01.12.2023
Основной срок написания
итогового сочинения (изложения) в 2023-2024 учебном году – 6 декабря 2023 года.
Обучающиеся, получившие
неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение или не
завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в
дополнительные сроки – 07 февраля и 10 апреля 2024 года.
Итоговое сочинение (изложение) проводится для
выпускников 11-х классов, как условие допуска к государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования, для
выпускников прошлых лет (по желанию), в целях использования его результатов при
приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные
организации высшего образования.
Обучающиеся СПО, выпускники прошлых лет могут
принять участие в итоговом сочинении, по желанию, в любую из указанных дат: 06
декабря 2023 года, 7 февраля и 10 апреля 2024 года.
Общие положения
по организации и проведения ИС 2023-2024
1.1. Категории участников итогового сочинения (изложения)
1.1.1. Итоговое сочинение
(изложение) как условие
допуска к ГИА проводится
для обучающихся, экстернов.
1.1.2. Итоговое сочинение
в целях использования его результатов при приеме на обучение
по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего
образования по желанию вправе писать выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО,
обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, лица со справкой об
обучении.
1.1.3. Итоговое изложение вправе
писать обучающиеся с ОВЗ, экстерны с ОВЗ, обучающиеся – дети-инвалиды и
инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся в специальных
учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения
свободы, лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных
организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые
лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в
длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
1.1.4. Обучающиеся X классов,
участвующие в экзаменах по отдельным учебным предметам, освоение которых завершилось
ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса.
1.2. Порядок подачи
заявления об участии
в итоговом сочинении
(изложении)
1.2.1.
Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся подают
заявления (см. Приложение 3) в образовательные организации, в которых
обучающиеся осваивают образовательные программы
среднего общего образования, а экстерны – в образовательные организации, выбранные экстернами для прохождения ГИА. Указанные заявления подаются не позднее
чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
1.2.2. Участники итогового
сочинения (изложения) с ОВЗ при подаче заявлений об участии в итоговом сочинении
(изложении) предъявляют рекомендации ПМПК, а участники итогового сочинения
(изложения) – дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность.
1.2.3.
Лица, перечисленные в подпункте 2.1.2 настоящих Методических
рекомендаций, не позднее чем за две недели до начала проведения итогового
сочинения подают заявления (см. Приложение 4) в места регистрации для участия в
итоговом сочинении, определенные ОИВ. Лица, перечисленные в подпункте 2.1.2
настоящих Методических рекомендаций, с ОВЗ при подаче заявлений об участии в
итоговом сочинении предъявляют рекомендации ПМПК, а дети-инвалиды и инвалиды –
справку, подтверждающую инвалидность.
1.2.4.
Лица, перечисленные в подпункте 2.1.2 настоящих Методических
рекомендаций, самостоятельно определяют дату участия в итоговом сочинении с
учетом дат, установленных пунктами 22 и 30 Порядка, которую указывают в
заявлении.
1.2.5. Регистрация лиц со справкой
об обучении для участия по их желанию в
итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, в которых указанные
лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по
образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей
образовательную деятельность.
1.3. Даты и продолжительность написания
итогового сочинения (изложения)
1.3.1.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря
последнего года обучения (основная дата проведения итогового сочинения
(изложения).
1.3.2. Продолжительность написания
итогового сочинения (изложения) составляет 3
часа 55 минут (235 минут).
В продолжительность написания
итогового сочинения (изложения) не
включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж
участников итогового сочинения (изложения),
заполнение ими регистрационных полей бланков и др.), а также на перенос ассистентом в стандартные бланки
записи итогового сочинения (изложения), выполненного слепыми и слабовидящими
участниками итогового сочинения (изложения) в
специально предусмотренных тетрадях, выполненного в бланках итогового сочинения
(изложения) увеличенного размера, итогового сочинения (изложения), выполненного
на компьютере, устных итоговых сочинений (изложений) из аудиозаписей.
