Оглавление
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ..................................................................................................................... 2
РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»................................4
1.1 Пояснительнаязаписка .................................................................................................................... 4
1.2 . Цельизадачи программы................................................................................................................ 5
1.3 . Содержание программы ................................................................................................................ 7
1.4 Планируемые результаты ............................................................................................................. 12
РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» ................ 13
2.1 Календарный учебный график ..................................................................................................... 13
2.2 Условия реализации программы ................................................................................................. 15
2.3 Формы аттестации (контроля) ..................................................................................................... 15
2.4 Оценочные материалы................................................................................................................... 16
Списоклитературы ................................................................................................................................ 19
Приложения ...................................................................................................
РАЗДЕЛ 1.
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1 Пояснительная записка
ФЗ.
Программа способствует формированию у молодежи готовности и практической
способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
Отечества.
Программа направлена на:
1) Участие в реализации основных задач государственной молодежной политики
Российской Федерации;
2) всестороннееразвитиеисовершенствованиеличностидетейиподростков,удовлетворен
иеихиндивидуальныхпотребностейвинтеллектуальном,нравственномифизическомсовершенст
вовании;
3)
повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4)
сохранение и приумножение патриотических традиций.
Направленность программы социально-гуманитарная.
Вид программы:
- по степени авторства - модифицированная;
- по уровню сложности - базовая.
Язык реализации программы: русский.
Перечень нормативных документов:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-
2.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648
- 20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
5.
Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
6.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
7.
Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об
утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и
дополнительного образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование»
государственной программы Калужской области «Развитие общего и
дополнительного образования в Калужской области».
8.
«Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» г.
Калуги» Протокол № 1 от 28.08.2020г., приказ № 76/01-02 от 28.08.2020
Актуальность программы состоит в выполнении социального заказа в воспитании
гражданина и патриота, ответственного за судьбу страны, ее развитие и защиту достижений, а также
в удовлетворении потребности учащихся и их родителей в начальной профильной подготовке и
укрепления физического развития детей.
Новизна программы данной программы заключается в том, что на занятиях по программе
дети учатся осуществлять наблюдение, сравнение, домысливание, устанавливать
причинноследственные связи и аналогии, образно мыслить и объяснять, как они могут применить
полученные знания в жизни.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке
будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и
навыки, необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует
личностному развитию школьника, укреплению его физического здоровья, профессиональному
самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что она
способствует не только духовно-нравственному воспитанию детей, формированию их гражданской
идентичности и любви к большой и малой Родине, но и дает практические знания и навыки,
необходимые в любой жизненной ситуации, в том числе области здоровьесбережения.
Адресат программы учащиеся 1-4-х классов.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении
образования с другими учащимися, с учетом особенностей психофизического развития категорий
обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Состав группы, особенности набора постоянный (разновозрастные группы).
Объем программы 36 часов.
Сроки освоения программы 1 год.
Режим занятий 1 академический час в неделю.
Формы обучения очная. Программа может быть реализована в очно-заочной форме и
дистанционно с помощью интернет-ресурсов.
Форма организации образовательной деятельности групповая (кружок).
Формы проведения занятий: комбинированные.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы развитие у детей и подростков гражданственности,
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи программы:
Образовательные:
Углубление знаний по истории и географии Российской Федерации.
Приобретение знаний о военной истории Отечества.
Формирование значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу.
Развивающие:
Формирование потребности воспитанников в постоянном пополнении своих знаний в укреплении
своего здоровья.
Формирование навыков самообслуживания.
Формирование потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации и выработки
адекватной самооценки.
Развитие памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитание морально-волевых качеств личности.
Воспитание уважения к Российской армии.
Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.
Воспитание ответственности за порученное дело.
Формирование чувств взаимоуважения, взаимопонимания и взаимовыдержки.
Формирование устойчиво-позитивного отношения к окружающему миру.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Формы
аттестации/
теория практика контроля
Количество часов
всего
1.
