Пояснительная записка Рабочая программа по курсу математики в 7 классе VIII вида составлена в соответствии с программой обучения, выпущенной под редакцией В.В. Вороноковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Владос, 2001),. Программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов – в неделю. Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников Выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознаватьгеометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Умение считать устно вырабатывается постепенно в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию. Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом, различными разрядными единицами. При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться, прежде всего, четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся. Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должны способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношение. При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей. Для решения примеров со сложением и вычитанием обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями. На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач необходимо учить преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей. Навыки, полученные на уроках математики необходимо тесно связывать с предметами, изучаемыми в школе. Цель школьного курса математики: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Основными задачами преподавания математики являются: - дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; - использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с ОВЗ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; - воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Тематика курса - Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи). - Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1 000 000, устно, с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов. - Письменное сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 1 000 000. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора. - Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени. Умножение и деление на однозначное число круглые десятки, двузначное число чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы. - Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. - Десятичные дроби. Запись без знаменателя, чтение, запись под диктовку. Сравнение десятичных долей и дробей. Выражение дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях.Место десятичных дробей в нумерационной таблице. - Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы в виде десятичных дробей. - Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями. - Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события; на нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном направлениях двух тел. - Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма (ромба). Построение параллелограмма (ромба). - Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры, ось, центр симметрии. Предметы, геометрические фигуры симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии, построение геометрических фигур относительно оси и центра симметрии. Межпредметные связи Изучение математики в 7 классе тесно связано с изучением географии, биологии, истории, литературы, изобразительного искусства профессионально-трудового обучения. Основные направления коррекционной работы: 1. Коррекция переключаемости и распределение внимания; 2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти 3. Коррекция слухового и зрительного восприятия 4. Коррекция произвольного внимания 5. Развитие самостоятельности, аккуратности Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: Учащиеся должны знать: - числовой ряд в пределах 1000 000; - уметь делить числа в пределах 1000000 на двузначное число; - алгоритмы математических действий с - складывать и вычитать дроби с разными знаменателями многозначными числами, полученными при (обыкновенные и десятичные, по образцу); измерении двумя единицами стоимости, длины, - выполнять сложение и вычитание чисел полученных при измерении массы; двумя единицами времени; - решать простые задачи на нахождение продолжительнос-ти события, - элементы десятичной дроби; его начала и конца; - место десятичных дробей в нумерационной - читать, записывать под диктовку, обыкновенные дроби и смешанные таблице; числа знать виды обыкновенных дробей, сравнивать их с единицей; - симметричные предметы, геометрические - решать составные задачи в три-четыре арифметических действия; фигуры; - вычислять периметр многоугольника 1. - виды четырехугольников; произвольный, параллелограмм, ромб, квадрат, свойства сторон - находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра и углов, примеры построения симметрии, строить симметричные фигуры. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по математике Оценка устных ответов Оценка «5» «4» «3» «2» Устный ответ ученик дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснить устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ. При вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов. При решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий. С незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношении друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты ученик исправляет легко при незначительной помощи учителя. ученик при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий, понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя, узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве с значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью учителя, правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения. ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся. Оценка письменных работ Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 2 составные, примеры в одно и несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. Грубые ошибки: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил; неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение нужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных); неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур. Негрубые ошибки: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических действий; нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи; правильности расположения записей, чертежей; небольшая неточность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на урокахматематики (названия компонентов и результатов действий, величины и т. д.) Оценка «5» «4» «3» «2» письменная работа, содержащая только примеры вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений допущены 1 — 2 вычислительные ошибки допущены 3 — 4 вычислительные ошибки допущено 5 и более вычислительных ошибок Оценка «5» «4» «3» «2» Оценка «5» «4» «3» «2» письменная работа, содержащая только задачи все задачи решены и нет исправлений нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1- 2 вычислительные ошибки хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача допущена ошибка в ходе решения 2 задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки комбинированная работа(1 задача, примеры и задание другого вида) вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений допущены 1-2 вычислительные ошибки допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок Оценка «5» «4» «3» «2» комбинированная работа (2 задачи и примеры) вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений допущены 1-2 вычислительные ошибки допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3-4 вычислительные ошибки допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок Оценка «5» «4» «3» «2» Математические диктанты вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Структура курса 7 класс (170 часов) Рабочая программа по истории рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю. Таблица содержания основных тем по четвертям. Тема раздела четверть 1 2 3 Числовой ряд в пределах 1000 000 10 Сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000 000 14 Умножение и деление чисел: 6 18 8 на однозначное число 6 15 на круглые десятки 3 8 Умножение чисел на двузначное число Деление чисел: 3 2 на двузначное число с остатком 3 2 Действия с числами, полученными при измерении. 2 3 29 Действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби и действия с ними. Арифметические задачи: 2 3 2 - на движение 1 1 - на нахождение части от числа 1 1 1 -на определение продолжительности события - составные 1 1 Нахождение части от числа 1 Геометрические фигуры и тела. 6 7 9 Итого: 40ч. 35ч. 50ч. Итого: 4 5 6 4 2 3 11 12 3 1 1 1 5 45ч. 10 14 32 21 11 5 11 4 7 37 11 12 10 3 3 1 3 1 27 170ч. Контрольные и самостоятельные работы по математике № Контрольная работа Кол-во Дата часов проведения 1 1 Контрольная работа по теме: «Нумерация» 2 1 3 Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000 000» Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000 000» 4 Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на однозначное число» 1 5 Контрольная работа по теме: «Умножение и деление многозначных чисел» 1 6 Контрольная работа по итогам первого полугодия 1 7 8 Контрольная работа по теме: «Преобразование чисел, полученных при измерении» Контрольная работа по теме: «Умножение и деление чисел на круглые десятки» 1 1 9 Контрольная работа по теме: «Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки» 1 10 Контрольная работа по теме: «Умножение чисел на двузначное число» 1 11 Контрольная работа по теме: «Деление многозначных чисел на двузначное число» 1 12 Проверочная работа по теме: «Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число» 1 13 Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» 1 14 Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» 1 15 16 Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» Итоговая контрольная работа за год 1 1 1 Список использованных источников и литературы 1. Алышева Т.