РП Элективный курс Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации 11б

Пояснительная записка
Согласно Стандарту полного общего образования по русскому языку, изучение предмета
должно способствовать углублению знаний о языке, в частности – о его устройстве;
совершенствованию лингвистической и языковой компетентности (умению анализировать
синтаксические структуры языка, грамотно оформлять их с помощью знаков препинания на
письме); формированию пунктуационных навыков; овладению некоторыми формами учебнопознавательной деятельности.
Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также
система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису,
будет способствовать совершенствованию и углублению умений и навыков учащихся в данной
области, их обобщению и систематизации, а также более основательной подготовке к
выпускному экзамену.
Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм
аттестации, а традиционная система уроков в 10-11 классах не ориентирована на подготовку
к ЕГЭ, то содержание этой программы – стремление организовать работу так, чтобы
совместить традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть
отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ.
Программа учитывает специфику КИМов и рассматривает наиболее сложные случаи в
орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.
При разработке данной программы были учтены изменения в предъявлении части С на
едином государственном экзамене по русскому языку, именно поэтому особый акцент сделан на
отработке навыков анализа исходного текста. Опыт участия в ЕГЭ показал, как важно
научить учащихся конкретным приёмам создания сочинения-рассуждения. Для проведения
практических занятий программа предусматривает учебно-тренировочные упражнения,
которые помогут учащимся различными способами смоделировать вступление, основную
часть, заключение, способы выражения личностной позиции.
Целью предлагаемого курса является углубление и систематизация знаний в области
синтаксиса, осмысление учащимися особенностей функционирования в художественном
тексте единиц различных языковых уровней.
Курс призван решить ряд задач:
¤ обобщить и углубить базовые знания по синтаксису;
¤ систематизировать правила пунктуации;
¤ совершенствовать пунктуационные навыки учащихся;
¤ обеспечить овладение приёмами лингвостилистического анализа
художественного текста;
¤ развить навыки лингвистического микроисследования;
¤ способствовать воспитанию любви и бережного отношения к родному
языку;
¤ создать условия для освоения учащимися новых форм познавательной
деятельности.
В результате изучения курса учащиеся познакомятся с более сложными случаями
орфографии и пунктуации, с выразительными возможностями русской речи; научатся
анализировать синтаксические структуры языка, грамотно оформлять их на письме, чутко и
адекватно воспринимать язык художественного произведения; более основательно
подготовятся к выпускному экзамену по русскому языку.
Курс рассчитан на одир года обучения (10-11 классы) из расчёта 2 час в неделю или на
один год (11 класс) из расчёта 2 часа в неделю; может быть рекомендован для учащихся
гуманитарного профиля.

Учебно-тематический план
№
п/п
1

2

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Роль пунктуации в письменном общении.
Принципы и функции русской пунктуации.
Трудные вопросы постановки знаков препинания.
ПУНКТУАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С
РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Нормативное построение словосочетаний и
предложений различных типов. Интонационное
богатство русской речи.
Систематизация сведений о пунктуации
простого осложнённого предложения. Виды
синтаксического разбора. Трудные случаи
согласования подлежащего и сказуемого.

Количество часов
теория практика всего
2

2

4

2

3

5

2

4

6

5

7

1

2

5

6

2

2

2
Систематизация сведений о видах сложного
предложения и пунктуация в них.
1
Синтаксическая синонимия и её роль для
создания выразительности речи.
1
Анализ синтаксической структуры и средств
выразительности художественного и
публицистического текстов.
_
Тестовая работа по теме «Пунктуация в
предложениях с разными видами связи».
3

ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Текст как результат употребления языка. Язык
художественной литературы. Источники
богатства и выразительности русской речи.

1

2

3

Изобразительно-выразительные возможности
морфологических и синтаксических конструкций.

1

3

4

1

6

7

1

5

6

Анализ художественного текста.
Основные виды тропов, их использование
мастерами художественного слова. Анализ
стихотворного текста.
Практическая работа. Анализ художественно-

языковой формы произведения русской
классической литературы.
Тестовая работа по теме «Функциональные
стили речи».
4

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Последовательность лингвостилистического
анализа.
Итоговая работа. Лингвистический анализ
текста.