Для участников итогового
сочинения (изложения) с ОВЗ, в том числе лиц, обучающихся по состоянию здоровья
на дому, в медицинских организациях, участников итогового сочинения (изложения)
– детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения
(изложения) увеличивается на 1,5 часа.
При продолжительности
итогового сочинения (изложения) более четырех часов организуется питание
участников итогового сочинения (изложения) в порядке, определенном ОИВ.
1.4. Повторный допуск к написанию
итогового сочинения (изложения)
1.4.1. К написанию итогового сочинения (изложения) в текущем
учебном году в дополнительные
даты (в первую среду февраля и вторую среду апреля) допускаются:
а) обучающиеся и экстерны,
получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат
(«незачет»);
б) обучающиеся и экстерны,
удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, перечисленных
в подпункте 4.3.15 настоящих Методических рекомендаций;
в) участники итогового
сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные
обстоятельства), подтвержденным документально;
г) участники итогового
сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения)
по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным
документально.
1.4.2. Обучающиеся и экстерны,
получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат
(«незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении
(изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в
дополнительные даты, установленные Порядком.
1.5.
Ознакомление с результатами итогового сочинения
(изложения), срок действия итогового сочинения и предоставление итогового сочинения в образовательные организации высшего образования в качестве
индивидуального достижения
1.5.1.
С результатами итогового сочинения (изложения) участники итогового
сочинения (изложения) могут ознакомиться в образовательных организациях или в
местах регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении). По решению ОИВ
ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может
быть организовано в сети «Интернет» в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
1.5.2.
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.
1.5.3.
Лица, перечисленные в подпункте 2.1.2 настоящих Методических
рекомендаций, могут участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у
них итогового сочинения прошлых лет.
1.5.4. Темы итогового сочинения и
образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны
образовательным организациям высшего образования через ФИС.
1.5.5. В соответствии с пунктом 33 Порядка приема в рамках
приема на обучение по
программам бакалавриата, программам специалитета образовательная организация
высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную образовательной
организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения,
являющегося условием допуска
к ГИА. Сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов. Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в
сумму конкурсных баллов. Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при
равенстве поступающих по критериям ранжирования, указанным в подпунктах 1-4
пункта 76, в подпунктах 1-4 пункта 77 и подпунктах 1-3 пункта 97.9 Порядка
приема, устанавливается образовательной организацией высшего образования
самостоятельно. В случае равенства поступающих по указанным достижениям
перечень таких достижений может быть дополнен в период проведения приема.
1. Особенности итогового сочинения (изложения)
1.1. Итоговое сочинение
Итоговое сочинение, с одной
стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих
речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку
умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С
другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование
построения аргументации с обязательным привлечением примера (-ов) из
литературного материала.
Ниже представлена структура
(названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам закрытого банка тем
итогового сочинения.
Структура закрытого
банка тем итогового сочинения
|
Разделы и подразделы |
1 |
Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека |
1.1. |
Внутренний мир человека и его личностные качества |
1.2. |
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы
и выбор между
добром и злом |
1.3. |
Познание человеком самого себя |
1.4. |
Свобода человека и ее ограничения |
2 |
Семья, общество, Отечество в жизни
человека |
2.1. |
Семья, род; семейные ценности и традиции |
2.2. |
Человек и общество |
2.3. |
Родина, государство, гражданская позиция человека |
3 |
Природа и культура в жизни человека |
3.1. |
Природа и человек |
3.2. |
Наука и человек |
3.3. |
Искусство и человек |
3.4. |
Язык и языковая личность |
Комментарии к разделам
закрытого банка тем итогового
сочинения
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры
в жизни человека
Темы раздела:
¾
связаны с вопросами, которые человек задаёт
себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
¾
нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах
и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле,
о свободе и ответственности;
¾
касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном
поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях
совести;
¾
позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного
пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
¾
побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей
(или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество
в жизни человека
Темы раздела:
¾
связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума,
народа, поколения, эпохи;
¾
нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и
обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
¾
касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов,
важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
¾
позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;
¾
побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об
общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы раздела:
¾
связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими
проблемами, вопросами экологии;
¾
нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта,
ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных
предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе
родном) и языковой культуре;
¾
касаются миссии художника и ответственности человека
науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в
связи с юбилейными датами);
¾
позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с
историей страны, важность бережного
отношения к языку, важность исторической памяти, сохранения
традиционных ценностей;
¾
побуждают задуматься о взаимодействии человека и
природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий
на человека.
