Пояснительнаязаписка
Рабочая программа «Подготовка ЕГЭ общество» для учащихся 11 классов
составлена на основе:
1.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 (в последней редакции от 29.06.2017) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»
2.
Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методическогообъединения
по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
3.
Письма Департамента государственной политики в сфере общего
образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018
№ 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной
деятельности»
4.
Авторской программы «Обществознание» 10-11 класс (профильный
уровень), авторов: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова (учебное
издание «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11
классы», 3-е издание. М.: «Просвещение», 2018 г.)
5.
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого
государственного экзамена по обществознанию.
6.
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения
единого государственного экзамена по обществознанию Используемый учебнометодический комплект:
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень/[Л.Н.Боголюбов,Ю.А.Аверьянов,А.В.Белявскийидр.];подред. Л. Н.
Боголюбова [и др.]. – М.: Просвещение, 2018;
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень/[Л.Н.Боголюбов,Н.И.Городецкая,Л.Ф.Ивановаидр.];подред. Л. Н.
Боголюбова [и др.]. – М.: Просвещение, 2018
Программа предназначена для обучающихся 11 классов, мотивированных на
сдачу ЕГЭ по обществознанию и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Необходимость разработки данной программы обусловлена социальным
запросом со стороны обучающихся в осмыслении стратегии действий при подготовке
к единому государственному экзамену. ЕГЭ по обществознанию относится к числу
наиболее востребованных из всех, которые сдаются по выбору, поскольку утвержден
2
в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной
направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической,
культурной и др.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим
выпускникам
овладеть
ключевыми
познавательными
и
информационно
коммуникативными
компетенциями,
средствами
контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию
собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и
статистической
информацией,
текстами
различного
вида,
проблемнопознавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе и написании
обществоведческого эссе. В программе курса уделяется большое внимание
практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий,
составлению развёрнутого плана, поскольку на отработку данных умений в рамках
урока недостаточно времени.
Цель курса: совершенствование подготовки обучающихся по обществознанию для
сдачи предмета в форме ЕГЭ.
Задачикурса:
• Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного
характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий
высокого уровня теоретического обобщения.
• Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с
диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида,
проблемно-познавательными заданиями.
• Создать условия для овладения способами решения познавательных и
логических заданий по обществознанию.
• Формировать умения и навыки поиска и систематизации информации, работы с
различными типами источников.
• Формировать позитивное отношение к процедуре ЕГЭ по обществознанию и
предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
Анализ типичных ошибок учащихся на экзамене за прошедшие годы позволил
выделить ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.
Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционновызывающие
затруднения у относительно большого числа выпускников, игнорирование этого
факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов
вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества
элементов
содержания
(«Экономика»,
«Право»),
недостаточное
вниманиекрядувопросоввсилукажущейсяочевидностивсложившейся
3
традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), слабая
межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения
знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями,
мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе, какформа
актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного
преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить
теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость
суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрыватьна
примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать
терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные
задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.
Для достижения поставленной цели наиболее целесообразными являются
различныеформызанятий:
лекции,практикумы,тренинги.Впрограммепредставлено
оптимальное соотношение теоретических и практических занятий.
Ключевые содержательные позиции каждой линии предполагается рассмотреть
на обзорной лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц,
позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Предполагается
использование мультимедийного оборудования.
Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с
помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной
системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Тренинги позволят
ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных
моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Программа предусматривает организацию личностно-ориентированной работы,
учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного старшеклассника.
4
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯПРОГРАММЫ
Личностные результаты в соответствии с Программой обучения, рабочей
программой МБОУ СОШ с. Богородское,
Личностныерезультатыотражаютсформированность:
-патриотическоговоспитания;
гражданскоговоспитания;
духовно-нравственноговоспитания;
эстетическоговоспитания;
физическоговоспитания, формированиякультурыздоровьяиэмоционального
благополучия;
трудовоговоспитания;-экологическоговоспитания;
ценности научного познания. Требования к личностным результатам
освоения курса:
биосоциальную сущность человека;
• основныеэтапыифакторысоциализацииличности;
• местоирольчеловекавсистемеобщественных отношений;
• закономерностиразвитияобществакаксложнойсамоорганизующейсясистемы;
• тенденцииразвитияобществавцеломкаксложнойдинамичнойсистемы,атакже
важнейших социальных институтов;
• основныесоциальныеинститутыипроцессы;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущностьсоциальных
норм, механизмы правового регулирования;
особенности социальногуманитарного познания.
Требованиякинтеллектуальным(метапредметным)результатамосвоения
курса:
• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты,
явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как
целостной системы;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их
общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными
чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими
терминами и понятиями;
• объяснять
внутренние и внешние связи (причинно-следственные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и
структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
5
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы; различать в социальнойинформации
факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм,экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливатьаннотацию,рецензию,реферат,творческуюработу;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Требования к предметным результатам освоения курса:
Использоватьприобретенныезнанияиумениядля:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской
Федерации;
решенияпрактическихпроблем,возникающихвсоциальнойдеятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
предвидениявозможныхпоследствийопределенныхсоциальныхдействий;
ориентации в социальныхи гуманитарныхнауках, их последующего изученияв
учреждениях среднего и высшего профессионального
образования;
оценкипроисходящихсобытийиповедениялюдейсточкизренияморалии права.
6
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСА
Тема1.ЧеловекиОбщество.(10ч.)
Общество. Институты общества. Общество - сложная, динамично
развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни
общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Человек в системе социальных
связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальные
институты. Социальная роль. Социальный статус человека.
Общественныйпрогресс.Ступениразвитияобщества.Типологияобществ.
Социальныеизменения.Прогрессирегресс.
Глобальные проблемы. Глобальные проблемы человечества. Современный этап
НТР. Глобализация.
Мышление и деятельность. Понятие, свойства и виды мышления.
Умозаключения: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Понятие и характер
деятельности. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра,
Учение, Творчество.
Потребности человека. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и
способности человека. Степени развития способностей.
Свобода и необходимость. Свобода и ответственность личности. Свобода –
осознанная необходимость. Фатализм и волюнтаризм. Ограничители человеческой
свободы: право и мораль. Ответственность за сделанный выбор.
Знание, познание. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание.
Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Познание
мира. Формы познания. Виды и уровни познания.
Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема
познаваемости мира в философии.
Культура, наука, религия. Формы и разновидности культуры. Искусство, его
виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства.
СМИ. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и
самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни
общества. Мировые религии.
Тема2.Экономика(10ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Понятие экономики. Роль экономики в жизни
общества. Потребности и ресурсы: проблема выбора.
Экономические системы. Роль государства в экономике. Типы экономических
систем: традиционная, плановая, рыночная. Экономический рост. Государственное
регулирование экономики. Экономическая политика.
7
Валовойнациональныйпродукт.
Рынок. Законы рынка. Многообразие рынков. Спрос и предложение.
Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности.
Конкуренция.
Факторы производства. Факторы производства: земля, труд, капитал,
предпринимательство. Издержки производства.
Производитель и потребитель на рынке. Рыночные отношения. Субъекты
рынка. Предпринимательство. Экономически активное население.
Рынок труда и безработица. Занятость и безработица Виды и причины
безработицы Последствия безработицы Государственные меры по борьбе с
безработицей.
Финансы.Государственныйбюджет.Ценныебумаги.Деньги,ихфункции.
Денежнаямасса.Дефицитипрофицитбюджета.Инфляция.
Мировая экономика. Международная торговля. Политика государств в мировой
экономике: протекционизм, «свободная торговля». Глобализация экономики.
Тенденции развития мировой экономики.
Налоги. Налоговая система. Налоги, их виды и функции. Распределительная
функция. Регулирующая функция. Уровни налогообложения в РФ (федеральные,
региональные и местные налоги). Виды налогов: прямые и косвенные. Системы
налогообложения: пропорциональная, прогрессивная, регрессивная.
Тема3.Социальнаясфераобщества(2ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты,
сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные
нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности.
Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс.
Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема4.Политическаясфераобщества(6ч.)
Политическая система. Государство и его функции. Структура политической
системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства.
Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое
государство. Признаки правового государства.
