1
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Идея дополнительной общеразвивающей программы «Юнармия»
(далее по тексту – программа) состоит в том, чтобы сформировать
правильное представление о роли государства в области обороны, о
Вооружённых силах и других силовых структурах Российской Федерации,
о воинской службе, жизни, быте военнослужащих, их правах и
обязанностях, готовность осознано выполнить свой священный долг по
защите Отечества с оружием в руках. Возрождение патриотизма – шаг к
возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием
личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и
фундамента общественной и государственной систем, составляет духовнонравственную
основу
функционирования.
Программа
документов:
их
разработана
жизнедеятельности
на
основе
и
эффективного
нормативно-правовых
- Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (не
вступил в силу);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических
требований
оздоровления
к
организациям
детей
и
воспитания
молодежи»,
и
обучения,
утвержденных
отдыха
и
постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года
№ 28;
- Концепции развития дополнительного образования, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р;
2
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России (письмо от 18.11.2015 г. № 09-32 42);
- Примерных требований к программам дополнительного образования
детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и
науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844);
Актуальность программы связана с тем, что 1 сентября 2016 года в
России официально стартовало всероссийское военно-патриотическое
движение
«Юнармия».
Предметом
и
целями
движения
являются
всестороннее развитие личности детей и подростков, а также участие их в
реализации мероприятий молодежной политики, как на муниципальном,
так и на государственном уровне. «Больше внимания нужно уделять
патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно
обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например,
военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и
командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в
самых сложных условиях», – отметил в своем послании Федеральному
собранию Президент Российской Федерации.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том,
что она способствует формированию жизненных ценностей, овладению
опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля и помогает
воспитанникам в профессиональном самоопределении, также обеспечивает
организацию
содержательного
досуга,
укрепление
здоровья,
удовлетворение потребности детей и подростков в активных формах
познавательной деятельности и двигательной активности.
Цель программы – развитие системы патриотического, военно-
спортивного, интеллектуального и духовного воспитания личности юного
гражданина России, его лидерских качеств.
3
Задачи программы
Личностные:
- воспитывать силу воли, мужество, стойкость, высокую гражданско-
социальную
экстремизма;
активность,
патриотизм,
противодействие
идеологии
- воспитывать гражданские чувства, основанные на повышении
престижа государственной и военной службы;
- формировать понимание необходимости подготовки граждан к
военной службе;
- воспитывать уважение к истории Отечества и людям, прославившим
нашу страну;
- воспитывать интерес к военному делу, его традициям;
Образовательные (предметные):
- формировать умение использовать элементарные теоретические
знания по истории техники и вооружения;
-
обучать
основам
начальной
военной
подготовки,
строевой
подготовки и дисциплины строя, приемов владения стрелковым оружием;
- обучать навыкам оказания первой самопомощи и первой помощи
пострадавшим;
- обучать определять и прогнозировать по характерным признакам
возникновение опасных ситуаций, а также на основе информации из
различных источников;
-
овладеть
навыками
исследовательской деятельности;
-
обучать
организовывать
патриотическому воспитанию.
поиска
и
Метапредметные:
4
необходимой
проводить
работу
информации,
по
военно-
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
- формировать положительную мотивацию к прохождению военной
службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской
Федерации;
- формировать умения ставить цель своей деятельности на основе
имеющихся возможностей, оценивать свою деятельность, аргументируя
при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата
(участие в соревнованиях и смотрах);
-
развивать
приёмы
саморегуляции
в
процессе
подготовки
мероприятий разного уровня, участия в них, в том числе и в качестве
конкурсанта;
- развивать умения сотрудничать в совместной деятельности с
педагогом и сверстниками в отряде, находить общее решение и разрешать
конфликты;
- научить определять наиболее эффективные способы достижения
результата, находить ошибки при выполнении заданий и их исправлять;
- формировать умения рационально распределять своё время в режиме
дня, выполнять утреннюю зарядку.
Направленность (профиль) программы – социально-гуманитарная.
Тематическая направленность – военно-патриотическая.
Уровень программы – стартовый.
Отличительные особенности программы
Программа направлена на повышение интереса обучающихся к
военно-патриотической деятельности и предназначена обеспечить:
– участие молодежи в реализации государственной политики в
области военно-патриотического и гражданского воспитания;
– изучение истории и культуры Отечества и родного края;
5
– передачу и развитие лучших традиций российского воинства;
– приобретение военно-прикладных умений и навыков;
–
воспитание
ответственности
за
порученное
дело,
дисциплинированности, исполнительности, готовности к действиям в
экстремальных ситуациях.
