РП Литература 11

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса общеобразовательной школы
составлена на основе следующих нормативных документов:
 273 - ФЗ «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012.ст.48;
 Федеральный Компонент Государственного Образовательного Стандарта Среднего
(Полного) Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от.05.03.2004 № 1089 (ред. От 07.06.2017);
 Примерная программа среднего общего образования по литературе;
 Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.:Г.С.
Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.-6-е изд., испр. И доп.-М.: ООО «ТИД «Русское слово –
РС», 2011.-200 с. и рабочей программы по литературе под редакцией Г.С.Меркина (2018
г.).
 Концепция преподавания русского языка и литературы, утверждённая распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года №637- р;
 Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего
образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического
творчества обучающихся (рекомендации Министерства образования и науки РФ от
24.11.2011 № МД-1552/03);
 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»
2.4.2821-10 от 29 декабря 2010г. №189.
Настоящее планирование ориентировано на использование следующих учебников:
 Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература XX века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – М.:
ООО «ТИД «Русское слово – Р.С.», 2020-384 с.
 Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература XX века: ХРЕСТОМАТИЯ– М.: ООО «ТИД
«Русское слово – Р.С.», 2020 384 с.
ЭОР:
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(http://schoolcollection.edu.ru/catalog/), база данных элементов Единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов (http://www.openclass.ru/collection),
http://school-collection.edu.ru/, педагогическая
мастерская «Открытый урок» (http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/), Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов
(http://fcior.edu.ru/), электронные библиотеки
(http://www.edu.ru/db/portal/sites/elib/e-lib.htm ), коллекция «Русская и зарубежная литература для
школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено
на достижение следующих целей:
Общеучебные:
•
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого,
выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование
различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и
использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
2

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей
деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Предметно-ориентированные:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического
мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского
восприятия художественного текста, понимания авторской позиции исторической и эстетической
обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и
творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и
письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историко-литературных
сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего
представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретиколитературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Изучение курса литературы в 11 классе завершает школьное литературное образование. На
завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные
произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал,
вводятся произведения разных жанров.
В рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы, утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года №637- р, в рабочую
программу внесены задания, преследующие следующие цели:
 обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в
образовательной организации в соответствии с меняющимися запросами населения и
перспективными задачами развития российского общества и экономики;
 модернизация содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех
уровнях образования с обеспечением их преемственности;
 развитие общедоступных информационных ресурсов, в том числе электронное обучение;
 популяризация русского языка и литературы.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений Российской Федерации среднего
(полного) общего образования на преподавание литературы в 11 классе отводится 102 часа в год (3
ч. в неделю). Из компонента образовательного учреждения добавлено 34 часа (1ч в неделю). Таким
образом, количество часов в год составляет 136 (4 часа в неделю). Выделенные часы используются с
целью совершенствования навыка написания сочинений – рассуждений по данным текстам,
литературоведческого анализа художественных текстов, письменных ответов на проблемные
вопросы в рамках подготовки к итоговой аттестации.
Формы контроля:
контрольное тестирование – 6
сочинения – 6
анализ текста – 3
внеклассное чтение – 1
3

Планируемые результаты изучения предмета «Литература» выпускниками
XI класса
В результате изучения литературы на базовом уровне выпускник научится
знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
4

• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов XX века;
• изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
• давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая
нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументированно отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

Содержание учебного предмета «Литература» 11 класс
Содержание курса литературы 11 класса наиболее полно и максимально объективно отражает
литературный процесс конца XIXв – XXв – начала XXI в. В содержательном отношении данный курс
рассматривает, как заявлено в программе, «основные потоки русской литературы XX – нач. XXI
веков как высокое патриотическое и гуманистическое единство, в основе которого лежит любовь к
5

России и человеку — главным и непререкаемым ценностям нашей культуры». Художественные
произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы к. XIX
века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историколитературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной
школы

№
п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение. Русская литература начала XX века

2ч

2

Писатели-реалисты начала XX века

21ч

3

Серебряный век русской поэзии.

