РП_Функциональная грамотность_11

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНОГО КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ»
Программа учебного курса «Функциональная грамотность по биологии» разработана на
основе авторской рабочей программы В.В. Пасечника, Г.Г. Швецова, Т.М. Ефимовой
«Биология. 10 – 11 класс. Предметная линия «Линия жизни», М.: «Просвещение», 2021 и
сборника эталонных заданий, естественно – научная грамотность, выпуск 1, Ковалёва
Г.С., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г.
Изучение курса в 11 классе рассчитано на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Актуальность и практическая значимость курса: одной из приоритетных задач школы
является необходимость формирования таких образовательных результатов, которые
позволят современному выпускнику школы стать успешными в жизни, в
профессиональной деятельности. Качество образовательных результатов современного
школьника, оценивается через его функциональную грамотность. Оценка уровня
естественнонаучной грамотности выпускников школы России, т.е. их умений применять
полученные знания в контексте повседневной жизни, показала, что этот уровень
значительно ниже средних международных результатов.
Цель курса – развитие естественно-научной грамотности школьников как индикатора
качества и эффективности биологического образования.
Задачи курса:
 сформировать умение работать с нетрадиционным заданием, в частности, с
заданием, отличным от привычного текстового, для которого известен способ
решения;
 развивать умения работать с информацией, представленной в различных формах:
текст, таблицы, диаграммы, схемы, рисунок, чертеж;
 научить отбирать нужную информацию, если задача содержит избыточную
информацию; привлекать дополнительную информацию, использовать личный опыт;
 формировать умение моделировать ситуацию;
 развивать критическое мышление;
 формировать умение размышлять: использовать перебор возможных вариантов
решения, а также метод проб и ошибок;
 совершенствовать умение представлять в словесной форме обоснование своего
решения.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
ученик научится
1) в рамках когнитивного компонента будут сформированы:
 экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных
ситуациях;

 основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными
событиями;
2) в рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
 уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и
других людей, оптимизм в восприятии мира;
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
3) в рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
 готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах
возрастных компетенций (участие в детских и молодёжных общественных организациях,
школьных и внешкольных мероприятиях);
 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
 готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
 потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
 устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
ученик получит возможность для формирования
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
 готовности к самообразованию и самовоспитанию;
 адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и
чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные планируемые результаты
Программа развития универсальных учебных действий
1) Регулятивные универсальные учебные действия
ученик научится
 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
 планировать пути достижения целей;
 устанавливать целевые приоритеты;
 уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнении как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
ученик получит возможность научиться
 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
 построению жизненных планов во временной перспективе;
 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
 выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
 основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей;
 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных
и познавательных задач;
 адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
 основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения
целей.
2) Коммуникативные универсальные учебные действия
ученик научится
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
 работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

 основам коммуникативной рефлексии;
 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
ученик получит возможность научиться
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
 в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
 следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
 устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между
членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
3) Познавательные универсальные учебные действия
ученик научится
 основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 давать определение понятиям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
 обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;

 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
ученик получит возможность научиться
 основам рефлексивного чтения;
 ставить проблему, аргументировать её актуальность;
 самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
 организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
4) Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
ученик научится
 осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети
Интернет;
 входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через
Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
 выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения
при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с
различными экранами.
ученик получит возможность научиться осознавать и использовать в практической
деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
5) Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
ученик научится
 планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
 выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
 распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
 использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение,
постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ
применимости модели/теории;
 использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
 ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
 отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
ученик получит возможность научиться
 самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный
и социальный проект;
 использовать догадку, озарение, интуицию;

 использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
 использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
 использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
6. Основы смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
ученик научится
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста;
 выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
 находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
 решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
 ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
 различать темы и подтемы специального текста;
 выделять главную и избыточную информацию;
 прогнозировать последовательность изложения идей текста;
 сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
 выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
 формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего
эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной
информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
ученик научится
 структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
 преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
 интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок;

 выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
ученик получит возможность научиться выявлять имплицитную информацию текста на
основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
ученик научится
 откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в
них противоречивую, конфликтную информацию;
 использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
ученик получит возможность научиться
 критически относиться к рекламной информации;
 находить способы проверки противоречивой информации;
 определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.