Программа базируется на концепциях сотрудничества, личностно-
ориентированного обучения и персонализации подготовки, в полной мере
позволяет подросткам освоить юнармейское дело, увлекает их гражданскопатриотическим воспитанием.
Новизна программы заключается в том, что она позволяет придать
патриотическому воспитанию учащегося системный и целенаправленный
характер, упорядочить подготовку к оборонно-спортивной и туристской
игре «Зарница».
Навыки юнармейских специальностей учащиеся получают в течение
учебного года. Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в
тактических военных и подвижных спортивных играх на местности,
комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 11-18 лет, не имеющие
медицинских противопоказаний.
Объем и срок освоения программы – общее количество часов,
запланированных на весь период обучения, соответствует стартовому
уровню. Программа реализуется 1 год, весь курс составляет 72 часа.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – состав
группы объединения разновозрастной, постоянный. Набор обучающихся в
объединение свободный, без конкурсов и тестирования, по заявлению
родителя (законного представителя). Главное условие приема – состояние
здоровья подростка. Группа формируется из учащихся в возрасте 11-18
лет. Состав группы – 15 человек.
6
Программа предусматривает проведение занятий с группой, в парах,
индивидуально. Занятия по программе спланированы в соответствии с
возрастными потребностями учащихся.
Возрастные
особенности
школьного возраста:
учащихся
среднего
и
старшего
потребность в общении со сверстниками, общение позволяет
подростку познать самого себя через других;
чувства и эмоции часто превалируют в оценке окружающих людей,
обстоятельств жизни, учебных предметов;
«отчуждение» от взрослых, уменьшение доверия в отношениях с
родителями;
проявление
демонстративности
в
окружающими взрослости и прав подростков;
поведении
для
признания
требование справедливости через отстаивание собственной позиции
в споре.
Подростковый
возраст
характеризуется
эмоциональной
неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. В этот период
происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой
целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в
активном интересе к себе. Подростки часто стремятся что-либо доказывать
себе и другим, им интересно общаться на темы, затрагивающие моральные
и нравственные вопросы, межличностные отношения, появляются интерес
к исследованию себя через общение со сверстниками.
Принципы организации учебного процесса следующие:
1) обогащение интеллектуального развития учащегося;
2)
систематичность
сложному»);
и
последовательность
(«от
простого
к
3) наглядность (иллюстративное изображение изучаемых объектов и
понятий);
7
4)
доступность
(поэтапное
изучение
элементов
техники,
преподнесение его последовательными блоками и частями, соответственно
возрастным и индивидуальным особенностям);
5) содействие и сотрудничество учащихся и взрослых, признание
ребенка полноценным участником образовательных отношений;
6) поддержка инициативы учащихся в практико-ориентированной
деятельности;
7) формирование у учащихся познавательных интересов и действий в
практико-ориентированной деятельности;
8)
соответствие
особенностям развития;
условий,
требований,
методов
возрасту
и
9) материальное обеспечение учебного процесса.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 2 академических часа по 40 минут с перерывами между
занятиями 10 минут (72 часа в год).
Наполняемость группы 20 человек.
Планируемые результаты:
а) требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе
В результате освоения программы, учащиеся будут знать:
- технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой,
строевой подготовке;
- специфику физической подготовки;
- материальную часть автомата Калашникова, назначение, боевые
свойства,
общее
устройство
и
принцип
работы
последовательность неполной разборка и сборки АК-74;
автомата,
- меры безопасности при обращении с автоматом и патронами;
- правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки;
8
- государственную и военную символику;
- дни воинской славы России;
- структуру Вооруженных Сил Российской Федерации;
- историю, символы и геральдику Красногорского района;
- символы воинской чести;
- правила оказания первой медицинской помощи при различных видах
травм;
- правила безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в
природных экстремальных ситуациях;
- опасные природные факторы и защиту от их влияния;
- современные средства поражения;
- средства индивидуальной защиты;
- мероприятия ГО по защите населения;
- приборы радиационной и химической разведки и правила
пользования ими.
