Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основные документы, используемые при составлении рабочей программы: • Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ; • Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577); • Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.: ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному финансовому поведению) • Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению) • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345») В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление. В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых учащихся приобретает все более важную значимость. Изменения социально-экономических условий жизни людей, реформирование общества в целом требуют глубокой и серьезной экономической подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Экономическое воспитание - это многогранный процесс воздействия на человека повседневной экономической жизни, под влиянием которой формируются определенные отношения к труду, собственному производству, распределению материальных и культурных благ. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы обучающийся с умственной отсталостью знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; что такое цена товара и от чего она зависит; как создаются блага, представлял назначение денег и т. д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации, учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся в комфортной развивающей среде, позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся. Сроки реализации программы: 5 лет Цель изучения курса «Финансовая грамотность» - развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи программы: социальная адаптация выпускников с интеллектуальными нарушениями к реалиям российского рынка; выработка представлений о роли гражданина как потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом; обретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя; формирование навыков грамотного потребительского поведения в жизненных ситуациях; выработка умения и навыков отстаивать свои права как потребителя. Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением. Пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у обучающихся за финансовые решения с учетом личной безопасности и собственного благополучия. Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. Формы и режим занятий. Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и использования деятельностного подхода в проведении. Внеурочная деятельность по программе «Финансовая грамотность» направлена на достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное от уроков время. Именно поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными. Формы проведения занятий. Программа «Финансовая грамотность» направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляется в формах, отличных от классно-урочной и представлен в программе в виде: общественно-полезных практик, конкурсов, викторин, бесед, праздников, экскурсий, познавательных бесед, игр (сюжетноролевые, деловые и т.п). Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальные и коллективные (групповые, парные). При организации изучения курса рекомендуется использование как традиционных, так и интерактивных методов обучения 1. «Мозаика» как метод кооперативного обучения. Метод может быть использован при ответе на вопросы и решении задач. 2. «Один – два – вместе». Тестовые задания с открытым ответом. 3. Анализ и решение задач с помощью «дерева решений». Используется при обучении выбору наилучшего решения из всех возможных. 4. «Аукцион». Правильно ответить на вопросы по изученной теме в условиях ограниченного времени. 5. Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти). Научиться схематически изображать содержание темы. 6. Мозговой штурм и сетка принятия решений. Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. 7. Мастерская портфолио. Организовать в осознании учащимися своих достижений в ходе изучения курса. 8. Практикум. Выполнять практические задания тренировочного характера, для решения реальных финансовых задач. 9. Кейс. Создаётся ситуация из реальной жизни с разработанными к ним вопросами. 10. Игра. Организация приобретения школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. 11. Мини-исследование и учебные мини-проекты. Вовлечь школьников в изучение реальных жизненных ситуаций в области финансов. 12. Игра-квест. Заключается в решении различных головоломок и логических задач. 13. Портфолио. Оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов и т.п. 14. Занятие-игра. Направлена на освоение школьниками практического опыта Режим занятий: Содержание программы ориентировано на 1 час в неделю, занятие длится 40 минут (в течение учебного года 34 часа). Основной инструментарий для оценивания результатов. - Мониторинг (тестирование, анкетирование); - практикумы; - творческие задания; - проектная, исследовательская деятельность; - конкурсы; - деловые и ролевые игры; Результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; -понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; -понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; -планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - понимание и правильное использование экономических терминов; - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов; - приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. 5 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению) Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: Деньги, их история, виды денег. Семейный бюджет. Кредиты. Виды кредитов. Социальные пособия. Пенсия. Налог. Планируемые результаты Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются: умение грамотно распоряжаться деньгами. овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете. Требования к предметным результатам освоения курса: - овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, налогообложение. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Содержание курса 5 класс (34 часа) Раздел 1. Доходы и расходы семьи Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании». Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы». Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Раздел 5. Что такое финансовая грамотность Конференция по курсу «Финансовая грамотность». 6 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению) Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: Деньги, современные деньги России и других стран; Семейный бюджет, хозяйственная деятельность семьи. Кредиты. Виды кредитов. Социальные пособия. Планируемые результаты Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются: умение грамотно распоряжаться деньгами. овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете. Требования к предметным результатам освоения курса: - овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Содержание курса 6 класс (34 часа) Раздел 1. Основная проблема экономики Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения». Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция». Раздел 3. Формы организации бизнеса Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Минипроект «Организация фирмы». Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли». Раздел 5. Ты – потребитель Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов. Раздел 6. Законы спроса и предложения Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения». Раздел 7. Рыночное равновесие Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке». Раздел 8. Возникновение банков Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов». Раздел 9. Потребитель финансовых услуг Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит». Раздел 10. Профессии банковской сферы Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей». Раздел 11. Проектная деятельность Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность». 7 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению) «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 класса в сфере экономики семьи. Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: Деньги, роль денег в нашей жизни; Семейный бюджет, структура семейных доходов и расходов; Кредиты. Виды кредитов. Социальные службы; Пенсионная система РФ; Налоговая система РФ. Планируемые результаты Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются: умение грамотно распоряжаться деньгами. овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете. Требования к предметным результатам освоения курса: - овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Содержание курса 7 класс (34 часа) Раздел 1. Личное финансовое планирование Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия». Раздел 2. Финансы и кредит Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки». Раздел 3. Расчетно-кассовые операции Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими». Раздел 4. Инвестиции Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие». Раздел 5. Страхование Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг». Раздел 6. Пенсии Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?» Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья». Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность» 8 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.: ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному финансовому поведению) В 8 классах дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений. Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансовоэкономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др. Планируемые результаты обучения Требования к личностным результатам освоения курса: — сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса: — сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; — владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; — владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; — сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; — умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; Требования к предметным результатам освоения курса: — владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские карты, финансовое мошеничество, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, бизнес, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система. Содержание курса 8 класс (34 часа) Раздел 1. Потребительская культура Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания». Раздел 2. Потребитель и закон Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». Раздел 3. Потребитель – король на рынке Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром». Раздел 4. Куда уходят деньги? Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги». Раздел 5. Информация для потребителя Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е». Раздел 6. Искусство покупать Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять». Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу». Раздел 8. Кто защищает права потребителей Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?» Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся Раздел 10. Защита проектов 9 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.: ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному финансовому поведению) «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 класса в сфере экономики семьи. Обучающиеся 9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. Цель обучения: формирование основ финансовой грамотностиу учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансовоэкономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др. Планируемые результаты обучения Требования к личностным результатам освоения курса: — сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса: — сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; — владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; — владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; — сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; — умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; Требования к предметным результатам освоения курса: • структуры денежной массы • структуры доходов населения страны и способов её определения • зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи • статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции • основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц • возможных норм сбережения • способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации • видов страхования • видов финансовых рисков • способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач • способов определения курса валют и мест обмена • способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ Содержание курса 9 класс (34 часа) Раздел 1. Управление денежными средствами семьи Тема 1. Происхождение денег. Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?» Тема 2. Источники денежных средств семьи. Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?» Тема 3. Контроль семейных расходов. Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?» Тема 4. Построение семейного бюджета Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?» Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?» Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния. Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему). Раздел 3. Риски в мире денег Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?» Тема 8. Риски в мире денег. Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы. Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи. Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?» Тема 10. Собственный бизнес. Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?» Тема 11. Валюта в современном мире. Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы. Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи. Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?» Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность». УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ УМК: Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015; Дополнительные пособия для учителя: Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТАПРЕСС, 2014. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТАПРЕСС, 2014. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5-7 классы: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 Календарно-тематическое планирование 5 класс № Тема занятия Кол-во часов 2 3-4 Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран. Семья как потребитель. 5-6 Хозяйственная деятельность семьи. 2 7-8 Потребности человека и семьи. 2 9-10 Элементы семейного хозяйства. 2 1-2 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 2 Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Что такое бюджет семьи. 2 Что кладут в потребительскую корзину. Доходы и расходы семьи. 2 Бюджет семьи. Ресурсосбережение основа финансового благополучия. Банковская карта Виды банковских карт. Как умно управлять своими деньгами. Как сделать сбережения. 2 2 2 2 2 2 2 29-30 Кредиты. Виды кредитов. 2 31-32 Налоги. 2 33-34 Социальные пособия. 2 Дата урока П Ф лан акт Календарно-тематическое планирование 6 класс № 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 Тема занятия Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России Ресурсосбережение основа финансового благополучия. Финансовое благополучие семьи. Бюджет семьи. Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность? Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Купля – продажа. Товары и услуги. Виды торговли. Типы магазинов. Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик? Виды торговли. 2 Дисконтные карты. Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги. Пластиковые карты. Правила пользования. Банковский вклад. Виды банковских вкладов. Что такое пенсия. 2 Услуги службы занятости населению. Налоговая система РФ 2 Что такое финансовое мошенничество. Страховой рынок России. 2 2 2 2 2 2 Дата урока П Ф лан акт Календарно-тематическое планирование 7 класс № Тема занятия Кол-во часов 1-2 Роль денег в нашей жизни. 2 3-4 Структура доходов семьи. 2 5-6 Зарплата как источник дохода. 2 7-8 Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов. Составление, анализ семейного бюджета. 2 2 15-16 Что такое финансовое мошеничество. Фальшивые деньги. Тест. 17-18 Кредиты. Виды кредитов. 2 19-20 Микрофинансированнные кооперативы. Банковска карта. 2 9-12 13-14 21-22 4 2 2 23-24 Кредитная карта. 2 25-26 Возможности банковской карты. 2 27-28 Социальные службы. 2 29-30 Пенсионная система РФ. 2 31-32 Налоговая система РФ. 2 33-34 Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность. Тест. 2 Дата урока П Ф лан акт Календарно-тематическое планирование 8 класс № Тема занятия Кол-во часов 1-2 Деньги. Виды денег. 2 3-4 Банки. История развития банков. 2 5-6 7-8 Денежные переводы, счета и вклады. Тест. Кредитные продукты. 2 2 9-10 Виды кредитов и их свойства. 2 11-12 Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги. Что такое кредитная история. 2 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 Микрофинансовые организации. 2 2 Инфляция. Причины и последствия. Что такое страхование, как оно работает. Мошенничество на финансовых рынках. Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей". Личный и семейный бюджет 2 Цели планирования составление плана. Информационное общество. Портал государственных услуг. Подоходный налог. Налог на имущество. Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать? 2 2 2 2 2 2 2 2 Дата урока П Ф лан акт Календарно-тематическое планирование 9 класс № 1 2-3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13-14 15 16 17 18 19 20 21-22 23 24 25-26 27 28 29 30 31 Тема занятия Кол-во часов Современные деньги России и других стран. Практическая работа. Деньги. Тест. 1 Структура доходов семьи. Зарплата как источник дохода. Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России. Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов. Практическая работа. Контроль семейных расходов. Что такое семейный бюджет. Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. Составление, семейного бюджета. Практическая работа. Составление, семейного бюджета. Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт. Что такое финансовое мошенничество. Фальшивые деньги. Тест. Что такое пенсия. Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии. Банки и их функции. Договор банковского вклада и банковского счёта. Банковский кредит и условия его предоставления. Банковские карты. Виды банковских карт. Практическая работа. Банковские карты. Практическая работа. Банковские карты. Зачет. Налог. Какие налоги вам предстоит платить. Практическая работа. Налог. Тест. Информационное общество. Портал государственных услуг. Простые правила похода в магазин. 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 Дата урока П Ф лан акт 32 33 34 Практическая работа. Правила похода в магазин. Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги. Что нужно знать при оформлении на работу. Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт. 1 1 1 Приложение 1 Квест-игра «О доходах и расходах» Цель: формирование социальных компетенций, необходимых для успешной адаптации и интеграции обучающихся начальных классов в систему общественных отношений в области финансов. Задачи: - познакомить с компетенциями финансово грамотного человека по ведению учёта собственных доходов и расходов: тратить меньше, чем зарабатывать, иметь собственный резервный фонд («подушка безопасности»), осуществлять рациональный выбор финансовых услуг, ориентироваться в мире финансов; - формировать понимание необходимости профессионального самоопределения для финансового благополучия в будущем; - побудить к рачительности (рачительный хозяин – это человек хозяйственный, бережливый, запасливый, трудолюбивый), самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, старательности, планированию собственного бюджета; - развивать кругозор в области экономической жизни общества и формировать познавательный интерес к изучению экономики; - закрепить умения пользоваться схемой для выполнения изделияоригами; - способствовать сплочению классного коллектива. Ход занятия 1. Сбор команд в актовом зале. 2. Запуск игры. - Дорогие ребята, уважаемые учителя, родители, волонтёры. Какого человека принято считать финансово грамотным? (ответы детей + беседа по слайду презентации «Что умеет финансово грамотный человек»). - В рамках программы повышения уровня финансовой грамотности мы с вами отправимся в путешествие по станциям игры «О доходах и расходах». Каждая команда получает маршрутный лист. Маршрутный лист : 3. Игра-путешествие: 1-я станция – «Рукодельная» Модератор рассказывает детям о происхождении и значении слова «бюджет» (от старонормандского bougette – «кошелёк», «сумка», «мешок с деньгами») – смета доходов и расходов определённого субъекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. После чего помогает им научиться складывать кошелёк из бумаги способом оригами.. https://www.youtube.com/watch?v=qBHr3KM1SEo – видео с демонстрацией изготовления кошелька-оригами. 2-я станция – «Доходная» Модератор знакомит с понятием «доход» и предлагает группам (по 3–4 человека) решить задачи (Приложение «Доходная»). С п р а в к а: Доход – прибавка, которая может быть получена в результате какой-либо деятельности. Заработная плата тоже является доходом. Чем больше и лучше человек работает, тем больше его доход и шире возможности для удовлетворения потребностей. 3-я станция – «Сказочная» Модератор организует просмотр (3 мин.) (по ссылке https:// www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=5fYcQ6N4YLM) видеоролика «Сказ поморский про финансовую грамотность. Личные деньги» и организует беседу по вопросам: - Про какого медведя можно сказать, что он финансово грамотный? (Про бурого медведя.) 4-я станция – «Зарплатная» Модератор знакомит с видами зарплат и предлагает группам (по 3–4 человека) решить задачи (Приложение «Зарплатная»). С п р а в к а: заработная плата – плата за труд, произведённый не для себя. Виды заработной платы: 1. Повременная – зависит от количества отработанного времени (учитель, водитель, проводник). 2. Сдельная – зависит от количества выпущенной продукции (швея, пекарь, столяр). 3. Должностной оклад – зависит от занимаемой должности (директор, секретарь, дворник). За хорошее отношение к труду, качественную работу делают доплаты (премии). Получая более высокую заработную плату, человек может удовлетворять большее количество своих потребностей. Вот почему необходимо добросовестно относиться к любому делу. 5-я станция – «Профессиональная» Модератор на данной станции задаёт вопрос детям: – Нравится ли вам тратить деньги? Почему? – Что нужно делать в настоящее время для того, чтобы в будущем у вас была возможность приобретать необходимые вещи и оплачивать услуги? (Хорошо учиться, получить профессию.) – Давайте соберёмся в кружок и выберем Маланью (можно посчитаться, например, Раз, два, три, четыре, пять! Буду деньги я считать! Чтобы было что считать, буду профессию получать!). 6-я станция – «Бюджетная» С п р а в к а: бюджет – распределение доходов и расходов. Каждый человек должен уметь составлять бюджет. Бюджет считается правильным, если расходы человека или семьи меньше или равны доходам, при условии наличия сбережений. Бюджет будет неправильным, если расходы окажутся больше доходов. Выполни следующее задание: поставь значки между обозначениями расходов (Р) и доходов (Д). Бюджет составлен правильно, если Р .......... Д или Р .......... Д. Бюджет составлен неправильно, если Р .......... Д. Реши задачи и ответь: правильно ли спланировали свои бюджеты сказочные герои? (Приложение «Бюджетная»). 4. Подведение итогов игры. Награждение классов благодарностями за активное и сплочённое участие в игре. Список литературы. 1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 57 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Интернет-источники 1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru; 1. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru; 1. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabotai-zarplata; 2. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php; 3. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/ 4. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php 5. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585 6. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. 7. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru 8. Сайт «РАНХиГС» Банк методических разработок http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/finansovaya- gramotnost/bankmetodicheskikh-razrabotok/