2.
Вводное занятие
История вооруженных сил России.
1
4
1
4
0
0
2.1
Виды вооруженных сил. Символы
воинской чести.
1
1
0
2.2
2.3
2.4
3.
Полководцы герои
Воинские профессии
Воинские подвиги земляков
Строевая подготовка
1
1
1
8
1
1
1
3
0
0
0
5
3.1
3.2
Основы строевой подготовки
1
Команды строевой подготовки и правила 1
выполнения
Строй и его элементы
1
Выход из строя и подход к командиру
1
Повороты на месте и в движении
1
Перестроение в две шеренги
1
Перестроение в одну шеренгу
1
Воинская честь, строевой шаг
1
Основы медицинских знаний
5
1
1
0
0
1
0
0
0
0
0
2
0
1
1
1
1
1
3
5
0
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.
5.1
Принципы оказания первой доврачебной 1
помощи
Лекарственные растения и грибы
1
Алгоритм оказания первой доврачебной 1
помощи при механических травмах
Алгоритм оказания первой доврачебной 1
помощи при ранениях, ожогах и
кровотечениях
Травмы опорно-двигательного аппарата, 1
виды перевязок
Огневая подготовка
5
История оружия
1
тест
Выполнение
нормативов
Выполнение
нормативов
Выполнение
нормативов
5.2
5.3
5.4
5.5
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
Виды оружия. Холодное, огнестрельное, 1
метательное
Автомат Калашникова. АК74:устройство, назначение,
тактикоТехнические характеристики
1
Меры безопасности при неполной
разборке и сборке АК-74. Неполная
разборкаи сборка АК74
Пневматическая винтовка. Правила
удержания и прицеливания винтовки.
1
Основы выживания в сложных
условиях
5
Виды узлов, способы переправы через
овраги, водоемы
2
1
1
7.3
Комплекс утренней гигиенической
гимнастики. Общеразвивающие
упражнения
2
7.4
Обучение технике бега на короткие
дистанции
Ускоренное передвижение. Обучение
технике бега на средние и длинные
дистанции.
1
7.2
7.5
7.6
3
6
1
Основы ориентирования на местности 1
Организация питания в полевых
1
условиях, организация привалов и
ночлегов
Техника преодоления различных
элементов личной и командной полосы
препятствий
Общефизическая подготовка
Физическая подготовка и её значение
для укрепления здоровья
Меры обеспечения безопасности при
проведении занятий по физической
подготовке
7.
7.1
2
Сдача нормативов по ОФП
Итоговой занятие
7
1
1
1
1
1
1
Итого 36
24
Содержание учебного плана
1
12
тест
1. Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила безопасного
поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. История вооруженных сил России
Тема 2.1. Виды вооруженных сил
Теория: Воинская слава России. Армия и флот России 20-21 века. Армия России на современном
этапе. Виды и рода войск ВСРФ. Вооружение Российской армии и на современном этапе.
Ракетные войска. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы .Военноморской флот.
Пограничные войска. Внутренние войска.
Тема 2.2.Символы воинской чести
Теория: Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности
воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов.
Боевое знамя воинской части. История военной присяги порядок ее принятия. Флаг. Герб. Гимн.
Геральдика. Знаки отличия.
Практика: викторина «Государственная символика».
Тема 2.3.Полководцы и герои
Теория: Полководцы 20 века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых
видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники. Героизм женщин.
Практика: викторина «Защитники Отечества».
Тема 2.4.Воинские профессии
Теория: Профессия военного: описание и содержание деятельности. Необходимые умения.
Область применения. Военные профессии для девушек.
Тема 2.5.Воинские подвиги земляков
Теория: Калужская область во время ВОВ. Работа госпиталей в годы Великой Отечественной
войны
Практика: Подготовить устное выступление по выбору «Они учились в нашей школе», «Воины
моей семьи», «Горжусь своими предками».