В результате освоения программы, учащиеся будут уметь:
- выполнять неполную разборку и сборку АК-74;
- правильно прицеливаться и прицельно вести стрельбу по мишени;
- выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в
отделении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской
Федерации;
- выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать
кровотечение различными способами, накладывать шины при различных
переломах;
- одевать противогаз и костюм химической защиты;
- применять различные туристические узлы, в зависимости от
ситуаций;
-
применять
различные
способы
препятствий в пешем и лыжном походах;
9
преодоления
естественных
- ориентироваться на местности с помощью карты и компаса.
б) компетенции и личностные качества, которые могут быть
сформированы и развиты у учащихся в результате занятий по программе:
• гражданственность;
• работа в коллективе;
• взаимопомощь.
в) личностные, метапредметные и предметные результаты,
которые приобретает учащийся по итогам освоения программы:
Личностные результаты:
- воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину;
- повышение интереса к изучению истории Отечества, в том числе
военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее
героическим страницам, повышение уровня осознания необходимости
сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников
Отечества;
- способность управлять своими эмоциями (владение приемами
саморегуляции), проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе
занятий, соревновательной деятельности;
- участие в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-
патриотической тематике разного уровня.
Предметные результаты:
- углубление знаний по истории страны, военно-историческому
наследию Отечества, знание истории Вооруженных Сил Российской
Федерации;
- овладение основами начально-военной подготовки;
- повышение уровня физической подготовки, выработка физической
закалки и выносливости;
10
- знание материальной и технической части вооружения, автомата
Калашникова, приемов владения стрелковым оружием;
- владение строевыми приемами, навыками управления строя;
- знание основ личной гигиены, причин травматизма при занятиях и
правил
его
пострадавшему;
-
умение
предупреждения,
самостоятельно
умение
находить
оказать
первую
требуемую
помощь
информацию,
ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между
событиями и явлениями;
- участие в конкурсах с исследовательскими работами по истории
создания и применения вооружения и военной техники;
- умение ориентироваться на местности с помощью карты и компаса.
Метапредметные результаты:
- положительная мотивация у молодых людей к прохождению
военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- умение находить ошибки при выполнении заданий и их исправлять;
- готовность участия в организации и проведении работы по военно-
патриотическому воспитанию;
- умение сотрудничать в совместной деятельности, находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций учета
интересов;
- формулирование, аргументация и отстаивание своего мнения;
- навык рационального распределения своего времени в режиме дня,
выполнение утренней зарядки, мониторинг своего физического развития.
Формы аттестации: зачеты после каждого раздела. Контрольные
тесты и упражнения проводятся в течение всего годового цикла 3 раза в
течение учебного года с интервалом между диагностированием не менее 3
11
месяцев. Согласно темам программы составляются вопросы. Каждый
вопрос оценивается по трехбальной системе:
2 балла – если на вопрос ответили в полном объеме;
1 балл – если на вопрос ответили, но не в полном объеме;
0 баллов – если на вопрос совсем не ответили.
Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение всех тестов,
составит 40 баллов, или 100%.
По
результатам
тестирования
теоретического блока программы:
можно
судить
о
выполнении
100%-75% – программный материал усвоен в допустимом объеме и на
хорошем уровне;
74%-50% – программный материал усвоен на удовлетворительном
уровне;
ниже 50% – программный материал усвоен не на удовлетворительном
уровне.
Результаты тестирования и ответов на контрольные вопросы сводятся
в таблицу 1.
Таблица 1
Сведения о выполнении заданий юнармейцами и усредненные данные
по выполнению учебной программы всем кружковым объединением
№,
п/п
1.
ФИО
учащегося
Количество баллов по разделам программы
Начальная Начальная Начальная
Оказание
подготовка подготовка подготовка
помощи
военная
огневая
строевая первой мед.
Ориентирование
2.
3.
...
Средний процент усвоения программы в кружковом объединении
12
Сумма
баллов
%
Сравнение ответов учащихся в начале, середине и конце учебного
года позволит сделать вывод о базовых знаниях детей на начало учебного
года и об усвоении ими учебной программы в целом и отдельных ее тем в
частности, а также об эффективности применяемых педагогических
методов и форм работы.
Проверка усвоения практических навыков по начальной военной
подготовке осуществляется 2 раза в год в конце учебных полугодий в
форме зачетов. Освоение практических навыков по начальной военной
подготовке
отслеживается
путем
сравнения
времени
выполнения
обучающимися каждого этапа с нормативным временем (Таблица 2).
