Пояснительнаязаписка
Рабочая программа для подготовки к экзамену по истории в форме ОГЭ разработана на основе
следующих документов:
- Федеральныйкомпонентгосударственногостандартаосновногообщегообразования,примерной
программы (основного) общего образования по предмету «История»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования./ Одобрена
Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8
апреля2015 г. № 1/15);
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного
экзамена по истории;
- Кодификаторэлементовсодержанияитребованийкуровнюподготовкивыпускников
общеобразовательных учрежденийдляпроведенияв2022-2023годуосновногогосударственного
экзамена по истории (линейное изучение);
- Спецификаторконтрольныхизмерительныхматериаловдляпроведенияв2022-2023году
основного государственного экзамена по истории.
Цель программы – подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации в традиционной
и новой форме по истории через актуализацию знаний по основным темам курса.
При этом решаются задачи:
- формированиеизакреплениесистемынаучных(логическихиобразных)знанийипредставлений обо
всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с
древнейших времён до конца XX века;
- созданиеуучащихсямыслительнойиэмоционально-волевойосновыдляприменениянапрактике
полученных знаний по предмету;
- развитиеуучащихсяуменийинавыковработысзаданиямиразнойстепенисложности.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Знать (понимать):
основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
важнейшиедостижениякультурыисистемыценностей,сформировавшиесявходеисторического
развития
изученные виды исторических источников
Уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком
определятьпоследовательностьидлительностьважнейшихсобытийотечественнойивсеобщей
истории
использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы,
решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств,
города, места значительных исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов
даватьописаниеисторическихсобытийипамятниковкультурынаосноветекстаи
иллюстративного материала, фрагментов исторических источников
использоватьприобретенныезнанияпри составлениипланаинаписаниитворческихработ (в том
числе сочинений)
соотноситьобщиеисторическиепроцессыиотдельные факты
выявлятьсущественныечерты историческихпроцессов,явленийисобытий
группироватьисторическиеявленияисобытия позаданномупризнаку
объяснятьсмыслизученныхисторическихпонятийитерминов
выявлятьобщностьиразличиясравниваемыхисторическихсобытийиявлений
определятьпричиныиследствияважнейшихисторическихсобытий
объяснятьсвоеотношениекнаиболеезначительнымсобытиямиличностямисторииРоссиии всеобщей
истории, достижениям отечественной и мировой культуры
Использоватьприобретенныезнанияиумения впрактическойдеятельностииповседневной жизни
для:
пониманияисторическихпричиниисторическогозначения событийиявленийсовременной жизни
высказываниясобственныхсужденийобисторическомнаследиинародовРоссии имира
объясненияисторическисложившихсянормсоциальногоповедения
общенияслюдьмидругойкультуры,национальнойирелигиознойпринадлежности
КурсподготовкикОГЭпо историиРоссиирассчитанна34 часа.
В течение учебного занятия учащиеся работают индивидуально или парами, организуется
повторениеисторического материалапо заявленной теме (основныедаты, события, понятия,
персоналии,причинно-следственныесвязи),совместнаяработанадпроблемнымизадачамии
тестовымизаданиямиразноуровневого характера.Этопозволяетучащимсяпродвигатьсяотпростого к
сложному, систематизируя знания, развивая умения анализа, сопоставления, оценки информации.
Учащиесяприэтомполучаютвозможностьпровестисвоегородаисследование,осуществить
самостоятельный поиск решений, обмениваться мнениями, приходя к верному решению.
Занятияносятобучающий и развивающийхарактер.
Формыорганизацииучебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
Формойитоговогоконтроляявляется тренировочныйэкзаменисамоанализ.