1ч

4

Символизм и русские поэты-символисты.

10 ч

5

Преодолевшие символизм

15 ч

6

Октябрьская революция и литературный процесс
20-х годов.

20 ч

7

Литературный процесс 30-х- начала 40-х годов

36 ч

8

Литература периода Великой Отечественной
войны

8ч

9

Литературный процесс 50-80-х годов.

18 ч

10 Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов.

5ч

Итого

136 ч

Календарно-тематическое планирование на 2018 – 2019 г.

№
п/п

Кол-во
часов по

Содержание
6

Кол-во
часов

Дата

разделу

Предмет изучения литературы. Русская литература
начала XX века
1.
Предмет изучения литературы. Русская литература
XX века
2.
Основные направления, темы и проблемы
литературы начала XX века.

2ч

Писатели-реалисты начала XX века

21ч

3.

4.
5.
6.

7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.

15
16
17
18

19

И.А.
Бунин.
Жизнь,
творчество,
судьба.
Философичность, лаконизм и изысканность
лирики.
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»:
история создания, смысл названия, символика.
Тема любви в творчестве И.А. Бунина. Рассказы
«Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание».
Тема любви в творчестве И.А. Бунина. «Чистый
понедельник»,
своеобразие
лирического
повествования.
И.А. Бунина. «Чистый понедельник». Психологизм
и особенности внешней изобразительности.
Тестирование по творчеству И. Бунина
Максим
Горький:
жизнь,
творчество.
Романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра».
Особенности
изображения
характера
и
обстоятельств.
Максим
Горький
«Старуха
Изергиль».
Проблематика и особенности композиции.
«Босяцкий» цикл: «Челкаш», «Мальва»
Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки
против «бескрылого» существования.
Максим Горький. Пьеса «На дне» - социальнофилософская драма. Система образов.
Пьеса М. Горького «На дне». Спор о назначении
человека: «три правды» в пьесе и их трагическое
столкновение.
Авторская позиция в пьесе и способы ее
разрешения. Уроки человечности в пьесе.
Максим Горький. Своеобразие публицистики и
мемуарных очерков.
Контрольная работа
по творчеству М.
Горького.
А.И.
Куприн.
Жизнь
и
творчество.
Автобиографический и гуманистический характер
повести «Поединок».
А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как
великая и вечная духовная ценность. Трагическая
7

по
теме

1
1

1

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

Примеч

20
21

22
23

24

25

26

27

28
29
30
31
32

33
34
35

36
37

история любви «маленького человека».
Мир природы и мир человека в повести «Олеся»
Л.Н. Андреев «Иуда Искариот». Переосмысление
евангельских сюжетов в философской прозе
писателя
«Жизнь Василия Фивейского». Устремлённость
героев Андреева к вечным вопросам бытия.
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по
творчеству А.И. Куприна и Л.Н. Андреева
Серебряный век русской поэзии
«Серебряный век» как культурно-историческая
эпоха.
Сосуществование
различных
идеологических и эстетических концепций.
Символизм и русские поэты-символисты
Символизм
и
русские
поэты-символисты.
Предшественники символистов в русской поэзии
(творчество С. Надсона, К. Фофанова, К.
Случевского.)
В.Я. Брюсова как основоположник русского
символизма. Проблематика и стиль произведений
Брюсова.
Вн. чт. Избранные страницы творчества поэтовсимволистов. Звучащий русский язык как «главный
герой» стихотворений Бальмонта.
Р/р. Письменный анализ стихотворения поэтасимволиста
А.А. Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы
ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».
Тема страшного мира в лирике А. Блока. Развитие
понятия об образе-символе.
Тема Родины в лирике А. Блока. Тема
исторического пути России «На поле Куликовом».
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль,
композиция. «Двенадцать» - принятие судьбы или
вызов поэта времени?
А.А. Блок. Сложность художественного мира
поэмы «Двенадцать».
Р/р. Cочинение по творчеству А. Блока
Преодолевшие символизм
Футуризм как литературное направление. Поиски
новых поэтических форм в лирике Игоря
Северянина.
Лирика И.Ф. Анненского как необходимое звено
между символизмом и акмеизмом.
Художественные и идейно-нравственные аспекты
новокрестьянской поэты. Н.А. Клюев: судьба,
творчество.

