Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы специального (коррекционного) общего образования по предмету «Профессионально-трудовое обучение» для 5-9-х классов, под редакцией В.В. Воронковой. Специальные коррекционные занятия по профессионально-трудовому обучению направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на возможность овладения профессией, способствующих повышению уровня познавательной активности учащихся, развитию их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Первые 2-3 года первостепенное значение придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками. Программа обучения в 5 классе имеет следующие разделы: «Сельскохозяйственный труд», «Переплетнокартонажное дело», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Оригами», «Мягкая игрушка», «Аппликация». По всем разделам проводятся практические работы, упражнения. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации учащихся, практической подготовке детей к самостоятельной жизни и труду. Основными задачами преподавания обществоведения являются: - расширение кругозора детей, - формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений; - формирование у учащихся знаний правил техники безопасности при работе со швейными принадлежностями, садовоогородным инвентарем; - базирование преподавания на знаниях, полученных ранее по всем предметам; - изучение тем, исходя из возможностей учеников, местных почвенно-климатических условий, наличия базовых предприятий, материально-технической базы школы; - знать о возможности трудоустройства вблизи места жительства; - отработка основных профессиональных приемов и знаний; - запоминание терминологии; - создание условий для профессиональной ориентации. Тематика курса Обучение профессионально-трудовому обучению в 5 классе проводится по разделам. Практические работы по каждому разделу начинаются с повторения учащимися правил техники безопасности. Количество часов по каждому разделу определяет учитель, исходя из материально-технической базы школы, степени обученности детей. Межпредметные связи Изучение социально-бытовой ориентировки в 5 классе тесно связано с материалами курса русского языка, математики, географии, биологии, истории, изобразительного искусства. Основные направления коррекционной работы: 1. Коррекция переключаемости и распределение внимания; 2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти 3. Коррекция слухового и зрительного восприятия 4. Коррекция произвольного внимания 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: – значение сельскохозяйственного труда в жизни людей; – виды работ, продукция и оплата труда в ближайших фермерских хозяйствах и на личном подворье; – биологические и морфологические особенности выращиваемых растений, агротехнику их возделывания; – приемы ухода за кроликами, ручной инвентарь для ухода за ними; – о работе переплетчика и картонажника, изделия, выполняемые при переплетно-картонажных работах; – многообразие цветковых растений, их декоративные свойства, условия выращивания в цветниках и комнатных условиях; – инвентарь, техника безопасности и приемы работы в цветнике; 1. 2. 3. 4. 5. Учащиеся должны уметь: – убирать и сортировать картофель и помидоры, работать граблями при уборке огорода, отбирать семенной картофель и производить выбраковку больных клубней; – проводить мелкий ремонт помещений для содержания кроликов, чистить кормушки и поилки, производить замену воды; – производить разметку разверток при помощи измерительной линейки и по шаблону; – заготавливать детали для выполнения аппликаций, вырезать их ножницами, выкладывать на листе-основе и приклеивать их; – складывать базовые формы оригами. Выполнять изделие совместно с учителем; 8. 9. – понятия «пересадка» и «перевалка» растения; 6. – виды бумаг, их назначение и использование при 7. выполнении аппликаций и изделий в технике оригами; 8. – правила техники безопасности при работе со швейными принадлежностями, содово-огородным инвентарем; – виды тканей, их использование при пошиве мягких игрушек; 9. – виды швов, основные приемы при пошиве мягких игрушек. – изготовить коробку, блокнот, конверт; – выполнять обметочный шов, шов «вперед иголку»; – подбирать ткань для изготовления мягкой игрушки, выполнять последовательно операции по пошиву изделия, подготовить и присоединить дополнительные детали (нос, глаза, хвост, клюв и т.д.); – собирать семена цветковых растений, обрабатывать и хранить семена после сбора; – ухаживать за комнатными растениями, подготавливать земляную смесь, производить пересадку и перевалку растений, выращивать рассаду для последующей высадки в цветник. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по профессионально-трудовому обучению Оценка «5» «4» «3» «2» Базовый уровень Оценка «5» ставится ученику, если он может с помощью учителя и по технологической карте изготовить изделие, подбирая материал, учитывается аккуратность при выполнении работы. Оценка «4» ставится, если ученик может с помощью учителя и по технологической карте изготовить изделие, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя Оценка «3» ставится, если ученик может с помощью учителя и по технологической карте изготовить изделие, но неполно, и непоследовательно, затрудняется при выполнении самостоятельной работы, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» ставится, если ученик совершенно не выполняет работу, даже при помощи учителя. Структура курса 5 класс Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю. Таблица содержания основных тем по четвертям. № 1 2 3 4 5 6 Тема раздела Сельскохозяйственный труд Переплетно-картонажное дело Цветоводство и декоративное садоводство Оригами Мягкая игрушка Аппликация Итого: 1 2 2 2 2 8 ч. четверть 2 3 2 2 2 2 2 2 3 3 8 ч. 10 ч. Итого: 4 8 8 ч. 6 10 6 7 3 2 34 ч. Список использованных источников и литературы 1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл: В 2 сб./ Под. Ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1. 2. Оригами для всех. 333 волшебные фигурки любой сложности. Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис», М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2008. – 416 с., с илл. 3. Куртьер Дж. Энциклопедия комнатного цветоводства/Пер. с нем. – М.: Мой Мир ГмбХ Ко. КГ, 2006. – 192с.: ил. 5 класс 34 часа I четверть Дата № п/п Тема урока Сельскохозяйственный труд 1. Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей Сельхозинвентарь. Правила техники безопасности при работе в огороде 2. Правила уборки овощей Обрезка ботвы корнеплодов свеклы и моркови Цветоводство 3. Культурные и дикорастущие цветковые растения Цель урока Основные термины и понятия Практическая работа Виды сельскохозяйственного растениеводство, труда животноводство Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей Отрасли сельского хозяйства Сельхозинвентарь для работы в огороде, ухода за животными Правила безопасности при работе с инвентарем Правила и сроки уборки ботва различных овощей Помощь старшим при уборке корнеплодов Необходимость обрезки ботвы у корнеплодов Использование ботвы для питания животных мелкий ремонт инвентаря Отличие дикорастущих и культурных цветковых растений альбом «Декоративные цветковые растения» уборка корнеплодов обрезка ботвы корнеплодов Разнообразие сортов культурных растений 4. Растения, выращиваемые в Отличие комнатных растений цветниках и комнатные и выращиваемых в цветниках растения Уход за комнатными растениями Понятие перевалки и пересадки растения Аппликация 5. Аппликация – как вид Виды аппликаций работы с бумагой Материалы, используемые в Виды бумаг и их свойства аппликации Определение материалов, использованных для аппликации Различные виды бумаг: мелованная, бархатная, гофрированная, папиросная Свойства различных видов бумаг, их сочетание и использование в аппликации 6. Аппликация«Птица» Анализ образца изделия Составление эскиза для аппликации «Птица» Определение необходимых видов бумаги Оригами 7. Оригами – искусство Оригами – искусство складывания фигурок из складывания фигурок из бумаги Японии Происхождение оригами перевалка, пересадка альбом «Комнатные растения» аппликация определение материалов составление альбома «Виды бумаг» вариант выполнение работы легенда рассматривание фигурок 8. Базовая форма «Рыба». Акула Базовая форма «Рыба» Разбор схемы, выделение основных линий Использование формы Складывание акулы базовая форма складывание акулы II четверть Дата № п/п Тема урока Переплетно-картонажное дело 9. Назначение пакетов и конвертов, необходимый материал для выполнения работы 10. Вырезка разверток, сборка и подклейка боковых клапанов Цветоводство 11. Удаление стеблей, сортировка и очистка семян Цель урока Основные термины и понятия Практическая работа Виды пакетов и конвертов, их пакет, конверт назначение Материалы для их изготовления Подбор материалов для выполнения работы Вырезание развертки развертка, клапан Складывание по линиям Подклейка боковых клапанов пакета Подготовка материалов для выполнения аппликации Оформление пакетов аппликацией рассматривание пакетов для хранения семян Разбор семян, уложенных на просушку Удаление остатков стеблей Сортировка и очистка семян сортировка и очистка