В.: учеб.для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011. 2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл: В 2 сб./ Под. Ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1. 3. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида под ред. Перовой М.Н. 7 класс (102 часов) № п\п дата Темаурока 1. Нумерация чисел. Чтение и запись чисел. 2. Сумма разрядных слагаемых 3. Сложение и вычитание столбиком 4. Сравнение целых чисел 5. Четные и нечетные числа 6. Римские цифры Цель урока Вспомнить отличие числа от цифры. Называть классы и разряды чисел. Чтение и запись чисел в таблицу классов и разрядов. Раскладывать числа на разрядные слагаемые. Получать числа из разрядных слагаемых Повторить сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000000 столбиком Повторить правило сравнивания чисел. Записывать числа в порядке убывания, возрастания. Знать признаки четности и нечетности чисел. Находить и выписывать четные и нечетные числа. Вспомнить римские цифры, где они применяются в настоящее Основные термины и понятия Число, цифра, класс, разряд Работа в классе Устный счет Домашнее задание с.3-5 № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8(1) Запись чисел под диктовку Слагаемое, сумма с.5-7 № 8(2), 9, 10, 11 Складывание в с.7 пределах 100 № 12 Сложение, вычитание, компоненты вычитания Больше, меньше, равно с.7 №14, 15, 13(1) Вычитание в пределах 100 с.7 № 13(2) с.8-9 № 16, 17, 18, 19(1), 20, 21 Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, по 1 десятку, по 1 сотне Сложение и вычитание в пределах 1000 с.9 № 19(2) Запись чисел под диктовку Задание в тетради Четные числа, с.10-13 нечетные числа № 27, 28, 29, 30, 32(1), 35 Арабские с.19 цифры, № 58, 59 римские цифры Задания нет с.11 № 31 7. Округление чисел 8. Контрольная работа по теме: «Нумерация» 9. Числа, полученные при измерении величин 10. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин время. Производить запись чисел римскими цифрами. Уметь округлять числа до десятков, до сотен, до тысяч. Знать правило округления чисел Уметь самостоятельно раскладывать числа на разрядные слагаемые, получать числа из разрядных слагаемых, записывать числа от наибольшего к меньшему, получать новые числа присчитыванием и отсчитыванием Знать, что числа можно получить при счете предметов и при измерении величин. Уметь складывать и вычитать числа, полученные при измерении величин одной мерой. Уметь дополнять числа, полученные при измерении, до указанной меры по образцу. Сравнивать пары чисел, полученных при с.19 № 60, 61 с.20 задания для самостоятельного выполнения Заданный ряд Задание в чисел тетради увеличить на…, уменьшить на… Задания нет Килограмм, километр с.21-22 № 62, 63, 64, 66 Заменить крупные меры более мелкими с.22 № 65 Сантиметр, миллиметр с.22-24 Называть № 67, 68, время, 69, 70, 71, установленное 72, 73 на часах с.24 № 74 11. Сложение и вычитание многозначных чисел 12. Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000000» 13. Письменное сложение трех и более многозначных чисел 14. Письменное вычитание многозначных чисел и проверка вычитания измерении. Знать, что пятизначные и шестизначные числа складываются так же, как четырехзначные. Решать задачи с многозначными числами на нахождение суммы и разности Решать примеры на сложение и вычитание пятизначных и шестизначных чисел Решать задачи с многозначными числами на нахождение их суммы и разности Уметь увеличивать и уменьшать числа на разрядные единицы Выполнять сложение трех (и более) пятизначных и шестизначных чисел. Уметь производить проверку сложения перестановкой слагаемых. Вспомнить, как производится письменное вычитание четырехзначных чисел. Выполнять вычитание Компоненты сложения, вычитания с.25-26 № 75, 76, 77, 79, 82 (1) Решение примеров на сложение и вычитание с.26 № 82(2) с.32 контрольные задания Задания нет Многозначные числа с.34-35 Решение № 105, примеров на 106, 107(1) сложение с.35 № 107(2) Уменьшаемое, вычитаемое, разность с.35-36 № 108, 109, 110, с.36 № 111 Решение примеров на вычитание сложением 15. 16. 17. 18. 19. 