Раздел 3. Строевая подготовка
Тема 3.1.Основыстроевойподготовки.
Теория: Виды строя, передвижение в строю, перестроение из одношереножного строя в
двухшереножный строй, смыкание и размыкание в одношереножном строю. Строевые приемы:
«направо», «налево», «кругом» индивидуально и встрою. Команды: «равняйсь», «смирно»,
«равнение на середину» в строю. Передвижение в составе знаменной группы.
Практика: Отработка строевой подготовки подразделения. Отработка строевых приемов:
«направо»,«налево»,«кругом»индивидуально и встрою. Команды:«равняйсь»,«смирно»,
«равнение на середину» в строю. Отработка строевой подготовки знаменной группы.
Разучивание строевой песни.
Тема3.2.Команды строевой подготовки и правила их выполнения
Теория: Алгоритм выполнения строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в
составеподразделения).Поворотынаправо,налево,кругомприпередвижениистроя.Подачаивыпо
лнение команд в строю. Выход из строя и подход к командиру. Ответ на приветствие
командира. Переход с походного шага на строевой шаг. Команды:«равняйсь»,«смирно»,
«равнение на середину»,«влево»,«вправо»при передвижении строя.
Практика: Отработка строевых приемов. Движение шагом. Движение бегом. Строевой шаг,
Походный шаг. Повороты в движении: «направо», «налево», «кругом - марш». Развернутый строй
одношереножный, двушереножный, развернутый строй отделения и взвода. Перестроения из
одношереножного в двушереножный строй. Размыкание влево, вправо. Отработка строевой песни
при передвижении.
Тема 3.3.Строй и управление им.Строй и его элементы.
Теория: Понятия: строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция,
ширина и глубина строя. Шеренга строя и виды (одношереножный и т.д.) Практика: Строевой
шаг. Строевая стойка.
Практика: Построение в шеренгу, в 2 шеренги,в 3шеренги.
Тема 3.4. Отдание воинской чести без оружия
Теория: отдание воинской чести на месте. Отдание воинской чести при движении.
Практика: Выход из строя и возвращение в строй. Отдание воинской чести на месте и в
движении.
Тема 3.5.-3.8 Перестроение в две шеренги. Перестроение в
одну шеренгу Воинская честь. Строевой шаг
Практика: Выход из строя и подход к начальнику. Повороты на месте и в движении
Раздел 4. Основы медицинских знаний
Тема 4.1. Принципы оказания первой доврачебной помощи
Теория: Знакомство с алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при механических
травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, ударе электрическим током.
Практика: Отработка алгоритма оказания доврачебной помощи. Оценка ситуации.
Обеспечение без опасности на месте происшествия. Оценка состояния пострадавшего.Оказание
неотложной помощи. Вызов скорой медицинской помощи. Фиксация информации о времени и
причинах случая. Контроль за состоянием пострадавшего.
Тема 4.2. Лекарственные растения и грибы
Теория: Изучение лекарственных трав и грибов. Способы приготовления и применения
лекарственных растений.
Тема 4.3. Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при механических травмах
Теория: Знакомство с приемами временной остановки артериального кровотечения с
использованием жгута и жгута-закрутки, накладки повязки «Уздечка», накладки повязки
«Восьмиобразная»,накладки повязки «Спиральная» на конечности. Накладка повязки
«Черепичная расходящаяся» на конечности. Иммобилизация с использованием шин Крамера при
открытом (с артериальным кровотечением) переломе бедренной кости. Правила транспортировки
пострадавшего.
Практика: Отработка наложения повязок, шин, жгута и транспортировки пострадавшего.
Тема 4.4. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при ранениях и ожогах.
Тема 4.5. Ранения и кровотечения
Теория: Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды
кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.
Практика: наложение повязок на различные части тела, наложение жгута.
Тема 4.6. Травмы опорно-двигательного аппарата
Теория: Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой помощи.
Правила наложения шин.
Практика: наложение шин при различных переломах.