Содержаниекурса
Курс «ПодготовкакОГЭпо историиполностьюотражаетсодержаниеучебныхкурсов История5-9
классы и отвечает требованиям Кодификатора для проведения в 2019 году основного
государственного экзаменапоИСТОРИИ,изучающихпредмет наосновелинейнойсистемы
преподавания
№
Раздел
1
Введение
2
Народыи
государства на
территории
нашейстраныв
древности
Элементысодержания,проверяемыезаданиями
экзаменационной работы
Основныеструктурныеисодержательные
характеристики экзаменационной
работыпоисториивформе ОГЭ
ДревностьиСредневековье
НародынатерриторииРоссиидосередины
Iтысячелетиядон.э.Восточныеславяне:расселение,
соседи, занятия, общественный строй. Язычество
Практика
Выполнение
заданий
демоверсииОГЭ
2018
Выполнение
заданийвформате
ОГЭ
3
Русь в IX –
началеXIIв.
Новгород и Киев – центры древнерусской
государственности. Образование Древнерусского
государства. Владимир I. Крещение Руси
Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир
Мономах
Выполнение
заданий вформате
ОГЭ (тесты)
Составлениеплана
ответа
4
Русскиеземлии
княжествавXII
–серединеXV в.
5
Российское
государство во
второйполовине
XV–XVII в.
Политическая раздробленность Руси
БорьбапротиввнешнейагрессиивXIIIв.
Монгольскоезавоевание.ЭкспансиясЗапада. Александр
Невский.
Началообъединениярусскихземель.ИванКалита
Дмитрий Донской. Куликовская битва
РольцерквивобщественнойжизниРуси.Сергий
Радонежский
Свержениезолотоордынскогоига.ИванIII.
Завершение объединения русских земель
Становление органов власти Российского
государства.
Судебник1497г.
ИванIVГрозный.Установлениецарскойвласти.
Реформы середины XVI в. Земские соборы.
Опричнина
Расширениетерриториигосударства(присоединение
Казанского и Астраханского ханств, Западной
Сибири)
Смутноевремя.Борьбапротиввнешнейэкспансии. К.
Минин, Д. Пожарский.
Россия при первых Романовых. Соборное уложение
1649г.Юридическоеоформлениекрепостногоправа
Церковный раскол. Никон и Аввакум.
СоциальныедвижениявторойполовиныXVIIв. Степан
Разин.
ВнешняяполитикаРоссиивXVIIв.Вхождение
Левобережной Украины в состав России
Выполнение
заданий вформате
ОГЭ (тесты)
Составлениеплана
ответа
Работас
исторической
картой
Выполнение
заданий вформате
ОГЭ (тесты)
Составлениеплана
ответа
Работа с
исторической
картойРабота
с
историческими
источниками
(текст, схема;
иллюстративный,
статистический
материал)
Работаспонятиями и
терминами
6
Культура
народовнашей
страны с
древнейших
времен
доконцаXVIIв.
Становлениедревнерусскойкультуры:фольклор,
письменность, живопись, зодчество
Формирование культуры Российского государства.
Летописание.АндрейРублев.Книгопечатание.Иван
Фёдоров
Знание важнейших
достижений
культурыIX–XVII
веков
7
РоссиявXVIII–
середине XIX в.
Новоевремя
Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I.
Абсолютизм.Созданиерегулярнойармииифлота.
Северная война.
Дворцовыеперевороты.Расширениеправи
привилегий дворянства.«Просвещённый
абсолютизм»ЕкатериныII.Оформлениесословного
строя
Социальные движения. Е.И. Пугачёв
РоссияввойнахвторойполовиныXVIIIв.
А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков
ВнутренняяполитикавпервойполовинеXIXв.
М.М.Сперанский. Отечественнаявойна1812г.
Движениедекабристов.Общественнаямысльво
Выполнение
заданийвформате
ОГЭ
Составлениеплана
ответа
Работа с
исторической
картойРабота
с
историческими
источниками
(текст, схема;
иллюстративный,
второй четверти XIX в. Официальная
государственнаяидеология.Западникии славянофилы
Начало промышленного переворота
ПрисоединениеКавказа.Крымскаявойна
статистический
материал)
Работаспонятиями и
терминами
Выполнение
заданийвформате
ОГЭ
Составлениеплана
ответа
Работа с
исторической
картойРабота
с
историческими
источниками
(текст, схема;
иллюстративный,
статистический
материал)
Работаспонятиями и
терминами
Знаниеважнейших
достижений
культуры XVIII –
начала XX века
8
Россиявовторой
половине XIX –
начале ХХ в.
