Пояснительная записка Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования. Кружок рассчитан на один учебный год, возраст учащихся 16-17 лет. Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами и модулями. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в вузы. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры. Решению задач с параметрами и модулями в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами и модулями». Многообразие задач с параметрами и модулями охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. Задачи с параметрами и модулями дают прекрасный материал для настоящей учебноисследовательской работы. Цель курса Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе. Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося. Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы. Воспитательное назначение курса. Обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда. 1 2 Основные задачи данного курса: углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету; выявить и развить их математические способности; 3 расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами; 4 повышение уровня математического и логического мышления учащихся; 5 развитие навыков исследовательской деятельности, 6 обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования; 7 обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры. Работа элективного курса строится на принципах: - научности; - доступности; - опережающей сложности; - вариативности; - самоконтроля В результате изучения данного курса учащиеся должны знать: понятие параметра прочно усвоить понятие модуль числа; алгоритмы решений задач с модулями и параметрами; зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра; свойства решений уравнений, неравенств и их систем; свойства функций в задачах с параметрами. должны уметь: уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем; уметь решать линейные, квадратные неравенства с модулем; строить графики уравнений, содержащие модули; уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром; уметь решать неравенства с параметром; находить корни квадратичной функции; строить графики квадратичных функций; исследовать квадратный трехчлен; знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем. Формы контроля. 1 Рейтинг – таблица 2 Уроки самооценки и оценки товарищей Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса. Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или тестовая работа. Требования к уровню подготовки учащихся: 1 должны иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению 2 3 4 5 с обязательным уровнем сложности; точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач; правильно пользоваться математической символикой и терминологией; применять рациональные приемы тождественных преобразований; использовать наиболее употребляемые эвристические приемы. КТП (34 часа) № Тема урока 1-2 3-4 5-7 8-9 10 11 12 13-14 15-17 18-19 20 21-22 23-24 25-27 28-31 32-34 Уравнения с параметрами (первой степени) Неравенства с параметрами (первой степени) Уравнения с параметрами (второй степени) Неравенства с параметрами (второй степени) Рациональные уравнения с параметрами Графические приемы при решении. Свойства квадратичной функции Текстовые задачи с использованием параметра Иррациональные уравнения с параметрами Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. Решение уравнений, содержащих модуль. Решение неравенств, содержащих модуль. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Графики функций, содержащих модуль. Модуль в заданиях единого государственного экзамена всего Кол-во часов 4 4 6 4 2 2 2 4 6 4 2 4 4 6 8 6 68 Заключение Введение подобного кружка необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в вузы. Владение приемами решения задач с параметром и модулем можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. Решение задач, уравнений с параметрами и модулями, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале .Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами и модулями, успешно справляются с другими задачами. Список литературы. Литература для учащихся 1. Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2001год. 2. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9. Москва. «Просвещение». 2001год. Литература для учителя 1. Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач. 2. Ястрибинецкий Г.А Задачи с параметрами. 3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. «Необходимые условия в задачах с параметрами». 4. Родионов Е.М. Решение задач с модулями и параметрами. Пособие для поступающих в вузы. 5. Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала». 6. Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры». 7. Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах». 8. Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами». 9. Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач». Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)