РП_Подготовка к ВПР_5

I.

Пояснительная записка

Результатыосвоения курса внеурочной деятельности














Личностные:

сформированность экологически грамотного отношения к живой
природе;

развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать,
анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные:

овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы,
проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;

умение работать с различными источниками информации;
Предметные:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее
развития,исторически быстром сокращении биологического разнообразия в
биосфере в результате деятельностичеловека, для развития современных
естественнонаучных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологическихобъектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, обэкосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого
и неживого в биосфере, о наследственности иизменчивости;
овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложныхбиологических экспериментов для изучения живых организмов и
человека, проведения экологическогомониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствиядеятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека;
выбирать целевые исмысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровьюсвоему и окружающих, осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия иприродных
местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними.
.
II.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.
Формы организации и виды деятельности

Занятия состоят из лабораторные работы, экскурсии (виртуальные), творческие
проекты, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в
самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным
являетсясоздание условий для организации самостоятельной работы учащихся

индивидуально . Преподавание курса в основном должно проводиться с использованием
активных методов обучения. Значительная роль на занятиях отведена на постановку и
разрешение проблемных вопросов. В рамках курса может проводиться урокразмышление.
Организуя учебный процесс, необходимо обратить особое внимание на
общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только
определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических
умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения
окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов,
процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах интернета,
статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде;
оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение,
проектная деятельность.
Содержание курса внеурочной деятельности
I.

Введение (5 часа).

Инструктаж по технике безопасности. Биология – наука о живой природе.
Биологические дисциплины. Экология. Зоология. Вирусология. Микология и др.
Цепь питания. Озоновый слой.
Методы изучения биологии. Практические и теоретические методы.
Наблюдение.
Измерение. Эксперимент. Методы – составная часть науки. Правила работы
в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами.
Среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.
Вода, и еезначение для организмов. Растительный и животный мир водоемов.
Хозяйственноеиспользование и охрана водоемов.Воздух, его значение для живых
организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Почва, виды почв.Почва как среда
обитания живых организмов. Охрана почвы. Живой организм как среда обитания.
Лабораторная работа«Фенологические наблюдения за сезонными
изменениями в природе.Ведение дневника наблюдений».
II.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (8 часов).
Клеточное строение организмов. Увеличительные приборы: лупа, световой
микроскоп. Правила работы с микроскопом.
Химический состав клетки. Неорганические вещества. Вода и минеральные
вещества, их роль в клетке. Органические вещества: белки, жиры, углеводы,
нуклеиновые кислоты; их роль в клетке. Обнаружение органических веществ в
клетках растений.
Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма,
генетический аппарат,ядро, хромосомы, пластиды, вакуоли. Особенности строения
клеток. Пластиды. Хлоропласты.Процессы жизнедеятельности в клетке. Питание.
Дыхание. Транспорт веществ. Выделение.Раздражимость. Движение цитоплазмы.
Деление клеток – основа размножения и развития организмов.Единство
живого. Единый план строения клеток.
Лабораторная работа «Устройство увеличительных приборов и правила
работы с ними».
III.
Многообразие организмов (21 час)
Классификация организмов. Царства живой природы. Отличительные признак
представителей разных царств живой природы. Вид.

Бактерии. Строение
и
многообразие
бактерий.
Жизнедеятельность.
Размножение бактерий.Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии гниения.
Почвенные бактерии.Болезнетворные бактерии. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых бактериями. Вирусы –неклеточные формы жизни. Заболевания,
вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.
Царство Грибы. Строение и многообразие грибов. Жизнедеятельность. Съедобные
иядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Плесневые грибыи дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
Лабораторная работа«Строение плесневого гриба мукора».

№

III.Тематическое планирование.
(5 класс, 32часа)
Наименование разделов и подразделов, тем уроков

1. Введение
2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов
3. Многообразие организмов
Всего:

Количество
часов
5
8
19
32

Календарно – тематическое планирование
для учащихся 5 класса (32 ч)
№
п/п
1
2
3
4
5

Дата проведения
плановая
фактическая
Раздел 1. Введение

Тема занятия

Кол-во
часов
5
Вводный инструктаж. Как человек познает 1
окружающий мир. Биологические науки.
Профессии, связанные с биологией.
Методы познания. Биологические приборы и
инструменты. Или «Самый лучший метод
наш!»
Живая и неживая природа школьного двора
Исследуем условия проживания среды
обитания
Гербарий – красота неподвластная времени.

Лабораторная работа«Фенологические
наблюдения за сезонными изменениями в
природе. Ведение дневника наблюдений».

1
1
1
1

Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов
6
7
8
9

Почувствуй себя на месте Левенгука. Истории
великих биологических открытий
Химический анализ биологических объектов.
Неорганические вещества
Химический анализ биологических объектов.
Органические вещества клетки. Крахмал.
Витамины
Клетка
–
крепость
тайн
и
загадок!Лабораторная
работа

8
1
1
1
1

«Устройство увеличительных приборов и
правила работы с ними».
10
11
12
13
14
15
16
17

Как зелёная клетка изменила мир?
Процессы
жизнедеятельности
клетки.
Фотосинтез или «Как хлорофильчики метают
электрончики»
Клетка из клетки: митоз и мейоз
Подготовка к ВПР по биологии
Раздел 3. Многообразие организмов
Зачем растению паспорт?
К какому царству природы относятся вирусы?
Почувствуй себя бактериологом или «В
поисках возбудителя»
Загадочная жизнь грибов.

Лабораторная
работа
«Строение
плодовых тел шляпочных грибов»

18

Грибная охота.

19
20

Растения. Органы цветкового растения
Однодольные и двудольные растения.

Лабораторная
работа«Строение
плесневого гриба мукора»

1
1
1
1
19
1
1
1
1
1

1
1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Строение семени однодольных и двудольных
растений
Типы корневых систем. Клеточное строение
корня
Побег. Почка. Лист. Стебель
Цветок. Соцветия
Плоды. Соплодия
Систематика цветковых растений. Признаки
некоторых семейств
Подготовка к ВПР по биологии
Царство животные. Многообразие простейших

Строение и многообразие бактерий
Роль бактерий в природе и жизни человека
Беспозвоночные
Экскурсия «Животные школьного двора»

Обобщающий урок «Многообразие живой
природы. Охрана природы».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».