Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе программы для 8-9 классов:
1.
Авторской программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов VIII
вида Никандровой М.В.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы
знаний,уменийиспособовдеятельности,развития,воспитанияисоциализацииучащихся. Цели:
Формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной
деятельности на основе методов информатики;
формированиенавыковинформационно-учебнойдеятельностинабазесредств
ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся.
Задачи:
познакомиться с понятием информация;
рассмотреть следующие действия с информацией: хранение, передача,
кодирование, обработка, получение новой информации;
познакомиться с устройством компьютера и его программного обеспечения;
закрепить правила техники безопасности и организации рабочего места;
развивать навык работы на клавиатуре и с мышью;
изучать графический редактор Paint;
научиться создавать простейшие анимации в PowerPoint;
закреплять навыки работы с файлами и папками,
познакомить с текстовым процессором Word,
Общая характеристика учебного предмета
Информатика–этонаукаозакономерностяхпротеканияинформационныхпроцессовв
системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации
информационных процессов. Она способствует формированию современного научного
мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов
школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий
необходимыхшкольникам,каквсамомобразовательномпроцессе,такивихповседневнойи
будущей жизни.
Приоритетнымиобъектамиизучениявкурсеинформатикиосновнойшколывыступают
информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса
строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи,
через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модельи
информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков
использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для
формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей
деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных
предметов.Всвязисэтим,атакжедляповышениямотивации,эффективностивсегоучебного
процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким
образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра
информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее
усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом,
затемнарабатываютсянавыкииспользованиякомпьютерныхтехнологий,ипотомпроисходит
ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования
компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает
возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.
Данная программа актуальна, так как почти практически полностью отсутствуют
специальные программы по информатике для коррекционных школ VIII вида. Программы же
для массовой школы зачастую неприменимы или малоприменимы для обучения детей с
нарушениями развития. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не
соответствуютречевым,интеллектуальнымиобразовательнымвозможностямэтихучащихся.
Однимизважнейшихпринциповвобучениидетейсограниченнымивозможностямиздоровья
(ОВЗ) является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного
процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно
воспринимаемые ими. Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с
нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как
"информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение проходит в форме игры, где на
основеситуаций,близкихипонятныхшкольнику,рассматриваютсяосновныепонятия.Важно
дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание
информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными
знаниями в повседневной деятельности.
Основнаязадачакурса:усвоениеучащимисяправилработыиповеденияприобщении
с
компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в
работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с
целью развития моторики пальцев; использованиекомпьютерных знанийна уроках. Процесс
обучениявшколедетейсОВЗвыполняетобразовательную,воспитательнуюиразвивающую
функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию.
Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования
всесторонне развитой личности. Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми и
подростками с ограниченными возможностями здоровья является их социальная адаптация,
трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они
бывают включены в окружающую их социальную среду. Для подготовки детей к жизни в
современном информационном обществе необходимо развивать логическое мышление,
способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и
принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Компьютерные технологии
обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную
деятельность учащихся. Многие школьники имеют проблемы с чтением, не любят читать. С
экранаребятабудутохотночитать,полагаяприэтом,чтоонииграют,«смотряткино».Норму
«экранного» времени для детей необходимо соблюдать: для учащихся 9-16 лет – не более 35
минут. Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении
школьников позволяет решать следующие задачи:
1.выявление «скрытых проблем в развитии каждого ребенка;
2.максимальнаяиндивидуализацияпроцессовкоррекциииобучения;
3.формирование у детей интереса к компьютеру, к играм с использованием
компьютерных программ;
4.развитие у школьников знаний об окружающем, математических представлений,
коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и
познавательных компьютерных задач.
На уроках используются следующие методы обучения учащихся: (классификация
методов по характеру познавательной деятельности):
Объяснительно-иллюстративныйметод,методприкоторомучительобъясняет,адети
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивныйметод(воспроизведениеиприменениеинформации)
Методпроблемногоизложения(постановкапроблемыипоказпутиеерешения)
Частично–поисковыйметод(детипытаютсясаминайтипутькрешению проблемы)
Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).Для
успешной
реализации данной программы используются коррекционно –
развивающие, игровые, групповые, здоровьесберегающие технологии, технология
деятельностного подхода, элементы технологии РКМ. Данные технологии и формы работы
позволяют сформировать у учащихся необходимые жизненно важные компетенции.
Личностные,метапредметныеипредметныерезультатыосвоенияучебногопредмета
Личностные
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами
литературных произведений;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
наличиемотивацииктруду,работенарезультат;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
осознаниесебякакгражданинаРоссии;формированиечувствагордостизасвоюРодину,
российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов средствами литературных произведений.
Предметные
Минимальныйуровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнениекомпенсирующихфизическихупражнений(мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточныйуровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы;
выполнениекомпенсирующихфизическихупражнений(мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными
ресурсами;
пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с
помощью инструментов ИКТ.
Метапредметныерезультаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
смысловоечтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации; владение устной и письменной речью;
формированиеиразвитиекомпетентностивобластииспользованияинформационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Планируемыерезультатыизученияучебного предмета
Предметныерезультатысвязанысовладениемобучающимися
содержанием
образовательной
области
и
характеризуют
достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Основными критериями оценки планируемыхрезультатов являются соответствие /
несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше
верновыполненныхзаданийкобщемуобъему,темвышепоказательнадежностиполученных
результатов.
Результаты,
продемонстрированные
учеником,соотносятсяс
оценками следующим образом:
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики
прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются оценки, которыестимулируют
учебнуюипрактическуюдеятельность,оказываютположительноевлияниенаформирование
жизненных компетенций.
Содержаниеучебногопредмета
8 класс
Введение.Правилатехникибезопасностиприработенакомпьютере.(2ч).
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные
компьютерные технологии
Устройствокомпьютера(4ч).
Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как
отдельный файл. Периферийное устройство -принтер. Распечатка рисунка, небольшого
текста.
Обработкачисловойинформациивэлектронныхтаблицах.Табличныйредактор
Excel(14ч).
Программа Excel.Действия: сложение и вычитание в программе Excel. Составление и
решениепрактическихзадач,решениепримеров.Действияумножениеиделениевпрограмме
Excel.Решениепрактическихзадачипримеров.Распределениечиселвпорядкевозрастанияи
убывания. Расположение слов в алфавитном порядке. Диаграммы в программе Excel.
Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу. Графики в программе
Excel. Добавление изображения в документ Excel. Дополнение построенного графика и
диаграммы рисунком, изображением. Сборник ClipArt или Файл, с найденными ранее и
сохранёнными картинками.
Обработкамультимедийнойинформации.ПрограммаPowerPoint (14ч).
ЗапускпрограммыPowerPoint.Слайды.Созданиеслайдов.Созданиерисункавпрограмме
PowerPoint.Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с фигурами.
Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание фигур.
Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание
фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки,
фотографииизвуки,расположенныепотемамилиключевымсловам.Работасдиаграммами,
графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
9 класс
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и
файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс
операционныхсистемиприложений.Представлениеинформационногопространствас
помощьюграфическогоинтерфейса.Компьютерныевирусыиантивирусныепрограммы.
Компьютерныйпрактикум
Практическаяработа№1«Работасфайламисиспользованиемфайловогоменеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическаяработа№3«Установкадатыивременисиспользованиемграфического
интерфейса операционной системы».
2. Обработкатекстовойинформации(9часов)
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа.
Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные
словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания
документов.
Компьютерныйпрактикум
Практическаяработа№4«Тренировкавводатекстовойичисловойинформациис
помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическаяработа№6«Форматированиесимволовиабзацев».
Практическаяработа№7«Созданиеиформатированиесписков».
Практическаяработа№8«Вставкавдокументтаблицы,еёформатированиеи заполнение
данными».
Практическаяработа№9«Переводтекстаспомощьюкомпьютерногословаря».
Практическаяработа№10«Сканированиеираспознавание«бумажного»текстового документа»
3. Обработкаграфическойинформации(7часов)
Растроваяивекторнаяграфика.Интерфейсиосновныевозможностиграфических
редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерныйпрактикум
Практическаяработа№11«Редактированиеизображенийврастровомграфическом редакторе».
Практическаяработа№12«Созданиерисунковввекторномграфическомредакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
4. Коммуникационныетехнологии(9часов)
ИнформационныересурсыИнтернета.ПоискинформациивИнтернете.Электронная
коммерция в Интернете.
Компьютерныйпрактикум
Практическаяработа№14«ПутешествиепоВсемирнойпаутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическаяработа№17«ПоискинформациивИнтернете».
Календарно-тематическоепланированиепоинформатикев 8классе
(34ч,1чв неделю)
№
1
2
Темаурока
Компьютеркакуниверсальноеустройствообработкиинформации(13 ч)
ТехникабезопасностиприработенаПК.
Информация.,современныекомпьютерныетехнологии
5
Историяразвитиявычислительнойтехники.
Информация.Компьютер
универсальное устройствоввода,
обработки и вывода информации.
Работасклавиатурнымтренажёром.Буква,значок, цифра.
6
Устройствавводаинформации.
7
Устройствавыводаинформации.
8
9
Системныйблок.Назначениеблока
Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая
карта, видеокарта.
10
ПамятьПК:внутренняяи внешняя
11
12
Назначениепамятииеевиды.
Флэш-память.
13
Оперативнаяидолговременнаяпамятькомпьютера.
Обработкатекстовойинформации (10ч)
14
15
Созданиетаблицывтекстовом документе.
Созданиетаблицывтекстовомдокументе. Практическаяработа№1
16
17
Панельменю,вкладка Вставка.
Практическаяработа№2Таблица.Вставкатаблицывдокументили
рисование таблицы в документе.
18
Практическаяработа№2Таблица.Вставкатаблицывдокументили
рисованиетаблицывдокументе.
19
20
Параметрытаблицы.Практическаяработа№2Заполнениеячеек
таблицы.
ВкладкаКонструктор.
21
22
ВкладкаМакет.
Практическаяработа№3.Корректировкасозданной таблицы.
23
24
Практическаяработа№3.Корректировкасозданнойтаблицы.
Обработкачисловойинформациивэлектронныхтаблицах.
ЗнакомствосExcel
25
Практическаяработа№ Окнопрограммы Excel
26
Лист,книгавпрограммеExcel.
3
4
Дата
№
Темаурока
27
Ячейки.Практическаяработа№4.Перемещениеотоднойячейкик другой.
28
29
Диаграмма.Практическаяработа№5.Создание диаграммы.
Практическаяработа№6.Вставкадиаграммыдляпредставленияи
сравнения данных.
30
Линейнаядиаграмма.Круговаядиаграмма.Практическаяработа№7
Построениеграфиков.
31
Практическаяработа№8.Действиесложениеспомощьюпрограммы
Excel.
Практическая работа №9.
Решение примеров на сложение
многозначных чисел.
Вычитание,умножение,делениеспомощьюпрограммы
Excel.
Практическаяработа№10.Решениезадачв Excel.
32
33
Дата
Практическаяработа№11.Решениепримеровнавседействияв
программеExcel.
34
Календарно-тематическоепланированиепоинформатикев9классе
№
Темаурока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Компьютер как универсальное устройство для обработки
информации (6ч)
ТехникабезопасностиприработенаПК
Информация.,современныекомпьютерныетехнологии
Периферийноеустройство-сканер.
Практическаяработа№1Сканированиерисунка,сохранениеегокак
отдельныйфайл.
Периферийноеустройство-принтер.
Практическаяработа№2.Распечаткарисунка,небольшоготекста.
Обработкачисловойинформациивэлектронныхтаблицах(14ч)
Интерфейсэлектронныхтаблиц.Данныевячейкахтаблицы.
Практическаяработа№3.Действия:сложениеивычитаниев
программеExcel.
Составлениеирешениепрактическихзадач.Практическая работа№4.
Решениепримеров.
Действияумножениеиделениевпрограмме Excel.
