ДОП Мягкая игрушка

Введение.
Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их
делали из того материала, который был под рукой – из кожи и дерева, ткани
и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Позднее люди стали обращаться к
таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком
и спицами, шились из ткани.
Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое
первоначальное значение – с ними не играют дети. Это – игрушки-сувениры.
Мягкие же игрушки используются в игре детьми с древних времен и по
настоящее время.
Искусство изготовления игрушек – один из видов декоративноприкладного творчества, которое является частью искусства народа и
представляет значительную ценность для нравственного воспитания детей.
Актуальность программы:
Игрушка – это средство познания и вживания в мир. Для детского
восприятия важно все: форма, цвет, соразмерность, материал, крепость и
функциональность. Ребенок учится создавать игрушку своими руками,
используя различные текстильные материалы.
Программа имеет большое воспитательное значение. У детей
развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к
вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми,
учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская
фантазия, нестандартность мышления учащихся дают возможность создавать
замечательные образы игрушек. Игрушка также способна развивать эмоции,
чувства ребенка и даже изменить его поведение. Даже самые
неуравновешенные школьники становятся более внимательными и
сдержанными. Малообщительные и замкнутые дети становятся более
открытыми и эмоциональными.
Кроме этого программа позволяет выявить художественно-одаренных
детей, обеспечить соответствующие условия для их творческого развития;
помогает решать проблему занятости детей начальной школы во внеурочное
время и может быть реализована как в общеобразовательной школе, так и в
учреждениях дополнительного образования учащихся.
Программа кружка «Мягкая игрушка» строится на следующих
концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Яконцепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего
мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного
поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой
деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний
конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной
деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных,
физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются образцы
игрушек, альбомы материалов, используемых в работе при изготовлении
игрушек, фотографии, выкройки, схемы.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и
последовательность осуществляется, как в проведении занятий, так в
самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее
время добиться больших результатов.
Занятия кружка состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения об истории создания
игрушек, о свойствах различных текстильных материалов и их возможности
применения при изготовлении игрушек.Практическая часть работы
направлена на отработку навыков кройки и шитья, изготовлении игрушек с
использованием различных материалов и инструментов, умения сочетать
различные материалы.
Целью данной
программы
является развитие
познавательного
интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во
внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой
игрушки.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
обучающие:
 обучить практическим навыкам работы с разными материалами и
инструментами;
 обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
 познакомить с назначением и областью применения материалов,
экономному их использованию;
развивающие:
 развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление,
внимательность, усидчивость и аккуратность;
 расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
 развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными
материалами;
 формировать эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
 воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм
межличностныхвзаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в
коллективе;

· воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам
их труда.
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные
виды контроля:
 текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий;
 промежуточный – выставки, конкурсы;
 итоговый – открытые занятия, выставка по окончании учебного года.
Участие воспитанников в выставках и конкурсах позволяет
продемонстрировать приобретенные умения и навыки, оценить свои
способности и возможности, выявить одаренных детей.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают
возможность текущего контроля.
Открытые занятия, выставка работ в конце являются одной из форм
итогового контроля.
Прогнозируемый результат
По завершении обучения воспитанники должны знать:
 историю создания игрушек, материалы, используемые при их
изготовлении;
 виды декоративно-прикладного искусства России и народов Дальнего
Востока;
Должны уметь:
 осуществлять организацию и планирование собственной трудовой
деятельности;
 анализировать работу свою и товарищей, контроль над ее ходом и
результатами;
 изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-6 деталям и
описанию;
 выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
 осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки.

Учебно-тематическое планирование кружка «Мягкая игрушка»
34 часа в год, 1 раз в неделю.
№ Разделы программы и
В том числе
п/п
темы занятий
Теория
1 Вводные занятия:
 знакомство с историей
сведения из истории
создания игрушки,
организация рабочего
места, инструктаж по
технике безопасности

создания игрушек и
основными народными
промыслами России
 Правила организации
рабочего места
 Правила техники
безопасности при
работе со швейными
принадлежностями
 Знакомство с видами
швов
 Разбор схем их
выполнения

2

Технология выполнения
швов

3

Технология выполнения
швов

 Знакомство с видами
швов
 Разбор схем их
выполнения

4

Цельнокроеные
игрушки. Котенок.

5

Игрушки из двух
помпонов. Птенчик.
Коллективная работа:
гусеницаиз помпонов.

