Пояснительная записка
Программа разработана на основе рабочей программы среднего общего образования
по физической культуре, автор В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2020г
Данная программа спортивно-оздоровительного направления представляет собой
программу организации внеурочной деятельности старших школьников, 10-11 классов.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из
учащихся одного класса.
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий
с юношами и девушками (по 1 часу в неделю внеурочной деятельности спортивнооздоровительной направленности, по теме «Легкая атлетика»).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
-правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации,
-распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому
результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки.
• руководствоваться правилами поведения на уроках физической культуры;
• в подвижные игры;
• выполнять элементы спортивных игр;
• измерять длину и массу тела, показатели физических качеств.
• рассказывать о первых соревнованиях на территории России;
• определять влияние физической подготовки на развитие физических качеств;
• соотносить свои результаты с показателями физической нагрузки;
• понимать влияние закаливания на организм человека;
• самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленных на
развитие определённых физических качеств;
• выполнять комбинации из элементов акробатики;
• организовывать и играть в подвижные игры во время прогулок.
• руководствоваться правилами поведения на уроках физической культуры;
• продумывать и устанавливать последовательность упражнений в комплексах утренней
гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток, руководствуясь
правилами;
• объяснять, какие технические приёмы были использованы при выполнении задания;
• самостоятельно выполнять заданные комплексы упражнений, направленные на
развитие физических качеств;
• координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
Метапредметные результаты:
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку;
умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные планируемые результаты
Учащиеся научатся правильно и осознанно выполнять упражнения ,понимать:
значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
прикладное значение легкоатлетических упражнений;
правила безопасного поведения во время занятий лёгкой атлетикой;
названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной
программой;
типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых,
скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической
подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние
дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты)
на дальность;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики.
правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации,
распределять свои усилия,
действовать рационально и
целесообразно
планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной
физической подготовки.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях
лёгкой атлетикой;
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой
легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на
занятиях лёгкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой
легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на
занятиях лёгкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1.Знание о физкультурно-оздоровительной деятельности.
Вводное занятие. План работы.Правила поведения и режим работы. Значение
легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите
Родины.
Раздел 2.История развития легкой атлетики.
История развития легкоатлетического спорта. Возникновение легкоатлетических
упражнений. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта,
имеющий прикладное значение.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за
кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных
процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий
Раздел 3. Теоретические знания по технике безопасности легкоатлетических видов
спорта. Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами
занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь
для занятий и соревнований
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования
спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время
занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах
бега, ходьбы, в метании меча, прыжках в высоту, длину.
Раздел 4. Практические занятия.
1.Прыжки в длину. Общая физическая подготовка.
упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой
скорости и направлений, кроссовый бег,
общеразвивающие упражнения;
прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с
доставанием предметов, прыжки через препятствие;
силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног;
гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц
рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза;
2.Эстафетный бег. Изучение техники бега, -ознакомление с техникой, изучение
движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног. Низкий старт,
стартовый разбег.
3.Изучение техники бега на короткие дистанции (ознакомление с техникой, изучение
техники бега по прямой, изучение техники высокого старта, выполнение стартовых
положений, поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу, изучение техники
низкого старта (варианты низкого старта), установление стартовых колодок, выполнение
стартовых команд). По дистанции (изучение техники бега по повороту, изучение техники
низкого старта на повороте, изучение техники финиширования, совершенствование в
технике бега, бег 60 м).
Раздел 5. Теоретические знания по технике легкоатлетических видов спорта.
1.Общие основы техники прыжков. Прыжки в высоту и длину.
Раздел 6. Практические занятия
1.Обучение технике эстафетногобега (Встречная эстафета. Совершенствование техники
эстафетного бега).
2.Прыжки в высоту.(ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза, изучение
работы рук в сочетании с движениями ног).
ОФП .- упражнения с предметами: со скакалками и мячами.
-упражнения на гимнастических снарядах.
-акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки;
-подвижные игры и эстафеты.
3.Кроссовая подготовкаБег на средние дистанции 300-500 м. Бег на средние дистанции
400-500 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин). Стартовый разгон.
Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м.
4.Спортивная ходьба. Ознакомление с отдельными элементами техники бега и
ходьбы.