3.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
(11 класс, 33 часа – 1 час в неделю)
Введение. (2часа) Вводная диагностика.
Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов).
Спроси ученого о генетике. Гены, генетические вариации и наследственность.
Актуальность генетики в современном мире. Ген, хромосома и геном. Генетические
признаки и способы их изучения. Популяционная генетика
Оборудование. Сплошные тексты (плакаты, листовки,), смешанные тексты
(инфографика), не сплошные тексты (графики, диаграммы, таблицы). Работа с научными
текстами по теме «Гены, генетические вариации и наследственность»
Раздел 2. Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их
практическое применение (14 часов).
Получение образцов ДНК (экстрагирование). Метод полимеразной цепной реакции
(ПЦР)Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. Биотехнология.
Генетическая инженерия. Генетика и структурная биология. Генетика и структурная
биология. Медицинская генетика и стволовые клетки. Работа с научными текстами по
теме «Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое
применение»
Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие
естественнонаучной грамотности (6 часов). Решение практико-ориентированных задач
по генетике. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное
наследование. Генетические карты. Взаимодействие генов. Решение практико-

ориентированных задач. Выполнений заданий нового формата из вариантов ЕГЭ-2023 и
ЕГЭ-2022, ВПР и PISA.
Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной
грамотности (4 часа). Селекция, основы, достижения. Методология науки.
Исследовательский проект. Решение практико-ориентированных задач. Итоговая
диагностика.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю, всего 33 часа

4.

№ п\п

Название раздела, тема урока

Колич
ество
часов

Ресурсы

Введение (2 часа)
1.

1.

Вводная диагностика.

2.

2.

3.

1.

http://bio.1september.ru/
Решение демонстрационных версий КИМ по
1
проверке функциональной грамотности.
Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов)
https://sferum.ru/
Актуальность генетики в современном мире.
1

4.
5.
6.
7.

2.
3.
4.
5.

Актуальность генетики в современном мире.
Ген, хромосома и геном.
Генетические признаки и способы их изучения.
Популяционная генетика

1

1
1
1
1

https://resh.edu.ru/

https://www.rgo.ru/ru;
http://bio.1september.ru/;
https://sferum.ru/
https://resh.edu.ru/

https://sferum.ru/
Решение задач ситуационных, проблемных. Гены,
1
генетические вариации и наследственность.
http://bio.1september.ru/;
9.
7. Работа с научными текстами по теме «Гены,
1
генетические вариации и наследственность»
Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое
применение (14 часов)
https://resh.edu.ru
10. 1. Получение образцов ДНК (экстрагирование).
1

8.

6.

11.

2.

12.
13.
14.

3.
4.
5.

15.

6.

16.
17.

7.
8.

18.
19.
20.

9. Генетическая инженерия.
10. Генетическая инженерия.
11. Генетика и структурная биология.

Получение образцов ДНК (экстрагирование).
Лабораторная работа.
Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР).
Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР).
Электрофоретическое разделение нуклеиновых
кислот и белков.
Электрофоретическое разделение нуклеиновых
кислот и белков. Лабораторная работа.
Биотехнология.
Биотехнология.

1

https://resh.edu.ru/

1
1
1

http://bio.1september.ru/;

1

https://sferum.ru/

1
1

http://bio.1september.ru/;
https://resh.edu.ru/

1
1
1

https://sferum.ru/
https://resh.edu.ru
https://sferum.ru/

https://resh.edu.ru

http://bio.1september.ru/;
12. Генетика и структурная биология.
1
https://resh.edu.ru
13. Медицинская генетика и стволовые клетки.
1
14. Решение задач (ситуационных, контекстных,
1
https://fipi.ru/
экологических).
Закономерности наследственности и изменчивости.
Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов)
24. 1. Решение практико-ориентированных задач по
1
https://sdamgia.ru
генетике. Часть 1
https://vprtest.ru
25. 2. Решение практико-ориентированных задач по
1
https://sdamgia.ru
генетике. Часть 2
https://vprtest.ru
26. 3. Решение практико-ориентированных задач по
1
https://sdamgia.ru
генетике. Часть 3
https://vprtest.ru
27. 4. Решение практико-ориентированных задач по
1
https://sdamgia.ru
генетике. Часть 4
https://vprtest.ru
28. 5. Выполнений заданий нового формата из
1
https://sdamgia.ru
вариантов ЕГЭ-2024, ВПР и PISA.
https://vprtest.ru
29. 6. Выполнений заданий нового формата из
1
https://fipi.ru/
вариантов ЕГЭ-2024, ВПР и PISA.
Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (5 часов)
https://resh.edu.ru
30. 1. Селекция, основы, достижения.
1
https://resh.edu.ru
31. 2. Методология науки.
1
32. 3. Решение практико-ориентированных задач.
1
https://sdamgia.ru
https://vprtest.ru
33. 4. Решение практико-ориентированных задач.
1
https://sdamgia.ru
https://vprtest.ru
Итого: 33 часа

21.
22.
23.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».