6

6

-

2

2

1

4

5

-

2

2

9

67

Содержание курса
Раздел 1. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы. Словосочетание, простое
предложение, сложное предложение.
Назначение и принципы русской пунктуации. Знаки препинания – средства выражения
мысли. Опора на смысл, интонацию и структуру предложения. Функции знаков препинания
(разделительные и выделительные знаки). Вариативные знаки препинания.
Раздел 2. ПУНКТУАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Виды словосочетаний. Характеристика простого предложения по цели высказывания;
эмоциональной окраске; характеру грамматической основы (двусоставное – односоставное);
наличию необходимых членов предложения (полное – неполное); наличию второстепенных
членов предложения (распространённое – нераспространённое); Простое предложение,
осложнённое обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами. Причины
обособления. Выделение обособленных членов запятыми и тире. Уточняющие члены
предложения. Сложные предложения – союзные и бессоюзные. Союзные – сложносочинённые и
сложноподчинённые. Сложные предложения с разными видами связи.
Способы выражения подлежащего. Составное глагольное и составное именное сказуемое.
Односоставные предложения, их виды: назывные; неопределённо-личные, определённоличные и безличные. Способы выражения главного члена в них.
Предложения с разрывом синтаксических связей. Обращения, распространённые
обращения, знаки препинания при них. Вводные слова и словосочетания, их основные группы по
значению, знаки препинания. Вводные предложения, вставные конструкции и выделение их на
письме.
Явление однородности в русском языке, синтаксическая синонимия и её роль для создания
выразительности речи.
Раздел 3. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Текст как результат употребления языка. Признаки и свойства текста. Его
стилистическая, типологическая и жанровая принадлежность. Специфика художественного и
публицистического текстов.

Языковые средства художественной изобразительности. Лексическое богатство
русского языка (стилистическое использование многозначных слов; синонимы и в
художественном тексте; использование изобразительных возможностей переносного значения
слова; тропы и фигуры речи). Изобразительные ресурсы русского словообразования.
Морфологические средства выразительности русской речи (стилистическая роль имён,
местоимений и наречий; глагол и его особые формы в художественном тексте; служебные
части речи; междометия). Синтаксическое богатство русского языка (экспрессивное
использование предложений разных типов; период; синтаксические фигуры).
Раздел 4. ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Лингвостилистический анализ художественного текста. Сочетание возможностей
различных языковых уровней в средствах изобразительности.
Связь тропов и фигур с лексическим и грамматическим уровнями. Многоуровневый характер
анафоры и эпифоры. Последовательность лингвостилистического анализа.

Методическое обеспечение
Раздел 1.
Лекции с элементами беседы. Тренировочные упражнения.
Раздел 2.
Лекции с элементами беседы. Упражнения в синтаксическом разборе словосочетаний;
простых и сложных предложений. Коллективное составление таблицы «Способы выражения
подлежащего» и «Виды сказуемого». Практикум по анализу примеров. Микроисследования в
группах; тренировочные упражнения, тренировочные и контрольные тесты.
Раздел 3.
Лекционно-практические занятия; индивидуальные микроисследования, составление
опорных таблиц и схем. Практикум по анализу текста.
Раздел 4.
Семинар. Практикум. Проверочная работа.

Формы учебной деятельности
Лекции, микроисследования в группах, практикум по анализу текста, составление таблиц
и алгоритмов, практическая работа по текстам художественной литературы.

Виды контроля
Синтаксический разбор простого и сложного предложения, лингвостилистический анализ
текстов, подбор текстов для анализа, сообщения по результатам групповой работы,
составление алгоритма анализа поэтического и прозаического текстов, творческие и
контрольные работы.

Список литературы
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М., 1979.
2. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
3. Данилова Л.Г., Станькова А.А. Русский язык. Тесты и задания для поступающих в
вузы. – М., 1997.

4. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные
материалы /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И.Львова и др. – М., 2004.
5. Современный русский язык: Учебное пособие для сткдентов вузов, обучающихся по
специальности «Филология» / П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткин и др.; Под ред.
П.А.Леканта. – М., 2000.
6. Фёдоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М. 1972.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».