Тема 4.7. Виды перевязок.
Теория: виды перевязок и правила их наложения.
Практика: Наложение повязки на верхнюю конечность.
Раздел 5. Огневая подготовка
Тема 5.1. История оружия
Теория: Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности. Оружие
массового поражения.
Практика: Кроссворд «Виды оружия».
Тема 5.2. Виды вооружения. Холодное, огнестрельное, метательное.
Тема5.3. Автомат Калашникова. АК-74: устройство, назначение, тактико - технические
характеристики
Теория: Устройство, назначение, тактико-технические характеристики.
Тема 5.4. Меры безопасности при неполной разборке и сборке АК-74
Теория: Знакомство с неполной сборкой и разборкой автомата Калашникова (АК-74). Порядок
разборки и сборки автомата. Ошибки при разборке и сборке автомата Калашникова.
Тема 5.6. Пневматическая винтовка. Правила удержания и прицеливания винтовки
Раздел 6. Основы выживания в сложных условиях
Тема 6.1. Основы ориентирования на местности
Теория: Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью.
Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощью компаса и
карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании. Определение
азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.
Практика: чтение карты и определение своего местонахождения на карте. Поиск контрольных
пунктов на местности.
Тема 6.2. Организация питания в полевых условиях
Теория: Питание войск в полевых условиях. Составление и гигиеническая оценка раскладки
продуктов.
Практика: приготовление пищи в походных условиях.
Тема 6.3. Виды узлов. Способы переправы через овраги, водоемы
Теория: Виды узлов. Узлы для связывания веревок одинакового и разного диаметров. Узлы для
закрепления концов веревок. Специальные узлы.
Практика: отработка приёмов вязания различных узлов.
Тема 6.4. Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы
препятствий
Практика: техника прохождения различных препятствий: переправа по бревну, переправа по
параллельным веревкам, навесная переправа, «маятник»,«бабочка».
Раздел 7.Общефизическая подготовка
Тема 7.1. Физическая подготовка и её значение для укрепления здоровья
Тема 7.2. Меры
обеспечения безопасности при проведении занятий по физической
подготовке
Тема 7.3. Комплекс утренней гигиенической гимнастики
Тема 7.4. Общеразвивающие упражнения
Тема 7.5. Обучение технике бега на короткие дистанции
Тема 7.6. Ускоренное передвижение. Обучение технике бега на средние и длинные дистанции.
Тема 7.6. Сдача нормативов по ОФП
Практика: бег на дистанции 100 и 1500м, отжимание от пола, подтягивание на перекладине, подъём
туловища из положения «лёжа». Спортивные игры, упражнения для развития ловкости, силы,
выносливости.
Итоговое занятие. Подведение итогов года, итоговое тестирование.
1.4 Планируемые результаты
В результате освоения программного материала ожидается формирование и овладение
учащимися личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные действия:
- Соблюдать дисциплину;
- Выполнять правила внутреннего распорядка;
- Осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена детского коллектива;
- Способность к самооценке своих действий и поступков;
- Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
- Усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального
российского общества;
- принять чувство ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные
- Уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы;
- Выстраивать последовательность необходимых операций;
- Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные
- Выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи;
- Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
- Уметь работать с информацией.
Коммуникативные
- Уметь сотрудничать с взрослыми сверстниками в процессе совместной деятельности;
- Работать индивидуально и в группе;
- Сознавать ответственность за общее дело;
- Выделять моральное содержание ситуации.
Предметные универсальные учебные действия
знать:
- Меры безопасности во время занятий;
- Воинские традиции Советской и российской армии;
- Символы воинской чести;
- Государственную символику России;
- Элементы строя и обязанности в строю;
- Материальную часть автомата Калашникова;
- Требования к личному и групповому снаряжению;
- Организацию привалов и ночлегов;
- Принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
уметь:
- Выполнять строевые команды на месте и в движении;
- Выполнять сборку-разборку автомата АК-74;
- Организовать ночлег в полевых условиях;
- Ориентироваться на местности;
- Выполнять комплексы физических упражнений;
- Оказать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях;
- Оказать помощь при чрезвычайных ситуациях.
