ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Пояснительная записка.
Данная программа «Занимательная математика» представляет
вариативную часть учебного курса «Математика» 1 класс и реализуется
согласно учебному плану НОО МБОУ СОШ с. Богородское. Данная
программа расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся,
способствует формированию познавательных универсальных учебных
действий.
Нормативно-правовая база:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в
РФ» (в актуальной редакции)
 Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и
науки РФ «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» от 31.05.2021 № 286
 Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 № ТВ
1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации
внеурочной деятельности»
 ООП НОО МБОУ СОШ с. Богородское
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы:
Программа направлена на повышение мотивации к обучению математике,
стремление развивать интеллектуальные возможности
учащихся.
Содержание курса отвечает требованию к организации учебной
деятельности: соответствует курсу «Математика» НОО, не требует от
учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и
заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит
полезную и любопытную информацию, интересные математические факты,
способные дать простор воображению.
Курс предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению
желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию
умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности,
любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой
основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса
к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться,
задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Цель курса вариативной части учебного курса- расширять
математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать

формированию универсальных учебных действий, развивать творческое
мышление
Курс призван решать следующие задачи:
1. Развитие
математических
способностей
учащихся,
формирование элементов логической и алгоритмической грамотности,
коммуникативных умений младших школьников с применением
коллективных форм организации занятий и использованием современных
средств обучения.
2. Предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство
с
оригинальными
путями
рассуждений,
овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
3. Развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать
учебную задачу творчески.
4. Формирование творческих способностей учащихся, элементы
которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов
решения задач, в математической или логической смекалке, в
конструировании различных геометрических фигур.
5. Усиление интереса учащихся к математике, содействие
развитию математических способностей школьников.
Сроки реализации Программы: 4 года. Программа рассчитана:
1 класс - на 33 часа (1 час в неделю).
2-4 классы – на 34 часа (1 час в неделю)
Она изучается согласно учебному плану НОО (вариативная часть
учебного плана- 1 час) учебного предмета «Математика» и подготовлена с
учетом программы и учебника по данному предмету (автор М.И. Моро).
Режим, форма проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 (34) часа в течение года.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная,
фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
-подготовка и участие в математических олимпиадах, конкурсах по
предмету;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с
математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы

Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные
особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию
подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С
этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена
последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение
одного занятия, передвижение по классу в ходе выполнения математических
заданий. При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк»,
«Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах
постоянного и сменного состава,
работу в группах. Некоторые
математические игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами.
Принципы реализации Программы:
Актуальность - создание условий для повышения мотивации к
обучению математике
Научность - математика – учебная дисциплина, развивающая
умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и
явлений, делать выводы, обобщения.
Системность - курс строится от частных примеров (особенности
решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность - содержание занятий направлено на
освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей
работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут
ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других
математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации - развитие интереса к математике как науке
физико-математического направления, успешное усвоение учебного
материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Планируемые результаты освоения Программы:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые
понятия;
- помочь учащимся овладеть способами научно – познавательной и
исследовательской деятельностью;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного
уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах,
играх, конкурсах.
Метапредметные универсальные учебные действия:
- обобщать материал;
- вычленять главное, отвлекаясь от несущественного;
- оперировать числовой и знаковой символикой;
- сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми
структурами;
- переходить с прямого на обратный ход мысли;
- переключаться от одной умственной операции к другой,
особенно в творческой работе;

- оперировать структурами отношений и связей;
- творчески мыслить;
- рационально организовывать свою работу;
- иметь навыки диалогического общения.
Предметные универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные
способы для
выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм
решения числового кроссворда; использовать его в ходе
самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы
вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с
заданными
правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении
проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать
индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать
разные мнения, использовать критерии для обоснования своего
суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый)
результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность, обнаруживать и
исправлять ошибки.
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование мотивации учения, развитие любознательности,
сообразительности при выполнении
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
умения
преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности,
ориентация на норму справедливого распределения;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности
мышления.
Способы определения результативности
Педагогическое наблюдение
Проведение математических игр, проверочных работ, олимпиад
Опросники , тесты.
Педагогический анализ результатов анкетирования, защиты
проектов, активности учащихся на занятиях.

