1
Оглавление
№
п/п
Наименование раздела
Стран
ица
1. Целевой раздел
1 Пояснительная записка
1.1 Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
1.2 Цели и задачи внеурочной деятельности.
1.3 Обоснование структуры.
1.4 Объём времени внеурочной деятельности.
1.5 Форма проведения аудиторных занятий.
1.6 Формы и методы.
1.7 Описание материально-технических условий реализации.
2 Учебно-тематическое планирование.
3 Содержание программы.
4 Требования к уровню подготовки учащихся.
4.1 Программное требование.
4.2 Требования к уровню подготовки учащихся.
5 Виды внеурочной деятельности.
6 Планируемых результаты.
7 Календарно-тематическое планирование.
2
1
2
2
2
3
3
3
4
4
5
5
5
5
6
11
1. Пояснительная записка.
1 Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа внеурочной деятельности «Страна Ульчия» разработана
на основе программы по внеурочной деятельности Дечули Надежды
Павловны
на
основе
и
с
учётом
федерального
государственного
образовательного стандарта начального образования (ФГОС НО). Учебная
программа, представляющая информацию о дисциплине «Мой родной
край», является одним из источников оценки качества преподавательской
деятельности в области дополнительного образования. Данная учебная
программа – это нормативный документ, определяющий оъём, порядок,
содержание
изучения
и
преподавания
данной
дисциплины,
основывающейся на типовой программе по предмету «Мой родной край».
Географическая (природная) среда территории Ульчского района с
разнообразием флоры и фауны во многом предопределила своеобразие
исторического развития коренного населения, особеннсти его хозяйства,
быта и культуры. Ульчи прошли сложный путь развития, они имели свою,
богатую
событиями,
историю,
создали
своеобразную
экономику,
культуру,быт и внесли собственный, оригинальный вклад в общую
сокровищницу человеческой культуры. Ульчи сохранили в своей культуре
многовековые традиции, эстетические представления, которые идут из
глубины древности и на основе древних этнических традиций создали
своеобразный
фольклор,
красочное
орнаментально-декоративное
прикладное искусство, полное обаяние и народной мудрости легенды,
сказки предания. Вся жизнь ульчей, их быт были пронизаны стремлением к
прекрасному. Через образы фольклорного танца наглядна вся мудрость,
красота, уникальность ульчского народа и всё это развивает в детях
3
кругозор,
компетентность,
толерантность.
А
одной
из
важнейших
составляющих духовного эстетического воспитания личности является
осознание ребёнка себя человеком родной культуры.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на
4 года
обучения. Программа «Страна Ульчия» обусловлена образовательными
потребностями
конкретной
категории
учащихся.
Это
объективная
заинтерисованность в определённых образовательных услугах детского
школьного
контингента.
К
числу
наиболее
актуальных
вопросов
дополнительного образования относятся такие, как создание условий для
такой деятельности, которая позволила бы:
- выявить и развить личные качества ребёнка, его одарённость через
познание истории своего народа;
- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным,
эмоционально-психологически комфортным содержанием;
- помощь организовать ребёнку здоровый образ жизни;
- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;
- приобщить к культурным ценностям фольклорного наследия.
Увлечение этнографией знакомит детей с сокровищницей народного
творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным
ценностям. Рабочая программа «Страна Ульчия» способствует разрешению
этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.
2. Цель и задачи.
Главной целью является – создание условий для изучения учащимися
истории своего народа, особенности его хозяйства, быта, и культуры,
многовековые традиции, мировозрения и верования.
Исходя из главной цели, решаются задачи:
4
1. Развитие творческой личности ребёнка, формирование интереса к
истории и культуре своего народа;
2. Формирование самосознания и самоидентификации ребёнка, как
представителя своего народа через проектную деятельность;
3. Формирование художественного вкуса учащихся посредством
ознакомления с особенностями художественной литературы, малых жанров
и декоративно-прикладного искусства ульчей, а так же участие в
инсценировках, олимпиадах, конкурсах, викторинах, выставках, концертах
и т.д.;
4.
Формирование
необходимых
навыков,
трудолюбия,
целеустремлённости, самодисциплины, через приобретение первичных
навыков при изготовлении изделий из бересты, рыбьей кожи и изделий с
вышевкой.
3. Обоснование структуры.