Каждый комплект включает
шесть тем – по две темы из каждого раздела
банка: Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество,
Отечество в жизни
человека». Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Комплекты тем формируются
отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся
общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
При составлении тем итогового сочинения
соблюдаются определенные требования.
Темы для итогового
сочинения должны:
соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;
соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения
(не нацеливать на
литературоведческий анализ конкретного произведения);
соответствовать
литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность
широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в
своих рассуждениях);
нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени,
отведенному на написание
сочинения (3 ч 55 мин.);
быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
Темы позволяют участнику
выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих
рассуждениях.
В качестве примера
ниже приведен образец
комплекта тем.
Номер темы |
Тема |
111 |
Какую жизненную цель можно назвать благородной? |
201 |
Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь
человека? |
304 |
Как становятся героями на войне? |
405 |
Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений? |
509 |
Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? |
602 |
Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого
из них? |
Темы привязаны
к определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть
написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник
вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не
совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема.
Например, рассуждая на тему «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?» (тема прикреплена к
разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и рассмотреть связь указанных
понятий в ракурсе
семейных или общественных ценностей. Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать
об ответственности человека науки, о научной совести (см. комментарий к разделу
3).
Чтобы обеспечить прозрачность
и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый
комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения (см.
Приложение 1).
Памятка о порядке
проведения итогового сочинения (изложения) для ознакомления обучающихся и их
родителей (законных представителей)
1.
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
(далее – ГИА) проводится для обучающихся, экстернов.
2. Изложение вправе писать:
обучающиеся с ограниченными
возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья,
обучающиеся – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети- инвалиды и инвалиды;
обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих
наказание в виде лишения свободы;
лица, обучающиеся по состоянию
здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе
санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные,
реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном
лечении, на основании заключения медицинской организации.
3.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря
последнего года обучения.
4.
Обучающиеся для участия в итоговом сочинении (изложении) подают
заявления не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения
(изложения) в свою школу, экстерны – в образовательные организации, выбранные
экстернами для прохождения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования.
5.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в школах, где обучаются
участники итогового сочинения (изложения), и (или) в местах проведения
итогового сочинения (изложения), определенных органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в
сфере образования (далее – ОИВ).
6.
ОИВ определяет порядок проведения и порядок проверки итогового
сочинения (изложения) на территории субъекта Российской Федерации.
По решению ОИВ места проведения
итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными
металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов
подвижной связи.
7.
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10:00
по местному времени.
8.
Если
участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается
к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания
итогового сочинения (изложения), зафиксированное на доске (информационном
стенде) членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения), не
продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не
проводится (за исключением, когда в учебном кабинете нет других участников
итогового сочинения (изложения). Члены комиссии по проведению сочинения
(изложения) в образовательных организациях предоставляют необходимую информацию
для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения). Рекомендуем
не опаздывать на проведение итогового сочинения (изложения).
9.
Вход участников итогового сочинения (изложения) в место проведения
итогового сочинения (изложения) начинается с 09:00 по местному времени. При
себе необходимо иметь документ,
удостоверяющий личность.