Реформы1860–1870-хгг.АлександрII.Отмена
крепостного права.
Завершениепромышленногопереворота.
Формированиеклассовиндустриальногообщества
Общественные движениявторойполовины XIX в.
Россия в военно-политических блоках
Промышленныйподъём.Формированиемонополий.
С.Ю. Витте.
Русско-японская война. Обострение социальных
противоречийвусловияхмодернизации.Революция
1905–1907 гг. Государственная дума.
П.А.Столыпин.Аграрнаяреформа
9
Российская
культуравXVIII
– начале ХХ в.
Светскийхарактеркультуры.Взаимосвязь
ивзаимовлияниероссийскойимировойкультуры.
Наука и образование. М.В. Ломоносов, Н.И.
Лобачевский, Д.И. Менделеев. Литература и
искусство.
10
Уменияиспособы действий,проверяемыеврамкахОГЭ поистории
1. Знаниеосновныхдат,этаповиключевыхсобытийистории Россиии
Практические
мира с древности по настоящее время
занятия по
2. Знаниевыдающихсядеятелейотечественнойивсеобщейистории
решениюгрупп
3. Знаниеважнейшихдостиженийкультурыисистемыценностей,
заданий
сформировавшиеся в ходе исторического развития
формирование
4. Определениепоследовательностиидлительностиважнейшихсобытий
умений
отечественной и всеобщей истории
5 Использование данных различных исторических и современных
источников(текста,схем;иллюстративного,статистическогоматериала)
при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение
свидетельств разных источников
6 Работасисторической картой
7.Использованиеприобретенныхзнанийприсоставленииплана и написании
творческих работ
(в томчислесочинений)
8 Соотнесениеобщихисторическихпроцессовиотдельныхфактов
9 Систематизацияисторическойинформации
10 Объяснениесмыслаизученныхисторическихпонятийитерминов
11 Выявлениеобщностииразличиясравниваемыхисторическихсобытий и
явлений
12 Определениепричиниследствияважнейшихисторических событий
11
Итоговый
контроль
КонтрольнаяработавформатеОГЭ
Списоклитературы
1. История России, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Под редакцией
А.В. Торкунова - М.: «Просвещение», 2016.
2. История России, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Под
редакцией А.В. Торкунова - М.: «Просвещение», 2016.
3. История России, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Под редакцией
А.В. Торкунова - М.: «Просвещение», 2016.
4. А.Н.Боханов.ИсторияРоссии,19век,8класс,М.,2011г.
5. БойцовМ.А., ШукуровР.М.Всеобщаяистория. ИсторияСреднихвеков:учебникдля6класса
общеобразовательныхоргнизаций- М.:ООО «Русское слово – учебник, 2016. – 264 с. –
(ФГОС.Инновационнаяшкола);
6. Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец 15 – 18 век: учебник для 7
класса общеобразовательных организаций/ под ред. С. П.Карпова- М.:ООО «Русское слово –
учебник, 2017. –224 с. - (ФГОС. Инновационнаяшкола);
7. Загладин Н.В., Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало XX в.: учебник для 8
класса общеобразовательных организаций – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. – 248 с. –
(Инновационная школа);
8. КирилловВ.В.Отечественнаяисториявсхемахитаблицах.-М.,2011
9. Повторение и контроль знаний. История России. 6 класс. Рабочая тетрадь с электронным
тренажером. - М., 2012
10. ТрещеткинаИ.Г.Всемирнаяисториявтаблицахисхемах.-СПб.,201
11. ЗуевМ.Н.ИсторияРоссиивсхемахитаблицах:6-11классы.–М.:Экзамен,2011
12. Михайловская Л. Л., Каменская И. В. Дидактический материал по истории России 6-19 века. –
Минск: Харвест 1999.
13. Ляшенко Л. М. История России. 19 век. 8 кл.: Учебно-методическое пособие (Дидактические
материалы). – М.: Дрофа, 2000
14. ОГЭ2018История.Типовыеэкзаменационныеварианты.Подред.АртасоваИ.А.