Обоснованием
структуры
прогрммы
являются
ФГОС
НО,
отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Данная программа направлена на обучение детей начального общего
образования, как одна из форм развития социальной активности и
творческих способностей.
Количество детей варьируется и не должно превышать 10 человек.
4. Оъём времени внеурочной деятельности, предусмотренный на
реализацию программы « Страна Ульчия»
Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное
время с детьми 6,6 – 11 лет (начальная школа)
Занятия продолжительностью 35-45 мин проводится 1 раз в неделю
по 2 часа.
5
В 1 классе – 36 часов.
Во 2 классе – 68 часов.
В 3 классе -68 часов.
В 4 классе – 68 часов
Всего за курс изучения 68 часов.
5. Форма проведения аудиторных занятий:
Групповая,
мелкогрупповая,
индивидуальная,
по
парам,
рекомендуемая продолжительность урока – 35 минут.
Мелкогрупповые и индивидуальные формы обучения позволяют
преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность,
эмоционально-психологические способности.
6. Формы и методы.
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
используются следующие методы:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный;
- практический;
- аналитический (сравнения и обобщение, развитие логического
мышления);
-
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
художественных впечатлений);
- индивидуальный.
Формы организации деятельности учащихся.
6
образов,
создание
Используютсягрупповая и индивидуальная форма, а так же работа с
частью коллектива (мелкогрупповая).
Формы проведения занятий.
- внеурочное занятие;
- беседа.
Методы, используемые при работе:
- Поисковая деятельность учащихся.
7. Описание материально-технических условий реализации ДОП.
Помещение для работы со специализированными материалами
(фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видео зал, библиотека,
интернет-ресурсы)
II. Тематическое планирование. Основные
содержательные линии.
Класс
Название раздела
Количество
часов
1 класс
«Устное народное творчество»
«География Ульчского района»
«Этнические процессы»
«Этнический состав»
«Хозяйство ульчей»
«Материальная культура ульчей»
«Духовная культура ульчей
Итоговое занятие
4
3
2
3
8
9
6
1
Итого
36
2 класс
«Фольклор»
«История изучения ульчей»
«Этнические процессы»
«Этнический состав»
«Хозяйство ульчей»
7
6
6
4
4
12
«Материальная культура ульчей»
«Духовная культура ульчей»
Итоговое занятие
18
17
1
68
3 класс
«Фольклор»
«Общественные и семейные
отношения,
социальные
и
культурные процессы»
«Этнические процессы»
«Этнический состав»
«Хозяйство ульчей»
«Материальная культура ульчей»
«Духовная культура ульчей»
Итоговое занятие
6
6
4
4
12
18
17
1
68
4 класс
«Фольклор»
«Общественные и семейные
отношения,
социальные
и
культурные процессы»
«Этнические процессы»
«Этнический состав»
«Хозяйство ульчей»
«Материальная культура ульчей»
«Духовная культура ульчей»
Итоговое занятие
6
6
4
4
12
18
17
1
68
III. Требования к уровню подготовки учащихся
1. Програмное требования
Чтобы определить ожидаемый результатв подготовке учащихся, надо знать, с
чем они пришли в школу (стартовый контроль) и что получили на выходе
(итоговый контроль). Ожидаемый результат должен предполагать развитие
способностей, улучшение показателей исполнительного мастерства, участие в
концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах. В программе, рассчитанной более,
чем на год, разработаны программные требования, обусловленные конкретными
задачами.
2. Требования к уровню подготовки учащихся:
8
Должны иметь представление:
- об истории своего народа;
Знать:
- историю ульчского района;
Понимать и разбираться:
- в духовной и материальной культуре своего народа;
- в религиозных верованиях и обрядах ульчей и соседних народностей.
IV. Виды внеурочной деятельности.
- игровая деятельность;
- позновательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристко-краеведческая деятельность.
Яркими диагностиками качествами занятия становятся:
- увлечённость ребёнка общением с художественным, музыкальным
произведением;
- появление потребности высказывать своё мнение, суждение по поводу
увиденного или услышанного, встпупить в диалог с другими детьми.
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей,
приобретение ими определённых знаний, умений и навыков; на формировании
навыков на уровне практического применения.
Основные принципы:
- вариативность программ;
- содержание прграммы доступно для изучения, так как главным принципом её
является принцип «от простого к сложному»:
- программа содержитосновные требования, в которых чётко изложены задачи и
прогнозируемый результат к каждому году обучения. Это помгает направлять и
контролировать подачу нового материала.