Политические режимы. Демократия. Понятие и особенности политического
режима. Виды политических режимов (демократический и антидемократический
режим). Признаки тоталитарного режима. Признаки авторитарного режима. Признаки
демократического режима. Характеристика политического режима РФ. Основы
конституционного строя Российской Федерации.
8
Органы государственной власти в РФ. Структура и принципы построения
политической власти в РФ. Государственный аппарат. Основные ветви власти:
законодательная, исполнительная, судебная. Высшие органы законодательной власти:
Федеральное Собрание, Государственная Дума. Высшие органы исполнительной
власти: правительство, федеральные министерства и ведомства. Высшие органы
судебной власти: Конституционный суд, Верховный суд.
Президент как глава государства и верховный главнокомандующий ВС.
Правоохранительные органы.
Политическиепартииидвижения.Политическийплюрализм.
Многопартийность.ПартийнаясистемаРФ.
Избирательноеправо.Избирательныесистемы.Выборы,референдум.Человекв
политической жизни.
Тема5.Правоваясфераобщества(2ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы и отрасли права.
Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского,
трудового и уголовного права в РФ. Права человека. Правовые основы семьи и брака.
Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирногои
военного
времени.
Правоотношения
и
правонарушения.
Юридическая
ответственность.
Тема6.Практическиезанятия.Выполнениесложныхзаданий(4ч.)
Основные правила оформления заданий второй части ЕГЭ. Основные типы
заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на
распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на
соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором
ответа.
Алгоритм работы с текстом. Характер заданий к тексту документа. Умение
выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.
Решение познавательных задач.
Составлениесложногопланаспримерами.Развернутыйответпозаданнойтеме.
Составлениеплана.
Структура письменного рассуждения. Использование понятийного аппарата и
терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной
позиции, умение привести примеры.
Итоговоетестирование.РешениеразличныхвариантовКИМов.
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Модульвоспитательнойпрограммы
«Урочная деятельность»
№
п/п
Наименование
разделовитем
программы
Количество
часов
1
Человеки
общество
10
2
Экономика
10
Целевыеориентирырезультатов воспитания
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего
народа,семейныеценностисучетомнациональной,религиозной
принадлежности;
сознающийценностькаждойчеловеческойжизни,признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный,проявляющийсопереживание,готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие поведения,
причиняющегофизическийиморальныйвреддругимлюдям,
уважающий старших;
проявляющийинтересиуважениекотечественнойимировой
художественной культуре;
выражающийпознавательныеинтересы,активность,
любознательностьисамостоятельностьвпознании,интереси уважение
к научным знаниям, науке;
проявляющийинтерескразным профессиям;
сознающийценностькаждойчеловеческойжизни,признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный,проявляющийсопереживание,готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие поведения,
причиняющегофизическийиморальныйвреддругимлюдям,
уважающий старших;
Умеющийоцениватьпоступкиспозицииихсоответствия
нравственнымнормам,осознающийответственностьзасвои поступки.
сознающийценностьтрудавжизничеловека,семьи,общества;
выражающий познавательные интересы, активность,
любознательностьисамостоятельностьвпознании,интереси
Тематика
в соответствии
скалендарнымпланом
воспитательнойработы
Деньзнаний
Международныйдень
пожилого человека
День учителя
Деньотца
День памяти жертв
политических репрессий
Деньнародногоединства
10
3
Социальная
сфераобщества
2
4
Политическая
сфераобщества
6
5
Правоваясфера
общества
2
уважениекнаучнымзнаниям,науке;
Умеющийоцениватьпоступкиспозицииихсоответствия
нравственнымнормам,осознающийответственностьзасвои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и
культурного пространства России, имеющий первоначальные
навыкиобщенияслюдьмиразныхнародов,вероисповеданий.
понимающийзначениегражданскихсимволов(государственная
символикаРоссии,своегорегиона),праздников,местпочитания героев
и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; имеющий
первоначальные представления о правах и ответственности человека
в обществе, гражданских правах и
обязанностях;
принимающийучастиевжизникласса,общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой
деятельности.
имеющий.первоначальныенавыкинаблюдений,систематизациии
осмысленияопытавестественно-научнойигуманитарнойобластях
знания.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и
культурного пространства России, имеющий первоначальные
навыкиобщенияслюдьмиразныхнародов,вероисповеданий.