 Знакомство с
цельнокроеными
игрушками
Порядок их
выполнения
Виды и свойства нитей
 Использование
нитяных помпонов для
изготовления игрушек
Правила изготовления
помпона

6

7

Игрушки с
использованием
шариков для
настольного тенниса.
Котенок

Использование
теннисных шаров при
изготовлении игрушек
 Разбор схем их
выполнения

Всего
Практика
1

 Отработка швов
«вперед иголку» и
петельного на листе
бумаги и на лоскуте
ткани
 Отработка швов
«назад иголку»,
стебельчатого и
тамбурного на листе
бумаги и на лоскуте
ткани
 Стачивание деталей
петельным швом
 Набивка ватой
 Оформление изделия

1

 Изготовление
помпонов из
шерстяных нитей
 Изготовление
дополнительных
деталей
 Соединение
помпонов
 Оформление
игрушки
 Изготовление деталей
из искусственного
меха
 Сшивание деталей
головы

3

1

1

1

8

Собачка
Медвежонок

 Особенности кроя
деталей из
искусственного меха

Объёмные игрушки из
6-8 деталей и
различных материалов.
Крош.
Собачка из ткани и
меха
Ежик из драпа и меха
Динозаврик из драпа.
Слоненок из махрового
полотна
Олененок Бемби из
кожи
10 Куклы-сувениры.
Пупсы из капроновых
носочков
Куклы с
использованием
пластиковых бутылок

 Использование
различных материалов
при изготовлении
игрушек
 Рассматривание
альбома с различными
видами тканей
 Разбор схем их
выполнения

11 Объёмные каркасные
игрушки. Страусенок

Значение каркаса для
отдельных видов
игрушек
 Разбор схем их
выполнения

9

Лягушонок

12 Итоговое занятие

ИТОГО:

 Использование
различных материалов
при изготовлении
игрушек
Сравнение свойств
синтепона и ваты
 Разбор схем их
выполнения

Отбор и подготовка
работ к выставке
Необходимость
проведения выставки

 Приклеивание
деталей туловища
 Изготовление
дополнительных
деталей
 Оформление
игрушки
 Изготовление
деталей из различных
материалов
 Сшивание деталей
головы
 Приклеивание
деталей туловища
 Изготовление
дополнительных
деталей
 Оформление
игрушки
 Изготовление
деталей из различных
материалов
 Сшивание деталей
 Изготовление
дополнительных
деталей
 Оформление
игрушки
 Изготовление
деталей из различных
материалов
 Сшивание деталей
 Изготовление и
вставка каркаса из
проволоки
 Изготовление
дополнительных
деталей
 Оформление
игрушки
 Подготовка
выставочных работ
 Оформление и
проведение выставки

1
1

3

3
2
2
3
3
2

2

1
2

1

34

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

месяц

число

время
проведения

форма занятий

колтема занятия
во
часов
1
Вводное. Правила техники
безопасности
Технология выполнения швов
1

1.

сентябрь

2.

сентябрь

индивидуальногрупповое
индивидуальная

3.

сентябрь

индивидуальная

1

4.

сентябрь

1

5.

октябрь

индивидуальногрупповое
индивидуальногрупповое

6.

октябрь

индивидуальногрупповое

1

7.

октябрь

коллективная

1

8.

октябрь

индивидуальногрупповое

1

9.

ноябрь

индивидуальногрупповое

1

1

«вперед иголкой», петельный
Технология выполнения швов
«назад иголкой», тамбурный,
стебельчатый

Цельнокроеные игрушки.
Котенок.
Игрушки из двух помпонов.
Птенчик. Изготовление
помпонов
Подготовка дополнительных
деталей, оформление и
оценивание работы
Гусеница. Подбор
материалов, изготовление
помпонов, дополнительных
деталей
Игрушки с использованием
шариков для настольного
тенниса. Котенок
Игрушки с использованием
шариков для настольного

место
проведения

форма
контроля

школа

журнал
инструктажа

школа
школа
школа

изделие

школа
школа

изделие

школа

изделие

школа

изделие

школа

изделие

10. ноябрь

самостоятельная
работа

1

11. ноябрь

индивидуальногрупповое
индивидуальногрупповое
индивидуальногрупповое

1

14. декабрь

индивидуальногрупповое

1

15. декабрь

индивидуальногрупповое
индивидуальногрупповое

1

12. ноябрь
13.

декабрь

16. декабрь

1
1

1

17.

январь

индивидуальногрупповое

1

18.

