчук « Лосось» 31 В. Коржиков « Ранним утром …» Интегрированная контрольная 32 работа 33 Проверка навыка чтения 34 Итоговый тест текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод Презентация к тексту, кроссворд 102 – 105 Карточки со словами, словарь синонимов 106 - 109 «Бурундук» Чтение: входные тесты: 2 класс Чтение: входные тесты: 2 класс №3 №4 3 класс № урока Тема урока 1 Входной тест «Синица» Г. Скребицкий 2 3 А. Тихонов «Со всего света …» Универсальные учебные действия Характеристика деятельности учащихся Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге. Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации. Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой Личностные: Материал к уроку Презентация о синице Книга Г. Скребицкого «Синица» Презентация «Тундра» Страницы учебника №1 6-8 9- 11 формирование позитивного отношения к чтению, формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. Регулятивные: освоение способов работы с книгой, выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: формирование навыка выразительного чтения. Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах Э. Бауэру «Фламинго» 5 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать» «Грызуны» 6 Тест с целью проверки смыслового понимания рассказа 7 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать» «Бактерии» Личностные: Уметь работать с энциклопедиями Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать текст. Коммуникативные: уметь работать в парах и группах. Презентация «Фламинго» Энциклопедия «Хочу всё знать» Презентация «Грызуны» 12 - 14 15 - 18 №2 Тренажёр для учащихся 3 класса Энциклопедия «Хочу всё знать» Презентация «Бактерии» Словарь синонимов 19 – 22 8 Г. Ханнелору «Зелёный ковёр растений …» 9 С. Михалков «Ответ» 10 По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» «Божья коровка» 11 Тест с целью проверки смыслового понимания рассказа 12 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать» «Воздух находится повсюду …» 13 А. Старостин «Послышался шум, будто налетел ураган.» 14 По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» «Змеи» 15 Э. Шум « Замело снегами землю» 16 Тест с целью проверки смыслового понимания рассказа 17 По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» «На арене цирка» Презентация «Лес» Орфографический словарь Таблица «Типы текста» Кроссворд Презентация «Божья коровка - хищник», энциклопедия «Что такое. Кто такой» Таблица «Насекомые» 23-25 26 - 29 30-33 №3 Тренажёр для учащихся 3 класса Презентация «Атмосфера», таблица «Стили текста», карточка «Определи стиль текста» Презентация к тексту, словарь антонимов. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Презентация о змеях, словарь синонимов, словарь толковый Портрет Э. Шима Презентация про птиц «Синица . Снегирь 34-36 37-40 41-43 44-46 №4 Тренажёр для учащихся 3 класса Презентация «Дрессированные животные» Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», портрет дрессировщика Дурова. 47-50 18 Л. Киселёва «И так бывает» Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», толковый словарь. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» презентация «Радуга» 19 По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» «Радуга» 21 А. Тихонов « Клонится к закату благодатное лето» Презентация «Животные леса», «Барсук», «Растения леса», «Как готовятся к зиме животные» 21 И. Соколов – Микитов «Сосновый Бор» 22 Тест с целью проверки смыслового понимания рассказа 23 Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» «Дельфины» 24 Л. Киселёва «Башмачки» 25 Э. Бауэру «Немецкая овчарка» 26 С. Михалков «Осёл и бобр» 27 По записям В. Васильева «Весна пришла …» Презентация «Сосновый бор», Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», репродукция художника Шишкина «В сосновом лесу» Тренажёр для учащихся 3 класса Личностные: Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. Регулятивные: Формирование умения выполнять задание в соответствии с целью. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», презентация «Дельфины – высокоразвитые существа», словарь синонимов, толковый словарь Словарная работа Презентация « Немецкая овчарка», энциклопедия «Что такое? Кто такой?» - Породы собак. словарь синонимов, толковый словарь Презентация «Осёл и бобр» , Словарь синонимов, толковый словарь Словарь синонимов, толковый словарь, презентация «Весна» 51 - 53 54 – 56 57-60 61-64 №5 65-67 68-70 71-73 74 – 77 78 - 81 Тренажёр для учащихся 3 класса 28 Тест №6 29 В. Осеева «На катке» 30 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать» «Растения» Личностные: Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные: Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, использовать в работе литературу. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать рассказ, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Портрет В. Осеевой, орфографический словарь, Пословицы, словарь антонимов 82-85 Энциклопедия «Хочу всё знать» - «Растения», Презентация «Растения», орфографический словарь. Карта свердловской области, гербарий растений Свердловской области, схема «Части растений» 86 - 89 31 И. Соколов – Микитов «Калина» 32 Проверочный тест. Проверка навыка чтения Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст. Энциклопедия «Хочу всё знать», презентация « Кто и как использует спелые ягоды калины?», словарь синонимов. Тренажёр для учащихся 3 класса 90-93 №7 Контрольная работа «Жаба ага» 33 Интегрированная контрольная работа 34 Итоговая творческая работа Личностные: представлять своё творчество. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Коммуникативные: уметь работать в парах и группах. Сочинение загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. 4 класс № урока Тема урока 1 Тест 1 2 Г. Николаева «Ливень» Г. Скребицкий «Солнечный день в 3 самом начале лета…» 4 К.Ушинский «Гнездо ласточки» По материалам энциклопедии 5 «Хочу всё знать» Универсальные учебные действия Характеристика деятельности учащихся Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге. Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации. Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. Регулятивные: освоение способов работы с книгой, выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: формирование навыка выразительного чтения. Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах Материал к уроку Тренажёр для учащихся 4 класса Книга Г. Николаева «Ливень» Презентация Г. Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета…» Презентация «Ласточка» Энциклопедия «Хочу всё знать» Презентация «Грызуны» Тренажёр для учащихся 4 класса 6 Тест 2 7 А. Бостром «Кошка и ёж» 8 С. Аксаков «Осень» 9 И.Соколов-Микитов «В зелёном русском лесу…» 10 Р.Киплинг «Слонёнок» Личностные: Уметь работать с энциклопедиями Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать текст. Книга А. Бостром «Кошка и ёж» Презентация «Лес» Орфографический словарь Кроссворд Презентация « Слон» 11 Тест 3 Тренажёр для учащихся 4 класса 12 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать», «Язык – средство общения» Энциклопедия «Хочу всё знать» 13 А.Тихонов «Колибри» Коммуникативные: уметь работать в парах и группах Презентация к тексту, словарь антонимов. 14 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать», «Экология» Энциклопедия «Хочу всё знать», Презентация о змеях, словарь синонимов, словарь толковый 15 И.Соколов-Микитов «После знойного лета…» Книга И.Соколов-Микитов «После знойного лета…» 16 Тест 4 Тренажёр для учащихся 4 класса 17 К.Д.Ушинский «Четыре желания» Книга К.Д.Ушинский «Четыре желания» 18 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать», «Планета» Энциклопедия «Хочу всё знать», «Планета» толковый словарь. 19 Э.Бауэр «Жираф» Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» презентация « Жираф» 20 С.Михалков «Жадный заяц» Презентация «Животные леса», «Заяц » 21 Тест 5 Тренажёр для учащихся 4 класса 22 И.Соколов-Микитов «Рябина» Презентация «Рябина», Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», презентация «Весна», словарь синонимов, толковый словарь Словарная работа 23 Н.Дудников «Весенняя вода схлынула из низин…» 24 К.Ушинский «Утренние часы» 25 Тест 6 26 Е.Пермяк «Как Маша стала большой» Личностные: Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. Регулятивные: Формирование умения выполнять задание в соответствии с целью. Тренажёр для учащихся 4 класса Словарь синонимов, толковый словарь 27 С.Михалков «Просчитался» Словарь синонимов, толковый словарь, презентация 28 В.Осеева «Злая мать и добрая тётя» Словарь синонимов 29 Тест 7 30 Г. Скребицкий «Лесное эхо» 31 П.Молчанов «Рыбалка» Личностные: Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные: Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, использовать в работе литературу. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать рассказ, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Тренажёр для учащихся 4 класса Энциклопедия «Хочу всё знать» Презентация « Рыбалка», словарь синонимов. 32 Г. Скребицкий «Осень» 33 34 Тест 8 Проверка навыка чтения Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст. Личностные: представлять своё творчество. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Коммуникативные: уметь работать в парах и группах. Тренажёр для учащихся 4 класса Контрольная работа «Жаба ага» Сочинение загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Печатные пособия Словари по русскому языку. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Учебно – методический комплект. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом (Издательство «Экзамен», 2013) Чтение. Работа с текстом: 1класс / Крылова О.Н. - М.: Издательство Экзамен, 2013. УМК Чтение. Работа с текстом: 2 класс / Крылова О.Н. - М.: Издательство Экзамен, 2013. УМК Чтение. Работа с текстом: 3 класс / Крылова О.Н. - М.: Издательство Экзамен, 2013. УМК Чтение. Работа с текстом: 4 класс / Крылова О.Н. - М.: Издательство Экзамен, 2013. УМК Дополнительная литература: О.Н. Крылова Чтение: входные тесты: 1 класс. М: Издательство «Экзамен» 2012. О.Н. Крылова Чтение: входные тесты: 2 класс. М: Издательство «Экзамен» 2012. Литературное чтение: Итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания /Крылова О.Н. Мишакина Т. Л., Чижикова С. Б., Ванина В. В. Тренажер для учащихся 2 класса. Формирование УУД. .М.:Ювента Мишакина Т.Л., Новикова С.Н., Александрова С.Н. Тренажер для учащихся 3 класса. Формирование УУД. .М.:Ювента Гладкова С.А. Мишакина Т.Л. Тренажер для учащихся 4 класса. Формирование УУД. Технические средства обучения 1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Интерактивная доска. 3. Проектор. 4. Персональный компьютер с принтером. Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы. 1. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru 2. Газета «1 сентября» www.1september.ru 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckoolcollection.edu.ru 4. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru 5. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school 6. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образованияhttp://www.ndce.edu.ru 7. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru 8. Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php 9. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443 10. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru 11. Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru 12. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru 13. Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193 14. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 15. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru 16. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru 17. Сайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru 18. Сеть творческих учителей www.it-n.ru 19. Учительская газета www.ug.ru 20. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru 21. Учитель-национальное достояние! Завуч. инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info 22. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru 23. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 24. Школьный портал http://www.portalschool.ru Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru