1
Пояснительная записка
В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества
особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области
информатики и ИКТ.
Курс разработан на основе требований к уровню подготовки обучающихся 9 классов
общеобразовательных учреждений для ОГЭ по информатике и ИКТ, спецификации
контрольных измерительных материалов ОГЭ.
Цели:
- Закрепление и систематизация базисных понятий информатики и программирования.
- Умение строить логические модели, выделять свойства предметов.
- Умение находить события, обладающие данным свойством или несколькими
свойствами.
- Уметь расставлять события в правильной последовательности.
- Создавать структурированные алгоритмы.
- Уметь описывать порядок действий для достижения нужного результата.
- Знать основные конструкции языка программирования.
- Уметь применять язык программирования при решении задач.
- Уметь находить ошибки в неправильной последовательности действий.
Задачи:
- Способствовать развитию алгоритмического мышления.
- Способствовать развитию логического мышления.
- Способствовать развитию умения абстрагироваться и творчески подходить к решению
задач.
Личностные результаты
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении данного
курса, являются:
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми
в процессе учебной деятельности;
2
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении данного
курса, являются:
- владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного
поиска;
- структурирование и визуализация информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д.;
- самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ);
- коммуникация и социальное взаимодействие;
- поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя:
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных
устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель и их свойствах;
3
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе;
- развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
- формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях;
- знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами - линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, диаграммы;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Содержание внеурочной деятельности
1. Информационные процессы (3ч)
Представление и передача информации. Естественные и формальные языки.
Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и
процессов. Единицы измерения количества информации. Кодирование и декодирование
информации.
2. Обработка информации (6ч)
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение
задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Решение задач с использованием
кругов Эйлера. Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
3. Поиск информации (11ч)
Средства и методика поиска информации. Построение запросов. Поиск информации
в сети Интернет. Электронная почта как средство связи. Компьютерные энциклопедии и
словари. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных
параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки информации,
Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.
4. Файлы и файловая система (3ч)
Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных
вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объём
памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров
информационных процессов.
5. Проектирование и моделирование (3ч)
Использование и конструирование стандартных графических объектов. Простейшие
управляемые компьютерные модели. Знакомство с графическими редакторами.
Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие
4
изображения, обрезка, поворот, отражение; работа с областями
копирование, заливка цветом); коррекция цвета, яркости и контрастности.
(выделение,
5. Электронные таблицы (1ч)
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по
ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
6. Учебные исполнители и языки программирования (5ч)
Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Составление
алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных
алгоритмов для управления исполнителем Робот. Запись и выполнение программ на
одном из универсальных языков программирования.
7. Итоговый контроль (1ч)
Решение тестов ОГЭ.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Структура курса представляет собой набор логически законченных и
содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и
практическую направленность знаний и умений обучающейся. Разнообразный
дидактический материал дает возможность отбирать задания различной степени
подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Основной тип занятий - практикум. Данный курс построен по принципу сочетания
теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ. Перед
разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные
комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается
наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания предлагается
самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса. Промежуточный контроль
знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов.
Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические
положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы на практике
могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.
Методы обучения:
- основным метод обучения является практическая деятельность, которая
позволяет развить исследовательские и творческие способности обучающейся, а также
отработать основные умения (практические работы, подбор необходимого
оборудования; выбор программного обеспечения для выполнения заданий)
- демонстрационные (презентации, обучающие программные средства);
- словесные (лекции, семинары, консультации).
Тематическое планирование
№п/п
1
Тема
Кол-во часов
Знакомство с контрольно измерительными материалами 1
ОГЭ по информатике 2025.
5
2
Количественные параметры информационных
объектов
Кодирование и декодирование
1
3
Неравномерное кодирование
1
4
Логические выражения (истинные и ложные
высказывания)
1
5
Формальные описания реальных объектов и процессов
1
6
2
7
Простой линейный алгоритм для формального
исполнителя
Программа с условным оператором
8
Адреса и почта
1
9
2
10
Запросы для поисковых систем с использованием
логических выражений
Анализ информации, представленной в виде схем
11
Принципы адресации в сети Интернет
1
12
Поиск информации в сети Интернет
1
13
Двоичное представление чисел
1
14
Качественные и количественные характеристики
информации
1
15
Системы кодирования информации
1
16
Организация данных в памяти компьютера
1
17
Файлы и файловые структуры
1
18
Поиск информации в файлах и каталогах компьютера
1
19
Информационный объём файлов, отобранных по
некоторому условию
1
20
Технологии мультимедиа
1
21
Создание и обработка текстовых документов
1
22
Соединение текста и графики с помощью текстового
1
2
2
6
редактора Word
23
Электронные таблицы
1
24
Учебные исполнители
1
25
Алгоритмы записи на языке программирования
1
26
Исполнитель «Робот»
1
27
Запись программ на одном из языков
программирования
Итоговый урок
1
28
1
7