2 Актуальность и практическая значимость Одной из приоритетных задач школы является необходимость формирования таких образовательных результатов, которые позволят современному выпускнику школы стать успешными в жизни, в профессиональной деятельности. Качество образовательных результатов современного школьника, оценивается через его функциональную грамотность. По результатам исследований PISA и TIMSS российские учащиеся успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Оценка уровня естественнонаучной грамотности выпускников школы России, т.е. их умений применять полученные знания в контексте повседневной жизни, показала, что этот уровень значительно ниже средних международных результатов. Проблема формирования функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения отражена в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию 2018 г: «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Необходимо также развивать способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества Новизна программы заключается в том, что в основе лежат задачи с обязательным ситуационным контекстом, с необычными новыми формулировками и неопределенностью в способах решения. Формирует новые навыки и развивает универсальные способы деятельности. Мотивирующий потенциал программы заключается в том, что материалы и задания, лежащие в основе курса, описывают ситуации, близкие и понятные каждому школьнику, а контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в жизни. Развивающий потенциал является значимым, так как программа направлена на развитие мышления обучающихся; овладение ими эффективными приемами умственной деятельности; формирование умений логически грамотно рассуждать, делать выводы, формулировать цели, строить умозаключения; стремление пополнить знания о предмете; выявление связи изучаемого материала с окружающей жизнью и практической деятельностью людей; оценивание практической значимости изучаемого материала. Программа обладает большим воспитательным потенциалом, так как в процессе решения предложенных задач формируются личностные качества обучающихся: настойчивость, терпение, воля к победе, которые должны появиться у учащихся в процессе обучения. Воспитательный потенциал курса реализуется через: побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 3 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор соответствующих упражнений; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках (например, иностранный язык, русский язык); включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока Здоровьесберегающий потенциал программы реализуется из предположения, что после изучения курса, учащиеся поймут, что биология, наука, глубоко связанная с нашей жизнью, которая поможет решить многие бытовые проблемы. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель курса – развитие естественно-научной грамотности школьников как индикатора качества и эффективности биологического образования. Задачи курса: сформировать умение работать с нетрадиционным заданием, в частности, с заданием, отличным от привычного текстового, для которого известен способ решения; развивать умения работать с информацией, представленной в различных формах: текст, таблицы, диаграммы, схемы, рисунок, чертеж; научить отбирать нужную информацию, если задача содержит избыточную информацию; привлекать дополнительную информацию, использовать личный опыт; формировать умение моделировать ситуацию; развивать критическое мышление; формировать умение размышлять: использовать перебор возможных вариантов решения, а также метод проб и ошибок; совершенствовать умение представлять в словесной форме обоснование своего решения. Реализуется за счет часов внеурочной деятельности. Возрастная группа учащихся – учащиеся 15-17 летнего возраста (10 или 11 классы). 4 Количество учебных часов в 11 классе - 1 час в неделю. Всего 34 часа. Методы обучения, воспитания, развития -инновационно-деятельностный – алгоритмизация, творческая инвариантность; -неформально-личностностый – задачи с использованием биографии личностей значимых людей; -метод активного обучения – технология решения конкретных ситуаций; -метод проблемного обучения - через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил; -метод контекстного обучения - деловые игры и задачи, следует рассматривать как комплексный прием, моделирующий типовые жизненные ситуации. Совокупность этих методов позволяет оценивать следующие показатели сформированности качества знаний: - системность – ученик демонстрирует логичность рассуждений, умения соотносить различные факты, рассматривать их в системе, соблюдать последовательность и логичность в действиях, необходимых для решения задачи; - осмысленность – сформированы умения подтверждать полученные результаты примерами, в том числе из личного опыта, анализировать представленную в задаче ситуацию, выявлять ее закономерности; аргументировано доказывать сделанные выводы и обосновать способы решения задачи; - действенность (функциональность) – демонстрируются умения и готовность применять теоретические знания для решения практико-ориентированных задач; - самостоятельность – ученик демонстрирует самостоятельность мышления, способность применять знания в измененных ситуациях. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Требования к результатам освоения курса внеурочной деятельности по биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностныеи метапредметные результаты освоения курса. Личностные универсальные учебные действия ученик научится 1) в рамках когнитивного компонента будут сформированы: экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными событиями; 2) в рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; 5 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. 3) в рамках деятельностного (поведенческого) компонентабудут сформированы: готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования. ученик получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданскойидентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учётапозиций участников дилеммы, ориентации на их мотивыи чувства; устойчивое следование в поведении моральнымнормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживаниячувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные планируемые результаты Программа развития универсальных учебных действий 1) Регулятивные универсальные учебные действия ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как в конце действия, так и по ходу его реализации; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; построению жизненных планов во временной перспективе; 6 при планировании достижения целей самостоятельнои адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудностькак меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достиженияцели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей. 2) Коммуникативные универсальные учебные действия ученик научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; 7 продуктивно разрешать конфликты на основе учётаинтересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместногодействия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии аргументировать свою позицию, владеть монологическойи диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и психологическимпринципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого,адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказыватьпомощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процесседостижения общей цели совместной деятельности; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулироватьцели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. 3) Познавательные универсальные учебные действия ученик научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. ученик получит возможность научиться основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать её актуальность; 8 самостоятельно проводить исследование на основеприменения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации. 4) Формирование ИКТ-компетентности обучающихся ученик научится осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами. ученик получит возможность научиться осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятияинформации человеком. 5) Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности ученик научится планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. ученик получит возможность научиться самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; использовать такие естественно-научные методыи приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов,проверка на совместимость с другими известными фактами; 9 использовать некоторые методы получения знаний,характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; осознавать свою ответственность за достоверностьполученных знаний, за качество выполненного проекта. 6. Основы смыслового чтения и работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного ученик научится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации ученик научится структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. 10 ученик получит возможность научиться выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковыхсредств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации ученик научится откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). ученик получит возможность научиться критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА № Наименование разделов Всего часов Количество часов уроки Лаборато рные и практиче ские работы 2 0 1 Введение 2 2 Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов) 7 0 0 3 Раздел 2.Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение (14 часов) 14 11 3 11 Реализация модуля программы воспитания «Школьный урок» Развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей Установление доверительных отношений между учителем и его учениками Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений 4 5 6 Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов) Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов) Итого 6 6 0 Развитие познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями 5 5 0 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений 34 31 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (11 класс, 34 часов – 1час в неделю) Введение. (2часа)Вводная диагностика. Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов). Спроси ученого о генетике. Гены, генетические вариации и наследственность. Актуальность генетики в современном мире. Ген, хромосома и геном. Генетические признаки и способы их изучения. Популяционная генетика Оборудование. Сплошные тексты (плакаты, листовки,), смешанные тексты (инфографика), не сплошные тексты (графики, диаграммы, таблицы). Работа с научными текстами по теме «Гены, генетические вариации и наследственность» Раздел 2. Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение (14 часов). Получение образцов ДНК (экстрагирование). Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР)Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. Биотехнология. Генетическая инженерия. Генетика и структурная биология. Генетика и структурная биология. Медицинская генетика и стволовые клетки. Работа с научными текстами по теме «Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их практическое применение» Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов).Решение практико-ориентированных задач по генетике. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование. Генетические карты. Взаимодействие генов. Решение практикоориентированных задач. Выполнений заданий нового формата из вариантов ЕГЭ-2021 и ЕГЭ-2022, ВПР и PISA. Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (5 часов).Селекция, основы, достижения. Методология науки. 12 Исследовательский проект. Решение практико-ориентированных задач. Итоговая диагностика. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Формирование естественно-научной грамотности» Тема занятия 12 3 4 5 6 7 8 9 Содержание Дата Количест во часов 2 План Факт Введение (2 часа). Вводная Проходят диагностику диагностика через решение демонстраци онной версии КИМ по проверке функционал ьной грамотности Раздел 1. Гены, генетические вариации и наследственность (7 часов) Актуальность генетики в 1 современном мире Актуальность генетики в 1 современном мире Ген, хромосома и геном 1 Генетические признаки и 1 способы их изучения Популяционная генетика 1 Решение задач ситуационных, 1 проблемных. Гены, генетические вариации и наследственность Работа с научными текстами по 1 теме «Гены, генетические вариации и наследственность» Раздел 2.Основные методы молекулярной генетики и генной инженерии и их 13 Форма занятий повторение усвоение пройденного и Лекция Комбинированное Лекция Лекция, беседа, практическая работа Лекция, беседа Урок решения задач Урок отработки смыслового чтения 16 17 практическое применение (14 часов) Получение образцов ДНК (экстрагирование) Получение образцов ДНК (экстрагирование). Лабораторная работа Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР). Лабораторная работа Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. Электрофоретическое разделение нуклеиновых кислот и белков. Лабораторная работа Биотехнология. Биотехнология. 18 19 Генетическая инженерия. Генетическая инженерия. 20 Генетика и структурная 1 биология. Генетика и структурная 1 Практическое биология. решение задач Медицинская генетика и 1 Лекция, стволовые клетки презентации Решение задач (ситуационных, 1 Урок решения контекстных, экологических) задач Раздел 3. Закономерности наследственности и изменчивости. Развитие естественнонаучной грамотности (6 часов) Решение практико1 Урок решения ориентированных задач по задач генетике. Часть 1 Урок решения Решение практико1 задач ориентированных задач по генетике. Часть 2 Урок решения Решение практико1 задач ориентированных задач по генетике. Часть 3 Урок решения Решение практико1 задач ориентированных задач по 10 11 12 13 14 15 21 22 23 24 25 26 27 1 1 1 Лекция, 1 Комбинированное занятие 1 Комбинированное занятие, семинар 1 Практическое занятие 1 1 Лекция Семинар, презентации Лекция Семинар, презентации Лекция 1 1 14 Просмотр учебного фильма Практические занятия беседа 28 29 30 31 32 33 34 генетике. Часть 4 Урок решения Выполнений заданий нового 2 задач формата из вариантов ЕГЭ2023, ВПР и PISA. Раздел 4.Основы селекции и биотехнологии». Развитие естественнонаучной грамотности (5 часов) Селекция, основы, достижения 1 Лекция, презентации Методология науки 1 Семинар Исследовательский проект 1 Проекты Решение практико1 Урок ориентированных задач. решения задач Итоговое тестирование 1 Решение тестовых работ Итого 34 ОПИСАНИЕ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯВНЕУРОЧНОГО ПРОЦЕССА Проведение уроков с применением дистанционных технологий проходит на платформах: ЦОП ХМАО-Югры, Skype, Viber, WhatsApp, Zoom, JitsiMeet ,Discord и др. с использова6нием электронных и цифровых образовательных ресурсов: 1. https://sdamgia.ru – Подготовка учащихся к сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ 2. https://vprtest.ru - Подготовка учащихся к сдаче ВПР 3. https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа 4. https://fipi.ru/ ФИПИ 5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» 6. http://www.school.edu.ru/ -Российский общеобразовательный портал 7. https://videouroki.net/Видеоуроки в интернет" 8. https://studarium.ru 9. https://bio-faq.ru/33ubrominimum.html 10. https://yandex.ru/tutor/. Основные электронные образовательные ресурсы 1. «Алгоритмика» – международная школа математики и программирования для детей от 5 до 17 лет: https://algoritmika.org/ 2. Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»: https://урокцифры.рф/ 3. Всероссийский открытый урок, проект по ранней профориентации школьников «ПроеКТОриЯ»: https://proektoria.online/ 4. Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю http://www.konkurs-eor.ru/materials 5. Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября» http://inf.1september.r 6.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах http://www.school-collection.edu.ru 7. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков http://window.edu.ru 8. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» с интерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/ 15 9. Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/ 10. Маркетплейс – каталог электронных книг, курсов, интерактивных и видеоматериалов: https://elducation.ru/ 11. Модель эволюционной школы (ЭВОЛШ). Все предметы – в тематических кейсах. Знания – в контексте!: https://sites.google.com/view/evolsch/evolsch?authuser=0; 12. Моя школа в online: https://cifra.school/ 13. Навигатор Кружкового движения НТИ: https://kruzhok.org/ 14. Образовательная платформа «LECTA» образовательная платформа, содержащая электронные продукты для учителей / Электронные формы учебников: https://lecta.rosuchebnik.ru/ 15. Образовательные викторины: https://quizizz.com 16. Образовательный портал «ЯндексУчебник»: https://education.yandex.ru/home/ 17. Образовательный центр «Сириус»: https://edu.sirius.online/ 18. Он-лайн школа «Фоксфорд«: https://foxford.ru/ 19. Онлайн-платформа: https://codewards.ru/ 20. Онлайн-платформа «Мои достижения«: https://myskills.ru/ 21. Онлайн-платформа «Олимпиум«: https://olimpium.ru/ 22. Онлайн-платформа «Открытая школа»: https://2035school.ru/login 23. Онлайн-школа »Skyeng«: https://skyeng.ru/ 24. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.. Коллекция ЦОР http://www.openclass.ru 25. Портал «Российская электронная школа«: https://resh.edu.ru/ 26. Портал «ЯКласс«: https://www.yaklass.ru/ 27. ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки http://pedsovet.org/m 28. Реестр примерных основных общеобразовательных программ / Примерные основные общеобразовательные программы / Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): http://fgosreestr.ru 29. Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ 30. Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ru 31. Сайт национальной сборной WorldSkillsRussia: https://worldskills.ru/ 32. Сайт Федеральный институт оценки качества образования / Единая система оценки качества образования / Всероссийские проверочные работы / Национальные исследования качества образования / Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на 32 основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся: https://fioco.ru/ru/osoko 33. Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО /Международные исследования / Национальные исследования: http://www.centeroko.ru/ 34. Центры цифрового образования «IT-куб»: http://айтикуб.рф/ 35. Цифровой образовательный ресурс для школ: https://www.yaklass.ru/ 36. Цифровые ресурсы для учебы: https://www.все.онлайн/ 37. Цифровые ресурсы и сервисы для школы группы компаний «Просвещение»: https://digital.prosv.ru/ 38. ЦОС «Мобильное Электронное Образование»: https://edu.mobedu.ru/ui/#/login 39. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах http://fcior.edu.ru 40. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/view 16 41. Федеральный портал Российского образования http://www.edu.ru/ 42. Электронно-библиотечная система «БИБЛИОШКОЛА» ИД «ДиректМедиа»: https://biblioschool.ru/ 43. Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР http://eorhelp.ru 1. Наименование учебного оборудования http://www.floranimal.ru/ 2. http://college.ru/biology/ 3. http://kenunen.boom.ru/ 4. http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm 5. http://www.povodok.ru/encyclopedia/b rem/ № п/п Краткое содержание Биология: растения и животные Попытка создать информационный ресурс, позволяющий узнать, как можно больше о различных видах животных и растений, ещё пока существующих на нашей планете; выяснить их принадлежность к разным классам, родам и подвидам; выделить особенности их существования, возможность нормального содержания в домашних условиях и многое другое, что может быть интересно. Научнопопулярная информация о животных и растениях. Классификатор видов. Фотографии. Сведения о редких и исчезающих представителях флоры и фауны. Тесты и задания по зоологии и ботанике. Самое интересное о животных и растениях, ссылки на ресурсы близкой тематики. Ресурс будет интересен учителям биологии (его материалы можно использовать как при подготовке к занятиям, так и непосредственно во время урока) и ученикам (при подготовке домашних заданий и при самостоятельном углубленном изучении предмета). На сайте опубликована интернет-версия иллюстрированного учебника курса "Открытая Биология". В разделе «Модели» имеются интерактивные Java-апплеты и анимации по биологии. Раздел «Биология в Интернет» содержит обзор Интернет-ресурсов по биологии и постоянно обновляется. В коллекции «On-line тестов» собрано более 4000 тестов, в том числе и по биологии. Тесты генерируются с учетом темы и желаемого уровня сложности. Кроме того, на сайте представлены 51 модель по биологии, разработанные компанией ФИЗИКОН. Работая с моделями, ученики смогут провести свое небольшое исследование по заданной теме. Ресурс содержит информацию о членистоногих, фотографии нескольких видов бабочек, стрекоз и пауков. Ресурс «Редкие и исчезающие животные России» - это информация о животных России, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты. На сайте представлена справочная информация по большому количеству животных, их описание и фотографии. 17 Ресурс «О непобедимой любви к животным» – это интересная и разнообразная информация о самых различных животных. Особенности подбора материала и его изложения делают этот сайт хорошим помощником учителю. Ресурс «База знаний по биологии человека» содержит учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии. 6. http://www.apus.ru/ 7. http://humbio.ru/ 8. http://www.informika.ru/text/database/ biology/ Ресурс содержит электронное пособие «Учебный курс по общей биологии», включающий теоретические основы цитологии, генетики, экологии, теории эволюции и материал для закрепления и усвоения (упражнения и вопросы). Сюда же входит обучающая программа по общей биологии (демо-версии программ). 9. http://www.priroda.ru/ 10. http://sbio.info/ Ресурс «Природа: национальный портал» - это полная информация о природных ресурсах всех регионов РФ. Флора, фауна, охраняемые территории. Коллекция ссылок на материалы, посвященные науке и образованию. Региональные и мировые новости. Государственное управление сферой охраны природы. Атлас тематических карт. Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека. Содержит единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии. Я иду на урок биологии: 1 сентября 12. http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2 .1.2 http://bio.1september.ru/urok/ 13. http://biology-online.ru/ 14. http://www.uchportal.ru/ 15. http://www.openclass.ru/node/40358 11. 16. 17. http://festival.1september.ru/ http://school-collection.edu.ru/catalog/ Современный урок биологии: онлайн-уроки, видео урок, методичка Учительский портал: урок, презентация, тесты, интерактивная доска Открытый урок: ЦОР, презентации, разработка уроков, программы. Фестиваль педагогических идей Единая коллекция ЦОР 18. 19. 20. http://www.floranimal.ru/ http://biodat.ru/db/rb/ http://biodat.ru/db/rbp/index.htm Энциклопедия растений и животных Красная книга России (животные) Красная книга России (растения) 21. 22. http://www.fipi.ru/ http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm 23. 24. 25. http://fishworld.narod.ru/ http://paleobase.narod.ru/ http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob .htm http://www.worldofanimals.ru/ http://www.dinosaur.ru/ http://www.griby.net/ http://bioword.narod.ru/ http://biolka.narod.ru/ http://med.claw.ru/ ФИПИ Web-атлас "Окружающая среда и здоровье населения России" Рыбий мир Палеоареалы Общая биология 26. 27. 28. 29. 30. 31. Интернет-журнал "В мире животных" Российский сайт о динозаврах Всё о грибах Биологический словарь On-line Ботаника. Зоология. Общая биология. Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас 18 32. 33. 34. 35. http://animal.geoman.ru/ http://www.skeletos.zharko.ru/ http://www.palaeoentomolog.ru/ http://www.macroevolution.narod.ru/ Мир животных. ОДС человека Палеоэнтомология в России Проблемы эволюции 36. 37. 38. 39. http://evolution.powernet.ru/ http://charles-darwin.narod.ru/ http://plant.geoman.ru/ http://www.livt.net/ 40. http://www.darwinmuseum.ru/ Теория эволюции Чарльз Дарвин: биография и книги Занимательно о ботанике. Жизнь растений Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия Государственный Дарвиновский музей СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 1. Акулова О.В. Конструирование ситуационных задач для оценивания компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб: КАРО, 2008. 2. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Современная школа: Опыт модернизации: Кн. для учителя. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 3. Первые результаты международной программы PISA-2009. М., 2010 4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. – 2004. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897) 6. Сайт ФИПИ. Обкрытый банк заданий по функциональной грамотности 7. https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/calendar/2021/4/0Санкт-Петербургская региональная система оценки качества образования. Варианты КИМ по функциональной грамотности 8. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-g Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» 9.https://education.apkpro.ru/login. Формирование естественно-научной грамотности по генетике. 19 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)