Сознающийнравственнуюиэстетическуюценностьлитературы,
родногоязыка,русскогоязыка,проявляющийинтерескчтению.
выражающий познавательные интересы, активность,
любознательностьисамостоятельностьвпознании,интереси уважение
к научным знаниям, науке;
сознающийипринимающийсвоюполовуюпринадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенностисучетомвозраста.
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представлениеоРодине-России,еетерритории,расположении;
сознающийпринадлежностьксвоемународуикобщностиграждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающийсвоюсопричастностькпрошлому,настоящемуи
Деньгероевотечества
День прав человека
ДеньконституцииРФ
День спасателя
День снятия блокады
ЛенинградаДеньрусской
науки
Деньвоинскойславы
России
День защитника отечества
ДеньвоссоединенияКрыма
сРоссией
11
будущемуродногокрая,своейРодины-России,Российского
государства;
понимающийзначениегражданскихсимволов(государственная
символикаРоссии,своегорегиона),праздников,местпочитания героев
и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; имеющий
первоначальные представления о правах и ответственности человека
в обществе, гражданских правах и
обязанностях;
принимающийучастиевжизникласса,общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой
деятельности.
имеющий.первоначальныенавыкинаблюдений,систематизациии
осмысленияопытавестественно-научнойигуманитарнойобластях
знания.
6
Выполнение
сложных
заданий
4
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего
народа,семейныеценностисучетомнациональной,религиозной
принадлежности;
сознающийценностькаждойчеловеческойжизни,признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный,проявляющийсопереживание,готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие поведения,
причиняющегофизическийиморальныйвреддругимлюдям,
уважающий старших;
выражающийпознавательныеинтересы,активность,
любознательностьисамостоятельностьвпознании,интереси уважение
к научным знаниям, науке;
проявляющийинтересиуважениекотечественнойимировой
художественной культуре;
Международныйженский
день
Денькосмонавтики
День Победы
12
ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Тема
Введение. Структура ЕГЭ по обществознанию.
Общество. Институты общества.
Общественный прогресс.
Глобальные проблемы.
Мышление и деятельность.
Потребности человека
Свобода и необходимость
Знание, познание.
Истина и её критерии.
Культура, наука ,религия.
Практическое занятие по теме «Человек и общество»
Экономика как наука.
Экономические системы. Роль государства в экономике.
Рынок. Законы рынка.
Факторы производства
Производитель и потребитель на рынке.
Рынок труда и безработица
Финансы. Государственный бюджет.
Мировая экономика
Налоги. Налоговая система.
Практическое занятие по теме«Экономика»
Социальные отношения
Практическое занятие по теме «Социальныеотношения»
Кол-вочасов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Электронныецифровые
образовательныересурсы
http://www.standart.edu.ru
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp
http://www.standart.edu.ru
http://www.mon.ru.gov.ru
http://www.еgе.edu.ru
http://www.fipi.ru
http://www.standart.edu.ru
http://www.standart.edu.ru
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp
http://www.standart.edu.ru
http://www.mon.ru.gov.ru
http://www.еgе.edu.ru
http://www.fipi.ru
http://www.standart.edu.ru
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp
http://www.standart.edu.ru
http://www.mon.ru.gov.ru
http://www.еgе.edu.ru
http://www.fipi.ru
http://www.standart.edu.ru
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp
http://www.standart.edu.ru
http://www.mon.ru.gov.ru
13
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Политическая система. Государство и его функции.
Политические режимы .Демократия
Органы государственной власти в РФ
Политические партии и движения.
Избирательное право.
Практическое занятие по теме«Политика».
Право
Практическое занятие по теме «Право»
Основные правила оформления заданий второй части ЕГЭ.
Алгоритм работы с текстом. Составление сложного плана с
примерами.
34. Итоговое тестирование.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
http://www.еgе.edu.ru
http://www.fipi.ru
http://www.standart.edu.ru
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp
1
http://www.еgе.edu.ru
http://www.standart.edu.ru
http://www.mon.ru.gov.ru
http://www.еgе.edu.ru
http://www.fipi.ru
http://www.standart.edu.ru
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp
14
15