8

1
1

1
1
1
1
10 ч
1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
15 ч
1

1
1

38

Преодолевшие символизм (новые направления в
русской поэзии). Новокрестьянские поэты 1910-х
годов. Лирика С.А. Есенина.

1

39

Н.С. Гумилев: личность, судьба, творчество.
Проблема и поэтика лирики.
А.А. Ахматова. Эпоха, творчество, судьба.

1

А.А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в
лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин.
Послеоктябрьская лирика А. Ахматовой. Драма
поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием».
А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог
жизни и творчества.
Тестовая работа по творчеству А. Ахматовой
М.И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема
творчества, поэта и поэзии в лирике
М.И.
Цветаевой.
М.И. Цветаева. Любовная лирика. Тема Родины в
лирике поэта.
Р/р.
Письменный
анализ
стихотворения
М.Цветаевой
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон». Развитие
традиции отечественной сатиры в творчестве А.
Аверченко, Н. Тэффи.
Развитие традиции отечественной сатиры в
творчестве Саши Чёрного, Дон Аминадо.

1

40
41
42
43
44
45

46
47
48

49

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х
годов.
50
Особенности русской литературы 20-х годов ХХ
века. У литературной карты России (творчество
М.М. Пришвина)
51
У литературной карты России (творчество М.А.
Волошина)
52
Тема революции и гражданской войны в прозе
20-х годов ХХ века.
53
Социальная антиутопия в прозе 20-х годов.
Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы».
54
Развенчание идеи «социального» рая на земле.
55
Новые голоса: тема Родины и революции в
произведениях Д. Фурманова («Чапаев»), А.
Фадеева («Разгром»),
56
Тема Родины и революции в произведениях И.
Бабеля («Конармия»)
57
В.В.
Маяковский:
жизнь,
творчество.
Художественный мир, характер ранней лирики.
Маяковский и футуризм.
58
В.В.
Маяковский.
Пафос
революционного
переустройства мира. Сатирический пафос лирики.
59
В.В. Маяковский. Красота и сила
чувства,
выраженного в любовной лирике.
9

1

1
1
1
1

1
1
1

1
20 ч
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

60
61
62
63
64
65
66

67
68
69
70

71
72

73
74

75
76

77
78

79

80
81

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.
Маяковского.
Поэма «Во весь голос» - великое самообъяснение и
исповедь Маяковского
Тестовая работа по творчеству В. Маяковского
С.А. Есенин. Жизнь, творчество, ранняя лирика.
«Гой ты, Русь моя родная», «Письмо матери».
Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина.
Анализ стихотворений
Тема любви в лирике С.А. Есенина
С.А. Есенин.
Уникальность «Персидских
мотивов»: поэтика, активное использование
напевного ритма восточного стиха.
Тема
быстротечности человеческого бытия в
лирике С.А. Есенина.
Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству С.
Есенина
Р/р. Сочинение по творчеству С. Есенина
Литературный процесс 30-х- начала 40-х годов
Литературный процесс 30-х- начала 40-х годов.
Трагическая
судьба
Н.Клюева
и
поэтов
«крестьянской купницы».
«Парижская нота» русской поэзии
О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество.
Культурологические истоки и музыкальная
природа эстетического переживания в лирике
поэта.
О.Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и
эпохи.
Историческая проза А.Н. Толстого. Роман «Пётр
Первый». Черты национального характера в образе
Петра.
Жанровое,
композиционное
и
стилистикоязыковое своеобразие романа.
М.А. Шолохов. Судьба, личность, творчество.
Шолоховская концепция гражданской войны в
«Донских рассказах».
М.А. Шолохов. «Тихий Дон» - роман-эпопея о
всенародной трагедии на стыке эпох.
М.А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение
автором исторических процессов, правдивое
изображение гражданской войны.
М.А. Шолохов «Тихий Дон». Становление
характера Григория Мелехова через призму
событий гражданской войны.
М.А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория
Мелехова.
М.А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в
романе.
10

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
36 ч
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1
1

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» - широкое
эпическое полотно о судьбе народа в эпоху
революции и гражданской войны.
Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству М.
Шолохова
Р/р. Сочинение по творчеству М. Шолохова

1

У литературной карты России (творчество С.Н.
Маркова, Б.В. Шергина, А. А. Прокофьева)
М.А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев
в жизни М. Булгакова. Мастерство Булгаковасатирика, Булгакова-драматурга.
Осмысление темы революции в повестях «Роковые
яйца», «Собачье сердце»
Многослойность исторического пространства в
«Белой гвардии». Дом Турбиных как библейский
ковчег на волнах потопа.

1

М.А. Булгаков. История создания, проблемы жанр,
композиция романа «Мастер и Маргарита». Москва
и москвичи. Воланд и его свита.
«Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита».
Трагическая любовь героев в конфликте с
окружающей пошлостью.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема
творчества и судьбы художника. Проблема совести.
М.А. Булгаков. «Книга для каждого освещает
наше личное движение к истине». Обобщающий
урок.
Р/р. Сочинение по творчеству М.Булгакова
Б.Л. Пастернак: судьба, личность, творчество.
Основные темы и мотивы лирики.
Единство человеческой души и стихии мира в
лирике Б.Л. Пастернака (« Февраль», «Снег идёт»,
Зимняя ночь», «Плачущий сад»).
Философский характер лирики Б. («Гамлет», «Во
всём мне хочется дойти..», «Быть знаменитым
некрасиво»)
Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героев.

1

1

100

Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и
революции в романе.
«Стихотворения Юрия Живаго» как финальный
лирический аккорд повествования».
Тестовая работа по творчеству Б. Пастернака

101

А.П. Платонов: личность, судьба, творчество.

1

102

Утопические идеи общей жизни как
основа
сюжета повести «Котлован».
Роль «ключевых» слов-понятий в художественной
системе писателя.

1

82

83
84
85
86

87
88

89

90

91
92

93
94
95

96

97
98
99

103

11

1
1

1

1
1

1

1
1

1
1
1

1

1

1
1

1

Смысл трагического финала повести «Котлован»,
философская многозначность её названия.
105 В.В. Набоков. Жизненный и творческий путь.
Драматизм
эмигрантского
небытия
героев
«Машеньки».
Литература периода Великой Отечественной войны
106 Литература периода Великой Отечественной
войны.
Песенная поэзия М. Исаковского, К.
Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля
107 Проза о войне. В.Быков «Сотников». Анализ
поведения человека в экстремальной ситуации.
108 А.Т. Твардовский: судьба, личность, творчество.
Лирика: размышление о настоящем и будущем
Родины.
109 Поэзия А.Твардовского. Любовь к «правде сущей»
как основной мотив «лирического эпоса»
художника.
110 Осмысление темы войны. «По праву памяти» как
поэма-исповедь, поэма-завещание.
111 Поэма «Страна Муравия» (обзор). Отражение
истории на страницах произведения.
112 Поэзия Н.А. Заболоцкого. Вечные вопросы о
сущности красоты и единства природы и человека в
лирике поэта.
113 Р/Р Анализ стихотворений Н. Заболоцкого
Литературный процесс 50-80-х годов.
114 Литературный процесс 50-80-х годов.
Осмысление
Великой
Победы.
Философия
патриотизма.
115 «Деревенская проза» 50-80 годов. Основные
представители, проблематика.
116 Историческая романистика 60-80-х годов
117 Авторская песня как песенный монотеатр 60-80-х
годов. Поэзия В.Высоцкого.
118 В.М. Шукшин. Путь в большую литературу
119 Шукшинские «чудики» - путь к правде народного
характера
120 «Музыкальное слово» Н. Рубцова
121 Исповедальное слово Виктора Астафьева.
122 «Человек и природа в произведении В. Астафьева
«Царь-рыба». Проблема утраты человеческого в
человеке.
123 «Последний поклон», «Пастух и пастушка».
«Жестокий»
реализм
позднего
творчества
Астафьева.
124 Синтетическая
жанровая
природа
крупных
произведений писателя
125 В.Г. Распутин. Жизненный и творческий путь
126 Нравственные уроки произведений В. Распутина.
104