Практическаяработа№5Решениепрактических задачи примеров.
Встроенныефункции.
Встроенныефункции.Практическаяработа№6Нахождение
минимума,максимума,среднегоарифметического
Сортировка.Распределениечиселвпорядкевозрастанияи
убывания
Дата
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Сортировка Практическая работа №7. Расположение слов в
алфавитном порядке.
ДиаграммывпрограммеExcel.
Практическаяработа№8.Созданиедиаграммы, наглядно
показывающейпрактическуюзадачу.
Практическаяработа№9.ГрафикивпрограммеExcel.
ДобавлениеизображениявдокументExcel.
Практическаяработа№10Дополнениепостроенногографикаи
диаграммырисунком,изображением.
Обработкамультимедийнойинформации.Программа
PowerPoint(13ч).
Технологиямультимедиа.
Компьютерныепрезентации
ЗапускпрограммыPowerPoint.
Слайды.Практическаяработа№11Создание слайдов.
СозданиерисункавпрограммеPowerPoint.Практическаяработа№12
Работасфигурами.Вкладка «Формат»Практическая работа№13
Инструментыдляработысфигурами.
Дизайн.Практическаяработа№14Созданиерисункаизнескольких
фигурнаодномслайде.
Упорядочиваниефигур.Практическаяработа№15
Созданиерисункаизнесколькихфигурнаодномслайде,группировка
фигур,раскрашиваниефигур.Практическаяработа№16
Формат.Дизайн.Работасклипами.
Практическаяработа№17
Созданиеслайдовсклипами.
Картинки,фотографииизвуки,расположенныепотемамили
ключевымсловам.Практическаяработа№18
Работасдиаграммами,графиками.Практическая работа№19
Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
Практическаяработа№20
Описаниеучебно-методическогоиматериально-техническогообеспечения
образовательного процесса
Переченьучебно-методическогообеспеченияпоинформатикедля8–9 классов
1.
БосоваЛ.Л., БосоваА.Ю.Информатика.Программадляосновнойшколы:7–9
классы.–М.:БИНОМ.Лабораториязнаний,2018.
2.
БосоваЛ.Л.,БосоваА.Ю.Информатика:Учебникдля8класса. –М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2016.
3.
БосоваЛ.Л.,БосоваА.Б.Информатика:рабочаятетрадьдля8класса. –М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
4.
БосоваЛ.Л.,БосоваА.Ю.Информатика:Учебникдля9класса. –М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2016.
5.
БосоваЛ.Л.,БосоваА.Б.Информатика:рабочаятетрадьдля9класса.–М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
6.
БосоваЛ.Л.,БосоваА.Ю.Информатика.7–9классы:методическоепособие.– М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
7.
БосоваЛ.Л., БосоваА.Ю.Электронноеприложениек учебнику
«Информатика.7класс»
8.
БосоваЛ.Л., БосоваА.Ю.Электронноеприложениекучебнику
«Информатика.8класс»
9.
БосоваЛ.Л., БосоваА.Ю.Электронноеприложениек учебнику
«Информатика.9класс»
10.
МатериалыавторскоймастерскойБосовойЛ.Л.(metodist.lbz.ru/)
Интернет–ресурсы:
1) Педсоветhttp://pedsovet.su/
2) Учительскийпортал.http://www.uchportal.ru/
3) Уроки.Нет.http://www.uroki.net/
4) Единаяколлекцияобразовательныхресурсов.Режим
доступа:http://schoolcollection.edu.ru/
5) Федеральныйцентринформационно–образовательныхресурсов.–Режимдоступа:
http://fcior.edu.ru/
6) Материалы
авторской
мастерской
Угринович
Н.Д..
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
7) http://www.klyaksa.net/
8) http://www.informatka.ru/
9) http://www.informatik.kz/index.htm
10) http://uchinfo.com.ua/links.htm
11) http://www.school.edu.ru/
12) http://infoschool.narod.ru/
13) http://www.school.edu.ru/
14) http://kpolyakov.narod.ru
15) http://window.edu.ru/resource/526/58526
16) http://www.it-n.ru