семян сборка пакета 12. Фасовка семян в бумажные пакеты Оригами 13. Изготовление цветка «Лилия» 14. Изготовление цветка «Лотос» Сельскохозяйственный труд 15. Кролики – домашние животные. Породы кроликов 16. Особенности ухода за кроликами во время зимнего содержания от мусора Правила фасовки семян в пакеты Насыпание семян в пакеты мерной ложкой Заклеивание пакетов фасовка семян Чтение схемы цветка лилия «Лилия» Дополнительные материалы для изготовления цветка Выполнение цветков Изготовление стеблей, листьев Чтение схемы цветка «Лотос» лотос Дополнительные материалы для изготовления цветка Выполнение цветка Оформление листьями изготовление лилий Домашние животные – кролики. Внешний вид кроликов, их содержание в неволе. Породы кроликов Содержание кроликов в зимний период Отличие зимнего и летнего содержания кроликов Уход за кроликами в зимний период, его отличие от летнего кролик альбом «Породы кроликов» уход сравнение зимнего и летнего содержания кроликов изготовление лотоса III четверть Дата № п/п Тема урока Сельскохозяйственный труд 17. Горох. Условия необходимые для прорастания семян 18. Проверка семян на всхожесть Мягкая игрушка 19. Правила техники безопасности при работе со швейными принадлежностями 20. Пошив петушка готового кроя: стачивание туловища, крыльев, лап, гребня, клюва 21. Набивка деталей, сборка изделия Цель урока Горох – сельскохозяйственная культура Сорта гороха Условия, необходимые для прорастания семян Определение всхожести семян Проверка семян различных сортов гороха на всхожесть Правила безопасности при работе со швейными принадлежностями Основные швы при шитье игрушек Изделие готового кроя, его части. Анализ выбора ткани, швов Стачивание деталей Материалы для набивки изделия Набивка деталей синтепоном Зашивание отверстий Сборка изделия Основные термины и понятия чашка Петри Практическая работа рассматривание семян гороха замачивание гороха для определения всхожести выполнение шва «вперед иголку» туловище стачивание деталей набивка деталей, сборка изделия Цветоводство 22. Виды бархатца, сравнительная характеристика, выращивание, уход 23. Набивка цветочных горшков земляной смесью Посев семян бархатца Оригами 24. Фигурки птиц из бумаги. Базовая форма «Треугольник». Летящий голубь Бархатцы – растения, выращиваемые на клумбах Многообразие сортов бархатца Характеристика растений, условия выращивания, уход за ними Набивка подготовленных цветочных горшков земляной смесью Правила посева семян Посев семян бархатца в подготовленные горшки Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги Изученные ранее базовые формы Базовая форма «Треугольник», фигурки из нее Складывание фигурки «Летящий голубь» 25. Базовая форма «Птица». Базовая форма «Птица» Журавлик одна из наиболее сложных форм Использование данной формы в оригами Складывание фигурки бархатцы сравнительная характеристика сортов бархатца полив, посев набивка цветочных горшков смесью, посев семян оригами, базовая форма складывание фигурки «Летящий голубь» складывание фигурки «Журавлик» 26. Базовая форма «Треугольник», цветы тюльпанов «Журавлик» Анализ цветов тюльпанов Подбор материалов для изготовления цветов Расчерчивание бумаги на квадраты, нарезание для выполнения цветов Базовая форма «Треугольник» Складывание цветов тюльпанов тюльпан складывание тюльпанов IV четверть Дата № п/п Тема урока Переплетно-картонажное дело 27. Виды блокнота и материалы для его изготовления Цель урока Виды блокнотов по назначению и конструкции Материалы, применяемые для изготовления блокнота Детали блокнота 28. Основные операции и Правила безопасности при правила техники изготовлении блокнота безопасности при Основные операции при изготовлении блокнотов изготовлении блокнотов 29. Нарезка стопы бумаги на Подбор материалов для блок, шитье блока при изготовления блокнота помощи шила Разметка листов бумаги для изготовления блокнота Основные термины и понятия блокнот Практическая работа анализ образцов разметка листов бумаги 30, Изготовление обложки 31 блокнота из картона и ткани 32, Подготовка деталей 33 аппликации для оформления обложки 34 Оформление и оценивание работы Нарезка листов бумаги Разметка обложки блокнота на картоне Нарезка обложки из коробочного картона Изготовление задней стенки блокнота Эскиз аппликации для оформления обложки Подбор бумаги Изготовление деталей аппликации для оформления обложки Приклейка блока к задней стенке Прикрепление обложки к блоку блокнота Оформление обложки аппликацией, оценивание работы изготовление обложки эскиз аппликации и детали для нее вставка блока в обложку, оформление аппликацией