Таблица 2
Выполнение нормативов по начальной военной подготовке
Разборка автомата
18 сек.
Снарядить магазин АК-74 патронами
50 сек.
Сборка автомата
Метание гранаты (600гр) на дальность
Строевая подготовка
40 сек.
15 м
Расчет, повороты, перестроение на месте,
размыкание и смыкание строя
Если принять вышеперечисленные результаты освоения практических
навыков по начальной военной подготовке за 100%-ное, то процент
освоения
практических
определить по формулам:
навыков
остальных
обучающихся
можно
П = ТО : ТЭ х 100,
где ТЭ – нормативное время, сек.; ТО – время обучающегося, сек.
Результаты сводятся в таблицы, содержащие сведения времени
выполнения этапов каждым обучающимся и усредненные данные по
группе обучающихся (таблица 3).
13
Таблица 3
Протокол результатов мониторинга практических навыков по
начальной военной подготовке «Разборка АК-74» юнармейцев
№,
п/п
ФИО
учащегося
Результаты стартовой Результаты итоговой
диагностики
Т0, сек.
диагностики
П, %
Т0, сек.
П, %
% соотношение
результатов стартовой
и итоговой диагностики
в динамике
1.
2.
3.
...
Эталонное время ТЭ – ____ сек., Средний процент по группе
Проверка освоения практических навыков по строевой подготовке
проводится 2 раза в год и состоит из 4 этапов, при этом каждый этап
оценивается по пятибалльной шкале. Количество баллов по каждому этапу
строевой подготовке суммируются и заносятся в таблицу 4.
Протоколы зачетов по строевой подготовке
№,
п/п
ФИО
учащегося
Количество баллов
Расчет
Повороты
Перестроение
на месте
1.
Выход
из строя
2.
3.
...
Среднее значение
14
Таблица 4
Сумма
баллов
П,
%
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
выступления,
беседы,
военно-прикладные
игры,
соревнования,
тестирования, спортивные конкурсы, праздники, участие в культурных и
спортивных мероприятиях, участие в волонтерском движении.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: видеозапись, фото, аналитическая справка, соревнования,
показательные выступления, итоговый отчет.
Материально-техническое обеспечение: занятия проводятся в
спортивном зале, учебном классе. Помещения для занятий отвечают всем
требованиям безопасности труда, производственной санитарии.
Учащиеся обеспечены военной формой.
Оборудование и инвентарь:
- учебные плакаты:
- автомат Калашникова;
- противогазы;
- костюм химической защиты;
- транспортировка пострадавшего (носилки);
- первая медицинская помощь (аптечка);
- рюкзаки туристические;
- палатка туристическая;
- спортивная карта;
- компасы;
- топографические условные знаки;
- условные знаки топографических карт и карт для спортивного
ориентирования;
- образцы туристического снаряжения (личного и группового).
Информационное обеспечение: видеофильмы по разделам курса,
слайды (диапозитивы) по тематике курса, мультимедийный проектор.
15
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования или
педагог, имеющий образование по профилю.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Название раздела и
Модуль 1
1.
2.
3.
4.
5.
Количество часов
темы
Вводное занятие
Раздел
1.
теория
2
2
практика
Первичный контроль (начальная
диагностика,
32
16
1.1. Во славу Отечества
10
10
1.2.
Военно-
24
8
16
Основы
28
12
16
историческая
Военно-
всего
подготовка
историческая
подготовка
Раздел
2.
медико-санитарной
Формы аттестации/ контроля
16
педагогическое наблюдение)
Текущий
собеседование,
педагогическое
собеседование,
педагогическое
наблюдение
наблюдение, тестирование
Промежуточный
(собеседование, педагогическое
наблюдение,
подготовки
Всего по модулю 1
64
32
32
тестирование)
6.
Раздел
Основы
40
8
32
Текущий
7.
3.1. Приемы стрельбы и
20
4
16
собеседование,
3.
военной службы
способы
оценка
умения
оказать первую медицинскую
помощь
Модуль 2
собеседование,
стрельбы
пневматического
из
пострадавшему;
педагогическое
наблюдение, стрельба, неполная
разборка-сборка АК
оружия
16
8.
9.
3.2.