20. пятизначных и шестизначных чисел. Уметь производить проверку вычитания сложением Письменное Выполнять вычитание вычитание пятизначных и многозначных шестизначных чисел. чисел Решение задач. Письменное Находить неизвестное сложение и слагаемое. вычитание. Составлять примеры на Решение уравнений. сложение с заданными слагаемыми, находить сумму Нахождение Находить неизвестное неизвестных уменьшаемое, вычитаемое. компонентов вычитания Нахождение Находить неизвестное неизвестных слагаемое. компонентов Находить неизвестное сложения и уменьшаемое, вычитаемое. вычитания Нахождение Составлять уравнение с неизвестных заданными параметрами компонентов сложения и вычитания Контрольная работа Решать примеры на по теме: «Сложение сложение и проводить Слагаемое, сумма Уменьшаемое, вычитаемое, разность с.37-38 №112, 113, 114, 115, 117 с.38-39 № 118, 119, 121(1,2), 122 Решение примеров на вычитание с.38 № 116 с.39 № 120 с.38 № 116 с.40-41 № 123, 124, 125(1) с.41 № 125(2) с.41 № 126, 127(а), 128 (1,2) с.41 № 127 (б) с.42 с.42 № 130 (1), № 131 131, 128 (3,4) с.42 № 130 (2) с.43 контроль- Задания нет 21. 22. и вычитание целых проверку обратным чисел в действием. пределах 1000 000» Находить неизвестный компонент. Решать задачи на соотношение «на сколько меньше…, на сколько больше…» Умножение и Вспомнить компоненты деление умножения, деления трехзначных и Умножение, деление четырехзначных трехзначного и чисел на четырехзначного числа на однозначное число однозначное Решение простых Составлять краткую запись задач по краткой решения задачи записи Выполнять решение задачи по краткой записи условия 23. Устное умножение и деление многозначных чисел на однозначное число 24. Нахождение части от числа Производить умножение и деление многозначного числа на однозначное Выполнять вычисления при заданном условии «увеличить в…», «уменьшить в…» Вспомнить, как находится часть от числа Называть компоненты дроби: числитель, знаменатель Знать, что знаменатель ныезадани я Множитель, произведение с.44 Таблица № 132, умножения на 134, 133(1) 2, 3, 4 с.44 № 133(2) Условие задачи, вопрос с.45 № 135, 136, 137, 138, 141 с.46-47 № 142, 143, 144, 145 с.45 № 139 Увеличить в…, уменьшить в… Числитель, знаменатель с.47-48 № 148, 149(1) Таблица умножения на 5, 6 с.47 № 146 Таблица с.48 умножения на 8 №149(2) указывает количество частей, на которое разделили число Знать, что числитель указывает количество частей, которые нужно взять II четверть № п\п 25. 26. 27. дата Темаурока Цель урока Письменное умножение четырехзначных чисел на однозначное число Письменное умножение пяти- и шестизначных чисел на однозначное число Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число. Выполнять письменно умножение четырехзначного числа на однозначное Основные термины и понятия Классы и разряды, компоненты умножения Работа в классе с.49-50 № 155, 156, 157, 158 (1) Устный счет Табличные случаи умножения Домашнее задание с.50 № 158 (1, 2) Выполнять письменно умножение пяти- и шестизначного числа на однозначное с.52-53 Табличные №163, 164, случаи 165 (а) умножения с.53 № 165 (б) Выполнять письменно умножение пяти- и шестизначного числа на однозначное Пользоваться при вычислении переместительным законом умножения с.53-54 Табличные № 166, 167 случаи (1), 168, умножения 169 с.53 № 167 (2) 28. Решение примеров на порядок действий 29. Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число. 30. Деление двузначного числа на однозначное с остатком 31. Письменное деление четырехзначных чисел на однозначное число Письменное деление четырехзначных чисел на однозначное число. Кратное и разностное сравнение чисел Письменное 32. 33. Выполнять решение примеров в 3-4 действия, устанавливая порядок действий Выполнять письменно умножение пяти- и шестизначного числа на однозначное Пользоваться при вычислении переместительным законом умножения Вспомнить правила выполнения деления с остатком Решать примеры и задачи на деление с остатком Выполнять письменно деление четырехзначного числа на однозначное Выполнять письменно деление четырехзначного числа на однозначное Сравнивать числа, устанавливая отношение «во сколько раз больше (меньше)», «на сколько больше (меньше) Выполнять письменно с.54-55 № 170, 171, 172 (1) с.55-56 № 173, 174, 175, 177 (1) Табличные случаи умножения с.55 № 172 (2) Табличные случаи умножения с.56 № 177 (2,3) Деление, остаток с.57 № 180, 181, 182 Табличные с.57 случаи деления № 183 Классы и разряды, компоненты умножения с.58-59 № 184, 185, 186 с.59 № 187 с.59-60 № 188, 189, 190, 192 с.59 № 191 с. 61-62 с.62 34. 35. 36. 