Пояснительная записка Согласно Стандарту полного общего образования по русскому языку, изучение предмета должно способствовать углублению знаний о языке, в частности – о его устройстве; совершенствованию лингвистической и языковой компетентности (умению анализировать синтаксические структуры языка, грамотно оформлять их с помощью знаков препинания на письме); формированию пунктуационных навыков; овладению некоторыми формами учебнопознавательной деятельности. Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет способствовать совершенствованию и углублению умений и навыков учащихся в данной области, их обобщению и систематизации, а также более основательной подготовке к выпускному экзамену. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации, а традиционная система уроков в 10-11 классах не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, то содержание этой программы – стремление организовать работу так, чтобы совместить традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ. Программа учитывает специфику КИМов и рассматривает наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок. При разработке данной программы были учтены изменения в предъявлении части С на едином государственном экзамене по русскому языку, именно поэтому особый акцент сделан на отработке навыков анализа исходного текста. Опыт участия в ЕГЭ показал, как важно научить учащихся конкретным приёмам создания сочинения-рассуждения. Для проведения практических занятий программа предусматривает учебно-тренировочные упражнения, которые помогут учащимся различными способами смоделировать вступление, основную часть, заключение, способы выражения личностной позиции. Целью предлагаемого курса является углубление и систематизация знаний в области синтаксиса, осмысление учащимися особенностей функционирования в художественном тексте единиц различных языковых уровней. Курс призван решить ряд задач: ¤ обобщить и углубить базовые знания по синтаксису; ¤ систематизировать правила пунктуации; ¤ совершенствовать пунктуационные навыки учащихся; ¤ обеспечить овладение приёмами лингвостилистического анализа художественного текста; ¤ развить навыки лингвистического микроисследования; ¤ способствовать воспитанию любви и бережного отношения к родному языку; ¤ создать условия для освоения учащимися новых форм познавательной деятельности. В результате изучения курса учащиеся познакомятся с более сложными случаями орфографии и пунктуации, с выразительными возможностями русской речи; научатся анализировать синтаксические структуры языка, грамотно оформлять их на письме, чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения; более основательно подготовятся к выпускному экзамену по русскому языку. Курс рассчитан на одир года обучения (10-11 классы) из расчёта 2 час в неделю или на один год (11 класс) из расчёта 2 часа в неделю; может быть рекомендован для учащихся гуманитарного профиля. Учебно-тематический план № п/п 1 2 НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания. ПУНКТУАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи. Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Количество часов теория практика всего 2 2 4 2 3 5 2 4 6 5 7 1 2 5 6 2 2 2 Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. 1 Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. 1 Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов. _ Тестовая работа по теме «Пунктуация в предложениях с разными видами связи». 3 ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Текст как результат употребления языка. Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. 1 2 3 Изобразительно-выразительные возможности морфологических и синтаксических конструкций. 1 3 4 1 6 7 1 5 6 Анализ художественного текста. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста. Практическая работа. Анализ художественно- языковой формы произведения русской классической литературы. Тестовая работа по теме «Функциональные стили речи». 4 ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Последовательность лингвостилистического анализа. Итоговая работа. Лингвистический анализ текста. 6 6 - 2 2 1 4 5 - 2 2 9 67 Содержание курса Раздел 1. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы. Словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Назначение и принципы русской пунктуации. Знаки препинания – средства выражения мысли. Опора на смысл, интонацию и структуру предложения. Функции знаков препинания (разделительные и выделительные знаки). Вариативные знаки препинания. Раздел 2. ПУНКТУАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Виды словосочетаний. Характеристика простого предложения по цели высказывания; эмоциональной окраске; характеру грамматической основы (двусоставное – односоставное); наличию необходимых членов предложения (полное – неполное); наличию второстепенных членов предложения (распространённое – нераспространённое); Простое предложение, осложнённое обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами. Причины обособления. Выделение обособленных членов запятыми и тире. Уточняющие члены предложения. Сложные предложения – союзные и бессоюзные. Союзные – сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложные предложения с разными видами связи. Способы выражения подлежащего. Составное глагольное и составное именное сказуемое. Односоставные предложения, их виды: назывные; неопределённо-личные, определённоличные и безличные. Способы выражения главного члена в них. Предложения с разрывом синтаксических связей. Обращения, распространённые обращения, знаки препинания при них. Вводные слова и словосочетания, их основные группы по значению, знаки препинания. Вводные предложения, вставные конструкции и выделение их на письме. Явление однородности в русском языке, синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. Раздел 3. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Текст как результат употребления языка. Признаки и свойства текста. Его стилистическая, типологическая и жанровая принадлежность. Специфика художественного и публицистического текстов. Языковые средства художественной изобразительности. Лексическое богатство русского языка (стилистическое использование многозначных слов; синонимы и в художественном тексте; использование изобразительных возможностей переносного значения слова; тропы и фигуры речи). Изобразительные ресурсы русского словообразования. Морфологические средства выразительности русской речи (стилистическая роль имён, местоимений и наречий; глагол и его особые формы в художественном тексте; служебные части речи; междометия). Синтаксическое богатство русского языка (экспрессивное использование предложений разных типов; период; синтаксические фигуры). Раздел 4. ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Лингвостилистический анализ художественного текста. Сочетание возможностей различных языковых уровней в средствах изобразительности. Связь тропов и фигур с лексическим и грамматическим уровнями. Многоуровневый характер анафоры и эпифоры. Последовательность лингвостилистического анализа. Методическое обеспечение Раздел 1. Лекции с элементами беседы. Тренировочные упражнения. Раздел 2. Лекции с элементами беседы. Упражнения в синтаксическом разборе словосочетаний; простых и сложных предложений. Коллективное составление таблицы «Способы выражения подлежащего» и «Виды сказуемого». Практикум по анализу примеров. Микроисследования в группах; тренировочные упражнения, тренировочные и контрольные тесты. Раздел 3. Лекционно-практические занятия; индивидуальные микроисследования, составление опорных таблиц и схем. Практикум по анализу текста. Раздел 4. Семинар. Практикум. Проверочная работа. Формы учебной деятельности Лекции, микроисследования в группах, практикум по анализу текста, составление таблиц и алгоритмов, практическая работа по текстам художественной литературы. Виды контроля Синтаксический разбор простого и сложного предложения, лингвостилистический анализ текстов, подбор текстов для анализа, сообщения по результатам групповой работы, составление алгоритма анализа поэтического и прозаического текстов, творческие и контрольные работы. Список литературы 1. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М., 1979. 2. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983. 3. Данилова Л.Г., Станькова А.А. Русский язык. Тесты и задания для поступающих в вузы. – М., 1997. 4. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И.Львова и др. – М., 2004. 5. Современный русский язык: Учебное пособие для сткдентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткин и др.; Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. 6. Фёдоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М. 1972. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)