Электронныедидактическиепособия:
1. МультимедийноеприложениекучебникуЕ.В.ПчеловаИсторияРоссии.17-18века
2. БольшаяэнциклопедияКириллаиМефодия.2006
3. ИсторияРоссии.Хрестоматия.6—10классы.В2-хчастях.Электроннаяформа.–М.:«Просвещение»2015.
4. МорозовА.Ю.КартографическийпрактикумпоисторииРоссиисдревнейшихвремендоконца18века:9-11
классы.–М.:«Русскоеслово»,2013(ПодготовкакГИАиЕГЭ).Электронныйвариант.
5. Повторение и контроль знаний. История России. 6 класс. Рабочая тетрадь с
электроннымтренажером.-М.,2012
6. Энциклопедия«ИсторияРоссии.862–1917гг.»
7. ХрестоматияпоисторииРоссиив2-хчастях.
Календарно-тематическоепланирование
курса«Подготовка кОГЭпоистории»,9класса (34 часа)
№
п/п
1
Темазанятия
Введение
2
3
4
5
Народыи
государствана
территории
нашей страны
в
древности
Русь в IX –
началеXIIв.
6
7
Русскиеземли
икняжествав
XII–середине
XV в.
8-9
10
Российское
государствово
второй
половине XV–
XVII в.
Элементы содержания,
Форма
проверяемыезаданиями
занятия
экзаменационнойработы
Основныеструктурныеи
Лекция
содержательныехарактеристики
экзаменационнойработыпоистории
вформеОГЭ
Выполнениезаданийдемоверсии ОГЭ
Тренинг
2021
Содержательныелинии(25часов)
ДревностьиСредневековье
НародынатерриторииРоссиидо
Лекцияс
середины I тысячелетия до н.э.
элемента
Восточные славяне: расселение,
-ми
соседи,занятия,общественныйстрой.
беседы
Язычество
ВыполнениезаданийвформатеОГЭ
Тренинг
Колво
часов
1
1
1
1
НовгородиКиев– центры
древнерусской государственности.
Образование Древнерусского
государства.ВладимирI.Крещение Руси
ЯрославМудрый.РусскаяПравда.
Владимир Мономах
Лекцияс
элемента
-ми
беседы
1
ВыполнениезаданийвформатеОГЭ
(тесты)
Составлениепланаответа
ПолитическаяраздробленностьРуси
Борьба против внешней агрессии в
XIII в. Монгольское завоевание.
ЭкспансиясЗапада.Александр
Невский.
Началообъединениярусскихземель.
Иван Калита. Дмитрий Донской.
Куликовскаябитва
Рольцерквивобщественнойжизни Руси.
Сергий Радонежский
ВыполнениезаданийвформатеОГЭ
(тесты)
Составление плана ответа
Работасисторическойкартой
Свержение золотоордынского ига.
Иван III. Завершение объединения
русскихземель.Становлениеорганов
власти Российского государства.
Судебник1497г.
Иван IV Грозный. Установление
царскойвласти. Реформы середины
XVIв. Земскиесоборы.Опричнина
Тренинг
1
Лекцияс
элемента
-ми
беседы
1
Тренинг
2
Лекцияс
элемента
-ми
беседы
1
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Расширениетерриториигосударства
(присоединение Казанского и
Астраханскогоханств,Западной
Сибири)
Смутноевремя.Борьба против
внешнейэкспансии.К.Минин,Д.
Пожарский.Россияприпервых
Романовых.Соборноеуложение1649
г.Юридическоеоформление
крепостногоправа
Церковный раскол.Никон иАввакум.
Социальныедвижениявторой
половиныXVIIв.СтепанРазин.
ВнешняяполитикаРоссиивXVIIв.
ВхождениеЛевобережнойУкраиныв
состав России
ВыполнениезаданийвформатеОГЭ
(тесты)
Составлениепланаответа
Работасисторическойкартой
Работасисторическимиисточниками
(текст,схема;иллюстративный,
статистическийматериал)
Работаспонятиямиитерминами
11
1213
14
15
16
17
Культура
народовнашей
страны с
древнейших
времен
до концаXVII
в.
