Пояснительная записка Рабочая программа по курсу математики в 7 классе VIII вида составлена в соответствии с программой обучения, выпущенной под редакцией В.В. Вороноковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Владос, 2001),. Программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов – в неделю. Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников Выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознаватьгеометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Умение считать устно вырабатывается постепенно в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию. Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом, различными разрядными единицами. При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться, прежде всего, четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся. Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должны способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношение. При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей. Для решения примеров со сложением и вычитанием обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями. На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач необходимо учить преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей. Навыки, полученные на уроках математики необходимо тесно связывать с предметами, изучаемыми в школе. Цель школьного курса математики: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Основными задачами преподавания наглядной геометрии являются: - дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; - использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с ОВЗ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; - воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Тематика курса - Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма (ромба). Построение параллелограмма (ромба). - Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры, ось, центр симметрии. Предметы, геометрические фигуры симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии, построение геометрических фигур относительно оси и центра симметрии. Межпредметные связи Изучение наглядной геометрии в 7 классе тесно связано с изучением географии, изобразительного искусства профессионально-трудового обучения. Основные направления коррекционной работы: 1. Коррекция переключаемости и распределение внимания; 2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти 3. Коррекция слухового и зрительного восприятия 4. Коррекция произвольного внимания 5. Развитие самостоятельности, аккуратности Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: Учащиеся должны знать: - симметричные предметы, геометрические - вычислять периметр многоугольника фигуры; - находить ось симметрии симметричного плоского предмета, 1. - виды четырехугольников; произвольный, располагать предметы симметрично относительно оси, центра параллелограмм, ромб, квадрат, свойства сторон симметрии, строить симметричные фигуры. и углов, примеры построения Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по математике Оценка устных ответов Оценка «5» «4» «3» Устный ответ ученик дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснить устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ. При вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов. При решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий. С незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношении друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты ученик исправляет легко при незначительной помощи учителя. ученик при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий, понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя, узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве с значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью учителя, правильно «2» выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения. ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся. Оценка письменных работ Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 2 составные, примеры в одно и несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. Грубые ошибки: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил; неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение нужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных); неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур. Негрубые ошибки: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических действий; нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи; правильности расположения записей, чертежей; небольшая неточность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на урокахматематики (названия компонентов и результатов действий, величины и т. д.) Оценка письменная работа, содержащая только примеры «5» «4» «3» «2» вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений допущены 1 — 2 вычислительные ошибки допущены 3 — 4 вычислительные ошибки допущено 5 и более вычислительных ошибок Оценка «5» «4» «3» письменная работа, содержащая только задачи все задачи решены и нет исправлений нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1- 2 вычислительные