1. Изучение техники спортивной ходьбы (ознакомление с техникой, изучение движений
ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног).
5.Бег на короткие дистанции. Равномерный бег 1000-1200 м. Кросс в сочетании с
ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Челночный бег 3х10 м. Ходьба и бег в
течение 7-8 мин. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой.
6.Метание мяча. Метание мяча в горизонтальную цель. (ознакомление с техникой,
изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног).
7.Эстафетныйбег. Совершенствование техники эстафетного бега.
Встречная эстафета.
Круговая эстафета
8.Кроссовая подготовка Бег на средние дистанции 300-500 м. Бег на средние дистанции
400-500 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин). Стартовый разгон.
Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м .Равномерный бег 1000-1200 м.
Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Челночный бег 3х10 м.
Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой).
3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Легкая
атлетика»
10 класс (35 часов)
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Тема занятия
Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий
физической культурой в его формировании.
Организационные основы занятий физкультурнооздоровительной деятельностью. Правила подбора физических
упражнений и физических нагрузок.
Анализ техники ходьбы и бега.
Инструктаж по ТБ. ОФП.
ОФП. Совершенствование техники спортивной ходьбы.
Спортивная игра
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике эстафетного бега.
Спортивная игра
ОРУ. Встречная эстафета. Подвижные игры
ОРУ. Совершенствование техники эстафетного бега. Спортивная
игра
ОРУ. Совершенствование техники эстафетного бега. Спортивная
игра.
Контрольное занятие: эстафета 4 по 100.
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике прыжка в высоту
способом «перешагивание». Спринтерский бег.
Изучение техники прыжка в высоту способом «перешагивание»
Изучение техники прыжка в высоту способом «перешагивание»
Изучение техники прыжка в высоту способом «перешагивание»
ОРУ со скакалками. Совершенствование техники прыжка в
высоту. Встречная эстафета.
Контрольное занятие: прыжки в высоту способом
«перешагивание». Спортивная игра.
ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции
Инструктаж по ТБ. ОФП. Бег с ускорением. Метание набивных
мячей 1 кг.
СПОФП. Составление и выполнение комплексов упражнений
общей физической подготовки. Бег в медленном темпе (2-2,5
мин). Прыжки в высоту.
Составление и выполнение комплексов упражнений специальной
физической подготовки.
СПОФП. Составление и проведение самостоятельных занятий по
совершенствованию индивидуальной техники двигательных
действий. Челночный бег 3 * 10м и 6 * 10 м. Встречная эстафета.
ОФП. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой.
Контрольный урок.
Прыжки в высоту и длину. Общие основы техники прыжков.
Теория
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике прыжка в длину с
разбега.
ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом
«прогнувшись»
ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
28
29
30
31
32
33
34
35
«прогнувшись»
ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега.
Метание мяча на результат.
ОФП. Контрольное занятие по прыжкам в длину. Бег в
медленном темпе.
ОФП. Высокий старт, стартовый разбег.
ОФП. Совершенствование техники бега. Спортивная игра
Изучение техники бега на короткие дистанции
Обучение технике спринтерского бега: низкий старт, стартовый
разгон.
Совершенствование техники низкого старта (варианты низкого
старта); установление стартовых колодок
ОФП. Высокий старт с последующим ускорением 15-20 м. Бег
100 м.
ОРУ. Контрольное занятие: бег 100 м. Спортивная игра
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
11 класс (35 часов)
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема занятия
Общие представления об оздоровительном беге. Требования к
безопасности и профилактике травматизма
Активный отдых и формы его организации средствами
физической культуры..
Инструктаж по ТБ. ОФП
ОФП. Совершенствование техники спортивной ходьбы. Минисоревнования по спортивной ходьбе.
Совершенствование техники спринтерского бега: высокий старт,
стартовый разгон.
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Совершенствование техники
эстафетного бега. Спортивная игра
ОРУ. Круговая эстафета. Спортивные игры
ОРУ. Совершенствование техники эстафетного бега.Спортивная
игра
ОРУ. Совершенствование техники эстафетного бега. Спортивная
игра.
Контрольное занятие: эстафета 4 по 100.
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике прыжка в высоту
способом «перешагивание». Спринтерский бег.