Строевая
подготовка
20
4
16
собеседование,
наблюдение,
педагогическое
выполнения
строевых приёмов, подготовка к
Раздел 4. Гражданская
оборона
20
8
12
конкурсам
Текущий
педагогическое
практические
(собеседование,
наблюдение,
навыки
использования средств защиты,
10. Раздел 5. Организация
оздоровительно-
физкультурной работы
11. Обобщение
закрепление знаний
и
Всего по модулю 2
Всего
12
2
10
8
2
6
80
20
60
144
44
решение задач)
Текущий
практические
тестирование)
(собеседование,
навыки,
Итоговый контроль (зачет)
100
3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Вводное занятие
Теория: Особенности реализации программы. Входная диагностика.
Инструктаж по технике безопасности, технике пожарной безопасности и
правилам дорожного движения.
Формы первичного контроля: начальная диагностика, собеседование,
педагогическое наблюдение.
Раздел 1. Военно-историческая подготовка
1.1. Во славу Отечества
Теория: Военная теория. Войсковые звания. Воинские сигналы
управления строем. Государственные награды РФ.
Формы
наблюдение.
текущего
контроля:
17
собеседование,
педагогическое
1.2. Военно-историческая подготовка
Теория: Великие полководцы России. Уставы вооружённых сил РФ.
Дни воинской славы России.
Практика: Подготовка юнармейцев к конкурсу «И снова ратной
славы дата». Ратная история России и советского Союза, история их
вооруженных сил.
Формы
текущего
наблюдение, тестирование.
контроля:
собеседование,
педагогическое
Раздел 2. Основы медико-санитарной подготовки
Теория: Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их
характеристика. Причины ожогов и их степень тяжести, понятие об
ожоговой болезни. Шок. Причины возникновения шока. Признаки и
степень тяжести травматического шока. Оказание пострадавшему первой
медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в грудную клетку и
живот. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их
осложнения. Понятие о травматическом токсикозе и его признаки.
Практика:
Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях.
Материалы, используемые для наложения жгута. Методика наложения
жгута. Способы остановки венозных и капиллярных кровотечений. Виды
повязок. Основные типы бинтовых повязок. Перевязочный материал.
Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот,
промежность,
верхние
и
нижние
конечности.
Оказание
первой
медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
Формы промежуточного контроля: собеседование, педагогическое
наблюдение, оценка умения оказать первую медицинскую помощь
пострадавшему; тестирование.
18
Раздел 3. Основы военной службы
3.1. Приемы стрельбы и способы стрельбы из пневматического
оружия
Теория: Техника выполнении выстрела. Инструктаж по технике
безопасности при обращении с пневматической винтовкой.
Практика: Назначение, устройство частей и механизмов автомата.
Контрольный осмотр автомата и подготовка его к стрельбе. Уход за
автоматом, его хранения и сбережение. Тренировка в изготовке к стрельбе.
Тренировка в стрельбе с упора. Тренировка в стрельбе лежа.
Формы
текущего
контроля:
собеседование,
наблюдение, стрельба, неполная разборка-сборка АК-74.
3.2. Строевая подготовка
Теория:
Строй.
Управление
строем.
безопасности при обращении с оружием.
Практика:
Одиночная
строевая
педагогическое
Инструктаж
подготовка:
по
технике
строевая
стойка,
повороты на месте, движением строевым шагом, обозначение шага на
месте, начало движения и остановка. Повороты на месте. Движение
строевым и походным шагом. Повороты в движении. Перестроение из
одношереножного строя в двухшереножный и обратно.
Формы
текущего
контроля:
собеседование,
педагогическое
наблюдение, выполнения строевых приёмов, подготовка к конкурсам.
Раздел 4. Гражданская оборона
Теория: Задачи медицинской службы Гражданской обороны. Работа в
очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых
веществ. Физические и токсикологические свойства основных аварийнохимически опасных веществ (АХОВ – хлор, аммиак), правила поведения
на заражённой местности. Средства индивидуальной защиты населения.
Практика: Выбор средства защиты и необходимый раствор в
зависимости от вида АХОВ. Преодоление «заражённого» участка
19
местности в зависимости от физических свойств химически опасных
веществ.
Формы
текущего
контроля:
собеседование,
педагогическое
наблюдение, практические навыки использования средств защиты,
решение задач.
Раздел 5. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Теория: Основы физкультурно-оздоровительной работы.
Практика: Общая физическая подготовка. Установка палаточного
лагеря, преодоление преград. Передвижение по пересеченной местности в
пешем порядке (кроссовый бег, марш-броски).
