1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНОГО КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПО БИОЛОГИИ»
Программа учебного курса «Функциональная грамотность по биологии» разработана на
основе авторской рабочей программы В.В. Пасечника, Г.Г. Швецова, Т.М. Ефимовой
«Биология. 10 – 11 класс. Предметная линия «Линия жизни», М.: «Просвещение», 2021 и
сборника эталонных заданий, естественно – научная грамотность, выпуск 1, Ковалёва
Г.С., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г.
Изучение курса в 11 классе рассчитано на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Актуальность и практическая значимость курса: одной из приоритетных задач школы
является необходимость формирования таких образовательных результатов, которые
позволят современному выпускнику школы стать успешными в жизни, в
профессиональной деятельности. Качество образовательных результатов современного
школьника, оценивается через его функциональную грамотность. Оценка уровня
естественнонаучной грамотности выпускников школы России, т.е. их умений применять
полученные знания в контексте повседневной жизни, показала, что этот уровень
значительно ниже средних международных результатов.
Цель курса – развитие естественно-научной грамотности школьников как индикатора
качества и эффективности биологического образования.
Задачи курса:
сформировать умение работать с нетрадиционным заданием, в частности, с
заданием, отличным от привычного текстового, для которого известен способ
решения;
развивать умения работать с информацией, представленной в различных формах:
текст, таблицы, диаграммы, схемы, рисунок, чертеж;
научить отбирать нужную информацию, если задача содержит избыточную
информацию; привлекать дополнительную информацию, использовать личный опыт;
формировать умение моделировать ситуацию;
развивать критическое мышление;
формировать умение размышлять: использовать перебор возможных вариантов
решения, а также метод проб и ошибок;
совершенствовать умение представлять в словесной форме обоснование своего
решения.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
ученик научится
1) в рамках когнитивного компонента будут сформированы:
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных
ситуациях;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными
событиями;
2) в рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и
других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
3) в рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах
возрастных компетенций (участие в детских и молодёжных общественных организациях,
школьных и внешкольных мероприятиях);
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
ученик получит возможность для формирования
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и
чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные планируемые результаты
Программа развития универсальных учебных действий
1) Регулятивные универсальные учебные действия
ученик научится
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнении как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
ученик получит возможность научиться
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных
и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения
целей.
2) Коммуникативные универсальные учебные действия
ученик научится
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
ученик получит возможность научиться
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между
членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
3) Познавательные универсальные учебные действия
ученик научится
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
ученик получит возможность научиться
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
4) Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
ученик научится
осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети
Интернет;
входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через
Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения
при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с
различными экранами.
ученик получит возможность научиться осознавать и использовать в практической
деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
5) Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
ученик научится
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение,
постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ
применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
ученик получит возможность научиться
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный
и социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
6. Основы смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
ученик научится
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
различать темы и подтемы специального текста;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего
эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной
информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
ученик научится
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок;
выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
ученик получит возможность научиться выявлять имплицитную информацию текста на
основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
ученик научится
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в
них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
ученик получит возможность научиться
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
3.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
(11 класс, 33 часа – 1 час в неделю)
Введение. (2часа) Вводная диагностика.
Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов).
Спроси ученого о генетике. Гены, генетические вариации и наследственность.
Актуальность генетики в современном мире. Ген, хромосома и геном. Генетические
признаки и способы их изучения. Популяционная генетика
Оборудование. Сплошные тексты (плакаты, листовки,), смешанные тексты
(инфографика), не сплошные тексты (графики, диаграммы, таблицы). Работа с научными
текстами по теме «Гены, генетические вариации и наследственность»
Раздел 2. Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их
практическое применение (14 часов).
Получение образцов ДНК (экстрагирование). Метод полимеразной цепной реакции
(ПЦР)Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. Биотехнология.
Генетическая инженерия. Генетика и структурная биология. Генетика и структурная
биология. Медицинская генетика и стволовые клетки. Работа с научными текстами по
теме «Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое
применение»
Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие
естественнонаучной грамотности (6 часов). Решение практико-ориентированных задач
по генетике. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное
наследование. Генетические карты. Взаимодействие генов. Решение практико-
ориентированных задач. Выполнений заданий нового формата из вариантов ЕГЭ-2023 и
ЕГЭ-2022, ВПР и PISA.
Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной
грамотности (4 часа). Селекция, основы, достижения. Методология науки.
Исследовательский проект. Решение практико-ориентированных задач. Итоговая
диагностика.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю, всего 33 часа
4.
№ п\п
Название раздела, тема урока
Колич
ество
часов
Ресурсы
Введение (2 часа)
1.
1.
Вводная диагностика.
2.
2.
3.
1.
http://bio.1september.ru/
Решение демонстрационных версий КИМ по
1
проверке функциональной грамотности.
Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов)
https://sferum.ru/
Актуальность генетики в современном мире.
1
4.
5.
6.
7.
2.
3.
4.
5.
Актуальность генетики в современном мире.
Ген, хромосома и геном.
Генетические признаки и способы их изучения.
Популяционная генетика
1
1
1
1
1
https://resh.edu.ru/
https://www.rgo.ru/ru;
http://bio.1september.ru/;
https://sferum.ru/
https://resh.edu.ru/
https://sferum.ru/
Решение задач ситуационных, проблемных. Гены,
1
генетические вариации и наследственность.
http://bio.1september.ru/;
9.
7. Работа с научными текстами по теме «Гены,
1
генетические вариации и наследственность»
Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое
применение (14 часов)
https://resh.edu.ru
10. 1. Получение образцов ДНК (экстрагирование).
1
8.
6.
11.
2.
12.
13.
14.
3.
4.
5.
15.
6.
16.
17.
7.
8.
18.
19.
20.
9. Генетическая инженерия.
10. Генетическая инженерия.
11. Генетика и структурная биология.
Получение образцов ДНК (экстрагирование).
Лабораторная работа.
Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР).
Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР).
Электрофоретическое разделение нуклеиновых
кислот и белков.
Электрофоретическое разделение нуклеиновых
кислот и белков. Лабораторная работа.
Биотехнология.
Биотехнология.
1
https://resh.edu.ru/
1
1
1
http://bio.1september.ru/;
1
https://sferum.ru/
1
1
http://bio.1september.ru/;
https://resh.edu.ru/
1
1
1
https://sferum.ru/
https://resh.edu.ru
https://sferum.ru/
https://resh.edu.ru
http://bio.1september.ru/;
12. Генетика и структурная биология.
1
https://resh.edu.ru
13. Медицинская генетика и стволовые клетки.
1
14. Решение задач (ситуационных, контекстных,
1
https://fipi.ru/
экологических).
Закономерности наследственности и изменчивости.
Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов)
24. 1. Решение практико-ориентированных задач по
1
https://sdamgia.ru
генетике. Часть 1
https://vprtest.ru
25. 2. Решение практико-ориентированных задач по
1
https://sdamgia.ru
генетике. Часть 2
https://vprtest.ru
26. 3. Решение практико-ориентированных задач по
1
https://sdamgia.ru
генетике. Часть 3
https://vprtest.ru
27. 4. Решение практико-ориентированных задач по
1
https://sdamgia.ru
генетике. Часть 4
https://vprtest.ru
28. 5. Выполнений заданий нового формата из
1
https://sdamgia.ru
вариантов ЕГЭ-2024, ВПР и PISA.
https://vprtest.ru
29. 6. Выполнений заданий нового формата из
1
https://fipi.ru/
вариантов ЕГЭ-2024, ВПР и PISA.
Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (5 часов)
https://resh.edu.ru
30. 1. Селекция, основы, достижения.
1
https://resh.edu.ru
31. 2. Методология науки.
1
32. 3. Решение практико-ориентированных задач.
1
https://sdamgia.ru
https://vprtest.ru
33. 4. Решение практико-ориентированных задач.
1
https://sdamgia.ru
https://vprtest.ru
Итого: 33 часа
21.
22.
23.