37. деление многозначных чисел на однозначное число Проверка деления умножением Нахождение части от числа. Решение задач деление пяти- и шестизначного числа на однозначное Выполнять проверку деления умножением № 197, 198 № 199 Нахождение части от числа Дробь, числитель, знаменатель с.63 № 203 (2) Письменное деление многозначных чисел на однозначное число. Решение примеров на порядок действий Деление многозначного числа на однозначное с остатком Контрольная работа по теме: «Умножение и деление многозначных чисел» Выполнять письменно деление пяти- и шестизначного числа на однозначное Выполнять решение примеров в 3-4 действия, устанавливая порядок действий Выполнять деление с остатком Решать примеры и задачи на деление с остатком с.62-63 № 200, 201, 202, 203 (1) с.63-64 № 203, 204, 206 Выполнять умножение и деление многозначных чисел Решать задачи на умножение и деление многозначных чисел Записывать действия в виде примеров и решать их Деление, остаток с.66-68 № 213, 214, 215, 217 с.68контро ль-ные задания с.63 № 205 Табличные с.67 случаи деления № 216 Задания нет Умножение на 10,100,1000 Решение примеров на порядок действий Решение задач на движение Знать и применять приемы умножения на 10, 100, 1000 Выполнять решение примеров, устанавливая порядок действий Находить расстояние, увеличивая заданное в 10, 100, 1000 раз 40. Умножение и деление на 10,100,1000. Решение задач. 41. Деление с остатком на 10, 100, 1000 42. Преобразование чисел, полученных при измерении 43. Преобразование и сравнение чисел, полученных при измерении Умножать и делить многозначные числа на 10, 100, 1000 Знать и применять приемы умножения и деления на 10, 100, 1000 Называть признаки делимости на 10, 100, 1000 без остатка Знать и применять приемы умножения и деления на 10, 100, 1000 без остатка Умножать и делить на 10, 100, 1000 с остатком Преобразовывать меры, полученные при измерении, в более крупные и более мелкие Преобразовывать меры, полученные при измерении, в более крупные и более мелкие 38. 39. Десяток, сотня, тысяча с. 76-77 № 243, 244, 245, 250 с.77 № 248 Скорость, время, расстояние с.77-78 № 246, 247 (1), 249, 251 (а) с.81-82 № 260, 261, карточки с заданиями с.78 № 251 (б) с.82 № 262 Деление, остаток с.82-83 № 263, 264, 265, 266 (а) Примеры на умножение и деление на 10, 100, 1000 с.83 № 266 (б) Меры массы, длины, времени с.84-85 № 270, 271, 272, 273 (а) с.86-87 № 274, 275, 276, 277 Выразить меры длины в более мелких единицах Выразить меры веса в более мелких единицах с.85-86 № 273 (б) Меры массы, длины с.86 № 278 44. 45. 46. 47. 48. Преобразование чисел, полученных при измерении в более крупных единицах. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении Сравнивать числа, полученные при измерении Преобразовывать меры, полученные при измерении, в более крупные Складывать и вычитать числа, полученные при измерении Переводить меры в более крупные, более мелкие Сложение и Складывать и вычитать вычитание чисел, числа, полученные при полученных при измерении измерении. Решение Переводить меры в более задач крупные, более мелкие Использовать полученные знания при решении задач Сложение и Складывать и вычитать вычитание чисел, числа, полученные при полученных при измерении измерении. Решение Переводить меры в более задач крупные, более мелкие Использовать полученные знания при решении задач Вычитание чисел, Вычитать числа, Единицы полученных при полученные при измерении времени измерении. Решение Переводить меры в более задач крупные, более мелкие Использовать полученные с.87-89 № 279, 280, 281, 282 с.89-90 № 285, 286, 288, 290 с.89 № 284 с.90 № 287 с.91 № 292 с.91-92 № 293, 294, 296 с.92 № 295 с.92-93 № 297, 298, 299 с.94 № 301 с. 94,-95 № 303, 304, 305, 307 с.95 № 306 знания при решении задач III четверть № п\п 49. 50. 51. 52. дата Темаурока Вычитание чисел, полученных при измерении. Решение задач Цель урока Вычитать числа, полученные при измерении Переводить меры в более крупные, более мелкие Использовать полученные знания при решении задач Вычитание чисел, Вычитать числа, полученных при полученные при измерении измерении. Решение Переводить меры в более задач крупные, более мелкие Использовать полученные знания при решении задач Вычитание чисел, Вычитать числа, полученных при полученные при измерении измерении. Решение Переводить меры в более задач крупные, более мелкие Использовать полученные знания при решении задач Контрольная работа Самостоятельно по теме: складывать и вычитать «Преобразование числа, полученные при чисел, полученных измерении при измерении» Переводить меры в более крупные, более мелкие Основные термины и понятия Работа в классе Устный счет Домашнее задание с. 95-97 № 309, 310, 311, 314, 315 с.96 № 316 с.98-99 № 317, 319, 320, 321 (1) с.99 № 321 (2) с.98-99 № 318, 322, 323, 324 с.99 № 325 с.100 контрольные задания Задания нет 53. Умножение и деление чисел, полученных при измерении 54. Умножение и деление чисел, полученных при измерении 55. Решение задач на умножение и деление чисел, полученных при измерении 56. Деление