РП Ручной труд 5 класс по специальной (коррекционной) программе 8 вида

1.Пояснительная записка
1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: Сб. 1. / под ред. В.В. Воронковой, 2013 и учебника Кузнецовой Л.А. Технология. Ручной труд:
учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение, 2018г.
2. Общие цели учебного предмета
Главная цель изучения технологии в школе:
-воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Технология. Ручной труд» в 4 классе отводится 34 часа в год, по 1 ч. в неделю.
3. УМК.
УМК по Технологии в 4 классе для учителя:
- Рабочая программа (сборник программ под ред. В.В.Воронковой)
- Кузнецова Л.А. Учебник. Технология. Ручной труд с методическими рекомендациями
УМК по Технологии в 4 классе для ученика:
- Кузнецова Л.А. Учебник. Технология. 4 класс.
4. Планируемые результаты образования.
Учащиеся должны знать:
- технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
- санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;

- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- ориентироваться в пространстве;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
5. Содержание учебного предмета, курса.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты,
применяемые при работе: шило, нож (у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение
материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных
материалов
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления
плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу
с помощью учителя.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани:
коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки
углов изделий при окантовке
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление
деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов
работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки
(медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая
(упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной
работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы.
Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила
безопасной работы.
Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными
украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка
изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании
с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарногигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание
отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из
бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их
назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина,

тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические
требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по
линейке с фальцем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по
готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков
разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые
при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила
безопасной работы.
Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в
вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых
срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
(ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя
способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов
работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства
коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления
коробок. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба. Сгибание
картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное
полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.

Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения
изделия. Организация рабочего места.
Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
Межпредметные связи
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления
по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в
беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом
процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и
отношений между реальными объектами.
№ п/п

4. Тематическое поурочное планирование (34 часа)
Наименование раздела программы, тем уроков

Кол-во часов

1
1
1
1

7

Работа с бумагой. Что ты знаешь о бумаге?
Работа с бумагой. Складывание из треугольников.
Работа с бумагой. Складывание простых форм из квадрата. Фигура «Рыбка»
Работа с бумагой. Нахождение на линейке длинны заданной в миллиметрах.
Работа с тканью. Что ты знаешь о ткани? Салфетка с аппликацией.
Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей.
Игрушка «Цыплёнок»
Работа с бумагой и картоном. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка «Летающий диск»

8
9
10
11
12

Работа с бумагой и картоном. Игрушка из бумажных кругов «Попугай»
Работа с бумагой и картоном. Конверт для писем с клеевым соединением деталей.
Работа с бумагой и картоном. Конверт для писем без клеевого соединения деталей.
Работа с бумагой и картоном. Закладка для книг из зигзагообразных полос.
Работа с бумагой и картоном. Закладка для книг со свободным плетением.

1
1
1
1
1

13

Работа с тканью. Салфетка - прихватка.

1

14

Работа с тканью. Рукавица - прихватка.

1

15

Работа с бумагой и картоном. «Складные часы»

1

16

Работа с бумагой и картоном. Объёмное ёлочное украшение «Солнышко»

1

1
2
3
4
5
6

1

17

Работа с бумагой и картоном. «Снежинка»

1

18

Работа с бумагой и картоном. «Звезда»

1

19

Работа с бумагой и картоном. «Самолёт»

1

20

Работа с нитками. Аппликация «цветок из ниток»

1

21

Работа с нитками. «Помпон из ниток»

1

22

Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки) «Муха»

1

23

Работа с проволокой. Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки. «Паук».

1

24

Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки.

1

25

Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки.

1

26

Работа с древесиной. Что ты знаешь о древесине?

1

27

Работа с древесиной. Аппликация из карандашной стружки «Цветок»

1

28

Ремонт одежды. Пришивание пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями.

1

29
30
31
32
33
34

Ремонт одежды. Пришивание пуговицы с ушком.
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Отделка изделий с пуговицами.
Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки.
Ремонт одежды. Зашивание простого разрыва ткани.
Картонажно-переплётные работы. Записная книжка раскладушка с переплётом.
Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Подушечка для
иголок.

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».