Формы подведения итогов реализации Программы.
 Тестирование
 Практические работы
 Творческие работы
 Контрольные задания

№
п/п

Учебно-тематический план 1 класс
Наименование разделов
Количеств
о часов

В том числе
Теория

Практика

I

Числа. Арифметические действия.

9

2

7

II

Числовые головоломки и задачи
на смекалку

11

2

9

III

Математические игры и
путешествия

8

1

7

IV

Элементы геометрии

5

2

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Занимательная математика»
Раздел I.
Числа. Арифметические действия
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на
верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление
ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Раздел II.
Числовые головоломки и задачи на смекалку
Соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное
число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск
цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических
действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов
(судоку, какуро и др.) Числовой палиндром: число, которое читается

одинаково слева направо и справа налево. Задачи-смекалки. Задачи с
некорректными данными
Раздел III.
Математические игры и путешествия
Построение математических пирамид. Спичечный конструктор. Решение
нестандартных задач. Математическое путешествие. Занимательные задания с
римскими цифрами.
Раздел IV.
Элементы геометрии
История возникновения линейки. Задачи, формирующие геометрическую
наблюдательность. Геометрические фигуры. Поиск заданных фигур в фигурах
сложной конфигурации. Составление фигур по образцу, по собственному
замыслу.
Раздел I. Числа. Арифметические действия (9 часов)







Ожидаемые результаты
Ученик знает
Названия и последовательность чисел от 1 до 100.
Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Ученик умеет
Считать точки на гранях выпавших кубиков.
Решать и составлять ребусы, содержащие числа.
Складывать и вычитать числа в пределах 100.
Раздел II. Числовые головоломки и задачи на смекалку (11 часов)










Ожидаемые результаты
Ученик знает
Что такое числовой кроссворд, числовой палиндром.
Ученик умеет
Соединять числа знаками действия.
Искать несколько решений.
Восстанавливать примеры в целях поиска цифры, которая скрыта.
Последовательно выполнять арифметические действия.
Отгадывать задуманные числа.
Заполнять числовые кроссворды.
Решать задачи на смекалку
Раздел III.
Математические игры и путешествия (8 часов)

Построение математических пирамид. Спичечный конструктор. Решение
нестандартных задач. Математическое путешествие. Занимательные задания с
римскими цифрами.
Ожидаемые результаты
Ученик умеет
 Строить математические пирамиды.
 Решать нестандартные задачи.
 Выполнять задания с римскими цифрами.
Раздел IV.
Элементы геометрии (5 часов)
История возникновения линейки. Задачи, формирующие геометрическую
наблюдательность. Геометрические фигуры. Поиск заданных фигур в фигурах
сложной конфигурации. Составление фигур по образцу, по собственному
замыслу.
Ожидаемые результаты
Ученик знает
 Инструменты для выполнения геометрических построений.
 Геометрические фигуры
Ученик умеет
 Решать элементарные геометрические задачи.
 Искать заданные геометрические фигуры в фигурах более
сложной конфигурации.
 Составлять фигуры по образцу, по собственному замыслу.
Система отслеживания результатов
- включенность учащихся во журнал внеурочной
внеурочную
деятельность, деятельности
посещаемость;
- результативность участия в
мероприятиях,
выставках, дипломы, грамоты,
конкурсах различного уровня; итоговые приказы
- рост социальной активности
обучающихся;
анкетирование
- уровень сформированности
коммуникативных
компетентностей, креативных
и организаторских

тестирование

Ежемесячно

По мере
проведения

Январь, май

Апрель

способностей;
- уровень развития и
сплочения ученического
коллектива, характер
межличностных отношений;

педагогическое
наблюдение

- сформированность
рефлексивных навыков;

проверочная работа

- удовлетворенность учащихся анкетирование
и родителей деятельностью
кружка.