чисел, полученных при измерении 57. Умножение и деление чисел, полученных при измерении Решать задачи Переводить меры в более крупные, мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на однозначное число Переводить меры в более крупные, мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на однозначное число Переводить меры в более крупные, мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на однозначное число Применять полученные знания при решении задач Переводить меры в более крупные, мелкие Делить числа, полученные при измерении, на однозначное число Переводить меры в более мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на однозначное с.101 № 328, 329, 330 с.101 № 327 с.102 № 331 с. 102-103 Перевод единиц с.103 № 332, № 334 измерения 333, 335 длины в более крупные с. 102-105 Перевод единиц с.105 № 337, измерения веса № 341(2) 339, 341(1) в более крупные с.104-105 № 336, 340, 342 Перевод единиц с.105 № 343 измерения времени в более крупные с. 106-107 Перевод единиц с.107 № 346, № 348 (2) измерения 3348(1) длины в более мелкие 58. Решение задач на умножение и деление чисел, полученных при измерении 59. Решение задач на умножение и деление чисел, полученных при измерении 60. Решение примеров на умножение и деление чисел, полученных при измерении 61. Решение примеров и задач на умножение и деление чисел, полученных при измерении число Переводить меры в более крупные, мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на однозначное число Применять полученные знания при решении задач Переводить меры в более крупные, мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на однозначное число Применять полученные знания при решении задач Переводить меры в более мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на однозначное число Переводить меры в более мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на однозначное число Применять полученные знания при решении задач с.107-108 № 347, 349, 350 Перевод единиц с.107 измерения веса № 348 (2) в более мелкие с.109-110 № 353, 354 с.110 № 356 с.110-111 № 357, 358 с.110 № 355 с. 112 № 351, 359, 362, 365, 366 (1, 2) с.109 № 354 (2) 62. Контрольная работа «Умножение и деление чисел, полученных при измерении» Самостоятельно умножать и делить числа, полученные при измерении, на однозначное число Контрольные задания, с. 113 Задания нет 63. Умножение и деление чисел, полученных при измерении на 10, 100, 1000 с. 114-115 с. 114 № 368 № 367 с. 116 № 372 64. Решение задач на умножение и деление чисел, полученных при измерении на 10, 100, 1000 с. 115-116 № 369, 370, 371 (1) с. 116 № 371 (2) 65. Решение задач на умножение и деление чисел, полученных при измерении на 10, 100, 1000 с. 116 № 373, 374 (1, 2) с. 116 № 374 (3) 66. Умножение и деление чисел, полученных при измерении на 10, Вспомнить правила умножения и деления чисел на 10, 100, 1000 Выполнять умножение и деление чисел, полученных при измерении на 10, 100, 1000 Переводить меры в более крупные, мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на 10. 100, 1000 Применять полученные знания при решении задач Переводить меры в более крупные, мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на 10. 100, 1000 Применять полученные знания при решении задач Вспомнить правила умножения и деления чисел на 10, 100, 1000 Выполнять умножение и с. 117-118 № 375, 376, 377 с. 118 № 380 100, 1000 67. Решение задач на умножение и деление чисел, полученных при измерении на 10, 100, 1000 68. Умножение чисел на круглые десятки 69. Деление чисел на круглые десятки 70. Умножение и деление чисел на круглые десятки 71. Решение задач на движение деление чисел, полученных при измерении на 10, 100, 1000 Переводить меры в более крупные, мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на 10. 100, 1000 Применять полученные знания при решении задач Знать правила умножения чисел на круглые десятки Применять эти правила при решении примеров на умножение Знать правила деления чисел на круглые десятки Применять эти правила при решении примеров на деление Знать правила умножения и деления чисел на круглые десятки Применять эти правила при решении примеров на умножение и деление Знать соотношение скорости, времени и расстояния Решать задачи на движение, производя с. 117-318 № 378, 379 с. 118 № 381 с. 118-119 Примеры № 382 (1, умножения на 2, 3а) 10 с. 119 № 383 с. 119 № 382 (1, 2, 3б), 385, 387 с. 119 № 384 с. 120-121 № 389, 390, 391 с. 121 № 392 с. 119, 121 № 386, 393, карточки с заданиями с. 122 № 394 72. Решение задач на умножение и деление чисел, полученных при измерении на 10, 100, 1000 73. Умножение и деление чисел на круглые десятки. Решение примеров на порядок действий 74. Деление чисел на круглые десятки. Решение задач 75. Деление чисел на круглые десятки. Решение задач 76. Умножение и деление чисел на круглые десятки. Решение примеров умножение и деление на круглые десятки Переводить меры в более крупные, мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на 10, 100, 1000 Применять полученные знания при решении задач Знать правила умножения и деления чисел на круглые десятки Применять эти правила при решении примеров на умножение и деление Знать порядок действий при решении примеров Знать правила деления чисел на круглые десятки Применять эти правила при решении примеров и задач на деление Знать правила деления чисел на круглые десятки Применять эти правила при решении примеров и задач на деление Знать правила умножения и деления чисел на круглые десятки Применять эти правила с. 122 № 396. 398, 400 с. 122 № 395 с. 122 № 397 с. 122-124 № 399, 401, 408 с. 125 № 411 с. 125 № 412, 414, 415 (1, 2, 3) с. 125 № 415 (4) с.126-127 № 418 (2б), 420 (1, 2), 421 (а) с. 127-129 № 423, 429 с. 127 № 421 (б) на порядок действий 77. Нахождение части от числа. Решение задач 78. Деление с остатком на круглые десятки 79. Деление с остатком на круглые десятки. Решение задач 80. Умножение и деление чисел, полученных при измерении на круглые десятки 81. Контрольная работа при решении примеров на умножение и деление Знать порядок действий при решении примеров Знать правила нахождения части от числа Применять эти правила при решении примеров и задач Вспомнить деление с остатком на однозначное число, деление на круглые десятки Выполнять деление с остатком на круглые десятки и производить его проверку Выполнять деление с остатком на круглые десятки и производить его проверку Решать задачи на выполнение деления с остатком Переводить меры в более мелкие Умножать и делить числа, полученные при измерении, на однозначное число Самостоятельно умножать Числитель, знаменатель Единицы длины, массы с. 128-129 № 427, 428 с. 129 № 432 с.132-133 с.90 № 441, 442 № 287 с. 133 № 442 (3б 3, 4 ст) с. 133 № 443, 446, 447 с. 134 № 448 с. 135-137 № 450, 451 (1), 452, 453 с. 137 № 456 Контроль- Задания 82. 83. 84. 85. «Умножение и деление чисел на круглые десятки» и делить числа на круглые десятки, в том числе и с остатком ные задания с. 134 нет Умножение и деление чисел, полученных при измерении на круглые десятки Решение задач Решение примеров на порядок действий при умножении и делении чисел, полученных при измерении на круглые десятки Контрольная работа «Умножение и деление чисел, полученных при измерении на круглые десятки» Работа над ошибками Умножать и делить числа, полученные при измерении, на круглые десятки Использовать полученные знания при решении задач Умножать и делить числа, полученные при измерении, на круглые десятки Знать порядок действий при решении примеров с. 137-138 № 454, 454, 457 с. 138 № 460 с. 138-139 № 462, 464, 467 с. 139 № 466 Самостоятельно умножать и делить числа, полученные при измерении на круглые десятки контрольные задания с. 140 Задания нет Прорешивание заданий, вызвавших затруднения при выполнении контрольной работы IV четверть Задания нет № п\п дата Темаурока Цель урока 86. Умножение на двузначное число Выполнять умножение на двузначное число Знать компоненты: первое неполное произведение, второе неполное произведение, полное произведение 87. Решение примеров на порядок действий. Решение задач 88. Умножение на двузначное число Решение задач 89. Умножение на двузначное число Решение примеров на порядок действий Умножение на двузначное число 90. Основные термины и понятия первое неполное произведение, второе неполное произведение, полное произведение Работа в классе Устный счет Домашнее задание с. 151-153 № 494, 495, 496, 498 (1) с.153 № 498 (2) Знать правила умножения чисел на двузначное число Применять эти правила при решении примеров и задач Знать порядок действий при решении примеров Выполнять умножение на двузначное число Решать задачи с использованием умножения на двузначное число Выполнять умножение на двузначное число Знать порядок действий при решении примеров с. 153-154 № 501, 500, 503, 504 с.155 № 507 с. 156-157 № 511, 514 (а), 518, 519, 520 с.157 № 514 (б) с. 158-159 № 521, 523 с. 159 № 524 Выполнять умножение на двузначное число с.159 № 525, с.159 № 527 Решение задач 91. Контрольная работа «Умножение чисел на двузначное число» 92. Деление на двузначное число с остатком 93. Деление на двузначное число Решение задач 94. Решение задач на движение 95. Деление Решать задачи с использованием умножения на двузначное число Самостоятельно умножать числа на двузначное число. 