РАЗДЕЛ 2.
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Дата
Тема занятия
Календарный учебный график
Календарный учебный график
Вводное занятие
Виды вооруженных сил. Символы
воинской чести.
Полководцы герои
Воинские профессии
Воинские подвиги земляков
Основы строевой подготовки
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
Форма занятия
Лекция
Комплексное
занятие
Презентация
Тематическое
занятие
Лекция
Тематическое
занятие
7.
8.
Команды строевой подготовки и правила 1
выполнения
Строй и его элементы
1
9.
Выход из строя и подход к командиру
1
10.
Повороты на месте и в движении
1
11.
Перестроение в две шеренги
1
12.
Перестроение в одну шеренгу
1
13.
Воинская честь, строевой шаг
1
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Принципы оказания первой доврачебной
помощи
Лекарственные растения и грибы
1
Алгоритм оказания первой доврачебной
помощи при механических травмах
Алгоритм оказания первой доврачебной
помощи при ранениях, ожогах и
кровотечениях
Травмы опорно-двигательного аппарата,
виды перевязок
История оружия
Виды оружия. Холодное, огнестрельное,
метательное
Автомат Калашникова. АК74:устройство, назначение,
тактикоТехнические характеристики
Меры безопасности при неполной
разборке и сборке АК-74. Неполная
разборкаи сборка АК74
Пневматическая винтовка. Правила
удержания и прицеливания винтовки.
Основы ориентирования на местности
1
Организация питания в полевых
условиях, организация привалов и
ночлегов
Виды узлов, способы переправы через
овраги, водоемы
Виды узлов, способы переправы через
овраги, водоемы
Техника преодоления различных
элементов личной и командной полосы
препятствий
Физическая подготовка и её значение
для укрепления здоровья
Меры обеспечения безопасности при
проведении занятий по
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое
занятие
Комплексное
занятие
Тактико-строевое
занятие
Тактико-строевое
занятие
Тактико-строевое
занятие
Тактико-строевое
занятие
Тактико-строевое
занятие
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие
лекция
Тематическое
занятие
Тематическое
занятие
1
Комплексное
занятие
1
Тематическое
занятие
Тематическое
занятие
Комплексное
занятие
1
1
1
1
1
1
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие
Практическое
занятие
местности
лекция
Тематическое
занятие
на
31.
физической подготовке
Комплекс утренней гигиенической
гимнастики. Общеразвивающие
упражнения
Комплекс утренней гигиенической
гимнастики. Общеразвивающие
упражнения
1
Практическое
занятие
1
Практическое
занятие
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
35.
Обучение технике бега на короткие
дистанции
Ускоренное передвижение. Обучение
технике бега на средние и длинные
дистанции.
Сдача нормативов по ОФП
36.
Итоговое занятие
1
32.
33.
34.
1
1
Тактико-строевое
занятие
Практическое
занятие
2.2 Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение- светлое, хорошо проветриваемое помещение,
компьютер, проектор, интерактивная доска, макет АК-74, макет пневматической винтовки,
противогаз, фляга полевая, коврик туристический, палатка, аптечка санитарная;
информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет источники
https://vk.com/yunarmy 40
https://yunarmy.ru/headquarters/branches/ ;
кадровое обеспечение- программу реализует учитель начальных классов Кузьмакова Н.Л.
Время
проведения
В начале
учебного года
2.3 Формы аттестации (контроля)
Цель проведения
Входной контроль
Определение уровня развития
учащихся, их способностей
Текущий контроль
Форма контроля
Беседа, опрос, тестирование,
анкетирование
В течение всего
Определение степени усвоения
учебного года
обучающимися учебного
материала.
Определение готовности детей к
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности обучающихся
в обучении. Выявление
отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств
обучения
Итоговый контроль
В конце учебного Определение изменения уровня
года или курса развития детей, их творческих
способностей. Определение
результатов обучения.
Ориентирование обучающихся на
дальнейшее обучение. Получение
сведений для совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.
Педагогическое наблюдение,
опрос,
контрольное занятие.
Соревнование, играиспытание, сдача нормативов
Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
2.4 Оценочные материалы
В начале каждого учебного года все учащиеся проходят тестирование по специально
разработанным вопросам, а также сдают контрольные физические нормативы с целью проверки
их начальной физической подготовки согласно возрастным оценочным нормативам, с разделением
по гендерному признаку с учетом природосообразности. Оценка идет по следующим практическим
заданиям: сгибание в упоре лежа, прыжок в длину с места, поднимание туловища, вис на
перекладине, бег. Такой же подход к тестированию и сдаче нормативов проводится в конце
учебного года. Это позволяет определить, насколько успешно учащиеся усваивают пройденный
материал и получают необходимые знания и навыки.
При этом применяются следующие формы контроля:
Методы педагогического мониторинга:
• наблюдение;
• тестирование;
• практическое задание;
• опрос.
Формы педагогического мониторинга:
• занятия
контроля знаний
(текущая, тематическая,
итоговая
диагностика знаний, умений и навыков);
• собеседования;
• соревнования;
• слеты.
В течение учебного года учащиеся в рамках воспитательной работы выступают на
показательных занятиях, соревнованиях, фестивалях, слетах, принимают участие в конкурсах,
викторинах по профилю обучения.
методические
особенности
организации
образовательного
процесса
2.5 Методические материалы
Организация деятельности по реализации программы
базируется на деятельностном, компетентностном и личностноориентированном подходах, лежащих в основе ФГОС
ОО.Приорганизацииучебнотренировочныхзанятийопораидетнаобщедидактическиеп
ринципы:
•
сознательности и активности, т.е. учащиеся
должны понимать цель и задачи теоретических знаний,
осознать значение практических занятий и воинской
дисциплины; понимать значение и смысл выполняемых
технических действий;
•
систематичности и последовательности, т.е.
учащиеся должны осознать, что только регулярность занятий
и тренировок ведет к достижению качественных результатов;
•
связи теории с практикой-эффективность и
качество обучения проверяется на практике.
методы обучения и
воспитания
Обучения (словесный, наглядный, практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, игровой,). Воспитания
(убеждения, поощрения, стимулирования, мотивация, создание
ситуаций и др.).
педагогические технологии Технология группового обучения,
коллективноговзаимообучения,дифференцированногообучения,
разноуровнего личностно—ориентированного
обучения, ,здоровьесберегающая технология, игровая технология.
дидактические материалы Наглядные, демонстративные пособия, тренажеры; подборки
материалов, игр, заданий, раздаточный материал по темам и
разделам.
методические разработки Подборки разноуровневых заданий, разработки Циклов занятий
по темам, разделами т.п.
Индивидуальный учебный план. По требованию.
Список литературы
Список литературы для педагога
1. Аверин,А.И.идр.
Начальнаявоеннаяподготовка[Тек
ст]/А.И.Аверин,И.Ф.Выдрин ,Н.К.Ендовицкий. М.:просвещение,1987. -256с.
2. Агапова,И.А.Патриотическоевоспитаниевшколе[Текст]/И.А.Агапова.- М.:Айрис-пресс,2002. 150 с.
3. ВырщиковА.Н.
Патриотическое воспитание:методологический
4. аспект[Текст]/ А.Н. Вырщиков. -Волгоград,2001. -200 с.
5. Глыжко,Л.И.Военно-
патриотическоев
оспитаниемолодежи(опытработы
центрадоп.образования[Текст ]/Л.И.Глыжко,С.А.Пищулин//Внешк
ольник.-2002.-С.11-12.
6. Государственнаяпрограмма«ПатриотическоевоспитаниегражданРФна2006- 2010годы»[Текст]/. М.,2005.
7. Зеленин,А.А.идр.Методическоепособиепоорганизацииипроведениювоенно- спортивных игр,
конкурсов и соревнований [Текст]/ А.А. Зеленин, С.И. Мешкова, А.В.Мешков.- Кемерово:
Кузбассвузиздат, 2004.-163с.
8. Иванова,И.Больше,чемигра.. .:«Зарница»:вчера,сегодня,завтра[Текст]/И.Иванов
а//Военныезнания.-2003. -№2. -С.32-33.
9. Кульков,
10. Лысогор,
Ю.В.Военно-патриотический
Н.А.и
др.Питание
[Текст]/Н.А.Лысогор,Л.А.Толстой,В.В.
промышленность,1980.- 96с.
клуб «Патриот» [Текст]Ю.В.Кульков//Физич
в
туристском
походе
Толстая.-М.:Пищевая
11. Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и
гражданскомстановленииличности[Текст]/Н.В.Мазыкина//Внешкольник.
2002.-№5.-С.5-8.
-
12. Рожков,С.Воспитываемпатриотов:Патриотическоевоспитаниевшколе[Текст]/С. Рожков//
Педагогический вестик.-2003.-№12. -С.7
13. Салихова,Р.Воспитаниегражданина[Текст]/Р.Салихова,Г.Ахметжанова//Воспит
аниешкольников:Теоретическийинаучно-методическийжурнал.-2003.- №1.- С.2-8.
14. Федоровская,Г.Окритерияхоценокприпроведениисоревнованийвоенно- патриотической
направленности [Текст]/ Г.Федоровская // Воспитание школьников. -2002.-№10. -С.25-29.
15. Штюрмер,Ю.А.Карманныйсправочниктуриста[Текст]/Ю.А.Штюрмер.- М:профиздат,1982.-224с.
Список литературы для учащихся
1. Бонингтон,К.Впоискахприключений[Текст]/
М.:Прогресс,1987. -400 с.
К.Бонингтон-
2. Военно-спортивная игра«Победа-60» [Текст]// ПатриотОтечества. - 2003. - №5. -С.25-28.
3. Волович,В.Г.Человеквэкстремальныхусловияхприроднойсреды[Текст]/В.Г. Волович.М.:Мысль, 1990.- 205 с.
4. Гражданственность,патриотизм,культурамежнациональногообщения- российскийпуть
развития[Текст] //Воспитаниешкольников.-2002. -№7.-С.8- 10.
5. Коструб,А.А.Медицинскийсправочниктуриста[Текст]/А.А.Коструб.- М.:Профиздат,1986. - 180с.
6. Крайнева,И.Н.Узлы[Текст]/И.Н.Крайнева.-СПб.:Кристалл,1997.-237с.
7. Никитин,Н.Биографияпатриотизма[Текст]/Н.Никитин//Патриот.-2003.- №34.-С.8-9.
8. Нурмимаа,В.Спортивноеориентирование[Текст]/В.Нурмимаа.- М.:Физкультураиспорт, 1967. 158 с.
9. Перваяпомощь[Текст]/ подобщейредакциейФ.Е.Вартаняна.- М.:РоссийскоеобществоКрасного
Креста, 1997. -215 с.
10. Рощин,А.Н.Ориентированиенаместности[Текст]/А.Н.Рощин.- Киев:Высшаяшкола,1982. - 98 с.
11. Сафонов, В.И. 10 писемРобинзону [Текст]/
В.И.Сафонов.
спорт,1983.- 78 с.
-М.:Физкультураи
12. Штюрмер,Ю.А.Опасностивтуризме,действительныеимнимые[Текст]/Ю.А. Штюрмер.М.:Физкультураиспорт, 1983.- 87с.
13. Энциклопедиятуриста[Текст]/ подред.Е.И.Тамма.- М.:БольшаяРоссийскаяэнциклопедия, 1983. 605 с.