10. Рекомендуется взять с собой на сочинение
(изложение) только необходимые вещи:
документ, удостоверяющий личность;
ручка (гелевая
или капиллярная с чернилами черного
цвета); лекарства (при необходимости);
продукты питания для
дополнительного приема пищи (перекус), бутилированная питьевая вода при
условии, что упаковка указанных продуктов питания и воды, а также их
потребление не будут отвлекать других участников итогового сочинения
(изложения) от написания ими итогового сочинения (изложения) (при
необходимости);
для участников итогового сочинения
(изложения) с ограниченными возможностями здоровья, участников итогового
сочинения (изложения) – детей-инвалидов и инвалидов – специальные технические
средства (при необходимости).
Иные личные вещи участники
итогового сочинения (изложения) обязаны оставить в специально выделенном в учебном кабинете
месте для хранения личных вещей участников итогового сочинения (изложения).
11.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам
итогового сочинения (изложения) выдадут черновики, бланки итогового сочинения
(изложения), а также орфографический словарь для участников итогового сочинения
(орфографический и толковый словари для участников итогового изложения).
Внимание!
Черновики не проверяются и записи в них не учитываются при проверке.
12.
Темы итогового сочинения становятся общедоступными за 15 минут до
начала проведения сочинения. Тексты для изложения доставляются в школы и
выдаются участникам итогового
изложения в день проведения итогового изложения не ранее 10:00 по местному
времени.
13.
Продолжительность выполнения итогового
сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
14.
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными
возможностями здоровья, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в
медицинских организациях (при предъявлении оригинала или надлежащим образом
заверенной копии рекомендаций ПМПК), участников итогового сочинения (изложения)
– детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении оригинала или надлежащим
образом заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность)
продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на
1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) более четырех
часов организуется питание участников итогового сочинения (изложения) в
порядке, определенном ОИВ.
15.
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными
возможностями здоровья, участников итогового сочинения (изложения) – детей-инвалидов и
инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии
соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.
16.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам
итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио-
и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные
средства хранения и передачи
информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам
итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами
литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные
источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные
требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения)
в образовательной организации. В данном случае оформляется соответствующий акт, на основании которого
педагогическим советом будет принято решение
о повторном допуске к написанию итогового сочинения
(изложения) в дополнительные даты.
17.
В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию
здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового
сочинения (изложения), он может покинуть учебный кабинет. В данном случае
оформляется соответствующий акт, на основании которого педагогическим советом
будет принято решение о повторном допуске к написанию итогового сочинения (изложения)
в дополнительные даты.
18.
Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие
выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки
записи (дополнительные бланки записи), черновики и покидают место проведения
итогового сочинения (изложения), не дожидаясь установленного времени завершения
итогового сочинения (изложения).
19. К написанию
итогового сочинения (изложения) в дополнительные даты в текущем учебном году (в
первую среду февраля и вторую среду апреля) допускаются:
обучающиеся и экстерны, получившие
по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
обучающиеся и экстерны, удаленные с итогового сочинения
(изложения) за нарушение требований, установленных
подпунктом 1 пункта 28 Порядка;
обучающиеся и экстерны, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные
обстоятельства), подтвержденным документально;
обучающиеся и экстерны, не
завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам
(болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
20.
Обучающиеся и экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению)
неудовлетворительный результат («незачет»), допускаются к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем
учебном году, но не более двух раз и только в
дополнительные даты, установленные Порядком.
21.
В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного
оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся, экстернам при получении
повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение
(изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на
проверку написанного ими итогового сочинения (изложения) комиссией другой
образовательной организации или комиссией, определенной ОИВ.
Порядок подачи такого заявления и
организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) указанной
категории обучающихся определяет ОИВ.
22. Итоговое сочинение
(изложение) как допуск
к ГИА – бессрочно.
( )
подпись расшифровка подписи
« » 20 г.
Родитель/законный представитель участника итогового сочинения (изложения)
( )
подпись расшифровка подписи
« » 20 г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.12.2023
Дата обновления: 05.12.2023
Дата публикации: 01.12.2023