- программа предусматривает не только практичские занятия, но и различные
формы работы с детьми, позволяющие создать атмосферу доброжелательности,
сотворчества, модуляция ситуации успеха.
V. Планируемые результаты.
9
Личностные результаты:
Осознать свою этнческую принадлежность через знакомство с
художественной литературой, малыми жанрами, декоративно-прикладным
искусством ульчей, а так же через участие в инсценировках, конкурсах;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Позновательные УУД:
Находить ответы на вопросы в интернет-ресурсах, книжных изданиях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
Слушать и понимать речь других;
Учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Тематическое планирование
1 класс36 ч
№
п/п
1
2
3
1
2
3
Тема занятия
Количество
часов
Раздел 1: «Устное народное творчество»4 ч.
Сказки и предания ульчей.
1
Детские ульчские песни
2
Детские ульчские скороговорки
1
Раздел 2: «География Ульчского района»3 ч.
Место расселения ульчей
1
Природные богатства Ульчского района
1
Климатические условия Ульчского
1
района
10
Дата
План
Факт
1
Раздел 3: «Этнические процессы»2ч.
Расселение и численность ульчей.
2
1
Раздел 4: «Этнический состав»3ч.
Самоназвания и названия ульчей
3
Раздел 5: «Хозяйство ульчей»8 ч.
1
2
3
4
Рыболовный промысел. Обряды. Одежда.
Охотничий промысел. Обряды. Одежда.
Домашнее производство
Способы и средства передвижения.
1
2
3
4
Раздел 6: «Материальная культура ульчей»9 ч.
Жильё и хозяйственные постройки ульчей.
1
Пища и утварь ульчей.
1
Повседневная одежда ульчей.
1
Детская одежда. Украшение и причёска
1
5
6
ульчей.
Праздничная одежда. Ульчский орнамент.
Свадебная одежда. Родовое древо на
свадебном халате.
1
2
3
4
5
6
Родовой состав ульчей. Семейные отношения.
Брак и свадебный обряд.
Рождение и воспитание детей.
Язык и фольклор.
Мировозрение и верование.
Шаманизм. Погребальная, шаманская одежда
ульчей.
1
3
3
1
1
2
3
Раздел 7: «Духовная культура ульчей»6 ч.
1
1
1
1
1
1
Раздел 8: Итоговое занятие1 ч.
Итоговое занятие
1
Тематическое планирование
2 класс68 ч
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Раздел 1: «Фольклор»6ч.
1
2
3
1
2
3
Сказки, легенды, мифы ульчей.
Ульчские песни
Пословицы, скороговорки
2
3
1
Раздел 2: «История изучения ульчей»6ч.
Место расселения ульчей
2
Первые исследователи.
2
Ульчская культура.
2
Раздел 3: «Этнические процессы»4 ч.
11
Дата
План
Факт
1
Расселение и численность ульчей.
1
Раздел 4: «Этнический состав»4ч.
Самоназвания и названия ульчей
4
Раздел 5: «Хозяйство ульчей»12 ч.
1
2
3
4
Рыболовный промысел. Обряды. Одежда.
Охотничий промысел. Обряды. Одежда.
Домашнее производство
Способы и средства передвижения.
1
2
3
4
5
6
Жильё и хозяйственные постройки ульчей.
Домашний быт.
Одежда ульчей.
Украшение и причёска ульчей.
Ульчский орнамент.
Родовое древо на свадебном халате.
1
2
3
4
5
6
1
4
4
4
2
2
Раздел 6: «Материальная культура ульчей»18 ч.
2
2
2
2
4
6
Раздел 7: «Духовная культура ульчей»17 ч.
Родовой состав ульчей. Семейные отношения.
2
Брак и свадебный обряд.
3
Шаманская одежда.
3
Язык и фольклор.
3
Процесс формирования народов
3
Магическая сила шамана.
3
Раздел 8: Итоговое занятие1ч.
Итоговое занятие
1
Тематическое планирование
3 класс68 ч
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Дата
План
Факт
Раздел1: «Фольклор»6ч.
1
2
3
1
2
3
«Булавинское наследие» - мифы, легенды.
Ульчские песни
Первые ульчские писатели.
2
3
1
Раздел 2: «Общественные и семейные отношения, социальные и
культурные процессы»6 ч.
