Аннотация рабочей программы по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для
обучающихся 1 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию занятий в
1 классе общеобразовательных организаций во внеурочное время по направлению
«Общекультурное» и составлена из расчёта 1 час в неделю.
Цель внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» - развитие художественнотворческих способностей младших школьников посредством изобразительной
деятельности.
Названная цель в полной мере отражает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного плана «Внеурочная деятельность» по
общекультурному направлению. Достижение указанной цели осуществляется на основе
компетентностного подхода, который обеспечивает совершенствование познавательных,
коммуникативных, социальных и информационных компетенций как результата освоения
учеником содержания программы «Волшебный карандаш».
Преподавание внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» предусматривает
следующие формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Программой предусмотрены такие виды и формы контроля, как внешний (осуществляет
учитель и /или органы управления образованием), взаимный (осуществляется
обучающимися), самоконтроль.
Отличительной особенностью Программы является соответствие её структуры и
содержания психолого-педагогическим особенностям детей 7-8 лет и составлена с учетом
возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся.
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с
эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на
различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его
интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи,
связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое
ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности
детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг
возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские
способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать.
Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем
раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и
эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности,
заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять
приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки
работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5.Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение.
6.Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на
натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы
ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при
подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки
усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры,
предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и
малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и
воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной,
эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом.
Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и
завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный
интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия
— вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по
сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия —
эксперименты.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. В 2 классе – 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»-духовно-нравственное
развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об
истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в
воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает
искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой
стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру
человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е.
пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме
личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся
личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются,
происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь
только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного
языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к
эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила
и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как
собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны
быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу
«Волшебный карандаш»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения курса «Волшебный карандаш»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной
(народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности
основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры
разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими
красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и
традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего
зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты изучения курса:
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»
должны быть достигнуты определенные результаты: личностные, метапредметные и
предметные.
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
Предметные результаты:
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны.
Содержание программы.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста
органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7–8 лет необходим
определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
- Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
- Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
Содержание курса.
Раздел
Содержание
Вводное занятие «Здравствуй, Основные цвета. Приёмы работы. Работа с тёплыми
волшебный мир красок!»
и холодными цветами в рисунке. Учимся
соотносить восприятие цвета со своими чувствами и
эмоциями. Знать основные цвета радуги.
Расширение понятия о цвете: изучение порядка
цветов радуги (спектра).
«Рисование пальчиками»
Рисование пальчиками. Прослушивание сказки.
«Рисование ладошкой»
«Оттиск
печатками
из
картофеля»
Понятие о геометрических фигурах
«Оттиск
поролоном,
пенопластом»
«Печать растениями»
«Набрызг»
Прослушивание сказки. Рисуем подводный мир.
«Обрывание бумаги»
Приёмы работы. Понятие о геометрических фигурах
1
Календарно тематическое планирование 2 класс
Тема
КолДата
ва
План Факт
часов
06.09
«Здравствуй, волшебный мир красок!»
1
2
Бабочки. Рисование пальчиками.
2
3
Грибочки в лукошке. Оттиск поролоном,
пенопластом
Осенние листья. Печать растениями
2
Осенний пейзаж. Рисование пальчиками.
Вкусные калачи. Оттиск поролоном,
пенопластом
Божьи коровки в траве. Рисование
ладошками.
Мой дом. Рисование пальчиками.
1
2
Осьминог. Оттиск печатками из
картофеля
Зимний лес. Рисование
2
Одуванчики. Рисование ватными
палочками. .
Зимние узоры. Рисование ватными
палочками
Портрет папы. Акварель.
Звёздное небо. Рисование ватными
палочками.
Цветы для мамочки. Печать растениями
Весёлые котята. Рисование морковкой.
Новогодняя ёлка. Акварель. Рисование
ватными палочками.
Ночной город. Рисование ватными
палочками.
Пальма. Оттиск печатками из картофеля
ватными палочками.
Ёжик. Печать смятой бумагой. .
Тюльпаны.акварель
Яички простые и золотые. Рисование
ватными палочками.
Голубь. Обрыванием бумаги.
Зайчик. Рисование ватными палочками.
Паучок. Рисование ватными палочками.
1
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
01.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
17.01
24.01
31.01
1
07.02
1
1
14.02
21.02
1
1
1
28.02
09.03
14.03
1
21.03
1
04.04
1
1
1
11.04
18.04
25.04
1
1
1
04.05
11.05
16.05
Летний пейзаж. Рисование ватными
палочками.
1
23.05
№
п/п
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
26
27
28
2
2
2
2
Примечание
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ученик во 2 классе научится:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои
эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству
своих товарищей, своему творчеству.
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои
эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству
своих товарищей, своему творчеству.
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа,
художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник
своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).