1.Пояснительная записка 1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа. Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Сб. 1. / под ред. В.В. Воронковой, 2013 и учебника Кузнецовой Л.А. Технология. Ручной труд: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение, 2018г. 2. Общие цели учебного предмета Главная цель изучения технологии в школе: -воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе; - уважение к людям труда; - получение элементарных знаний по видам труда Описание места учебного предмета в учебном плане. На изучение предмета «Технология. Ручной труд» в 4 классе отводится 34 часа в год, по 1 ч. в неделю. 3. УМК. УМК по Технологии в 4 классе для учителя: - Рабочая программа (сборник программ под ред. В.В.Воронковой) - Кузнецова Л.А. Учебник. Технология. Ручной труд с методическими рекомендациями УМК по Технологии в 4 классе для ученика: - Кузнецова Л.А. Учебник. Технология. 4 класс. 4. Планируемые результаты образования. Учащиеся должны знать: - технические термины; -основные приемы работы с различными материалами; - знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; - санитарно-гигиенические требования. Учащиеся должны уметь: - самостоятельно ориентироваться в задании; -самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой; - самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя; - самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно; - выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно; -придерживаться плана при выполнении изделия; - анализировать свое изделие и изделие товарища; - ориентироваться в пространстве; - осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки; - отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. 5. Содержание учебного предмета, курса. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ) Практические работы Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей. Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина. Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож (у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы. Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ Практические работы Экскурсия в слесарную мастерскую. Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом. Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма). Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя. Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарногигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. Изготовление обложки для проездного билета. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком). Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА) Практические работы Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба. Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д. Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места. Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой. Межпредметные связи Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку. Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия. Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами. № п/п 4. Тематическое поурочное планирование (34 часа) Наименование раздела программы, тем уроков Кол-во часов 1 1 1 1 7 Работа с бумагой. Что ты знаешь о бумаге? Работа с бумагой. Складывание из треугольников. Работа с бумагой. Складывание простых форм из квадрата. Фигура «Рыбка» Работа с бумагой. Нахождение на линейке длинны заданной в миллиметрах. Работа с тканью. Что ты знаешь о ткани? Салфетка с аппликацией. Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Игрушка «Цыплёнок» Работа с бумагой и картоном. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка «Летающий диск» 8 9 10 11 12 Работа с бумагой и картоном. Игрушка из бумажных кругов «Попугай» Работа с бумагой и картоном. Конверт для писем с клеевым соединением деталей. Работа с бумагой и картоном. Конверт для писем без клеевого соединения деталей. Работа с бумагой и картоном. Закладка для книг из зигзагообразных полос. Работа с бумагой и картоном. Закладка для книг со свободным плетением. 1 1 1 1 1 13 Работа с тканью. Салфетка - прихватка. 1 14 Работа с тканью. Рукавица - прихватка. 1 15 Работа с бумагой и картоном. «Складные часы» 1 16 Работа с бумагой и картоном. Объёмное ёлочное украшение «Солнышко» 1 1 2 3 4 5 6 1 17 Работа с бумагой и картоном. «Снежинка» 1 18 Работа с бумагой и картоном. «Звезда» 1 19 Работа с бумагой и картоном. «Самолёт» 1 20 Работа с нитками. Аппликация «цветок из ниток» 1 21 Работа с нитками. «Помпон из ниток» 1 22 Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки) «Муха» 1 23 Работа с проволокой. Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки. «Паук». 1 24 Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки. 1 25 Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки. 1 26 Работа с древесиной. Что ты знаешь о древесине? 1 27 Работа с древесиной. Аппликация из карандашной стружки «Цветок» 1 28 Ремонт одежды. Пришивание пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями. 1 29 30 31 32 33 34 Ремонт одежды. Пришивание пуговицы с ушком. Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Отделка изделий с пуговицами. Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки. Ремонт одежды. Зашивание простого разрыва ткани. Картонажно-переплётные работы. Записная книжка раскладушка с переплётом. Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Подушечка для иголок. 1 1 1 1 1 1