Общественные отношения.
2
Семейные отношения.
2
Брак и свадебные обряды.
2
12
1
Раздел 3: «Этнические процессы»4ч.
Расселение и численность ульчей.
4
1
Раздел 4: «Этнический состав»4ч.
Самоназвания и названия ульчей
4
Раздел 5: «Хозяйство ульчей»12ч.
1
2
3
4
Рыболовный промысел. Обряды. Одежда.
Охотничий промысел. Обряды. Одежда.
Домашнее производство
Способы и средства передвижения.
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
4
4
2
2
Раздел 6: «Материальная культура ульчей»18 ч.
Жильё и хозяйственные постройки ульчей.
2
Домашний быт.
2
Одежда ульчей.
2
Украшение и причёска ульчей.
2
Ульчский орнамент.
4
Родовое древо на свадебном халате.
6
Раздел 7: «Духовная культура ульчей»17ч.
Родовой состав ульчей. Семейные отношения.
2
Брак и свадебный обряд.
3
Шаманская одежда.
3
Язык и фольклор.
3
Процесс формирования народов
3
Магическая сила шамана.
3
Раздел 8: Итоговое занятие1ч.
Итоговое занятие
1
Тематическое планирование
4 класс68 ч
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Дата
План
Факт
Раздел1: «Фольклор»5 ч.
1
2
3
1
2
3
«Булавинское наследие» - мифы, легенды.
Ульчские песни
Первые ульчские писатели.
2
3
1
Раздел 2: «Общественные и семейные отношения, социальные и
культурные процессы»6ч.
Общественные отношения.
2
Семейные отношения.
2
Брак и свадебные обряды.
2
13
1
Раздел 3: «Этнические процессы»4ч.
Расселение и численность ульчей.
4
1
Раздел 4: «Этнический состав»4ч.
Самоназвания и названия ульчей
4
Раздел 5: «Хозяйство ульчей»12 ч.
1
2
3
4
Рыболовный промысел. Обряды. Одежда.
Охотничий промысел. Обряды. Одежда.
Домашнее производство
Способы и средства передвижения.
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
4
4
2
2
Раздел 6: «Материальная культура ульчей»18 ч.
Жильё и хозяйственные постройки ульчей.
2
Домашний быт.
2
Одежда ульчей.
2
Украшение и причёска ульчей.
2
Ульчский орнамент.
4
Родовое древо на свадебном халате.
6
Раздел 7: «Духовная культура ульчей»17ч.
Родовой состав ульчей. Семейные отношения.
2
Брак и свадебный обряд.
3
Шаманская одежда.
3
Язык и фольклор.
3
Процесс формирования народов
3
Магическая сила шамана.
3
Раздел 8: Итоговое занятие1 ч.
Итоговое занятие
1
VI. Используемая литература.
1. История и культура ульчей в XVII – XXвв. Историкко-этнографические
очерки. – Санкт-Петербург, «Наука», 1994. – 177с.
2. С.Ф. Барабанова. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как
историко-этнографический источник. – М.: Наука, 1979, - 144с.
3. Танцы народов Севера /Сост. М.Я. Жорницкая. – М.: Сов. Россия, 1988. –
128с.: ил., ноты. – (Б-ка «В помощь худож.Самодеятельности» «15).
4. Танцы Хабаровского края./Сост. Демина М.М. – Хабаровск,: Хабаровское
книжное издательство, 1979. – 88с., ноты.
14
5. Традиционная национальная культура дальневосточных этносов: Сборник
исследовательских работ учащихся учреждений общего и дополнительного
образования Хабаровского края /Сост. А.С Киле, С.П. Мохова. Хабаровск:ХК
ИППК ПК, 2006. – 85С.
6. Чайка над Амуром. Репертуарный сборник. /Сост. Т.Ф. Петрова-Бытова. –
Хабаровск.: Хабаровское книжное издательство, 1976. – 127с., ноты.
7. Чадаева А. Национальная игрушка: Очерки о древних предках детской
игрушки народностей Чукотки и Приамурья. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1986ю –
96с.
8. Этноспорт народов Севера Приамурья и Сахалина : Книга для учителя : учеб.
пособие / В.И. Прокопенко. - : Хабаровск : Дальневосточный издательский центр
«Приамурские ведомости», 2015. – 264с.: ил.
15
16