Россияв XVIII
–серединеXIX
в.
Становление древнерусской
культуры:фольклор, письменность,
живопись,зодчество. Формирование
культурыРоссийскогогосударства.
Летописание.АндрейРублев.
Книгопечатание.Иван Фёдоров
Знаниеважнейшихдостижений
культурыIX–XVIIвеков
Новоевремя
Преобразованияпервойчетверти
XVIIIв.ПётрI.Абсолютизм.
Созданиерегулярнойармиии флота.
Севернаявойна.
Дворцовыеперевороты.Расширение
прав ипривилегийдворянства.
«Просвещённый абсолютизм»
ЕкатериныII.Оформлениесословного
строя.Социальныедвижения.Е.И.
Пугачёв.
Россияввойнахвторойполовины
XVIIIв.А.В.Суворов,Ф.Ф.Ушаков
Внутренняяполитикавпервой
половинеXIXв.М.М.Сперанский.
Отечественнаявойна1812г.
Движениедекабристов.Общественная
мысльвовторойчетверти XIX в.
Официальнаягосударственная
идеология.Западникии славянофилы
Началопромышленногопереворота
ПрисоединениеКавказа.Крымская
война
Лекция с
элемента
-ми
беседы
1
Тренинг
2
Лекция с
элемента
-ми
беседы
1
Тренинг
1
Лекция с
элемента
-ми
беседы
1
Лекция с
элемента
-ми
беседы
1
1819
20
Россия во
второй
половине XIX
–началеХХв.
2122
2324
25
Российская
культура в
XVIII–начале
ХХ в.
ВыполнениезаданийвформатеОГЭ
Составление плана ответа
Работасисторическойкартой
Работасисторическимиисточниками
(текст, схема; иллюстративный,
статистический материал)
Работаспонятиямиитерминами
Тренинг
2
Реформы 1860–1870-хгг.Александр
II.Отмена крепостногоправа.
Завершение промышленного
переворота.Формированиеклассов
индустриального общества
Общественныедвижениявторой
половины XIX в.
Россияввоенно-политическихблоках
Промышленный подъём.
Формированиемонополий.
С.Ю. Витте.
Русско-японская война. Обострение
социальныхпротиворечийвусловиях
модернизации. Революция1905–1907
гг. Государственная дума.
П.А.Столыпин.Аграрнаяреформа
ВыполнениезаданийвформатеОГЭ
Составление плана ответа
Работасисторическойкартой
Работасисторическимиисточниками
(текст, схема; иллюстративный,
статистический материал)
Работаспонятиямиитерминами
Лекцияс
элемента
-ми
беседы
1
Тренинг
2
Светский характер культуры.
Взаимосвязь и взаимовлияние
российскойимировойкультуры. Наука
и образование.
М.В.Ломоносов,
Н.И.Лобачевский,Д.И.Менделеев.
Литература и искусство.
Лекцияс
элемента
-ми
беседы
2
Знание важнейших достижений
культурыXVIII–началаXXвека
Тренинг
1
Уменияиспособыдействий,проверяемыеврамкахОГЭпоистории (9
часов)
26
Знаниеосновныхдат,этаповиключевыхсобытийистории России и
мира с древности по настоящее время
Определениепоследовательностиидлительностиважнейших
событий отечественной и всеобщей истории
Систематизацияисторическойинформации
1
27
Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
Объяснениесмыслаизученныхисторическихпонятийи терминов
1
28
Использованиеданныхразличныхисторическихисовременных
источников (текста, схем; иллюстративного, статистического
материала)приответенавопросы,решенииразличных учебных задач;
сравнение свидетельств разных источников
Работасисторическойкартой
1
29
Работа систорическойкартой
1
30
Выявлениеобщностииразличиясравниваемыхисторических событий
и явлений
Определениепричиниследствияважнейшихисторических событий
1
31
Использованиеприобретенныхзнанийприсоставленииплана и
написании творческих работ
(в томчислесочинений)
32
Знаниеважнейшихдостиженийкультурыисистемыценностей,
сформировавшиеся в ходе исторического развития
3334
Итоговая работа
2