12

1
1

8ч
1

1
1

1

1
1
1

1
18 ч
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

127
128
129
130
131

132
133
134
135
136

Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой»
Дом и семья как составляющие национального
космоса. Повесть «Живи и помни».
А.И. Солженицын: судьба, личность, творчество.
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
Черты праведничества в характере героя.
Тестовая работа по творчеству А.Солженицына.
А.И. Солженицын «Матренин двор».
Образ
главной героини.
Русская проза и поэзия 80-90-ых годов
Русская проза и поэзия 80-90-х годов.
Реалистическая проза
Эволюция модернистской и постмодернистской
прозы и поэзии
Поэзия и судьба Иосифа Бродского
Современная проза и поэзия: реальность и
перспективы.
Современная
драматургия: реальность и
перспективы.

1
1
1
1
1
5ч
1
1
1
1
1

Приложение 1
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков
Оценка устных ответов.
13

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в
пределах программы данного класса:
 знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
 умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
 понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
изученного произведения;
 знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе
произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
 умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
 уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на
поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого
произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать
текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть
монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое
понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и
поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста
изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями
при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно
свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа,
несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения;
неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение
монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.

Приложение 2
Контрольный тест по литературе 11 класс

14

1Какое из перечисленных произведений А.П.Чехова заканчивается словами : «Прощайте,
пожалуйста! И машет платком».
А) «Ионыч» б) «Крыжовник» в) «О любви» г) «Хамелеон»
2.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
А)Н.Гумилев б) В.Маяковский в) Ф.Тютчев г)А.Блок
3.Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?
А)В.Брюсов б) К.Бальмонт в) И.Анненский г)Н.Гумилев
4.Кому из героев драмы М.Горького «На дне» принадлежит фраза о «карете прошлого», в которой
«далеко не уедешь»?
а)Пеплу

б) Сатину в) Клещу г) Актеру

5.Кто из поэтов Серебряного века осознавал себя художником, «революцией мобилизованным и
призванным»?
а)А.Блок

б)С.Есенин в)В.Маяковский г)Н.Гумилев

6.Укажите название приема, к которому прибегает С.Есенин в создании образа:
Дымом половодье зализало ил,
Желтые поводья месяц уронил…
А)олицетворение б)сравнение г)эпитет д)метафора
7.Укажите верное определение гротеска:
а) вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий несовершенство мира, человеческие
пороки;
б) одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное,
безобразное и возвышенное;
в) способность искусства постигать и изображать процессы психической жизни человека.
8.Кому из действующих лиц пьесы «Вишневый сад» принадлежат следующие слова:
«Детская, милая моя, прекрасная комната…я тут спала, когда была маленькой»
9.Кому из пьесы М.Горького «На дне» принадлежат слова: « Когда труд-удовольствие, жизнь хороша!»
10.Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»):

15

«…высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от
фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток,
чуть припудренных»
11.Чей это портрет (поэма «Двенадцать»):
В зубах- цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
12.Строки какого отрывка принадлежат А.Блоку?
а ) До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
б ) Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке на косы брошенном,
Красивая и молодая.
13.Какую престижную литературную премию получил И.Бунин в 1933 году, став первым русским
писателем-лауреатом этой премии?
14.Какой рассказ А.Куприна носит название драгоценного камня?
15.Определи стихотворный размер указанного отрывка.
16.А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и
рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с
сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела,
похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым.
1. Определите автора, название, жанр произведения, из которого взят этот отрывок.
2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении:
а) открывает повествование;
б) завершает повествование;
в) является кульминацией любовного сюжета.
16

3. Найдите в отрывке слово, повтор которого указывает на неподвижность, застойность семейства
Туркиных, запишите его.
Контрольный тест по литературе 11 класс
1.Три рассказа А. П. Чехова, связанные между собой сюжетом, идеей, персонажами, называют
«маленькой трилогией». Какой из рассказов не входит в этот цикл?
а ) «Человек в футляре» б ) «Ионыч» в ) «О любви» г ) «Крыжовник»
2.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
а ) Б.Пастернак б )В.Хлебников в )К.Бальмонт г )А.Фет
3.Творчество какого поэта не было связано с футуризмом?
а ) В.Маяковский б )А.Крученых в )В.Хлебников г )Н.Гумилев
4.Кто из персонажей пьесы М.Горького «На дне» не является участником любовного
конфликта?
а ) Пепел б ) Василиса в ) Бубнов г ) Наташа
5.Какое из стихотворений не принадлежит А.Блоку?
а ) «Вхожу я в темные храмы» б ) «Незнакомка» в ) «Несказанное, синее, нежное..»
6. Какой литературный прием использовал В.Маяковский при написании следующих строк?
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разрыдалась
так по-детски…
а ) гротеск

б ) гипербола в ) олицетворение г ) сравнение

7.Укажите верное определение понятия «лирический герой»:
а )образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Он не
идентичен образу автора.
б ) изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ;
в ) лицо, выступившее в печати без указания своего имени или псевдонима.
8.Кому из действующих лиц пьесы «Вишневый сад» принадлежат следующие слова:
«Отец мой, правда, мужик был а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в
калашный ряд…»
9.Кому из героев пьесы М.Горького «На дне» принадлежат слова:
17

«Человек! Это- великолепно! Это звучит…гордо!»
10.Чей это портрет (рассказ «Господин из Сан-Франциско»):
«Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами,
золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая
голова»
11.Чей это портрет(поэма «Двенадцать»):
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ.
12.Строки какого отрывка принадлежат С.Есенину?
а )Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу.
б )Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду…

13.Кто из русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?
14.Назовите фамилию героя рассказа «Гранатовый браслет», безнадежно любившего княгиню
Веру Николаевну Шеину?
15.Каким стихотворным размером написано стихотворение С.Есенина «Не жалею, не зову, не
плачу…»
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне…
16. Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким.
Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно
18

сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом: «Извольте отвечать
только на вопросы!»
Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.
1.Определите автора, название произведения, жанр произведения из которого взят данный фрагмент.
2.Главной темой этого произведения является
а ) тема оскудения «дворянских гнезд»
б ) тема духовной деградации человека
в ) тема внутреннего раскрепощения личности
3.Выпишите сочетание слов, в которых открыто выражена авторская позиция по отношению к герою.

Ключи к вопросам по литературе 11 класс
1 вариант

2 вариант

1 балл

Вопрос №1

а

б

1 балл

Вопрос №2

в

г

1 балл

Вопрос №3

г

г

1 балл

Вопрос №4

б

в

1 балл

Вопрос №5

в

в

1 балл

Вопрос №6

1 балл

Вопрос №7

б

а

2 балла

Вопрос №8

Раневской

Лопахину

2 балла

Вопрос №9

Сатин

Сатин

2 балла

Вопрос №10

Дочери господина

Господина

2 балла

Вопрос №11

2 балла

Вопрос №12

б

б

1 балл

Вопрос №13

Нобелевскую

И.Бунин

1 балл

Вопрос №14

«Гранатовый браслет»

Желтков

2 балла

Вопрос №15

попа

хорей
19

5
баллов

Вопрос №16 1.Чехов,
«Ионыч»,рассказ
2.б
3.По-прежнему

Итого 26 баллов

Менее 13 б - «2»
От 13 – 18 – «3»
От 19 – 23 – «4»
От 24 – 26 - «5»

20

1.Чехов,
«Ионыч»,рассказ 2.б
3.Жадность одолела

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».