Формы текущего контроля: собеседование, практические навыки,
тестирование.
Обобщение и закрепление знаний
Подведение итогов реализации программы.
Форма итогового контроля: зачет.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методы обучения: объяснительный, наглядный, объяснительно
иллюстративный, практический.
В ходе практических занятий обучающиеся выполняют практические
задания по пройденным темам, сначала под наблюдением педагога, а затем
самостоятельно. После выполнения задания производится разбор ошибок.
Для реализации программы требуются учебные макеты автомата
Калашникова, пневматические
винтовки, туристическое
снаряжение
(обвязки, страховочные верёвки, репшнур, карабины, палатки разных
конструкций, компасы, топографические карты, медицинские носилки,
лыжное снаряжение, спортзал, плакаты по ориентированию и технике
преодоления препятствий), спортивный инвентарь (мячи набивные,
баскетбольные, волейбольные, гири, гантели, штанга, силовые тренажеры),
20
противогазы, костюм химической защиты, приборы ДП-5В и ВПХР
(войсковой прибор химической разведки).
Методы (способы) применения упражнений в процессе занятий:
1. Метод строго регламентированного упражнения:
• целостный метод – разучивание упражнения в целом;
•
расчленено-конструктивный – разучивание по частям (сложные
упражнения);
•
сопряженного
воздействия
–
техника
двигательного
совершенствуется при увеличении физических усилий.
действия
2. Игровой метод (использование заданий в игровой форме).
3. Соревновательный метод (использование упражнений в форме
соревнований).
Методы воспитания физических качеств в процессе тренировок:
1. Методы стандартного упражнения:
• стандартно-непрерывного упражнения,
• стандартно-интервального упражнения.
2. Методы переменного упражнения:
• переменно-непрерывного упражнения,
• переменно-интервального упражнения,
• круговой метод.
Общепедагогические
методы,
используемые
на
занятиях:
дидактический рассказ, описание упражнения; объяснение способа
выполнения упражнения; беседа с учащимися; разбор упражнения, игры,
результатов соревнований и др.; инструктирование; комментарии и
замечания; распоряжения, команды, указания.
Методы обеспечения наглядности:
1. показ упражнения учителем или учеником;
2. демонстрация схем, рисунков;
3. метод направленного про чувствования двигательного действия.
21
Формы организации образовательного процесса: фронтальная,
групповая, индивидуальная направленность работы.
Задачи, реализуемые на занятиях:
- наличие интереса к спорту;
- стремление к спортивному самовыражению;
- владение основами спортивной грамоты;
- проявление навыков коллективной деятельности;
- умение двигаться по площадке, не бояться соперников;
- наличие культуры поведения в игре;
- стремление к победе, умение выполнять команды тренера;
- овладение навыками общей физической подготовки.
Формы организации учебного занятия:
- сочетание обзорных бесед и установочных лекций;
- занятия-презентации, занятия вопросов и ответов;
- занятия-тренировки: строевая подготовка, огневая подготовка;
- практические занятия в интерактивном тире.
Педагогические технологии:
1. Технология личностно-ориентированного обучения – развивают
интерес к спорту не только у одаренных, но и у тех, кто не отличается
особыми способностями в спорте. Создание благоприятных условий для
каждого обучающегося.
2. Здоровьесберегающая технология – формирует у обучающихся
устойчивый интерес к потребности в регулярных занятиях физической
культурой и спортом.
3. Технология проблемного обучения – самостоятельно определяют
проблему, ставят цели задачи занятия, могут выбрать способы достижения
результата.
4. Игровая образовательная технология – развитие познавательной
активности воспитанников, повышение систематическими занятиями,
22
создание командного духа в коллективе, повышении эмоциональности
учебного процесса.
5. Технология разноуровнего обучения – обеспечивает каждому
обучающемуся условия для максимального развития его способностей,
склонностей, удовлетворения познавательных интересов, в процессе
освоения содержания образования.
6. Технология сотрудничества – овладения знаниями, умением
каждым учеником на уровне соответствующим его индивидуальными
особенностями
развития,
очень
важен
эффект
социализации,
формирование коммуникативных умений, научиться в месте работать,
учиться, творить всегда быть готовым прийти на помощь друг другу.
7.
Групповая
технология
–
помогает
учащимся
планировать
деятельность, сплачивают коллектив, создают в нем психологический
комфорт.