Еженедельно

Март

Май

Программа
«Занимательная
математика»
вариативной
части
предметного
курса
«Математика»
ориентирована
на
достижение
воспитательных результатов 1 уровня.
Воспитательный результат— непосредственное духовно-нравственное
приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательные результаты школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем
положительного социального знания и повседневного опыта.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик
учащихся (ценности, склонности, уровень притязаний, положение ребенка в
объединении, деловые качества учащегося) используется:

простое наблюдение

проведение математических игр

опросники

анкетирование

психолого-диагностические методики
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного
внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений

занятия на повторение и обобщение

самопрезентации (представление работы ребенком)

участие в математических олимпиадах и конкурсах
различного уровня
В течение всего учебного года ведется систематическое
наблюдение за ребенком, включающее: результативность и оценку
самостоятельной деятельности учащегося, активность, аккуратность,

творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в решении задач и
выполнении заданий.
Для оценки сформированности предметных УУД используются
следующие формы:

игровые занятия на повторение теории (конкурсы,
викторины, составление кроссвордов)

собеседования

опросники, проверочные работы

тестирование

самостоятельные работы
Список рекомендуемой литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная
математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб, 2010
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2008
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:
Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2010
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2012
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2009
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей»,
2008
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2010
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами
и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2009
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:
«Панорама», 2010

Календарно-тематическое планирование курса
«Занимательная математика»
№
п\п

Тема занятия

Кол-во часов
По плану

I
1.

2
3.

4.
5.

6.
7.
8.
9.
II
10.

11.
12.
13.

14.

Раздел «Числа. Арифметические
действия»
Математика – это интересно.
Решение нестандартных задач. Игра
«Муха»
Танграм: Древняя китайская
головоломка
Путешествие точки. Построение
рисунка в соответствии с заданной
последовательностью шагов
Игры с кубиками. Подсчет числа
точек на верхних гранях.
Праздник числа 10. Игры «Задумай
число», «Отгадай задуманное
число».
Игра-соревнование «Веселый счет».
Игры с кубиками. Подсчет числа
точек на верхних гранях.
Игра в магазин. Монеты. Сложение
и вычитание в пределах 20
Игры с кубиками. Сложение и
вычитание в пределах 20
Раздел «Числовые головоломки и
задачи на смекалку»
Танграм: древняя китайская
головоломка. Составление картинки
с заданным разбиением на части.
Конструирование многоугольников
из деталей танграма.
ЛЕГО-конструкторы. Знакомство с
деталями.
Алгоритмы построения конструкций
ЛЕГО. Выполнение постройки по
собственному замыслу.
Задачи-смекалки. Задачи с
некорректными данными.

9
1

1
1

1
1

1
1
1
1
11
1

1
1
1

1

Фактически

15.
16.

17.

18

19.
20.
III
21.
22.

23.

24.
25.

26.

27.
28.
IV
29.
30.

Числовые головоломки. Решение и
составление ребусов с числами.
Математическая карусель. Работа в
«центрах» деятельности:
«Конструкторы»
Математическая карусель. Работа в
«центрах» деятельности:
«Математические головоломки»
Конструирование фигур из деталей
танграма. Составление картинки с
заданным разбиением на части.
Математическая карусель. Работа в
«центрах» деятельности.
Числовые головоломки. Решение и
составление ребусов с числами.
Раздел «Математические игры и
путешествия»
Математические игры. Построение
математических пирамид.
Спичечный конструктор.
Построение конструкции по
заданному образцу.
Спичечный конструктор.
Построение конструкции по
заданному образцу.
Математические игры. Построение
математических пирамид.
Математическое путешествие.
Сложение и вычитание в пределах
20
Математические игры «Волшебная
палочка», «Лучший лодочник»,
«Гонки с зонтиками»
Секреты задач. Решение задач
разными способами.
Математические игры. Построение
математических пирамид.
Раздел «Элементы геометрии»

1

Волшебная линейка. Шкала
линейки. История возникновения.
Веселая геометрия. Решение задач,
формирующих геометрическую
наблюдательность.

1

1

1

1

1
1
8
1
1

1

1
1

1

1

5

1

31.

32.

33

Прятки с фигурами. Поиск заданных
фигур в фигурах сложной
конфигурации.
Прятки с фигурами. Поиск заданных
фигур в фигурах сложной
конфигурации.
Уголки. Составление фигур из 4, 5,
6, 7 уголков по образцу, по
собственному замыслу.

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».