Знатоки русского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Знатоки русского языка» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, с использованием методического пособия Л.В. Мищенковой
«Занимательный русский язык».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятийдля учащихся начальных классов. Успешное овладение знаниями в начальных
классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной
формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы
не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка,
раскрыть многие его тайны. В этом случае на помощь приходит факультативный курс
«Секреты русского языка”, являющийся закономерным продолжением урока, его
дополнением.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно
доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения курса в 4-ом классе является
формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни общества;

уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;

понимать необходимость быть носителем правильной речи;

проявлять интерес к изучению родного языка.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,

проговаривать последовательность действий,


высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в
рабочей тетради,

работать по предложенному учителем плану,

отличать верно выполненное задание от неверного,

давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя,

делать предварительный отбор источников информации;

добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя справочники, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя,

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса,

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать,
анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать,

преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:

оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста),

слушать и понимать речь других,

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 4-ом классе являются формирование
следующих умений:

распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;

отличать признаки основных языковых единиц;

различать понятия: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова»,
«архаизмы», «неологизмы»; приводить их примеры;

иметь представление о многообразии речевых ошибок и способах их устранения;

знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто
употребляемых слов и фразеологизмов;

уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие
элементы в логическом ряду;

творчески мыслить при решении кроссвордов, анаграмм, шарад, ребусов,
криптограмм; использовать воображение, фантазию.
Рабочая программа ориентирована на работу с учащимися 10 летнего возраста (4 класс).
Срок реализации: программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Прогнозируемые результаты
Основным инструментарием отслеживания результатов являются листы достижений,
портфолио ученика, участие школьников в олимпиадах, конкурсах на разных уровнях;
участие в интеллектуальных играх. Результаты внеурочной деятельности оцениваются по
трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть
в защищенной,
дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде
ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены,
юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к
поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 4 классе возможно достижение результатов второго уровня и третьего уровня.
Содержание курса
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел
программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.
Предполагается активное освоениекурса в разнообразной индивидуальной и групповой
работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и
дидактическиеигры, работа над проектами). Включение учащихся в разнообразную
деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в
убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства
русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его
изучения ряд взаимосвязанных задач:

обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания
младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного
характера;

уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные
(всеобщие) ценности;

использовать возможности для становления навыков следования научным, духовнонравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания
значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не
только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников,

но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция
заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении
русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил,
выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как
явления национальной культуры.

Тематическое планирование
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

1

И снова о русском языке! Беседа о красоте и
богатстве народной речи. Конкурс на знание
пословиц и поговорок

1

2

Крылатые слова и афоризмы. Беседа о
богатстве лексики русского языка .

1

3

Об именах и фамилиях.Какие бывают имена?
Разнообразие имён и их форм.

1

4

Об именах и фамилиях.Древнерусские имена.

1

5

Игротека. Творческие задания для
формирования орфографической зоркости.

1

6

Дидактические игры, направленные на
развитие познавательного интереса к
русскому языку. Интеллектуальная игра
«Умники и умницы».

1

7

Знакомство с происхождением шарад и
логогрифов. Составление и разгадывание
шарад и логогрифов. Иллюстрирование
словответов

1

8

Слова – антиподы.Их употребление в речи.

1

9

Знакомство с историей изобретения анаграмм
и метаграмм , с авторами, использовавшими в
своем творчестве анаграммы и метаграммы .
Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».

1

10

Работа с примерами (Милан- налим, актёртёрка ).

1

11

Игры на превращения слов: «Буква
заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово
задумано?». Шарады.

1

12

КВН по русскому языку.

1

13

Учимся распознавать речевые ошибки.

1

14

Фразеологизмы. Беседа о фразеологизмах.
Изучение особенностей фразеологических
сочетаний.Обогащение словарного запаса
образными выражениями.

1

15

Фразеологизмы. Беседа о правильном
употреблении фразеологизмов в речи.
Фразеологизмы. Фразеологизмы-синонимы,
фразеологизмы-антонимы.
Вычленение фразеологизмов из речи. Замена
словосочетаний фразеологизмами.
Я не поэт, я только учусь. Беседа о рифмах.

1

19

Работа с загадками. Сочинение собственных
загадок по заданным рифмам. Конкурс
загадок в рисунках.

1

20

Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

1

21

Словесные забавы.Игра «Слова рассыпались»

1

22

Словесные забавы. Игра «Прятки»
Нахождение в составе слов другие слова.

1

23

Словесные забавы.Интеллектуальная игра
«Слово в столбик».

1

24

Словесные забавы.Игра «Да» и «Нет» не
говорите,

1

16
17
18

1
1
1

«чёрный» с «белым» не берите».
25

Словесные забавы. Игра-задание «Продолжи
предложение».

1

26

Словесные забавы.Игра-задание «Назови
лишнее слово».

1

27

Словесные забавы. Шарады.

1

28

Словесные забавы. Игра «О чем я говорю»

1

29

Словесные забавы. Игра « Имена мальчиков и
девочек»
Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о
словарном богатстве русского языка. Игра –
соревнование “Кто больше знает слов на
букву …”

1

30

31-32 “Грамматическое домино”. Скороговорки,

1

2

поговорки

33-34 Ребусы. Занимательные
головоломки.Палиндромы. Игра «Счастливый
случай».

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».