Совершенствование техники прыжка в высоту способом
«перешагивание»
Совершенствование техники прыжка в высоту способом
«перешагивание»
Совершенствование техники прыжка в высоту способом
«перешагивание»
ОРУ со скакалками. Совершенствование техники прыжка в
высоту. Встречная эстафета.
Контрольное занятие: прыжки в высоту способом
«перешагивание». Спортивная игра.
ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Инструктаж по ТБ. ОФП. Бег с ускорением. Метание набивных
мячей 1 кг.
СПОФП. Составление и выполнение комплексов упражнений
общей физической подготовки. Бег в медленном темпе (2-2,5
мин). Прыжки в высоту.
Составление и выполнение комплексов упражнений специальной
физической подготовки.
СПОФП. Составление и проведение самостоятельных занятий по
совершенствованию индивидуальной техники двигательных
действий. Челночный бег 3 * 10м и 6 * 10 м. Встречная эстафета.
ОФП. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой.
Контрольный урок.
Прыжки в высоту и длину. Общие основы техники прыжков.
Теория
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Совершенствование техники прыжка в
длину с разбега.
ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом
«прогнувшись». Разбег. Отталкивание
ОФП. Изучение техники прыжка в длину способом
«прогнувшись». Полет, Приземление.
ОФП. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега.
Метание мяча на результат.
ОФП. Контрольное занятие по прыжкам в длину. Бег в
медленном темпе.
ОФП. Высокий старт, стартовый разбег.
ОФП. Совершенствование техники бега. Спортивная игра
Совершенствование техники бега на короткие дистанции
Совершенствование техники спринтерского бега: низкий старт,
стартовый разгон. Бег по дистанции
Совершенствование техники низкого старта (варианты низкого
старта); установление стартовых колодок. Финиширование.
ОФП. Высокий старт с последующим ускорением 15-20 м. Бег
100 м.
ОРУ. Контрольное занятие: бег 100 м. Спортивная игра
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
Контрольно-измерительные материалы:
Уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет
№
п/
п
Физические
способности
1.
Скоростные
2.
Координацио Челночны
нные
й бег 3х10
м, с
Скоростно- Прыжки в
силовые
длину с
места, см
Выносливост
6ь
минутный
бег, м
3.
4.
5.
6.
Гибкость
Силовые
Контроль
ные
упражнен
ия
(тест)
Бег 30 м,с
Наклон
вперед из
положени
я стоя, см
Подтягив
ание:
На
высокой
переклади
не из
виса,колво раз
(юноши),
на низкой
переклади
не из виса
лёжа, колво раз
(девушки)
Во
зра
ст,
лет
16
17
16
17
16
17
16
17
16
17
16
17
Уровень
Мальчики
низки средний высок
й
ий
Девочки
низки средни высок
й
й
ий
5.2 и
ниже
5.1
8.2 и
ниже
8.1
180 и
ниже
190
1100
и
ниже
1100
5и
ниже
5
4.4 и
выше
4.3
7.3 и
выше
7.2
230 и
выше
240
1500
и
выше
1500
15 и
выше
15
6.1 и
ниже
6.1
9.7 и
ниже
9.6
160 и
ниже
160
900 и
ниже
11 и
выше
12
6и
ниже
6
5.1-4.8
5.0-4.7
8.0-7.7
7.9-7.5
195-210
205-220
13001400
13001400
9-12
4и
ниже
4
9-12
8-9
9-10
900
7и
ниже
7
4.8 и
выше
4.8
9.3-8.7
8.4 и
выше
9.3-8.7
8.4
170-190 210 и
выше
170-190
210
10501300 и
1200
выше
10501200
1300
12-14
20 и
выше
12-14
20
5.9-5.3
13-15
13-15
18 и
выше
18
Демонстрировать
Физические
способности
Скоростные
Силовые
Физические упражнения
Юноши
Девушки
Бег 30 м
Бег 100 м
5,0 с
14,3 с
5,4 с
17,5 с
Подтягивание из виса на
высокой перекладине
10 раз
-
К выносливости
Подтягивание в висе на
низкой перекладине, раз
Прыжок в длину с места,
см
Кроссовый бег на 3 км
Кроссовый бег на 2 км
215 см
14 раз
170 см
13 мин 50 сек
-
10 мин 00 сек
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
447200959609934981311677372486379060188671997461
Владелец
Базгутдинова Альбина Нурисламовна
Действителен
С 10.09.2024 по 10.09.2025