526, 528 Контрольные задания с. 160 Задания нет Вспомнить деление с остатком на однозначное число, на круглые десятки Выполнять деление с остатком на двузначное число Вспомнить деление с остатком на однозначное число, на круглые десятки Выполнять деление на двузначное число Решать задачи, используя деление на двузначное число Знать соотношение скорости, времени и расстояния Решать задачи на движение, производя умножение и деление на двузначное число Выполнять деление с.160-163 № 529, 531, 532 (1, 2), 533, 534 с.163 № 538 с. 163-164 с. 114 № 536, № 367 539, 540 (1) с. 164 № 540 (2) с. 163, 165 № 535, 545, 547 с. 166 № 549 с. 166-168 с. 167 96. многозначных чисел на двузначное число Решение примеров на порядок действий Деление на двузначное число Решение задач многозначных чисел на двузначное число Знать порядок действий при решении примеров № 550, 551, 552, 553, 555 № 558 Выполнять деление на двузначное число Решать задачи, используя деление на двузначное число Вспомнить деление с остатком на однозначное число, на круглые десятки Выполнять деление с остатком на двузначное число Самостоятельно делить числа на двузначное число с. 168-169 № 556, 559, 562 (1, 2) с. 169 № 562 (3) с. 172-174 № 574, 575, 579, 582 (1) с. 174 № 582(2) Контрольные задания с. 175 Задания нет Умножать и делить числа, полученные при измерении, на двузначное число Использовать полученные знания при решении задач Проверочная работа Самостоятельно делить «Умножение и числа, полученные при деление чисел, измерении на двузначное с. 179-180 № 596, 597, 600 с. 180 № 599 Контрольные задания Задания нет 97. Деление с остатком на двузначное число 98. Контрольная работа «Деление многозначных чисел на двузначное число» Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. полученных при измерении, на двузначное число» Обыкновенные дроби число Называть обыкновенные дроби Располагать обыкновенные дроби в порядке возрастания и убывания находить и называть правильные и неправильные дроби Сложение Вспомнить, как обыкновенных выполняется сложение дробей обыкновенных дробей Решение задач Использование полученных знаний при решении задач Сравнение дробей. Сравнивать обыкновенные Нахождение части дроби, устанавливая от числа соотношение больше, меньше, равно Находить часть от числа Вычитание Вспомнить, как обыкновенных выполняется вычитание дробей обыкновенных дробей Решение задач Использование полученных знаний при решении задач Проверочная работа Самостоятельно делить «Сложение и числа, полученные при вычитание измерении на двузначное с. 180 Числитель, знаменатель, правильные, неправильные дроби Правильная неправильная, смешенная дробь с. 181-183 № 601, 603, 605, 606, 607 (а), 609 (а) с. 182-183 № 607 (б), 609 (б) с. 186-187 № 623, 624, 626 с. 188 № 629 с. 183-185 № 611, 617, 618 Задания нет с. 188-190 № 630, 631, 632, 634 с. 190 № 635 Контрольные задания Задания нет 106. 107. 108. 109. 110. 111. обыкновенных дробей» Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю Решение задач число Знать основное свойство Дополнительдроби ный множитель Заменят мелкие дроби крупными и наоборот Находить общий знаменатель для дроби Приводить дроби к общему знаменателю Использовать полученные знания при решении задач Сложение и Выполнять сложение и вычитание вычитание обыкновенных обыкновенных дробей с разными дробей с разными знаменателями знаменателями Приводить дроби к общему знаменателю Контрольная работа Самостоятельно выполнять «Сложение и сложение и вычитание вычитание обыкновенных дробей обыкновенных Приводить дроби к общему дробей» знаменателю Получение, запись и Знать отличие чтение десятичных обыкновенных и дробей десятичных дробей Читать запись десятичной дроби Запись чисел, Читать запись десятичной полученных при дроби измерении в виде Записывать числа, с. 180 с. 193-194 № 643, 644, 645 с. 194 № 646 с. 197-198 № 653, 654, 655, 656 Задания нет с. 199-200 № 661, 663, 664, 665 (1) с. 200 № 665 (2) Контрольные задания с. 203 Задания нет с. 204-205 № 675, 676, 677, 678 с. 208 № 683 с. 210-214 № 692, 695, 698, Задания нет десятичных дробей 112. 113. Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях Сравнение десятичных долей и дробей полученные при измерении, в виде десятичных дробей Выражать десятичные дроби в более крупных (мелких), одинаковых долях Сравнивать десятичные дроби 114. Сложение и вычитание десятичных дробей Решение задач Складывать и вычитать десятичные дроби Решение задач 115. Контрольная работа «Сложение и вычитание дробей» Самостоятельно выполнять сложение и вычитание десятичных дробей 116. Математический КВН Самостоятельное решение примеров и задач, приведенных в игровой форме 703, 708 с. 216-218 № 717, 718, 725, 726, 729 с. 218 № 727 с. 220-222 № 731, 733, 738, 739 с. 230-231 № 781, 783, 787, 788 Контрольные задания с. 233 Презентация с. 222 № 744 с. 232 № 789 (а) Задания нет Задания нет