январь

индивидуальногрупповое
индивидуальногрупповое

1

индивидуально-

1

19. февраль
20. февраль

1

тенниса. Собачка
Игрушки с использованием
шариков для настольного
тенниса. Медвежонок.
Крош. Крой деталей,
стачивание деталей туловища
Крош. Стачивание деталей
лап, хвоста, ушей
Крош. Подготовка
дополнительных деталей,
сборка и оформление изделия
Собачка из ткани и меха.
Крой деталей. Стачивание
деталей головы
Стачивание деталей
туловища
Стачивание деталей хвоста,
ушей. Сборка и оформление
работы
Ежик из драпа и меха. Крой
деталей. Стачивание деталей
из драпа
Стачивание деталей из меха.
Сборка и оформление работы
Динозаврик из драпа. Крой
деталей. Стачивание деталей
головы
Стачивание деталей

школа

изделие

школа
школа
школа

изделие

школа
школа
школа

изделие

школа
школа

изделие

школа
школа

изделие

групповое
21. февраль

индивидуальногрупповое

1

22. февраль

индивидуальногрупповое
индивидуальногрупповое
индивидуальногрупповое
индивидуальногрупповое
индивидуальногрупповое

1

23.

март

24.

март

25.

март

26.

март

27.

апрель

индивидуальногрупповое

1

28.

апрель

индивидуальногрупповое

1

29.

апрель

индивидуальногрупповое

1

30.

апрель

индивидуальногрупповое

1

1
1
1
1

туловища. Сборка и
оформление работы
Слоненок из махрового
полотна. Крой деталей.
Стачивание деталей головы
Стачивание деталей
туловища.
Стачивание деталей лап.
Сборка и оформление работы
Олененок Бемби из кожи.
Стачивание деталей
Стачивание деталей
туловища.
Стачивание деталей ушей,
хвоста. Сборка и оформление
работы
Куклы-сувениры. Пупсы из
капроновых носочков.
Изготовление заготовки
Подготовка дополнительных
деталей, сборка и
оформление изделия
Куклы с использованием
пластиковых бутылок
Изготовление заготовки
Подготовка дополнительных
деталей, сборка и
оформление изделия

школа
школа
школа

изделие

школа
школа
школа

изделие

школа
школа

изделие

школа
школа

изделие

31.

май

индивидуальногрупповое

1

32.

май

индивидуальногрупповое

1

33.

май

индивидуальногрупповое

1

34.

май

коллективная

1

Объёмные каркасные
игрушки. Страусенок. Крой
деталей, изготовление
каркаса. Сборка и
оформление работы
Крой деталей, изготовление
каркаса. Стачивание деталей
головы
Стачивание деталей
туловища, лап. Сборка и
оформление изделия
Итоговое занятие

школа

изделие

школа
школа

изделие

школа

выставка

Организационно-педагогические условия реализации программы.
Методическое обеспечение программы.
Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие
материалы и инструменты:
· хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;
· нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;
· иглы разной величины;
· ножницы, шило, плоскогубцы, нож;
· картон, калька, копировальная бумага;
· линейка, карандаш, фломастеры, клей;
· вата, синтепон, проволока;
· бисер, пуговицы, тесьма, кружева.
Занятия строятся с учетом дидактических принципов – от неизвестного
к известному, от простого к сложному; с учетом возрастных особенностей
учащихся младшего школьного возраста, применением наглядности и на
основе знаний полученных ранее. При этом используются рассказ,
инструктаж, беседа, показ последовательности выполнения изделия.
Список литературы для руководителя кружка
1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.
2. Дайн Г. Л. Русская игрушка. – М., 1987.
3. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.
4. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов-на Дону,
2004.
5. Концепция художественного образования в Российской Федерации.
6. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. – 1990. - №
3.
7. Нестерова Д. В. Рукоделие. – М., 2007.
8. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до
реализации: Практическое пособие. – М., 2004.
9. Сборник нормативных документов для начальной школы. – М., 2007.
10. Серова З. С. Мягкая игрушка. // Начальная школа. – 1989. - № 12.
11. Соловьева Л. И. Игрушки из химических волокон. // Начальная школа. –
1991. - № 7.
12. Тарасенко С. Ф. Забавные поделки спицами и крючком. – М., 1992.
13.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
// Начальная школа. – 2004. - № 10.
14. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. – Санкт – Петербург, 2005.
Список литературы для учащихся

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками. – М.:
Айрис – пресс, 2002.
2. Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой. – М.: Малыш, 1990.
3. Денисова Н. А. Пушистики и мохнатики. – М.: Айрис – пресс, 2006.
4. Левина М. С. 365 кукол со всего света. – М.: Айрис – пресс, 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».