8. Технология индивидуального обучения – сохранение и дальнейшее
развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей.
Формирование личностных качеств, самостоятельности, трудолюбия и
творчества.
9. Технология взаимного обучения – помогает сделать детей
предприимчивыми, инициативными.
Алгоритм учебного занятия: теоретическая часть, практическая
анализ полученных результатов, оценивание.
Современные образовательные технологии и методики,
использованные при работе с обучающимися
Современные
№
п/п
образовательные
Цель использования
Результат использования
методики,
методик
методик
технологии и
использованные при
технологий и (или)
23
технологий и (или)
работе с
1.
обучающимися
Информационно-
Повышение качества Использование
технологии
формирование
и сайта
информационной
и
коммуникационные
знаний,
развитие
коммуникативной
компетенции,
мотивации
2.
Технология
личностно-
ориентированного
обучения
изучению нового
материалов
Интернет-
«Википедия»,
интернета, сайтов
к
Создание условий для Реализация
самореализации,
индивидуальных
адаптации,
маршрутов для
саморазвития,
самовоспитания
образовательных
и одаренных
других, необходимых обучающихся.
механизмов
становления
для Успешное участие
самостоятельной
обучающихся в
муниципальных,
творческой личности республиканских и
ребенка,
творческих
способностей
3.
Здоровьесберегающие Обеспечить
технологии
школьнику
возможность
развитие всероссийских
соревнованиях,
спортивных праздников,
конкурсов.
Разработка
упражнений по развитию
физических
сохранения здоровья способностей
24
комплекса
за период обучения в обучающихся с учетом
школе, сформировать физиологических
у него необходимые возможностей.
знания,
умения
и
навыки по здоровому
образу
жизни,
научить использовать
полученные знания в
повседневной жизни.
Для
успешной
работы
кружка
необходима
определенная
материально-техническая база. Помещение для занятий отвечает всем
требованиям безопасности труда, производственной санитарии. Инвентарь
соответствует современным эстетическим представлениям.
1. Методические пособия: научная, специальная, методическая
литература (см. список литературы).
2. Дидактические материалы: наглядные пособия по темам,
раздаточный материал для самостоятельной работы, тесты и др.
3. Оборудование, инвентарь, приспособления:
- компьютер, мультимедиа аппаратура, интерактивная доска;
- автомат Калашникова, макет автомата, пневматической оружие;
- противогазы, ватно-марлевые повязки;
- костюм Л-1,
- шины, перевязочный материал;
- необходимое туристское и спортивное снаряжение.
25
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом
1. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов
по подготовке учащийся молодежи в области защиты от чрезвычайных
ситуаций. – М.: АСТ, 1998.
2. Боярский В.И. Партизаны и армия. – М., 2011.
3. Выдрин И.Ф. Начальная военная подготовка. – М., 2017.
4. Домушин А.П. Первые и впервые. – М., 2014.
5. Зырянов А.А. Общевоинские уставы. – М., 2014.
6. Казаков Д.Ф. Виды Вооружённых Сил Российской Федерации. – М.,
2017.
7. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его
вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых
основах
военной
службы:
Книга
для
чтения
по
общественно-
государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС
РФ/ Под ред. В.А Золотарёва, В.В. Марущенко. 3-е изд. – М.: Русь-РКБ,
1999.
8. Наставление по стрелковому делу. – М.: Воениздат, 1985.
9. Наставление по физической подготовке. – М.: Воениздат, 1987.
10. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.:
Воениздат, 2004.
11. Синяев А.Д. В помощь призывнику. – М., 2017.
12. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: Учебное пособие.
– М., 2004.
Литература, рекомендуемая для учащихся и родителей
1. Куприн А.М. «Занимательная картография» Книга для учащихся 6-8
классов средней школы. - М., 1989.
2. Лутовинов В.И. Подготовка учащейся молодёжи к защите Отечества и
военной службе. – М., 2003.
26
3. Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних учебных
заведений / Под ред. М.Н. Гоголева. – М.: Просвещение, 1991.
4. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: Учебное пособие.
– М., 2004.
5. Сорокин
Ю.К.
Атлетическая
Советский спорт, 1990.
подготовка
допризывника.
6. Фесенко Б.И. Книга молодого ориентировщика. – М.,1997.
7. Яроцкий А.П. Знай стрелковое оружие. – М., 2017
27
–
М.: