Прг.Футбол.Дян А.В.

2

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………..……………………………………….. 3
2. Содержание программы…………………………………………………………………………………………………….….………. 5
2.1. Учебно-тематический план……………………………………………………………………………...…………………………… 5
2.2.Содержание учебного плана…………………………………………………………………………………………………………11
3. Формы аттестации и оценочные материалы……………………………………….………………………………………...…..….. 22
4. Организационно-педагогические условия реализации программы………………………………………………….…………...…24
5. Список литературы………………………………………………………………………………………………….………….…….. 24
6. Приложение 1 – комплекс упражнений……………………………………………………………………………………………….25

3

Пояснительная записка
Модифицированная программа составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
 Закона Российской Федерации «Об образовании»
 программы по мини-футболу МБОУ ДОД «СДЮСШОР «Факел» г. Лесной авторов-тренеров преподавателей : Снегирев
В.И., Снегирев Ю.В., Рычаков А.В.
Программа составлена с учетом потребностей родителей, обучающихся и с учетом возможностей школы.
Актуальность: Мини-футбол завоевывает все большую популярность в мире. Сегодня более80 стран развивают эту
игру. Развивается мини-футбол и в России. В нашей стране создана разветвленная организационная структура этого вида
спорта.
В программе отражены основные задачи на этапах годичного цикла тренировки и построение учебно-тренировочного процесса
на этапах: начальной подготовки, учебно-тренировочного этапа распределение объемов основных средств и интенсивности
тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значимости.
Направленность – спортивная
Возраст учащихся - 12-17 лет
Срок реализации программы – 1 год (68часа)

Программа по мини-футболу является программой дополнительного образования, предназначенной для занятий минифутболом в общеобразовательном учреждении.
Цели и задачи

4

Игра в мини-футбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих
необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры футбол (мини-футбол).
Основными задачами программы являются:
 укрепления здоровья;
 содействие правильному физическому развитию;
 приобретение необходимых теоретических знаний;
 овладение основными приёмами техники и тактики игры;
 воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
 привитие ученикам организаторских навыков;
 повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (мини-футбол);
 подготовка учащихся к соревнованиям по футболу (мини-футбол).
Основными формами работы являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участие соревнованиях различного
ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей,
просмотра соревнований).
Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических
занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.
Режим: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность -1 час.
Ожидаемый результат
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся,
сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни
учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и
теоретических навыков игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивным играм.

5

Содержание программы

№
урока

Учебно-тематическое планирование

1,2

3.4

Тема –
количество
часов

Содержание

теория

практика

Вводное занятие. Объяснение
Краткий
обзор Техника передвижений
техники безопасности, правил игры, возникновения и развития футболиста (бег, прыжки,
основ игры в футбол.
мини-футбола.
повороты, остановки).
Год рождения минифутбола. Основатель игры в
футбол. Родина минифутбола. Первые шаги минифутбола в мире и у нас в
стране
Стойки футболистов, передвижение Гигиена, врачебный
Техника передвижений
на поле.
контроль, предупреждение футболиста (бег, прыжки,
травм. Техника безопасности повороты, остановки).

Измерители, виды Сроки проведения
и формы контроля
план
факт
Опрос

Сентябрь

Текущий.

Сентябрь

6

5.6

Обучение: передачи мяча
Правила соревнований по
внутренней частью стопы, остановка футболу
мяча.

Техника передвижений
футболиста (бег, прыжки,
повороты, остановки).

Текущий.

Сентябрь

7.8

Повторение: передачи мяча
Правила соревнований по
внутренней частью стопы, остановка футболу
мяча.

Техника передвижений
футболиста (бег, прыжки,
повороты, остановки).

Контроль
результата

Сентябрь

9.10

11.12
13.14
15.16

17.18
19.20

21.22

Подвижная игра с мячом (Точная
передача).
Обучение передача мяча подъемом. Гигиена, врачебный
передача мяча внутренней
Совершенствование: передачи мяча контроль, предупреждение частью стопы, остановка
внутренней частью стопы, остановка травм. Техника безопасности мяча.
мяча.
Обучение передача мяча навесом. Техника безопасности
передача мяча навесом.
Совершенствование ранее
изученного материала.
Игра в квадрат двумя-тремя
Правила соревнований по
Игра в квадрат двумя-тремя
касаниями мяча.
футболу
касаниями мяча.
Игра в квадрат одним касанием Гигиена, врачебный
Игра в футбол по
мяча. Игра в футбол по упрощенным контроль, предупреждение упрощенным правилам.
правилам.
травм. Техника безопасности
Учебно-тренировочная игра в
футбол.

Правила соревнований по
футболу

Удары по воротам с 12 метров по Техника безопасности
катящемуся мячу. Удары по
неподвижному мячу.

Удары по летящему мячу. Учебно- Правила соревнований по
тренировочная игра в футбол.
футболу

Текущий

октябрь

Контроль
результата

октябрь

Текущий

октябрь

Контроль
результата

октябрь

Учебно-тренировочная игра Текущий
в футбол.

Удары по воротам с 12
Текущий
метров по катящемуся мячу.
Удары по неподвижному
мячу.
Удары по летящему мячу.
Текущий.
Учебно-тренировочная игра
в футбол.

ноябрь
ноябрь

ноябрь

7

23.24
25.26
27.28

29.30

31.32
33.34
35.36

37.38
39.40
41.42

Повторение раннее изученного
материала. Двухсторонняя игра в
футбол по основным правилам.
Обучение: навесная передача и
прием летящего мяча (грудью,
головой, бедром, стопой).
Повторение: навесная передача и
прием летящего мяча (грудью,
головой, бедром, стопой).
Обучение: угловой удар
(расстановка игроков).
Совершенствование раннее
изученного материала.

Гигиена, врачебный
Двухсторонняя игра в
Текущий.
контроль, предупреждение футбол по основным
травм. Техника безопасности правилам.
Техника безопасности
передача и прием летящего Текущий.
мяча (грудью, головой,
бедром, стопой).
Правила соревнований по
навесная передача и прием Текущий.
футболу
летящего мяча (грудью,
головой, бедром, стопой).

Правила соревнований по
футболу

Обучение: угловой удар
(расстановка игроков).

Обучение: удар головой по воротам.
Изучение технико-тактических Гигиена, врачебный
Учебно-тренировочная игра
действий. Учебно-тренировочная контроль, предупреждение в футбол.
игра в футбол.
травм. Техника безопасности
Групповые действия в атаке (игра в Техника безопасности
игра в одно касание,
одно касание, забегания игроков).
забегания игроков
Индивидуальные действия в атаке Правила соревнований по
Учебно-тренировочная игра.
(финты, обманные движения, игра футболу
корпусом). Учебно-тренировочная
игра.
Повторение технико-тактических Техника безопасности
Игра в квадрат.
действий в атаке. Игра в квадрат.
Групповые действия в защите (игра в Правила соревнований по
игра в линию, подстраховка
линию, подстраховка игроков и футболу
игроков и вратаря, опека
вратаря, опека игроков).
игроков
Быстрый переход из обороны в атаку Правила соревнований по
Игра в баскетбол.
(расстановке игроков, выход со футболу
своей половины поля). Игра в
баскетбол.

ноябрь
декабрь
декабрь

Текущий.

декабрь

Текущий.

декабрь

Текущий.

январь

Текущий.

январь

Текущий.

январь

Контроль.

январь

Текущий.

январь

8

43.44
45.46
47.48
49.50

51.52
53.54
55.56
57.58

59.60

61.62

Индивидуальные действия игроков в Гигиена, врачебный
персональная игра,
защите (персональная игра,
контроль, предупреждение обманные действия
обманные действия).
травм. Техника безопасности
Повторение технико-тактических Техника безопасности
Учебно-тренировочная игра
действий в защите. Учебнов футбол.
тренировочная игра в футбол.
Изучение игры вратаря (стойки, Правила соревнований по
Учебно-тренировочная игра
перемещения). Учебнофутболу
в футбол.
тренировочная игра в футбол.
Игра вратаря (ловля, отбивание, Техника безопасности
Игра в пас через вратаря.
парирование мяча, игра ногами).
Выходы на мяч.
Игра в пас через вратаря. Выходы на
мяч.
Технико-тактические действия
Правила соревнований по
Игра в футбол по основным
вратаря. Игра в футбол по основным футболу
правилам.
правилам.
Развитие скоростно-силовых качеств Техника безопасности
челночный бег 5 x 10 метров
(челночный бег 5 x 10 метров).
Повторение раннее изученного Гигиена, врачебный
Учебно-тренировочная игра
материала. Учебно-тренировочная контроль, предупреждение в футбол.
игра в футбол.
травм. Техника безопасности
Развитие координационных
Техника безопасности
Игра в квадрат.
способностей (жонглирование
мячом, резкие развороты). Игра в
квадрат.
Изучение розыгрыша стандартных Техника безопасности
штрафной, угловой,
положений (штрафной, угловой,
свободный удары
свободный удары).
Повторение раннее изученного Правила соревнований по
материала. Обучение игре в
футболу
меньшинстве – большинстве. Игра в
футбол по определенному сюжету.

Игра в футбол по
определенному сюжету.

Текущий.

февраль

Контроль.

февраль

Текущий.

февраль

Текущий.

февраль

Текущий.

март

Контроль

март

Контроль

март

Текущий.

март

Текущий.

Текущий.

апрель

апрель

9

63.64

65.66
67.68

Совершенствование различных Техника безопасности
ударов приемов мяча, технических и
тактических действий. Игра в
футбол.
Товарищеская игра в футбол.
Техника безопасности
Подведение итогов.

Игра в футбол.

Текущий.

Товарищеская игра в футбол.Текущий.
Текущий.

апрель

май
май

Содержание учебного плана
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футболу (мини-футбол), правила соревнований.
В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей
культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные
качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими
приёмами игры.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и
специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и
ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт.
Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме
учебно-тренировочных .
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые
ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих
занятий.

10

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели
используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти
методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание
упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях).
Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
1. Теоретические знания
1) Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола.

Год рождения мини-футбола. Основатель игры в футбол. Родина мини-футбола. Первые шаги мини-футбола в мире и у нас в
стране. Развитие мини-футбола среди школьников. Описание игры.

2) Значение занятий физической культурой и спортом. Физическая подготовка и ее роль в футболе. Рациональный
суточный режим. Режим дня и питание. Личная гигиена: уход за телом, закаливание, простейшие приемы самомассажа.
Утренняя гимнастика. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость
появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям.

11

Понятие о тренировке и спортивной форме. Общее понятие о строении и функциях организма человека, взаимодействие
систем организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции.Влияние физических упражнений на
увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в
процессе занятий футболом. Подвижность суставов. Спортивная тренировка, как процесс совершенствования функций
организма. Профилактика травм, оказание первой медицинской помощи. Травмы и их разновидности. Причины возникновения
травм. Ушибы, растяжения, разрывы мышц, связок, сухожилий. Кровотечения, их виды и меры остановки. Восстановительные
процессы и их активизация. Врачебный контроль и самоконтроль.
3) Правила соревнований.

Состав команды, замена игроков. Права и обязанности игроков. Правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.
Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Соревнования по волейболу среди школьников.
2. Практические занятия
Современный мини-футбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным
возможностям спортсмена. Для этого необходимо всестороннее развитие физических качеств. Физическую подготовку
подразделяют на общую и специальную. Значение общей и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления
функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости,
силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.
Общая физическая подготовка.

Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг,
дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй.
Виды размыкания, перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на
месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя,
перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение
скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.

12

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного
пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.
Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг), гантелями. Упражнения в
парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски,
выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа -поднимание ног с мячом.
Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами. Упражнения на гимнастических снарядах.
Лазанье по гимнастической стенке, канату. Ходьба по бревну. Смешанные висы.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов, индивидуальные, в парах (наклоны вперед, назад,
вправо, влево, наклоны и повороты головы).

Упражнения для мышц ног, таза, брюшного пресса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в
различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки,
подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега
(с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с
мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки.

Акробатические упражнения.Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках. Соскоки в глубину со снарядов (высота снаряда
50-60 см). Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в строну из положения лежа и упора стоя на коленях.
Перекаты вперед, назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры рук. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на
180 градусов из седа ноги врозь с захватом ноги. Из положения, стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в
группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми прямыми ногами о стену (для мальчиков с 13
лет и старше).
Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки, кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок
вперед из стойки ноги врозь и сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперед. Кувырок назад из упора присев и из основной
стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад. Кувырок назад прогнувшись через плечо. Подготовительные
упражнения для моста у гимнастической стенки, коня, козла. «Мост» с помощью партнера и самостоятельно.
Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега (с 14 лет).

13

Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации. Упражнения на батуте.

Легкоатлетические упражнения.Бег: бег с ускорением 30-40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег
3x20-30 м, 3x30-40 м, 4x50-60 м. Эстафетный бег с этапами до 40м и до 50-60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м
(количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы.
Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 минут (мальчики) и до 2 минут (девочки). Бег или кросс до 2000 м.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега. Прыжки
в длину с разбега способом «согнув ноги».
Метания малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места, с разбега.
Упражнения в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание. Из упора лежа сгибание и разгибание рук.

Подвижные игры.Игры без предметов: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные),
«Вызов», «Салки», «Караси и щука», «Волк во рву», «Третий лишний», круговые и комбинированные эстафеты.

Игры с предметами: «Удочка», «Гонка мячей», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч среднему»,
«Встречная эстафета» и т.д.
Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением
препятствий.

Программа общей физической подготовки должна быть направлена на индивидуальные особенности. Тем не менее, есть
определенные области тела, которым должно быть уделено особенное внимание. Это – ноги, пресс, спина. Важно иметь
сильные руки и торс, но не перекаченные. Чем меньший вес придется носить ногам, тем быстрее они смогут двигаться.
Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,
10, 15 м из различных исходных положений. Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег 15 и 10 м (общий
пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок в начале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной и т.д. По
принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой 1-3 кг, в
зависимости от возраста и пола), с поясом-отягощением или в куртке с весом.

14

Упражнения для развития силы.

1.Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2—4 кг, мешочки с песком 3—5 кг, диск от штанги, штанга для
средней и старшей групп, вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
2. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.

3.Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх.

4.Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц
задней поверхности бедра).
5. Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.

6. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
7. Вбрасывание футбольного и наживного мяча на дальность.

8.Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То
же, но передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте).
9. В упоре лежа хлопки ладонями.

10.Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.
11. Сжимание теннисного (резинового) мяча.

12.Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание
обращать на движения кистей и пальцев).
13.Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.

14. Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.

Упражнения для развития силы мышц и скоростно-силовых качеств.
1. Выпрыгивание вверх с двух ног в заданном темпе.

15

2. Закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять упражнения, которые по своей структуре
сходные с техническими приемами.
3. Вращательные движения туловищем с отягощением (гриф штанги, диски, гантели, мешок с песком).
4. Приседания и вставания со штангой на плечах (6-8 раз за подход).

5. Выпрыгивание из полуприседа и приседа со штангой на плечах. Вес - 50% максимального (6-8 выпрыгиваний за подход).

6. Сидя на гимнастической скамейке - наклоны назад с помощью партнера, который держит за голеностопные суставы.
Упражнение можно выполнять с отягощением в руках.
7. Прыжки через скакалку.

8. Напрыгивание на предметы различной высоты.
9. Серия прыжков с преодолением препятствий.
Упражнения для развития быстроты.

1. Упражнения для развития стартовой скорости: рывки на 5-10 м и 10-15 м из положений стоя лицом, боком и спиной к
стартовой линии из приседа, широкого выпада, седа, лежа.по зрительному сигналу.
2. Упражнения для развития дистанционной скорости: ускорение на 15,30 и 60 м без мяча и с мячом.

3. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Обводка стоек на скорость.

4. Бег с быстрым изменением скорости. Бег с изменением направления до 180 градусов. Бег боком и спиной вперед на
перегонки.
5.Рывок с мячом с последующим ударом по воротам.

6. Быстрые перемещения с последующей имитацией технического приема или выполнением его.
7. Быстрые переключения от одних действий к другим, различным по характеру.
8. Эстафеты с заданием на быстроту выполнения.

16

В тренировочном занятии целесообразно чередовать упражнения, направленные на совершенствование техники, с сериями
упражнений, требующих больших физических напряжений, или имитационными упражнениями большой интенсивности.
Такие переключения способствуют развитию специальной выносливости и повышению эмоционального состояния
занимающихся.
Упражнения для развития специальной выносливости.

1. Переменный и повторный бег с мячом.
2. Двусторонние игры (для старшей группы). Двусторонние игры (команды играют в уменьшенном по
численности составе). Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т. п.) большой интенсивности.
3. Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-10 мин.
Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины
рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.
Тренировочные занятия должны строиться так, чтобы создавался запас прочности в выполнении отдельных технических
приемов, их стабильности на протяжении игры.
В ходе игры возникают различные двигательные задачи, требующие быстроты ориентировки и моментального решения.
Некоторые технические приемы приходится выполнять в безопорном положении, для чего необходимо развитие специальной
ловкости и точности движений. Для развития этих качеств используют следующие упражнения:
Упражнения для развития ловкости.

1. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для
вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90—180°.
2. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами.

3. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте.
4.Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо.

5.Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой.
6.Ведение мяча головой.

17

Развития гибкости (подвижности в суставах).

Гибкость развивают с помощью упражнений, которые делят на активные — выполняемые с отягощениями и без них, и
пассивные — выполняемые с помощью партнера. Используют их сериями по 4-5 движений, постепенно увеличивая амплитуду.
Для развития специальной гибкости (на гибкость для запястья, для плечевых суставов, для голеностопных суставов, для
коленных суставов, для тазобедренных суставов)особенно важны упражнения, способствующие увеличению подвижности в
суставах, укреплению мышечно-связочного аппарата и развитию эластичности мышц и связок. Для этого используют
упражнения на растягивание, по структуре сходные с движениями или отдельными их частями, характерными для технических
приемов игры. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть большой. Основные средства для развития этих
качеств — гимнастические упражнения, упражнения с помощью партнера. Целесообразно использовать небольшие
отягощения.

Умение произвольно расслаблять мышцы значительно повышает работоспособность. Начинать обучение расслаблению
мышц нужно со специальных упражнений — встряхивание, свободное размахивание руками и ногами, расслабление мышц
лежа, семенящий бег и т.п.
Растягивающие упражнения прекрасны для увеличения диапазона движений определенных групп мышц. Если их выполнять
регулярно, мышцы станут более гибкими. Это сочетание увеличенного диапазона и гибкости сильно поможет в улучшении
движений и также даст возможность ученику вложить дополнительную силу в удар.

Для развития физических качеств следует подбирать доступные и в то же время интересные для занимающихся упражнения.

Основы техники и тактики.

Техника передвижений. Бег: по прямой, изменяя направление и скорость, приставным и скрестным шагом (вправо,
влево).Прыжки: вверх толчком двух ног с места и толком двух ног с места и с разбега.Повороты во время бега налево и
направо. Остановки во время бега: выпадом и прыжками (на обе ноги).
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема
по неподвижному и катящемуся мячу; направляя мяч в обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после

18

остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу
внутренней стороной стопы. Удары носком, пяткой (назад). Удары на точность: в ноги партнеру, по воротам, в цель, на ходу
двигающемуся партнеру. Удары на дальность. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне
траекторию полета и различное направление полета. Удары в единоборстве.

Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу,
направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на средние и короткие расстояния. Удары на
точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с
разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность.

Остановка мяча. Остановка подошвой, внешней и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте,
в движении вперед и назад, подготавливая мяч к последующим действиям. Остановка внутренней и внешней стороной стопы и
грудью летящего мяча на месте, в движении вперед и назад, поворотом в сторону, опуская мяч в ноги для последующих
действий. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей.
Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней стороной стопы: правой, левой ногой и поочередно; по прямой, меняя
направление, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над
мячом. Ведение серединой подъема и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с
обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.

Обманные движения (финты). Обучение финтам после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом
(прямо или в сторону), во время ведения мяча внезапная отдача мяча назад, откидывая его подошвой партнеру, находящемуся
сзади: показать ложный запах для сильного удара по мячу, а вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком, имитируя
передачу партнеру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней
частью подъема правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону. При ведении показать остановку мяча
подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком уйти с мячом; быстро
отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперед; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его
партнеру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая соперника («скрещивание») и др. Выполнение
обманных движений в единоборстве.

19

Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча.
Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, выбивая и останавливая мяч в выпаде. Обучение умению
выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определенные
действия с мячом. Отбор в подкате – выбивая и останавливая мяч ногой.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе, с шагом вперед до боковой линии.
Вбрасывание мяча на точность: под правую, левую ногу партера, на ходу партнеру. Вбрасывание на точность и на дальность.

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону приставными и скрестными
шагами и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота
без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего
навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на
уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивания мяча одним
кулаком без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Отбивание в сторону, за линию ворот ладонями, пальцами рук в броске
мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Бросок мяча одной рукой
с боковым замахом снизу. Выбивание мяча ногой: с земли по неподвижному мячу, с рук с воздуха по выпущенному из рук
мячу и подброшенному перед собой мячу на точность.
Тактика игры в футбол.

Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в
сторону рука, шаг влево или вправо): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во
время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок 5м. Несколько игроков на ограниченной
площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за
партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом. 8-6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча
(надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнеру).
Тактика нападения.

Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться и реагировать
правильным образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа для «открывания» на свободное место с

20

целью получения мяча. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную
позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные приемы, способы и разновидности для решения
тактических задач в зависимости от игровой ситуации.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение
необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации,
целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов
обводки: с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты в зависимости от игровой ситуации.

Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнять передачу в ноги
партнеру, на свободное место, под удар: короткую или среднюю передачу, верхом или низом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: в начале игры, при угловом, при штрафном и при
свободном ударах, вбрасывание мяча(не менее одной в каждой группе). Уметь взаимодействовать с партнером при равном
соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка»,
«скрещивание», «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.

Командные действия. Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной
тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.
Тактика защиты.

Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению к опекаемому игроку и противодействовать
получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата
мяча. Умение оценивать игровую ситуацию и осуществлять отбор мяча изученными способами. Противодействие
маневрированию, т.е. осуществлять «закрывание». И препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в
«перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученными способами. Уметь
противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.

Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником
стандартных комбинаций. Уметь противодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе
соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям

21

«стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь противодействовать в обороне при выполнении противником стандартных
комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинации с участием вратаря.

Командные действия. Уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте согласно
тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор
позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр.
Тактика вратаря.

Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от
своих ворот, ввести мяч в игру после ловли открывающемуся партнеру. Занимать правильную позицию при угловом,
штрафном, свободном ударах вблизи своих ворот. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и
свободного ударов вблизи своих ворот, играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте
мячей; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию. Выполнять с защитниками комбинации при
введении мяча в игру от ворот, введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру.
Учебные и тренировочные игры: применяя в них изученный программных материал.
Контрольные

по общей

упражнения

физической подготовке.

22

Формы аттестации и оценочные материалы

23

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьном этапе соревнований. Подведение итогов по
технической и общефизической подготовке 2 раза в год (сентябрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение- Спортзал на 1 этаже, площадь 153,9 кв. м.:
основное оборудование: - ворота для минифутбола,
- мячи для минифутбола - 4 шт.,
- медицин болы- 31 шт.,
- скалки- 32 шт.,
- мячи футбольные – 14 шт.

Литература:

Список рекомендуемой литературы для учащихся.
1. А.Власов «Мини-футбол в школу!», «Спорт в школе», № 23,2006
2. С.Андреев, Э.Алиев «История развития мини-футбола», «Спорт
в школе», № 5,2007
3. А.Полозов «Обучение футболу в разных странах», «Спорт в
школе», № 6,2006
4. Ю.И.Портных «Спортивные и подвижные игры» - М, 1987
Список рекомендуемой литературы для учителя.

24

1.
2.
3.

И.А. Швыков. Футбол, Москва, 2002

А.А. Сучилин. Футбол во дворе, Москва, «Физкультура и спорт», 1982
Всероссийский научно-методический журнал «Физическая культура. Всё для учителя», 2016


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».