ошибки хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача допущена ошибка в ходе решения 2 задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки «2» Оценка «5» «4» «3» «2» комбинированная работа(1 задача, примеры и задание другого вида) вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений допущены 1-2 вычислительные ошибки допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок Оценка «5» «4» «3» «2» комбинированная работа (2 задачи и примеры) вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений допущены 1-2 вычислительные ошибки допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3-4 вычислительные ошибки допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок Оценка «5» Математические диктанты вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений «4» «3» «2» № 1 2 3 4 5 6 7 не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа Структура курса 7 класс (34 часа) Рабочая программа по истории рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Таблица содержания основных тем по четвертям. Тема раздела четверть 1 2 3 Линия. Луч. Отрезок 7 Круг. Окружность 1 1 Многоугольники 7 5 Симметрия 5 Геометрические тела. Куб, Брус. Масштаб Повторение Итого: 8 8 10 Итого: 4 1 1 2 4 8 34 Список использованных источников и литературы 1. Алышева Т.В.: учеб.для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011. 2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл: В 2 сб./ Под. Ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1. 3. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида под ред. Перовой М.Н. 7 класс (34 часа) № п\п 1. 2. 3. 4. 5. дата Темаурока Цель урока Линия. Прямая, луч, Чертить и называть линии: отрезок прямая, кривая, ломаная, замкнутая Чертить и называть прямая, луч, отрезок Производить измерение отрезков при помощи линейки Отрезок. Измерение Давать определение отрезков понятия «отрезок» Чертить и измерять отрезки Уметь складывать и вычитать длины отрезков Построение отрезка, Чертить при помощи равного заданному линейки и циркуля с помощью линейки отрезок, равный заданному и циркуля Измерять длину ломаной линии Угол: острый, Давать определение прямой, тупой понятия «угол» Называть и чертить углы: острый, тупой, прямой Нахождение Находить и называть прямых в предметы находящиеся в пространстве. вертикальном, Основные термины и понятия Прямая, луч, отрезок Работа в классе с.69 № 218, 219, 220, 221 Устный счет Домашнее задание Графический диктант Задания нет Отрезок, длина отрезка с.70-71 Графический № 222, 223 диктант Задания нет Циркуль, ломаная линия с.71-72 № 224, 225, 226, 227 Графический диктант Задания нет Угол: острый, прямой, тупой с.73 № 228, 229, 230 Графический диктант Задания нет Параллельные прямые, перпендикуляр с.73 № 231, 232, 233, Графический диктант Задания нет Параллельные и перпендикулярные прямые 6. Периметр прямоугольника, квадрата 7. Круг, окружность 8. Круг, окружность 9. Многоугольники. Треугольники по видам углов горизонтальном и наклонном положениях Различать, называть и чертить параллельное и перпендикулярное положение прямых Вспомнить, как находится периметр прямоугольника, квадрата Решение задач на нахождение периметра Различать понятия «круг», «окружность» Чертить при помощи циркуля окружность с заданным радиусом Различать понятия «круг», «окружность» Чертить при помощи циркуля окружность с заданным радиусом Чертить хорду в круге Различать и называть группы многоугольников: треугольники, четырехугольники и др. Различать и называть треугольники: остроугольный, тупоугольный, прямоугольный ные прямые 234, 235 Прямоугольник, квадрат, периметр с.48 Графический № 150, 151 диктант Задания нет Круг, окружность, радиус, диаметр с.74-75 Графический № 236,237, диктант 238, 239 Задания нет Круг, окружность, радиус, диаметр, хорда с.75 № 240, 241, 242 Графический диктант Задания нет треугольник остроугольный, тупоугольный, прямоугольный с. 141-142 Графический № 471, диктант 472, 473, 477 (1) Задания нет 10. 11. 12. 13. Чертить треугольники сзаданными параметрами при помощи циркуля и линейки Нахождение Давать определение периметра понятиям «высота треугольника. треугольника», «периметр Высота треугольника» треугольника Уметь чертить высоту треугольника Находить периметр треугольника Четырехугольники. Различать и называть Параллелограмм. различные виды четырехугольников: квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция Давать определение параллелограмму, находить параллелограммы в группе четырехугольников Построение Находить параллелограмм параллелограммов с в группе треугольников помощью циркуля и Строить параллелограмм с линейки заданными параметрами при помощи циркуля и линейки Параллелограмм. Знать частные случаи Ромб. Высота параллелограмма: квадрат, параллелограмма. прямоугольник, ромб. Отрезок, длина, с. 142-143 Графический ломаная линия 475, 476, диктант 477 (2), 478 Задания нет Параллелограмм с.144 № 479, 480, 481 Графический диктант Задания нет Параллелограмм с.145 Графический № 482, диктант карточки с заданиями Задания нет Ромб, высота, диагональ с.146-147 № 483, 484, 485, Задания нет 14. Свойство диагоналей ромба и квадрата 15. Построение вписанного в окружность шестиугольника, треугольника 16. Многоугольники. Нахождение периметра многоугольников. 