Аннотация к рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательный
английский» 2-4 классы
Данная рабочая программа представляет собой вариант программы организации
внеурочной деятельности обучающихся и предназначена для реализации во 2-4 классах.
Нормативно-правовая база
Преподавание иностранного языка в 2025 – 2026 учебном году осуществляется в
соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 №1015 (в ред. приказа от 17.07.2015 №734).
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от
28.10.2015 №3/15).
5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.03.2014 №253 (с изменениями).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017
№ 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 2-4 классов разработана
на основе:
Методического пособия «Внеурочная деятельность школьников». Методический
конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение,
2011(стандарты второго поколения)
Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных
организаций «Моделируем внеурочную деятельность обучающихся». / авторысоставители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М:
Просвещение, 2013. – 96 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует
образовательные учреждения на создание условий для воспитания и формирования
личности обучающегося, способной успешно жить в информационном, быстро
меняющемся мире, ориентирует на развитие у детей способностей и универсальных
учебных умений, которые помогут в дальнейшем им самоопределиться в той или иной
социокультурной ситуации. Достичь такой результативности за счёт освоения только
предметных программ, то есть базового (основного) образования, практически
невозможно. Ведутся поиски содержания и форм внеурочной деятельности, в которой
каждый ребёнок имеет право на самореализацию и может проявить свою
уникальность.Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить
ещё целый ряд очень важных задач:
—обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
— оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
— улучшить условия для развития ребёнка;
—учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Учебный предмет «Английский язык» способствует развитию коммуникативных
способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи
учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию
общеучебных умений учащихся.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности
обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников
коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка.
Именно раннее обучение иностранного языка создает прекрасные возможности
для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира,
уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативноречевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане.
Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в
организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществом
сензитивного периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте. Ведь
экспериментальные исследования указывают на то, что постепенно у ребенка в известной
мере утрачивается гибкость речевого механизма. В связи с этим актуальность данной
программы не вызывает сомнений.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений,
творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и
формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, преодолеть языковой
барьер, выявить свой творческий потенциал.
Особенностью данной программы является широкое использование игр для
обучения иностранному языку. Каждое занятие строится как занятие общения,
максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети как можно раньше
почувствовали результат своих усилий. Для создания коммуникативной обстановки на
занятиях немаловажную роль играет поддержка высокой активности каждого ребенка.
Данная программа призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ
английского языка и представляет собой систему обучения учащихся 2-4 класса,
подготавливающую их для дальнейшего изучения иностранного языка. При ее
составлении были учтены возрастные особенности учащихся. Данная программа
рассчитана на 34 часа в год со 2 по 4 класс (по 1 часу в неделю продолжительностью 45
минут).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» имеет
обще-интеллектуальную направленность, составлена с учетом требований федеральных
государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным
особенностям младшего школьника.
Цели и задачи
Цели кружка:
1. Развитие способности детей к обучению на иностранном языке;
2. Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших
школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем
психологических барьеров в использовании английского языка, как средства
общения.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширение общеобразовательного кругозора детей;
2. Выработка у учащихся навыков правильного произношения английских
звуков;
3. Изучение основ грамматики и практическая отработка этих правил в устной
разговорной речи;
4. Изучение основ чтения и практическое применение этих правил;
5. Формирование навыков самостоятельного решения элементарных
коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики,
предложенной программой.
Развивающие:
1. Создание условий для полноценного и своевременного психологического
развития ребенка;
2. Расширение кругозора учащихся;
3. Развитие мышления, памяти, воображения;
4. Формирование у детей готовности к общению на иностранном языке;
5. Формирование осознанного отношения, как к родному, так и к английскому
языку.
Воспитательные:
1. Формирование у детей положительного отношения и интереса к изучению
английского языка;
2. Приобщение к общечеловеческим ценностям;
3. Формирование активной жизненной позиции;
4. Воспитание потребности в использовании английского языка для решения
задач обучения.
При разработке программы учитывались следующие принципы обучения
иностранному языку детей младшего школьного возраста:
1. Принцип прочности и наглядности. Основанием реализации принципа
прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание
учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную
систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному
материалу);
2. Принцип наглядности. Человек получает через органы зрения почти в 5 раз
больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются
наглядные материалы;
3. Принцип преемственности, подчеркивающий пропедевтическое значение
начального образования для формирования готовности к дальнейшему
обучению и реализующий межпредметные и внутрипредметные связи в
содержании образования;
4. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, помогающий
выстраивать выверенные траектории личностного развития ребенка в
соответствии с его способностями и возможностями;
5. Принцип сознательности и активности. Для активизации деятельности
детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы.
6. Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие по
возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса,
создание в школе такой атмосферы, которая способствует сохранению и
укреплению здоровья детей.
В процессе обучения используются следующие методы:
1. Коммуникативный метод является доминирующим, в наибольшей
степени соответствующий специфике иностранного языка как учебного
предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача –
овладение элементарными навыками и умениями устного иноязычного
общения на раннем этапе изучения английского языка.
2. Наглядный метод предусматривает непосредственный показ на занятиях
предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью
облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в
практической деятельности учащихся.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку основана на следующих формах:
индивидуальная, фронтальная, парная.
С целью достижения качественных результатов
учебный процесс
оснащен
современными техническими средствами. С помощью мультимедийных элементов
занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия
для успешной деятельности каждого ребенка.
Виды деятельности:
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Данная программа поможет ребятам расширить их лингвострановедческий кругозор,
узнать много интересных стихотворений и песен, научит ребят работать в коллективе,
уметь выслушивать мнение собеседника, соглашаться с ним, высказывать свою точку
зрения. Она поможет ребятам изучать английский язык с удовольствием, даст ребятам
возможность наслаждаться английским языком, отдыхать при его изучении.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ»
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
значительное внимание уделяют метапредметным, предметным и личностным
образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с
интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы
отнесены:
Личностные результаты
Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система
ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в
образовательном процессе.
Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе
являются:
- общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном
сообществе;
- осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения
между людьми;
- знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств
изучаемого иностранного языка ( через детский фольклор, некоторые образцы
детской художественной литературы, традиции).
Метапредметные результаты
Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при
решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе
одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:
а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных,
регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться;
б) освоение учащимися межпредметных понятий.
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной
школе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в
пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать
адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной
коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью,
справочными материалами и т. д.).
Предметные результаты
В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в
рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по
пяти сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной,
эстетической и трудовой.
Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными
линиями и разделами предмета "Английский язык":
1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании,
говорении, чтении, письме);
2) языковые средства и навыки пользования ими;
3) социокультурная осведомленность;
4) общеучебные и специальные учебные умения.