17. Ломаная линия. Уметь строить высоту, диагонали параллелограмма Чертить параллелограмм с заданными сторонами Узнавать и называть геометрические фигуры: параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб Строить данные фигуры по заданным параметрам Знать свойство диагоналей квадрата и ромба Иметь представление о геометрических фигурах, вписанных в окружность Строить при помощи циркуля и линейки вписанные в окружность треугольник, шестиугольник Знать и называть различные виды многоугольников Строить многоугольники по заданным параметрам Измерять стороны и находить периметры многоугольников Вычислять длину ломаной 486 Диагональ с. 148 Графический №487, диктант карточки с заданиями Задания нет Вписанные фигуры, окружность с.148 Графический № 488, диктант карточки с заданиями Задания нет Многоугольник с.148-150 периметр № 489, 490, 491, 492 Графический диктант Задания нет Периметр Графический Задания с.93 Треугольник. Периметр треугольника 18. Взаимное расположение геометрических фигур 19. Периметр геометрических фигур 20. Отрезок. Ломаная линия 21. Симметрия. Ось симметрии. линии Узнавать и называть виды треугольников: остроугольный, тупоугольный, прямоугольный Находить периметр треугольника Показывать и называть пересекающиеся и непересекающиеся геометрические фигуры Строить при помощи циркуля и линейки заданное взаимное расположение фигур Строить отрезки заданной длины. Находить часть отрезка, не проводя измерений Находить периметр различных геометрических фигур Строить отрезки заданной длины Строить ломаную линию и находить ее длину путем измерения и сложения частей линии Знать понятия «симметрия», «ось № 300, диктант карточки с заданиями нет Линия, луч, с.234-235 отрезок, № 798, геометрические 799, 800 фигуры Графический диктант Задания нет Периметр, отрезок с.111-112 № 360, 361, 363, 364 Графический диктант Задания нет Отрезок, линия, ломаная линия с. 235-236 Графический № 802, диктант 803, 804, 805 Задания нет Симметрия, ось с. 237-238 Графический симметрии № 806, диктант Задания нет 22. Симметрия в геометрии и природе 23. Симметрия. Ось симметрии. 24. Симметрия. Ось симметрии. 25. Построение симметричных фигур 26. Построение симметричных симметрии» Находить симметричные фигуры и предметы, выполнять чертежи Знать понятия «симметрия», «ось симметрии» Находить симметричные фигуры и предметы Выполнять чертеж симметричных фигур Знать понятия «симметрия», «ось симметрии» Находить симметричные фигуры и предметы, выполнять чертежи Знать понятия «симметрия», «ось симметрии» Находить симметричные фигуры и предметы, выполнять чертежи Знать понятия «симметрия», «ось симметрии» Находить симметричные фигуры и предметы, выполнять чертежи Знать понятия «симметрия», «ось 807, 808, 809 с. 139-241 Графический № 810-813 диктант Задания нет Симметрия, ось с. 242-243 Графический симметрии № 814-816 диктант Задания нет Симметрия, ось с. 242-243 Графический симметрии № 181-820 диктант карточки с заданиями Задания нет Симметрия, ось 821, 822, симметрии работа в тетради Графический диктант Задания нет Симметрия, ось , работа в симметрии тетради Графический диктант Задания нет фигур 27. Куб. Брус 28. Масштаб 29. Масштаб 30. Повторение. Прямая. Луч. Отрезок 31. Повторение. Круг, окружность 32. Повторение. симметрии» Находить симметричные фигуры и предметы, выполнять чертежи Познакомить с понятиями «куб», «брус» Находить и показывать длину, ширину, высоту, ребра, грани куба, бруса Знать понятие «масштаб» Выполнять чертежи геометрических фигур в заданном масштабе Знать понятие «масштаб» Выполнять чертежи геометрических фигур в заданном масштабе Чертить и называть линии: прямая, кривая, ломаная, замкнутая Чертить и называть прямая, луч, отрезок Производить измерение отрезков при помощи линейки Различать понятия «круг», «окружность» Чертить при помощи циркуля окружность с заданным радиусом Знать частные случаи Куб, брус, ребро, грань с. 260-261 Графический № 880, диктант 881, 882 Задания нет масштаб с.261 № 883, 884, 885 Графический диктант Задания нет масштаб с.262 № 886, 887, 888 Графический диктант Задания нет Прямая, луч, отрезок с.268 № 39, 40 Графический диктант Задания нет Круг, окружность, радиус, диаметр задание в тетради Графический диктант Задания нет параллелограм с. 269 № Графический Задания Квадрат. Прямоугольник. Ромб 33. Повторение. Периметр геометрических фигур 34. Повторение. Симметрия. Ось симметрии. параллелограмма: квадрат, прямоугольник, ромб. Уметь строить высоту, диагонали параллелограмма Чертить параллелограмм с заданными сторонами Строить отрезки заданной длины. Находить часть отрезка, не проводя измерений Находить периметр различных геометрических фигур Знать понятия «симметрия», «ось симметрии» Находить симметричные фигуры и предметы, выполнять чертежи м ромб диагональ 40-43 диктант нет Периметр, отрезок задание в тетради Графический диктант Задания нет Симметрия, ось карточки с Графический симметрии заданиями диктант Задания нет